Методика выявления особенностей мыслительных операций
Цель: исследование особенностей мыслительных операций – анализа синтеза обобщения 1. ситуативный –3 раза. 2. функциональный – 5раз. 3. концептуальный – 10 раз. У испытуемого преобладает концептуальный тип обобщений. У испытуемого хорошо развиты мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение.
Изучение мотивов учебной деятельности школьника Цель исследования: определить преобладающие мотивы учебной деятельности ученика. Испытуемому было предложено ответить на следующие вопросы анкеты: 1. Учусь, потому что на уроке интересно. 2. Учусь, потому что заставляют родители. 3. Учусь, потому что хочу больше знать. 4. Учусь, чтобы потом хорошо работать. 5. Учусь, чтобы доставить радость родителям. 6. Учусь, чтобы не отставать от родителей, товарищей. 7. Учусь, чтобы не опозорить класс. 8. Учусь, потому что в наше время нельзя быть неграмотным. 9. Учусь, потому что нравится учитель. На основании полученных данных можно сказать, что Даша задумывается о будущем, но так же она не хочет отставать от родителей и товарищей. Так же Даша учит некоторые предметы, потому что ей нравится преподаватель.
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «ДОРОГА В ЗАВТРА» (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ)
Цель: профессиональная ориентация учащихся. Задачи: 1. расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; 2. формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией; 3. воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению жизни; 4. побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию. Форма проведения: беседа. Возраст учащихся: 15-16 лет.
Ход классного часа «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». К. Д. Ушинский Вступительное слово: Учитель: Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего: в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. Подбери примеры профессий: Учитель: Чтобы человеку легче БЫЛО ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда: 1. Человек - природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. 2. Человек - техника; люди этого типа работают с техническими устройствами 3. Человек - человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них 4. Человек - знаковая система; знаковая система люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор 5. Человек - художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта Учитель: Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа (Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.). Примерные ответы учащихся: · Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п · Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д. · Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п. · Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т.п. · Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.
Найди профессии Учитель: В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно. Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: · школьная доска (первая группа); · школьный учебник (вторая группа); · школьный обед (третья группа); · фарфоровая чашка (четвертая группа); · школьная форма (пятая группа). (В течение 5 минут учащиеся обсуждают ответы) Учитель: Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы учащихся.) Какие профессии повторяются? (Учитель, водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.) О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.) Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.). Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся школьной доской, учебниками, чашками, едим обеды эти профессии будут нужны. Оцени профессии Учитель: Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий: · нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право); · полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика); · щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство); · тщетные науки (алхимия, астрология); · вредительские науки (колдовство) Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие к вредительским и тщетным? (Учащиеся размышляют.) «Самый лучший выбор» Учитель: Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы наши одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу - могу - надо». Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»). Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»). Учитель: Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе. - Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии? · следование чужим советам, выбор за компанию; · выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии; · отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п. Учитель: Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? Примерные ответы учащихся: · Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. · Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься. · Найти применение своим талантам · Найти свое призвание. Учитель: Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? Действительно, поиски себя это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.
Заключительная часть беседы Итак, сегодня на классном часе мы проделали с вами большую работу, которая в дальнейшем поможет вам правильно выбрать профессию, исходя из своих способностей. Мы разработали с вами понятие «профессия» и «специальность» и познакомились с требованиями, которые предъявляют профессии к человеку.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|