III. Изучение нового материала.
Учитель:Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания. Вспомните, какова численность животных класса Птицы?(Более 8000 видов.) Какое второе название имеет класс Птицы? (Пернатые). Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология). А специалист, изучающий птиц? (Орнитолог.) На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? (Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.) Учитель: Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке. Ребята, а что за наука помогает ориентироваться в многообразии животных?( Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.) Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. И три экологических типа птиц. Учитель: А на чем строится Систематика? Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения, степени родства. 1.Систематические группы птиц (самостоятельная работа по тексту § 49 по заданию.) Задание:Прочитайте абзац параграфа « систематические группы птиц» и выпишите в тетрадь признаки характерные для надотряды Пингвиновые, Страусовые и Типичные птицы. Учитель: Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, теплокровные. Эти и другие особенности жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться по Земле . Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы. 2. Экологические группы птиц Экологические группы птиц:
1.Птицы леса 2.Птицы побережий, водоемов и болот 3.Водоплавающие птицы 4.Птицы открытых воздушных пространств 5.Птицы степей и пустынь Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод Что называют экологической группой животных по типу питания и месту обитания? (Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения) По каким признакам птиц объединяют в экологические группы? Для ответа на эти вопросы учитель организует самостоятельную работу учеников, которые приступают к изучению нового материала по учебнику: Задание: Заполните таблицу Инструктивная карточка. 1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания. 2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц. 3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.
Учитель. А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической? Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям 3. Роль птиц в природе (изучается в результате беседы по вопросам) Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе. Роль птиц в природе весьма значительна 1.Регулируют численность насекомых и мелких грызунов. 2.Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов. 3.Велико значение птиц в распространении семян. 4.Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром. 5.Но многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Краская книга. Выводы: Учитель: Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д. Птицы какой-либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.
IV. Закрепление. Задание 1. Распределите птиц по экологическим группам 1)Лесные птицы. 2)Водоплавающие птицы. 3)Птицы открытых пространств. 4)Птицы побережий водоемов и болот. 5)Птицы, добывающие корм в воздухе. а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.
(Правильные ответы вывешены на доске) Задание 2: Отгадайте загадки. 1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (дятел). 2. В болоте плачет, а из болота не идет (кулик). 3. Птенцы какой птицы не знают матери (кукушки). 4. В синим небе голосок, будто крохотный звонок (жаворонок). 5. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова). 6. Желанный гость с далекого края под окном живет ( ласточка). 7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока). 8. Ходят по озеру клещи, ищут съедобные вещи (цапля). 9. Пестрая крякуша ловит лягушек(утка). 10. У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы (клесты). 11. Птицы, вынашивающие яйца на лапах (пингвины). 12. Название этой птицы созвучно с названием танца (чечетка).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|