Здавалка
Главная | Обратная связь

Деятельностные критерии игровой аддиктивности



К числу специфических критериев игровой аддикций можно отнести временные, материальные и частотные показатели. Ю.А.Акопов выделяет следующие семь критериев.

; Общий игровой стаж. Чем он выше,

тем больше зависимость.


Длительность одного сеанса непрерывной игры. А.Ю.Акопов (2004) приводит рекордную для Санкт-Петербурга продолжительность игры, равную 60-ти часам непрерывной, не выходя из казино, игры.

Максимальный проигрыш. Иногда у «крупных» игроков он достигает $ 400000 за вечер. Чем выше проигрыш, тем больше зависимость.

Максимальный выигрыш. Иногда «крупные» игроки за один вечер выигрывают несколько десятков тысяч долларов. У игровых аддиктов выигрыш всегда только условный, промежуточный, полученный не под конец, а в процессе игры; такие игроки (с зависимостью) уходят всегда с пустыми карманами, полностью проигравшись. Дело в том, что, выиграв (даже крупно), они тут же вновь вкладывают все деньги, увеличивая ставки, и - разумеется - тут же проигрывают все. Сама зависимость толкает их на это, поэтому зависимые от игры люди, в конечном счете, никогда выиграть не могут. Им не помогает ни их большой игровой опыт, ни хитроумные системы игры. Они - рабы игры, а она жестоко издевается над ними,«подбрасывая» периодически относительно небольшие выигрыши.

Сумма общего долга за игровой период. Известен пример игрока в Санкт-Петербурге, который за два года проиграл 1 млн. долларов. У каждого игрока существует минимальная начальная (пороговая) сумма, с меньше которой он не заходит в зал.

Размер минимальной стартовой суммы игрока в начальной стадии игры, определяемый его индивидуально-психологическими особенностями, степени аддиктивности (пристрастности) и материального достатка. Однако повышение стартовой суммы свидетельствует о большей зависимости.

Частотность посещений игровых залов, казино и т.д. если она носит систематический характер, то это служит показателем игровой аддикций.


 




           
   
   
 
 
 

2.1.1.2. Мотивационные основы игровой зависимости и поведения

аддиктов

Как правило, у игровых аддиктов мотивы зависимости отражают уровень влечений, т.е. недостаточно произвольных мотивов. Характеризуя мотивационную основу игровых аддиктов целесообразно говорить об их квазиустановках, мифах и иллюзиях. По мнению А.ЮЛкопова (2004) существует семь таких иллюзий:

/. Иллюзия крупного выигрыша - это изначальная, наиболее стойкая иллюзия, сопряженная с ориентацией на крупный выигрыш, который, якобы разом решит все их жизненные проблемы. Близка к ней иллюзия возможности зарабатывать игрой (это именно иллюзия, т.к. сальдо игроков с зависимостью всегда отрицательно), а также иллюзия возможности уйти с крупным выигрышем.

2. Иллюзия отыграться одним разом и тем самым
полностью погасить долг. Игровых аддиктов отличает
способность быстро забывать переживания по поводу
крупного проигрыша быстро забываются, смываясь под
натиском новой волны желания играть и в предвкушении
выигрыша. Кроме того, реакции на проигрыш и выигрыш
неравномерны, разномасштабны: восторг (субъективная
значимость) даже от небольшого выигрыша явно
перевешивает огорчение от более крупного и общего
проигрыша.

На первых порах (стадиях зависимости) игрок еще может уйти с выигрышем. Правда, он будет жечь ему карман, и он может быстро спустить его тут же, по дороге домой или на следующий день в игре или бездумно потратить на пустяки: выигранные деньги игрок не считает своими, честно заработанными, их ему не жалко, в отличие от проигранных: «Проигрываешь свои, а выигрываешь чужие». Как выигранные деньги приходят, так легко и уходят, они не держатся у игрока.

3. Иллюзорная псевдовозможность управления игро­
вой ситуацией и процессом игры
(вплоть до безумного


желания обыграть сами автоматы, а - через них - и даже владельцев казино и автоматов). Это наблюдается даже у играющих администраторов залов игровых автоматов и старших менеджеров казино, эта иллюзия, как отмечает А.Ю.Акопов, резко усиливается азартом, фанатизмом, упрямством игроков, бессонницей, плохим питанием и плохим (ночным) освещением, длительным временем игры, особым состоянием сознания у игроков с «коридорным», суженным мышлением, неадекватной оценкой себя (переоценка собственной личности с большим самомнением) и ситуации (недооценка ее) различными ухищрениями организаторов игры, владельцев автоматов, компьютерных залов (например, «бесплатная» дорогая выпивка в неограниченных количествах, а обладателям «золотых» карт даже и бесплатная еда по их свободному выбору. У некоторых игроков возникает иллюзия возможности влияния на крупье, автомат, на порядок выпадения комбинаций изображений, цифр.

Однако практика говорит о другом. Владельцы казино и залов игровых автоматов, примерно знают о заложенной в автомате программе и периодически ее (централизованно? одновременно во всех автоматах города?) меняют, каждый раз увеличивая долю своего выигрыша и уменьшая процент выплат игрокам.

Наконец, они действую просто грубым подлогом, мошенничеством. Распространенной является практика так называемого «проигрывания автомата», когда владелец, зная о приближении по программе крупного выигрыша, выдает своему механику (а он ведь может оказаться игроком!) крупную сумму (например, 100 тыс. руб.), чтобы он поиграл на автомате до крупного выигрыша с целью его изъятия из программы, чтобы его не смогли получить гости. А это уже самый настоящий блеф, т.е. (по теории игр) заведомо нечестная игра. А бедные игроки так стараются и надеются на крупный выигрыш...

В игру заманивают и реальными (но одиночными, чрезвычайно редкими) крупными призами, рекламой, «подсадными утками» (т.е. своими людьми, якобы

S3


выигравшими недавно на этом автомате, в этом казино крупную сумму).

Иногда владельцы казино и игровых залов прибегают к такой хитрости: они под разными предлогами не выплачивают выигрыш сразу, а просят зайти за ним позже. Разумеется, на следующий день игрок проигрывает не только выигрыш, но и сверх того. Существует и такая практика: вместо выигранных денег давать расписку (а она не воспринимается игроками как наличность, поэтому они эти безналичные деньги по расписке легко проигрывают).

Широко распространена практика кредитования владельцами казино игроков для продолжения ими игры, чтобы не потерять «крупного клиента», они предлагают ему релаксирующую паузу с учетом его пристрастий.

Стратегии и тактик аддиктов затруднены и целым рядом других ошибочных установок. Прежде всего, это проявляется в желании подловить самым крупный выигрыш при неизвестности длины рандомизированного ряда, т.е. того количества событий (ответов среды, в частности, автомата), для которого задано распределение вероятностей выигрышей и проигрышей (как и процент выплат), и то, что владельцы автоматов изымают из игры самые крупные выигрыши с каждого автомата («проигрывают», т.е. «прогоняют», автомат), тем самым уменьшая общий процент выплат.

Кроме того, психически здоровый игрок совершает типичную ошибку, не учитывая, что последовательность комбинаций случайна, и считая, что существует какая-то связь между появлением одного события (комбинации изображений, цифр) вслед за другим. Хотя фактически ответ среды (автомата, рулетки, крупье) задан только соотношением вероятностей выпадения этих комбинаций или случаем.

Поиски неслучайных закономерностей в чередовании ответов среды (автомата, по мнению А.Ю.Акопова, приводят к построению надуманных, сложных систем игры, а отсюда - к неоптимальному поведению, т.к. в случайной среде оптимальное поведение также случайное. Правы игроки, говоря, что они играют сами с собой: это в определенном


смысле верно, так как они во многом игнорируют случайное поведение автомата, на высоте азарта оценивая его (и свои тоже) действия как игру с партнером, противником, хотя фактически автомат играет по случайным программам, как случайная природа («игра с природой»).

С опытом игрок понимает, что выиграть у автомата нельзя (они так устроены). Тем более, что после каждого игрового дня программа обнуляется, происходит ее сброс, т.е. игрок каждый новый игровой день не продолжает игру с автоматом (как это ему кажется, на что он логично надеется, ожидая, что по теории вероятностей после серии проигрышей ему должен обязательно выпасть выигрыш. Поэтому, в частности, некоторые игроки абонируют «свой» автомат и на следующий день, переходят с «неудачного» на «счастливый» автомат, не садятся к автомату, только что выбросившему крупный выигрыш, или - наоборот - стремятся сесть за автомат, который много раз подряд выбрасывал проигрышные комбинации), а начинает играть заново. Но он уже попал в капкан зависимости, из которого ему самому не выбраться. Разумеется, все игроки играют на результат, ради выигрыша, он ни для кого не безразличен. Но для громадного большинства игроков гораздо большее, чем выигрыш, имеет значение (оказывает максимальное стимулирующее в плане ее продолжения, эйфоризирующее действие) сам процесс игры. Вот характерное для этой стадии игровой зависимости высказывание одного нашего пациента: «Не мешайте мне! Я пришел сюда проигрывать!».

Фанатическая страсть сокращает, сужает, упрощает реальность до размеров управляемой ситуации. В этой возможности (псевдо) управления игрой заложены основания для неадекватного, ложного, иллюзорного восприятия своих возможностей в целом и иллюзии расширения (по типу переноса) самой, якобы управляемой тобою, ситуации на действительность с поглощением ее. Происходят пульсации от жизни к игре и - обратно - от игры к жизни. Для игрока игра и жизнь намертво переплетены. 1-е. все беды фанатика связаны с тем, что он забывает об основном первоначальном условии любой игры - сужении ситуации До условной, об ее относительности. Ведь именно само ограничение


действительности рамками игры только и позволяет реально и эффективно управлять игрой. Так что могущество игрока условное. А если это игнорировать, то есть опасность стать неадекватным, смешным и попасть в зависимость.

Фанатичный игрок, по мнению А.Ю.Акопова, слишком серьезно, безусловно относится к игре, забьшая, что это всего лишь игра. Сначала он сужает жизнь до размеров игры, а потом он относится к игре как к жизни. И всегда проигрывает ... в реальной жизни. Разве это не абсурд: стремиться к выигрышу, выигрывать, чтобы потом в конечном счете все проиграть?

Таким образом, для игрока игра всегда, в конечном счете, заведомо проигрышная и из-за его болезненной зависимости от игры с ее иллюзиями (это, прежде всего), и из-за его типичных ошибок игрока, и из-за корыстных манипуляций владельцев.

4. Иллюзии контроля своего игрового поведения, своей
активности, в частности, психоэмоционального состояния.

5. Иллюзорное восприятие характера игры (элементы
индивидуализации, персонификации, олицетворения,
одушевления, отождествления, присвоения,
вплоть до
полного овладения объектом зависимости; иллюзия «игры с
партнером»,
чаще - враждебным).

6. Игровое фантазирование как иллюзия суррогатного
возмещения игры в период абстиненции,
т.е. воздержания от
игры, когда она по разным причинам невозможна (нет денег,
автомата и т.д.). Это сродни психическому онанизму, игрок,
полностью удовлетворяющий свою потребность, не фантазирует - он
играет. Игра подменяет для игрока реальную жизнь, а
игровое фантазирование замещает игру
(во сне и наяву в
номерах машин, в груде помидоров игроку видятся «счастливые»,
призовые комбинации цифр, изображений). Любая зависимость
сродни навязчивостям. Игровая зависимость отличается от
других навязчиво-компульсивным характером влечения.
Поэтому многие игроки с полизависимостью считают, что игровая
зависимость - самая сильная.

7. Иллюзия возможности предвидения и контроля
последствий игры,
выражающейся в установках, что «Я
особый, успешный» и мне чужды: проигрыши, большие


долги, обнищание семьи, ее распад, потеря друзей и близких людей, работы, квартиры, маргинальность и личностная деградация. Однако для большинства игровых аддиктов - это реальный финал!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.