Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ



В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

С пятого занятия студенты учатся применять деонтологические принципы и нормы кодексов социальной работы в зависимости от специфики проблемных ситуаций. Данный раздел содержит кейс-задания, для выполнения которых студентам понадобятся следующие материалы:

· Свод принципов по этике в социальной работе (Генеральная ассамблея Международной федерации социальных работников, Международная ассоциация школ социальной работы, Австралия, 2004г.);

· Профессионально-этический кодекс социального работника России (Межрегиональная ассоциация работников социальных служб, Россия, 1994г.);

· Кодекс этики социального педагога и социального работник (Союз социальных педагогов и социальных работников, Россия, 2003г.).

Каждое задание состоит в том, чтобы проанализировать проблемную ситуацию, выявить те деонтологические принципы и положения кодексов, которые должны быть использованы социальным работником, и те, которые могут быть им нарушены. Также необходимо предложить свои пути решения проблемы. На занятии студенты работают в малых группах по 2-3 человека, результаты решения задач обсуждаются совместно с преподавателем.

 

Тема 5. Профессиональная тайна и последствия её разглашения

Задача 1

За помощью в предоставлении социально-бытового обслуживания обратилась клиентка М., проживающая с престарелой матерью, нуждающейся в уходе. К матери был прикреплен социальный работник, которому в доверительной беседе она сообщила, что М. является ВИЧ-инфицированной. По словам женщины, дочь заболела случайно и очень переживает по этому поводу, ведь она работает воспитателем в детском саду. Узнав о том, что М. является ВИЧ-инфицированной и при этом работает с маленькими детьми, социальный работник счел необходимым поставить в известность руководство данного учреждения, после чего М. была уволена.

Правильно ли поступил социальный работник? Не нарушил ли он этические принципы? Какие последствия могут иметь его действия? Какими принципами и положениями кодексов необходимо руководствоваться в данной ситуации? Какие рекомендации вы могли бы предложить?

Задача 2

На приём к социальному работнику пришел молодой человек 20 лет. Он злоупотребляет наркотиками. Считает, что ему больше некуда обратиться, так как он не хочет, чтобы об этом узнали его родители и родственники. Он пытался самостоятельно лечиться, но его постоянно преследуют «друзья», так как он из состоятельной семьи и, соответственно, у него всегда есть деньги. Отказать «друзьям» он не может, так как они угрожают ему и его семье. В милицию он боится обратиться.

Как следует поступить специалисту? Чего следует опасаться в данной ситуации? Какими этическими принципами и положениями кодексов необходимо руководствоваться? Какие рекомендации вы можете предложить?

Задача 3

На учете в учреждении состоит 26-летний Т., который был осужден по статье «групповое изнасилование» и три года назад освободился из колонии. После освобождения Т. устроился на работу, характеризуется в основном положительно. Т. обратился за помощью к специалисту по социальной работе. В доверительной беседе он сообщил, что осознал свою вину и рад начать жизнь «с чистого листа».Через неделю специалист встретил своего клиента в гостях у подруги. По её словам, Т. встречается с её дочерью 17 лет. Специалист счел необходимым уведомить свою подругу и её дочь о том, что Т. был осужден и отбывал наказание.

Этично ли поступил социальный работник? Не нарушил ли он принципы? Какие последствия могут иметь его действия? Какими этическими принципами и положениями кодексов необходимо руководствоваться в данной ситуации? Предложите свои рекомендации.

Задача 4

К. является специалистом социальной службы по работе с молодёжью, иногда подменяет свою коллегу – практического психолога. Однажды за психологической помощью обратилась дочь её знакомой (М., 19 лет), которая в откровенной беседе призналась, что неоднократно подумывала о суициде. К. сочла своим долгом рассказать об этом знакомой, чтобы уберечь девушку от суицида и выявить характер отношений в семье.

Было ли нарушение этических принципов и норм кодексов? Какие последствия могут иметь действия специалиста? Какими принципами и положениями кодексов необходимо руководствоваться в данной ситуации? Предложите свои рекомендации.

Задача 5

Представьте себя на месте практикующего специалиста. Вам предстоит провести комплексное психодиагностическое исследование среди подростков. Одна из коллег попросила вас дать результаты диагностики А. - сына её близкой подруги. По её словам, А. в последнее время ведет себя странно, и она просит результаты психодиагностики, чтобы передать их родителям.

Как следует поступить в данной ситуации? Какими этическими принципами и положениями кодексов необходимо руководствоваться? Чего следует опасаться социальному работнику?

Задача 6

Представьте себя на месте практикующего специалиста социальной службы по работе с проблемными семьями. Руководство учреждения попросило вас оформить отчет по работе с клиентами для проверяющей организации. В отчете необходимо отразить показатели, касающиеся личной информации о клиентах (жалобы при обращении в службу, результаты психологических и медицинских обследований, анализ ситуации в семье и т.д.).

Как следует поступить в данной ситуации? Какими этическими принципами и положениями кодексов необходимо руководствоваться? Какие ошибки могут быть допущены? Как их избежать?

Задача 7

Представьте себя на месте практикующего специалиста. Вы случайно заметили, что ваш коллега обсуждает проблемы одного из клиентов со своими знакомыми в нерабочее время.

Как вы поступите в данной ситуации? Какими этическими принципами и положениями кодексов необходимо руководствоваться вам, а какие следует посоветовать вашему коллеге? Какие ошибки могут быть допущены в данной ситуации? Как можно их избежать?

Задача 8

Представьте себя на месте практикующего специалиста. Вам необходимо передать личное дело одного из клиентов своему коллеге в соседний город. Однако руководство учреждения не выделило средств на пересылку личного дела и командировочные расходы. Один из сотрудников отделения предложил переправить дело с одним из своих подопечных, который собирается в поездку в ближайшее время.

Как вы поступите в данной ситуации? Какими этическими принципами и положениями кодексов необходимо руководствоваться? Какие ошибки могут быть допущены? Как можно их избежать?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.