Здавалка
Главная | Обратная связь

III. Изучение нового материала.



Учитель:Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Вспомните, какова численность животных класса Птицы?(Более 8000 видов.)

Какое второе название имеет класс Птицы? (Пернатые). Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология).

А специалист, изучающий птиц? (Орнитолог.)

На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? (Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.)

Учитель: Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке.

Ребята, а что за наука помогает ориентироваться в многообразии животных?( Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.) Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. И три экологических типа птиц.

Учитель: А на чем строится Систематика? Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения, степени родства.

1.Систематические группы птиц (самостоятельная работа по тексту § 49 по заданию.)

Задание:Прочитайте абзац параграфа « систематические группы птиц» и выпишите в тетрадь признаки характерные для надотряды Пингвиновые, Страусовые и Типичные птицы.

Учитель: Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, теплокровные. Эти и другие особенности жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться по Земле .

Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.

2. Экологические группы птиц

Экологические группы птиц:

По типу питания По месту обитания
Растительноядные птицы   Водоплавающие птицы
Насекомоядные птицы Птицы побережий водоемов и болот  
Хищные птицы Птицы открытых пространств
Всеядные птицы Птицы степей и пустынь
Падалееды Птицы леса  

1.Птицы леса

2.Птицы побережий, водоемов и болот

3.Водоплавающие птицы

4.Птицы открытых воздушных пространств

5.Птицы степей и пустынь

Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод Что называют экологической группой животных по типу питания и месту обитания? (Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения)

По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

Для ответа на эти вопросы учитель организует самостоятельную работу учеников, которые приступают к изучению нового материала по учебнику:

Задание: Заполните таблицу

Инструктивная карточка.

1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.

3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.

Экологическая группа птиц по месту обитания Виды Образ жизни и приспособления к месту обитания  
Птицы леса Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари   Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями. По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные
Птицы степей и пустынь Дрофа, журавли, страусы   Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов. Растительноядные, насекомоядные
Птицы побережий водоемов и болот Аисты, цапли, кулики Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники
Водоплавающие птицы Утки, гуси, лебеди Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны  
Птицы открытых воздушных пространств Ласточки, стрижи   Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные.

Учитель. А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической? Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям

3. Роль птиц в природе (изучается в результате беседы по вопросам)

Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе. Роль птиц в природе весьма значительна

1.Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.

2.Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.

3.Велико значение птиц в распространении семян.

4.Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.

5.Но многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Краская книга.

Выводы:

Учитель: Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.

Птицы какой-либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.

 

IV. Закрепление.

Задание 1. Распределите птиц по экологическим группам

1)Лесные птицы.

2)Водоплавающие птицы.

3)Птицы открытых пространств.

4)Птицы побережий водоемов и болот.

5)Птицы, добывающие корм в воздухе.

а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.

а, б, е, о, п, с, т, ф ж, р, у и, г, н д, з, к, л, у в, м

(Правильные ответы вывешены на доске)

Задание 2: Отгадайте загадки.

1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (дятел).

2. В болоте плачет, а из болота не идет (кулик).

3. Птенцы какой птицы не знают матери (кукушки).

4. В синим небе голосок, будто крохотный звонок (жаворонок).

5. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова).

6. Желанный гость с далекого края под окном живет ( ласточка).

7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока).

8. Ходят по озеру клещи, ищут съедобные вещи (цапля).

9. Пестрая крякуша ловит лягушек(утка).

10. У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы (клесты).

11. Птицы, вынашивающие яйца на лапах (пингвины).

12. Название этой птицы созвучно с названием танца (чечетка).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.