Здавалка
Главная | Обратная связь

Гриф конфиденциальности документа



 

Своевременное установление грифа конфиденциальности сведений, подлежащих включению в будущий документ, является одним из основных элементов защиты документированной информации, позволяющим обеспечить относительно надежную безопасность секретов фирмы.

 

В основе присвоения документу грифа конфиденциальности должны лежать: перечень конфиденциальных сведений фирмы, требования партнеров, условия контрактов, а также перечень ценных и конфиденциальных документов фирмы. Руководители фирмы и структурных подразделений, филиалов фирмы имеют право присваивать гриф конфиденциальности любому разрешенному для издания, но не включенному в перечень документу, если это не противоречит действующему законодательству. Система грифования (маркирования) документов не гарантирует сохранность информации, однако позволяет четко организовать работу с документами и, в частности, сформировать систему доступа к документам персонала.

 

Гриф конфиденциальности или гриф ограничения доступа к традиционному, машиночитаемому или электронному документу представляет собой реквизит (элемент, служебную отметку, помету, пометку) формуляра документа, свидетельствующий о конфиденциальности содержащихся в документе сведений и проставляемый на самом документе и (или) сопроводительном письме к нему. Грифы ставятся на всех экземплярах документа, учетных и отчетных формах, черновиках, вариантах и копиях, в которых содержится хотя бы один из конфиденциальных показателей.

 

Информация и документы, отнесенные к коммерческой (предпринимательской) тайне, имеют несколько уровней грифа ограничения доступа, соответствующих различным степеням конфиденциальности информации.

 

Первый, массовый уровень - грифы "Конфиденциально", "Конфиденциальная информация". Не следует ставить гриф "Коммерческая тайна", так как грифом обозначается не вид тайны, а характер ограничения доступа к документу.

 

Второй уровень, достаточно редкий - грифы "Строго конфиденциально", "Строго конфиденциальная информация", "Конфиденциально. Особый контроль". Этот гриф присваивается документу лично первым руководителем фирмы, им изменяется или отменяется. Использование и хранение документов с этим грифом также организуется первым руководителем с возможным привлечением секретаря-референта.

 

На документах, содержащих сведения, отнесенные к служебной тайне, ставится гриф "Для служебного пользования", "Служебная информация" или "Не для печати".

 

Гриф ограничения доступа, указываемый на документе, не сокращается по написанию. Под обозначением грифа указывается номер экземпляра документа, срок действия грифа и иные условия его снятия. Гриф располагается на первом и титульном листах документа, а также на обложке дела (тома) в правом верхнем углу. На электронных документах и документах, записанных на любых машинных носителях, гриф обозначается на всех листах. Ниже грифа или ниже адресата могут обозначаться ограничительные пометы типа: "Лично", "Только в руки", "Только адресату", "Лично в руки" и др. При регистрации конфиденциальных документов к его номеру добавляется сокращенное обозначение грифа конфиденциальности, например: N 37к, 89ск, 97дсп.

 

Документы и информация, конфиденциальные в целом, в своей массе (например, документация службы персонала, службы безопасности, документы, отнесенные к профессиональной тайне и т.д.), как правило, не маркируются, потому что в полном объеме обладают строгим ограничением доступа к ним персонала.

 

На ценных, но не конфиденциальных документах может проставляться помета (отметка, надпись, штамп), предполагающая особое внимание к сохранности таких документов. Например: "Собственная информация фирмы", "Информация особого внимания", "Копии не снимать", "Хранить в сейфе" и др. Может ставиться штамп, что данная информация без согласия фирмы не может быть использована в каких-либо коммерческих целях и по миновании надобности должна быть возвращена собственнику. Гриф или штамп обязательно проставляются при направлении конфиденциальной для фирмы информации в государственные учреждения, другие организации и фирмы, которые обязаны держать ее в тайне.

 

Гриф конфиденциальности присваивается документу:

 

- сотрудником фирмы при подготовке к составлению проекта документа;

 

- руководителем структурного подразделения (направления деятельности) или руководителем фирмы при согласовании или подписании документа;

 

- секретарем-референтом при первичной обработке поступающих документов, если конфиденциальный для фирмы документ не имеет грифа ограничения доступа.

 

Изменение или снятие грифа конфиденциальности документа производится при изменении степени ценности содержащихся в нем сведений. Основаниями для этих действий являются: соответствующая корректировка перечней конфиденциальных сведений или документов фирмы; истечение установленного срока действия грифа; наличие события, при котором гриф должен быть изменен или снят (например, опубликование ноу-хау в печати, патентование изобретения и др.); установление факта неправильности присвоения грифа документу.

 

Руководители всех рангов, секретарь-референт и сотрудники фирмы несут персональную ответственность за своевременное и правильное установление, изменение и снятие грифа конфиденциальности. Фактическое изменение или снятие грифа осуществляет должностное лицо, подписавшее (утвердившее) документ, а также первый руководитель фирмы.

 

Процедуры изменения и снятия грифа конфиденциальности с документов фирмы должны быть четко регламентированы. В целях своевременного информирования соответствующих руководителей о необходимости выполнения этих процедур секретарь-референт должен регулярно просматривать учетные карточки или инвентарные описи конфиденциальных документов и выявлять те документы, по которым могут быть изменены характеристики ограничения доступа.

 

При изменении или снятии грифа руководитель (как правило, первый руководитель) делает отметку на самом документе и в сопроводительном письме путем зачеркивания грифа или написания нового, указания основания для выполнения этого действия и проставления подписи и даты. В соответствии с этой отметкой делаются необходимые записи в учетной форме документа. После снятия грифа документ передается в службу открытого делопроизводства фирмы. При необходимости об изменении или снятии грифа конфиденциальности с документа сообщается заинтересованным фирмам и предприятиям.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.