Здавалка
Главная | Обратная связь

О роли установки в формировании аддитивного поведения



Существенная значимость в
формировании аддиктивного поведения
принадлежит и личностным

особенностям. Прежде всего, это относится к формам направленности личности, ее мотивационно-ценностным уровням.

По мнению Ц.П.Короленко и Т.А .Донских (1990) первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки - совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об Объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе ли всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально»; «я могу себя контролировать»; «все; наркоманы - хорошие люди»).

Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-


социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Адциктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление образом Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Все остальное - прежние моральные ценности, интересы, отношения - перестает быть значимым. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения.

Немаловажная роль в формировании аддиктивного поведения принадлежит характерологическим аддикциям. Так, по данным В.Т.Кондратенко (1998) существует определенная зависимость между типами характера и некоторыми видами зависимого поведения. Так, пьянство и употребление наркотиков чаще встречаются при эксплозивной и неустойчивой акцентуации характера, достаточно часто - при эпилептоидной и гипертимной.

Зависимое поведение также может рассматриваться как следствие обсессивного или компулъсивного характеров.

Обсессивность вполне может принимать участие в суицидальном поведении. Компульсивность же, как стереотипное повторение какого-либо действия (даже вопреки желанию личности), непосредственно связана с различными формами аддиктивного поведения. Н.Мак-Вильямс называет пьянство, переедание, употребление наркотиков, пристрастие к азартным играм, покупкам или сексуальным приключениям «разновидностями сугубо вредоносного компулъсивного поведения», выражающееся в склонности к чрезмерной вовлеченности.

Очевидно, нельзя умалять и роль психофизиологических особенностей (нейродинамических особенностей, психических свойств темперамента и др.), которые могут оказывать влияние на индивидуальное своеобразие аддиктивного поведения, его темп, степень выраженности, адаптивность к новым ситуациям, качество настроения и возможность преодоления.


В контексте индивидуальных различий, прежде всего, следует отметить половую избирательность зависимого поведения. Например, пищевая аддикция более характерна для женщин, в то время как гэмблинг чаще встречается у представителей мужского пола. В ряде случаев можно говорить также о действии возрастного фактора. Так, если наркоманией страдают преимущественно лица от 14 до 25 лет, то алкоголизм в целом характерен для более старшего возраста.

Однако, в последнее время алкоголизм существенно «помолодел» до уровня 13-14 лет за счет «пивного» алкоголизма.

В некоторых работах отмечается взаимосвязь между аддиктивным поведением и невротическим развитием личности и нарушенным копинг-стрессом. В первом случае это подтверждается тем, что пищевые и сексуальные аддикции настолько часто сочетаются с невротическими симптомами, что некоторые авторы рассматривают их как психосоматические или невротические расстройства.

Во втором же случае показано, что наркозависимые подростки демонстрируют такие реакции на стресс как уход от решения проблем, отрицание, изоляция.

Обобщая сказанное, большинство исследователей констатируют, что бездуховность, отсутствие смысла жизни, неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя и другие личностные деформации, несомненно, также способствуют формированию зависимого поведения и его сохранению.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.