Здавалка
Главная | Обратная связь

Интерес и интересы.



У понятия «интерес» есть 2 основных значения. Первое означает определенное эмоциональное состояние. Второе – стремление к определенному состоянию (типа потребности) - отношение к предметам и явлениям действительности, обладающих для индивида определенной значимостью. Значимость может быть положительного знака, тогда интерес приобрести или сохранить, или отрицательного – избежать или устранить. Второе понятие возникло значительно раньше и поначалу отношения к психологии не имело.

На первый взгляд понятия отражают совершенно разные категории, что привносит некоторую путаницу в коммуникации. Хотя то, что большинство людей устраивает такая размытость терминов легко объяснимо – в контексте обычной жизни определенности достаточно. Эмоция - это понятно, ее все знают т.к. хоть изредка испытывают. И «мои интересы» тоже вроде понятно. Но если приходится сознательно разбираться со своей высшей мотивацией, желательно понимать почетче. Более точное понимание нужно для отделения зерен от плевел. Чтобы, пройдя долгий и тернистый путь к успеху, не лупать в непонятках глазами - «а чего это мне не приносит удовольствия то, к чему я стремился?» Я такое видел воочию.

Все дело в том, что под общепринятым понятием интересы-потребности скрываются две разные ветви. Если оставить пока интерес-эмоцию в покое, то интересами в общем виде будет все то, что человеку устойчиво (в этом жизненном периоде) хочется. Устойчиво человеку хочется всего, что определяется его потребностями, как первичными, так и вторичными. И если все относящееся к чистому выживанию к интересам не причисляют, то потребности повыше как раз оно.

Теперь ветви по отдельности. Возьмем к примеру потребность в уважении. Любой человек нарабатывает набор способов для ее удовлетворения, общение с некоторыми подходящими для этой цели людьми, завоевание определенного статуса в обществе, на работе, статуса эксперта на форуме или еще как. Наиболее удовлетворяющие и более-менее стабильные способы становятся его интересами. Интерес заключается в стремлении сохранить свой статус, а возможно и повысить его. И в меру сил и возможностей индивид будет этот интерес защищать. Назовем эту ветвь практическими интересами.

Но почти у каждого человека есть занятия, которые невозможно напрямую отнести к удовлетворению любой из практических потребностей. Этот феномен уже давно замечен и неплохо изучен. Причины такой «бесполезной» деятельности не имеют однозначного толкования, но факт феномена налицо – люди много времени тратят практически необоснованно. Причем занимаются такими занятиями люди увлеченно, заставлять их не нужно. Устойчивые формы таких занятий так же становятся интересами человека. Эту ветвь интересов назовем отвлеченными интересами.

В этих двух ветвях, одинаково называемых интересами, есть и сходство и различие. Различие в первую очередь в том, что в первом случае деятельность носит чисто практический характер. Человек заинтересован не в самом процессе, а в итоговых результатах. Во втором случае интерес прямой и направлен исключительно на сам процесс и отвлечен от результата. Цели в таких случаях могут быть незначимы, слабо осознанны, размыты до полной абстракции или притянуты к процессу искусственно. Искусственное притягивание целей полезно для упорядочивания интереса, укладки его в стабильную форму, придающую процессу смысл и позволяющую отслеживать развитие. Но далеко не любую цель можно притянуть к данному интересующему процессу.

Сходным между ветвями интересов будет то, что в обоих случаях может сопровождаться интересом-эмоцией. Проявляет эмоция себя по-разному, но я считаю, что есть общий принцип. Во-первых, интерес-эмоция есть индикатор того, что человек сейчас занимается своей деятельностью, именно той, которая ему сейчас нужна не с точки зрения долга или сознательных решений, а как собственное желание.

Во-вторых, интерес будет только тогда, когда деятельность приносит хоть какие то плоды, пусть даже и мнимые. Совершенно не важно человек действительно продвигается к цели или ему так только кажется. Верит, что двигается в нужном направлении – есть интерес, не туда или застой – интерес пропадает. Причем пропадает интерес-эмоция, а интерес-потребность остается. Правда, когда долго не получается, то и интерес-потребность тоже может пропасть – устойчивая форма рассыпалась. Акцентирую внимание – для того, чтобы было длительно интересно, нужен не только интересный процесс, но должно и получаться, т.е. человек должен видеть-чувствовать развитие по вектору цели. Даже если ясной цели и нет, все равно развитие должно ощущаться.

По этим двум признакам сходны практические и отвлеченные интересы. Весьма возможно, что такое деление условно и вызвано взглядами на один и тот же процесс с разных сторон. В некотором пределе, при идеальной настройке деятельности на истинную внутреннюю мотивацию, такое деление может исчезнуть. Но как бы там ни было, в реальной жизни в большинстве случаев можно определить доминирование той или иной схемы. Поэтому я и склонен придерживаться такого деления.

Практические интересы почти всегда насыщаемы, что означает существование определенного предела наращивания результатов, выше которого наши «внутренности» сигнализируют - «хватит». Исключения составляют случаи гиперкомпенсаций. Основными сигналами в первую очередь будут - пропаданием интереса-эмоции и появление лени к этому занятию. При этом интерес на сохранение обычно остается, но поддержание становится скучной рутиной. Хочется чего-то другого. Причиной этого «хочется» и является пропадание нужных эмоциональных состояний, необходимых человеку. Удовольствия получает мало, но терять страшно.

Часть отвлеченных интересов также насыщаемы. Их называют неустойчивыми интересами. У детей обычно преобладают именно такие – сегодня интересно рисовать, а завтра по деревьям лазить. Кроме положительных эмоций и накопления разнообразного несистемного опыта такие интересы больше никакой полезной нагрузки не несут. По мере взросления бытовые и статусные вопросы постепенно начинают конфликтовать с такими мелкими интересами и последние отходят на второй, а то и на третий план. И если нет адекватной замены таким мелким эмоциональным удовольствиям, то жизнь становится значительно скучнее.

Но у большинства людей существуют устойчивые отвлеченные интересы. Этот вид практически не насыщаем. Интерес-эмоция всегда сопровождает занятие «этим», пока форма занятия соответствует самому интересу и есть хоть малейшее развитие. Строго говоря, сами интересы такого вида остаются актуальны всегда, изживать себя могут лишь формы развития. Вот вопрос только развития чего? Не знаю. Может есть у человека некое высшее предназначение, а может феномен устойчивых отвлеченных интересов есть побочный эффект от переизбытка энергии. Но как обстоят дела «на самом деле» не важно для самого человека. Важно, что так есть, и что интерес-эмоция куда-то этого человека ведет. Вот это «куда-то» и есть некая высшая цель, поддающаяся осознанию лишь частично. Так зачем сопротивляться, когда можно непрерывно жить в удовольствие, да еще имея хорошие шансы сотворить великое?

Я предыдущий абзац начал словами «у большинства людей». Означает ли это, что существуют люди, у которых нет устойчивых отвлеченных интересов? Вот тут то многие и задумались, «а как у меня»? Не попадаю ли я в такое «меньшинство»? Вообще то определение «большинства» и «меньшинства» имеет очень относительный характер. Я здесь определяю «большинство» по потенциалу, а не по явно видимым факторам. Я считаю, что такие устойчивые интересы в потенциале (может закопанные где-то там, в глубине), есть практически у всех. А вот с интересами уже актуализированными, в виде более-менее осознанных направлений, ситуация значительно похуже. И даже у тех людей, которые не имеют устойчивых интересов даже в потенциале, когда интересно многое, но коротко, это быстро меняющее «многое» всегда можно объединить в некий мета-интерес. Тогда такой мета-интерес и станет для них тем устойчивым отвлеченным интересом, вектором развития в рамках самых высших потребностей.

Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы. За реальными интересами всегда стоят те или иные экзистенциальные цели. Цели выражаются в различной степени практичности и осознанности в зависимости от того, от каких потребностей они исходят. Интерес-эмоция всегда отражает оценку продвижения к таким целям. Делаем и получается – есть интерес. Быстро получается – энтузиазм. Топчемся на месте – скука. Откатываемся назад – злость или разочарование. Можно назвать интерес-эмоцию индикатором оправдывающихся высших ожиданий. Оправдывающихся, но еще не оправданных до конца. В конце «пути» будет кратковременная радость – и начинай сначала.

Переживание интереса-эмоции есть потребность и норма для любого человека. Можно считать переживание интереса высшей потребностью. Или, поскольку интерес всегда сопутствует развитию в рамках неких целей, можно считать развитие в определенном направлении потребностью, а сам интерес индикатором правильности развития. В любом случае человек нуждается в том, чтобы постоянно куда-то двигаться и регулярно переживать интерес. Сугубо практические интересы, даже если они стабильные и очень важные (уважение, статус), для стабильности не годятся из-за своей насыщаемости. Интерес сохранить заработанное непосильным трудом остается, привычка достигать тоже, а внутренней цели наращивать уже нет - становится скучно. И пытаясь наращивать в этом направлении еще больше, человек наталкивается на собственную вялость – нет мотиватора в виде эмоции.

Все интересы имеют право на жизнь и значимы. И одними «высшими», «особо человеческими», «творческими» идеалами пока не проживешь. Недавно перечитывал старую фантастику известного «коммунистического» писателя Ивана Ефремова. Несмотря на насыщенность его произведений восхвалением коммунистического формата, я считаю его талантливым писателем и очень хорошим философом и психологом. В его книге «Час быка» коммунистически продвинутые земляне фактически живут только своими высшими устойчивыми отвлеченными интересами. Практические интересы существуют только у общества в целом, а каждый отдельный человек просто выбирает деятельность «по душе». Корм, защита мест обитания, иерархическая борьба и тому подобные «слабости» их не волнуют. Все красиво, и что самое главное, непрерывно интересно! Устойчивые интересы выявляются и формируются в детстве. А «приклеивание» их к реальной практической деятельности происходит в отрочестве. А дальше человек всю жизнь занимается любимым делом не озабоченный всякой «мелочной» фигней.

Утопия такого устройства социума в том, что наша психика пока еще устроена не так. И практические интересы не могут быть просто отброшены или заменены «высшими идеалами». Не выйдет. Любой человек пропитан иерархической борьбой и стремлением к благам, хочется ему это или нет. И исходить надо из этой данности без идеализаций духовности и высшей сути. Без идеализации, но не без самой духовности и высших потребностей, чтобы они не означали. Я считаю, что именно устойчивые отвлеченные интересы должны быть наиболее значимой и неотъемлемой частью реальной жизни каждого человека. Иначе будет скучно, страшно или тревожно (кому как «повезет» с обстоятельствами), особенно во второй половине жизни.

Теперь возникает вопрос о практической организации жизни в соответствии с этой концепцией. В идеале, применительно к любому набору интересов форм деятельности можно придумать множество. Но в реальности ресурсы человека ограничены, и в первую очередь время. Поэтому эффективным становится не распыление на кучу мелких и неустойчивых интересов, а концентрация на нескольких устойчивых и достаточно сильных. Практическим идеалом тогда будет интеграция их всех в одно практическое направление. Совсем все «собрать в кучу» обычно не получается, но наиболее значимые реально. И необязательно все сразу интегрировать, можно и постепенно их «подгребать».

Учитывая различие, а порой и противоречие интересов, в такой интегрированной системе всегда должна быть четкая система приоритетов. В нашем случае это будет означать следующее – выбор главного из интересов, вокруг которого и выстраиваются все остальные. Это важно т.к. от выбора зависят результаты всей системы. Рассмотрим несколько подходов.

Наше социальные нормы рекомендуют на первое место ставить морально одобряемые практические интересы, такие как деньги, уважаемый социальный статус, сексуальную привлекательность и т.п. А отвлеченными интересами (баловством короче) заниматься в «свободное от работы время». Такой подход в современной западной морали соответствует понятию «серьезного человека». Времени «свободного от работы» обычно не хватает, поэтому «работники» проводят «интеграцию» мелких интересов «втихаря». А владельцы бизнеса либо просто работают меньше времени, либо открыто интегрируют, переключаясь с решения бизнес задач на «баловство» и обратно. На самом деле это не интеграция, а просто разделение времени, что допустимо, но крайне неэффективно. Постоянное противоречие, разрешаемое только силой воли и привычками.

Реальной интеграцией будет присвоение одному сильному ОТВЛЕЧЕННОМУ устойчивому интересу или группе таких интересов высшего приоритета. Практические интересы уже интегрируются в систему как вторичные и могут меняться по ходу развития. В советах по бизнесу такой вариант часто звучит примерно так – «занимайтесь тем, что вам нравится». Наградой при таком подходе будет высокая энергичность, энтузиазм и как следствие высокая скорость достижений. В сленговых выражениях такое состояние души можно описать как «прет» и «кураж». Хочу еще раз четко акцентировать – здесь высший приоритет у отвлеченных, а не у практических интересов. Иначе в ситуациях конфликта интересов, выбор будет падать в сторону «хлеба насущного» и постепенно выйдет «как всегда». Круто, но скучно. Исключения бывают, но редко.

Несмотря на то, что практические интересы имеют второстепенное значение, значимость их для общего результата высока. Особенно некоторых видов таких интересов. Обычно их называют амбициями. Из наиболее полезных можно выделить стремление к власти и стремление к славе. И то и другое есть у каждого человека, но степень выраженности разная. Оттуда и разные амбиции. Интегрируясь с просто интересной деятельностью, именно эти интересы и определяют конкретные цели, величину этих целей и косвенно скорость продвижения. Включение таких «меркантильных» векторов в общую систему крайне необходимо для серьезных результатов.

Слава и власть это разные направления, чаще всего слабо совместимые в одном лице. Как говорил карликовый товарищ Туранчокс, фактический хозяин целой планеты (фильм «Через тернии к звездам») - «настоящая власть должна быть тайной». И это всегда есть так – большинство президентов разных стран не есть реальные властители, какую бы лапшу не вешали лохам по телевизору. Их основной функционал пиар, навешивание этой самой лапши своим согражданам (внутренний пиар) и деятелям других стран (внешний пиар). Реальная же власть осуществляется за их спиной. К тому же она редко сконцентрирована в одних руках, а имеет распределенный характер. Так что Вам, друг мой, желательно определится в своих стремлениях к власти и славе и ставку делать на более сильное направление. Можно и на оба, если оба достаточно сильны, но все же быть готовым к вероятному выбору в дальнейшем.

Более слабые практические интересы, такие как стремление к дружескому общению, сексуальные достижения, стремление помогать людям и т.п. тоже полезно интегрировать при их обнаружении. При правильной интеграции они тоже дают хороший практический эффект. Еще более мелкие и локальные интересы практического эффекта обычно дают мало, но их интеграция дает экономию времени и энергии для главного направления.

Хочу упомянуть еще об одном сильном стремлении почти у всех людей – стремление к комфорту, стабильности, достатку. Часто это выражается в стремлении к деньгам. И похоже на амбиции. Такое стремление может быть по силе сравнимо с властью или славой и стоило бы его поставить в тот ряд. Но это не верно. Стремление к достатку и деньгам на самом деле является анти-амбицией, хотя на первых порах очень похоже на настоящую. Дело в том, что здесь целью является успокоение, переход в благостное низкоэнергетическое состояние. Защищенное. И такое стремление основано на страхах, а не на амбициях. Если у вас превалирует именно это стремление, впору задуматься, а стоит ли его плотно интегрировать с Главным Интересом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.