Здавалка
Главная | Обратная связь

Добровольческое служение: российский и советский опыт



В СССР не было специально оформленной упаковки под названием «добровольческое служение», но добровольный «безвозмездный труд в интересах благополучателя», под которым понималась людьми вся страна, был системен и имел поистине огромный размах. На протяжении десятилетий советской эпохи люди всех возрастов и социальных категорий сотнями тысяч на добровольных началах отправлялись за тысячи километров, поднимали народное хозяйство, отдавали силы, здоровье и жизни, получая при этом материальное вознаграждение, вполне сопоставимое с тем, что ныне могут получать волонтёры. Подобные проявления социальной, патриотической сознательности в новую эпоху стали характерной чертой социалистических стран, в Европе, Азии и Латинской Америке. Капиталистический мир до сих пор ничего подобного не явил. Хотя, собственно, в силу своего социально-экономического устройства и не может явить.

С другой стороны, сфера заботы о нуждающихся, о «сирых и убогих», которой занималось добровольчество в дореволюционной России, в СССР из ведения общества ушла. Конечно, пионеры заботились о пенсионерах и малышах, профсоюзы брали под опеку детдома, медсестры ухаживали за ранеными, но в целом благотворительностью занималось государство. Собственно, это сложно назвать благотворительностью в нынешнем понимании, когда опять сферы ответственности разделены. В СССР были решены проблемы массовой бедности, массового просвещения и массовой медицины, забота об уязвимых категориях населения функционально лежала на государстве. Обществу оставалась моральная сторона вопроса. И здесь сказались недостатки официальной атеистической морали.

До революции в России имело место явление, на Западе, опять же, в аналогичных масштабах даже приблизительно не известное. Это подвижничество интеллигенции – добровольное служение народу в качестве учителей, врачей и иногда священников (последняя форма стала актуальна в наши дни). Подобными вещами в Европе со времён Средневековья занимались религиозные братства и ордена. В России же уезжавшие в сельскую глушь учить и лечить образованные люди могли быть религиозны, могли не быть. Именно в России была явлена практическая сила идеи служения другим без привязки к религии. Наследниками тех земских учителей и докторов XIX века явились в веке ХХ советские парни и девушки, уезжавшие в Среднюю Азию теми же учителями и врачами.

Однако на общественном уровне отказ от Бога в морали, отказ от традиционных институтов социальной ответственности, утверждаемых в общественной психологии, по определению видных русских мыслителей, через понятия «соборности» и «общинности», привёл к весьма негативным последствиям. К 1960-1970 годам идеализм советского общества, сознание общности, сопереживания стали приходить в упадок. Заложенный поколениями верующих предков заряд духовности, поднявшийся на высоту благодаря просвещению и идеям народного блага, без твёрдого морального стержня выдохся. В итоге в стране, не раз являвшей миру удивительные примеры массового самопожертвования, появилось разрозненное атомизированное общество, оказавшееся неспособным компенсировать социальные последствия ослабления государства. В медленном, противоречивом становлении новой социальной реальности, нового общества в России в отношении добровольчества, как и в отношении всего остального, можно констатировать следующее: из сплава собственного наследия и опыта других здесь должно родиться своё, которое, в свою очередь, станет примером для других.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.