Здавалка
Главная | Обратная связь

Девятая составляющая - постоянство



 

17. Справляться с нагрузкой, требованиями к мероприятиям и ограниченностью времени

 

Труд молодежного работника никогда не прекращается! Всегда нужно посетить еще одного подростка, спланировать еще одно мероприятие, подготовить еще один урок, помочь еще одной семье, посетить еще одну школу и применить в служении идеи из еще одной книги. Можно ли это сделать?

Все это можно не просто делать, но делать хорошо, а также заниматься этим с энтузиазмом и продолжительное время. Каким образом? Применяя приемы выживания. Слово "выживание" может показаться слишком сильным, но оно подходит в контексте молодежного служения. Постоянство или хорошее совершение поприща молодежного служения, связанного с огромной нагрузкой - это серьезная ответственность. Многие молодежные работники решительно принимаются за дело, но быстро истощают себя. Они "перегорают", оставляя церковь и молодежь в унылом настроении. Ребятам нужны стабильные и уравновешенные лидеры, в долговременном труде которых с ними можно было бы не сомневаться. Если в вашей церкви наблюдается тенденция привлекать, а затем терять лидеров, то подростки станут недоверчиво относиться к каждому встречающемуся им лидеру. Зачем завязывать взаимоотношения с взрослым, который со всей вероятностью "сгорит", подобно предыдущим лидерам?

Уделите время чтению этой главы. Уделите достаточно много внимания применению в вашей ситуации принципов против "сгорания". Прочитав этот материал, ищите людей, которые могли бы помочь уравновесить вашу жизнь.

 

Как предотвратить "сгорание"

 

К несчастью, многие люди считают занятость добродетелью. Мы спрашиваем друг у друга: "Много работы?" Мы толкуем ответ "Да", как хороший. Вместо этого нужно бы спрашивать: "Вы держите равновесие?" Любой молодежный работник может быть занятым, но лишь немногие могут удерживать равновесие между предъявляемыми служением требованиями, личными нуждами и временем для семьи. Уравновешенная жизнь - это здоровая жизнь.

Мы спрашиваем друг у друга: "Много работы?" Мы истолковываем ответ "Да", как хороший. Вместо этого нужно бы спрашивать: "Вы держите равновесие?"

Предъявляемые к молодежному служителю требования не действуют с 9:00 до 17:00. Они постоянны. Я часто шучу, что поменяю род занятий и наймусь в Макдональдс, чтобы с девяти до пяти заниматься укладыванием бургеров. Почему? Потому что в этом случае, уходя с работы, я бы на самом деле был свободен! Никто не звонил бы мне домой и не спрашивал, как спасти упавший на пол "бигмак". Уходя с работы, я мог бы эмоционально отключиться. Настроенные на служение люди не могут этого сделать; заботливые сердца нелегко "отключить от дела". Так как служение не начинается и не кончается в удобные для вас часы, нужно научиться выживанию среди испытаний и борений нашей эмоциональной работы, чтобы не "сгореть".

Бог снабдил меня способностью держать быстрый темп, и мне это не тяжело. Я легко, играючи, отучился в колледже и семинарии, пишу материалы, готовлю проповеди и уроки, а также, начиная с 1979 года занимаюсь штатным служением. (Каким-то образом, мне даже удалось жениться и завести троих детей!) Главная причина этого состоит в том, что у меня был учитель по молодежному служению, который служил для меня живым примером уравновешенной жизни. Хотя он никогда не усаживал меня перед собой, чтобы зачитать список из десяти способов, как удержаться и не повернуться спиной к молодежному служению, он на практике жизни применял приемы постоянства. Я достаточное время уделил тому, чтобы изучить стратегию и выработать навыки дисциплины, которые помогают мне совершать поприще в таком темпе, с которым я могу справиться.

Для меня сохранение крепости в конце намного больше связано с поддержанием эмоциональных сил, чем физических. Когда я устаю эмоционально, то становлюсь также слаб физически и духовно. Я никогда не испытывал эмоционального истощения, но временами чувствовал себя крайне усталым, разочарованным, раздраженным, оскорбленным или одиноким.
Многочисленные трудные ситуации в церкви могут вызвать эмоциональный "отказ", а слишком много таких "отказов" может вызвать эмоциональное банкротство. Ниже приведено несколько предложений о том, как удержать на высоте свой эмоциональный уровень и свести к минимуму фактор "сгорания".

 

Помните о принципе: "Вести себя соответственно возраста"

 

Когда я гонялся за своей сестрой по двору с граблями, вымазанными в испражнениях собаки, то делал нечто такое, что в глазах моей мамы не соответствовало возрастному развитию одиннадцатилетнего мальчика, почти подростка. Я как сейчас слышу ее слова: "Дуглас Монтгомери Филдс, веди себя соответственно своего возраста!" Я разочаровал ее, потому что поступал не так, как она хотела бы.

Я видел многих потерпевших эмоциональное поражение молодежных работников, потому что один из примерных подростков-христиан разочаровал их. Они расстраиваются и считают, что не произвели никакой перемены в жизни этого подростка. Я помню огромное разочарование у подростка, которого я воспитывал на протяжении трех лет. Его звали Ренд, и он пришел пьяным на Новогоднюю вечеринку. Я отнес его грех на личный счет. Я помню, как подвергал сомнению свое призвание к молодежному служению, и задавал себе вопрос, произвожу ли я какую-нибудь перемену. Восемью годами позже я получил от Ренда письмо:

 

Дорогой, Даг,

Время, проводимое мною в Чикаго, оказалось настоящим благословением. Я нахожусь среди отличного сочетания подготовки, занятий и служения. Я молюсь, размышляю и составляю планы о предстоящем. Я завершаю прохождение подготовительной программы "Варнава" и оканчиваю Богословскую Евангельскую Школу Св. Троицы в июне. Как вы знаете, я готовлюсь организовать церковь. Я был бы благодарен вам за вашу молитвенную поддержку, так как прошу у Бога дать мне ясное видение Его направления. Я просто хотел написать вам и поблагодарить вас за вашу любовь, молитвы и вашу поддержку, которые продолжаются уже много лет. Спасибо за сделали вклад в мою жизнь.

С любовью, Ренд

 

Я не хочу сказать, что вы должны позволять своим подросткам пить. Я напоминаю вам, что подростки будут вести себя соответственно своего возраста в подходяще время (битва водяными шарами летом) и в неподходяще время (битва водяными шарами во время занятия Воскресной школы).

Не возлагайте на четырнадцатилетнего такие же требования, как на взрослого; это не честно по отношению к вам или вашим подросткам. Я не могу рассчитывать на то, чтобы подросток, который был христианином два года, проявлял признаки такой же духовной зрелости, как и я с моим двадцатилетним стажем. Молодежь будет вести себя соответственно своего духовного возраста, а не вашего. Минуту они будут увлечены поклонением, воспеванием хвалы Богу или участием в хлебопреломлении, а двадцатью минутами позже они будут спорить с другом о том, кому сесть на переднее место в вашей машине. Это соответствующее возрасту поведение. Вы можете и должны рисовать своим подросткам картину духовной зрелости, но все же рассчитывайте на некоторые разочарования.

Ученики будут вести себя соответственно СВОЕГО духовного возраста, а не вашего.

 

Не считайте, что нужно нравиться всем

 

Многие молодежные работники, которых я знаю, стараются угодить всем людям. Этим они создают для себя большие трудности, потому что человек не может быть хорошим руководителем и всем нравиться. Иногда лидерам приходится принимать решения, которые неприятны для многих.

Я не стараюсь рассердить людей преднамеренно, но иногда я для многих был причиной разочарования и раздражения. Лидеры должны научиться принимать эту истину, иначе они будут эмоционально опустошенными (мне все еще не нравиться, но я принимаю это).

 

Тренируйтесь, как говорить "Нет"

 

В определенный момент вам нужно будет чувствовать себя уверенно говоря "Нет" некоторым чудесным возможностям связанным со служением, требующих вашего времени. Вы же не можете сделать все! Когда вы любите Бога и людей, каждая просьба кажется особой. Чтобы не "выгореть" и не пожертвовать своим здоровьем, вы должны установить границы, даже если это расстроит некоторых людей.

Обращение к женатым, имеющим детей молодежным работникам: каждый раз, говоря "Да" перегрузке, вы говорите "Нет" своей семье. Несмотря на то, что легче расстроить свою семью, это не мудрее. В перспективе, ваша церковь будет уважать вас за вашу здоровую семью.

Каждый раз, говоря "Да" перегрузкам, вы говорите, нет своей семье.

 

Научитесь обличать

 

Ничто так не опустошает меня эмоционально, как неразрешенные конфликты. Мне никогда не нравились конфликты, но на пути моего становления как руководителя я научился обличению. Это составляет часть обязанностей руководителя и работы с людьми. Даже Иисус не избежал конфликтов в Своем служении.

Лично я считаю, что быстрое обличение с позиции благодати и истины - это надежный подход в решении вопросов с людьми. Благодать гласит: "Вы мне не безразличны" а истина говорит: "Позвольте быть с вами честным и сказать, как я к этому отношусь"'

В моем случае желание научиться разрешать конфликты возникло в результате огорчений, вызванных слишком многими неразрешенными конфликтами в моей жизни - с молодежью, штатными служителями, сотрудниками и родителями. Когда я пренебрегал возникающими вопросами, то испытывал огорчение. Горечь снедала меня и не проходила, пока я не поговорю с человеком. В большинстве случаев человек не знал о том, что я испытываю. Во мне кипела буря эмоций, а человек, с которым это было связано, не имел об этом никакого понятия и не волновался. Я понял, что чем скорее приступить к обличению, тем скорее я испытаю эмоциональное облегчение в данном вопросе.

 

Говорите с другими молодежными работниками

 

Важно говорить о некоторых связанных с служением разочарований, чтобы вы не чувствовали себя одиноко и не думали, что вы единственный молодежный работник на планете, который борется с такими затруднениями, как непродуктивное тихое время, не желающие сотрудничать родители подростков, или недостаток навыков преподавания. Расскажите об этом человеку, которому вы можете довериться в сохранении конфиденциальности беседы, или с другими молодежными работниками, с которыми вы можете быть честными без необходимости произвести впечатление друг на друга.

 

Поддерживайте подотчетные дружеские отношения помимо служения

 

Мои общественные контакты и дружеские отношения большей частью связаны с сотрудниками нашего молодежного служения. По этой причине и по причине моего горячего стремления к молодежному труду я всегда говорю о нашем служении, наших подростках и нашем будущем. Несколько раз я ловил себя на том, что о молодежном служении мне хотелось говорить больше чем о Боге. Мне не только необходимо время от времени делать перерыв, но и моя семья также нуждается в отдыхе от моей зависимости от молодежного служения.

Освежающе действует поддерживание дружеских отношений с людьми, которые заботятся о вас, но не знакомы с вашим молодежным служением. У меня есть несколько друзей, которые любят меня, но не интересуются нашим новым учебным материалом для региональных малых групп по изучению Библии или моими умными идеями относительно евангелизации. Если я скажу им, что оплошал на проповеди, они кивнут и пробормочут: "Вот досада". Они любят меня независимо от того, что происходит в нашем молодежном служении. Эти взаимоотношения полезны для моей продолжительной эмоциональной стабильности.

 

Найдите заботливого наставника

 

Как руководитель вы всегда отдаете другим. Эта постоянная отдача истощает вас, и вам нужно восстанавливать силы. Заботливый наставник будет вкладывать поддержку в банк ваших эмоций. Такой тип доверенного лица или учителя нелегко найти. Люди могут согласиться проконсультировать вас, но они слишком заняты, чтобы принять личное участие в вашей жизни. Заботливый наставник даст вам то, что вы не сможете получить у своих знакомых, - безоговорочную любовь, личное внимание и совет.

Мой главный наставник - это Джим Берне. Хотя он очень занятый человек, и всем от него что-то надо, он оставил для меня приоритетное место в своей жизни. Он бросает вызов моему мышлению, и его влияние на молодежное служение нашло отражение на страницах данной книги. Для меня он - пример в жизни, вере, браке и воспитании детей. Когда мы собираемся вместе, то говорим о жизни, браке, наших духовных дисциплинах, радостях и разочарованиях. Время летит, а мне никогда не хочется, чтобы оно заканчивалось. Когда же приходит пора прощаться, я ощущая себя новым человеком, призванным к действию и понятым. Если в вашей жизни нет такого человека, как Джим, поставьте просьбу о таком наставнике на первое место в вашем списке молитвенных нужд.

 

Выделите себе выходной день

 

Если у вас нет 24-часового периода на неделе, когда вы не работаете, то вы главный кандидат на "сгорание". Если спросить, есть ли у вас постоянный выходной день, что бы вы ответили? Если вы ответите: "Я стараюсь делать выходным понедельник", то это не постоянность. Я обнаружил, что отсутствие выходного дня склонно быть общим знаменателем в жизни молодежных работников, которых надолго не хватает.

Вам нужно иметь один выходной день в неделю. Это соответствует Библии. Наметьте один и тот же день каждую неделю и непреклонно отстаивайте его. Не делайте ничего связанного с служением в этот день. Не планируйте кратких встреч; не говорите "Да" приглашению кратковременно "поприсутствовать" или совершить краткую молитву на торжественном обеде. Говорите "Нет". Более того, отключите свой телефон. Если не хотите "сгореть", имейте святое отношение к своему выходному дню.

Если вы женатый молодежный работник, этот выходной день должен неотъемлемо принадлежать вашей семье. Если вы холостяк, то также нужно развивать эту привычку, потому что неженатым молодежным работникам также нужно жить уравновешенной жизнью; а если вы женитесь, то не придется отвыкать от своих склонностей "трудоголика".

Хорошо проведите свой выходной и запланируйте такие занятия, которые принесут вам:

личное восстановление - почитать интересную книгу, поспать днем, все, что вам очень хочется сделать;

физическое восстановление - продолжительная пробежка, час в тренажерном зале, любые упражнения, которые немного вас подстегнут;

семейное восстановление - обед с детьми, прогулка с женой, все, что ему (ей, им) очень хочется делать вместе с вами;

духовное восстановление - можно каждый четвертый выходной намечать продолжительное пребывание в тихом общении с Господом. Встаньте пораньше, чтобы не слишком урезать время у семьи. Уйдите на три-четыре часа для ведения дневника, чтения и молитвы. Восстановите свой заряд через продолжительное общение с Царем.

 

Выделите себе отпуск

 

Для молодежного работника никогда не наступает удобное время для отпуска. Лето забито, осень забита, зима сверх занятое время, а весной проводится подготовка к лету. Похоже, в вашем служении никогда не бывает "простоев". Если ждать пока жизнь не замедлит свой темп, вы никогда не выберетесь в отпуск. Найдите время в вашем семейном календаре (или же если вы холосты - в вашем личном календаре) для отпуска и наметьте его несколько месяцев наперед. Затем придерживайтесь намеченных дат и рассматривайте их как не подлежащие пересмотру. Если на эти дни в вашем служении или церковном календаре будет что-то намечаться, а так оно и случиться, дайте знать, что вас не будет.

 

Позвольте своей семье сделать вклад в календарь молодежного служения

 

Если вы женаты, то будет мудро с вашей стороны позволить жене делать вклад в составление календаря вашего молодежного служения. Я хочу, чтобы Кети полностью поддерживала все мероприятия молодежного служения, которые требуют моего отсутствия в семье. Кети составляет наш семейный календарь, поэтому мне нужно уточнять с ней даты наших возможных церковных мероприятий; я не хочу планировать мероприятие молодежного служения на тот вечер, когда один из моих детей должен быть на школьной программа. Таким образом, моя жена становится источником подотчетности для поддержания здравого баланса в моем расписании. И когда происходят неизбежные "просчеты", мы изо всех сил все равно стараемся придерживаться наши" высших приоритетов.

В дополнение к долговременному планированию мы еженедельно уделяем время на просмотр нашего семейного календаря и приближающихся мероприятий в молодежном служении, чтобы знать, каким образом они затронут нашу семейную жизнь. Содружество молодежного служения с семьей включает в себя служение нашим собственным семьям.

Содружество молодежного служения с семьей включает в себя служение нашим собственным семьям.

 

Попросите описание ваших обязанностей и о проверке

 

Я убежден, что у большей части молодежных работников нет изложенного на бумаге описания труда. Если вы относитесь к тем, у кого нет письменного описания, то по каким критериям вас оценивают? Проблема возникает тогда, когда вы не делаете того, что, по мнению проверяющих, вас людей, вы должны были делать. Если у вас нет описания обязанностей, составьте собственный перечень и попросите проверяющего вас одобрить его или внести изменения.

Когда у вас будет описание обязанностей, просите о проведении проверок. Проверка каждые полгода укажет на области служения, которые нуждаются в улучшении, и поможет вам не быть застигнутым врасплох. У всех есть слабые стороны. Когда указывают на одну из моих слабых сторон, я рассматриваю это как возможность для роста. У меня постоянно бывают беседы с молодежными работниками, которые говорят: "Меня уволили, а я никогда не подумал бы, что такое может случиться". Не допустите, чтобы с вами тоже такое случилось. Просите, чтобы вам дали описание ваших обязанностей и чтобы систематически проводились проверки.

 

Контролируйте свое время, не то это будут делать за вас другие

 

Слишком многие молодежные работники позволяют другим людям контролировать свое время. Если вы предоставите людям возможность распоряжаться вашим временем, то они так и сделают. Они делают это не злонамеренно, у них есть нужда. Всегда найдется человек, который хочет поговорить или нуждается в вашем внимании "немедленно". Никто не будет отстаивать ваше время так, как вы сами. Если вы не будете оберегать его, то никто этого не сделает за вас. Я не советую вам становиться глухим к просьбам людей, но советую, чтобы вы серьезно задумались о том, на что уходит ваше время.

Например, если кто-то звонит и говорит, что "должен" (слова "нужно" или "обязан" также могут быть хорошими указателями) увидеться со мной немедленно, а я как раз готовлю свою воскресную проповедь, то я спрашиваю о том, сколько времени, на их взгляд, им понадобится. Большинство людей говорит: "Около часа". В зависимости от их тона и характера проблемы я могу сказать: "Сегодня у меня нет свободного часа. Я могу уделить вам десять минут прямо сейчас по телефону, или же мы можем провести час на следующей неделе". Я нахожу, что большинство людей тотчас соглашаются на десять минут и уважают мое время.

Вот реальный пример того, как я однажды поступил в подобной ситуации. Один из наших лидеров позвонил и сказал моей секретарше, что у него проблема, и ему нужно увидеться со мной в этот же день. Она знакома с моими методами обращения с такими звонками, поэтому вместо назначения время встречи она сразу же связала меня с ним. Я обнаружил, что для решения этой проблемы на самом деле не требовался целый час моего времени. Однако ему нужны были какие-то материалы о культах, потому что в тот день после обеда он встречался с одним подростком, которому нужно было помочь в этой области. Я помолился с этим лидером по телефону и отложил для него (обратите внимание, отложил) несколько книг. Он был очень этому рад. Если бы я согласился на личную встречу, мне бы пришлось отказаться от обеда с семьей. Если бы позвонил молодежный работник, у которого была бы чрезвычайно серьезная проблема, то я бы спросил, как, когда и чем могу ему помочь, не все имеет одинаковую ценность, особенно некоторые люди могут посчитать меня бесчувственным. Но, по правде говоря, я очень чувствительный и предельно занятый человек. Я научился быть реалистом в том, на кого и как я употребляю свое время. Лидеры должны решить, что важно; не все имеет одинаковую ценность, особенно в деле созидания Царства.

 

Ведите учет своего времени

 

Для молодежных работников, находящихся на поддержке, чрезвычайно важно вести учет своих рабочих часов. Я веду дневник времени, на случай если меня спросят дать отчет о своем времени. Для работника офиса, работающего с девяти до пяти, я "оригинал". Иногда я прихожу на работу поздно. Иногда в середине утра я уезжаю на четыре часа. В другие дни я отправляюсь домой рано. Но, чего не понимают некоторые секретарши, старшие братья и родители, так это то, что мой поздний приход на работу утром связан с тем, что я либо был занят на одной из программ нашего служения в предыдущий вечер, либо буду допоздна занят нынешним вечером. Часто я ухожу в 11:00 и возвращаюсь только к 15:00. Почему? Потому что мне трудно готовить проповедь в церковной канцелярии. Меня постоянно прерывают. Лучше всего мне работается в моем другом кабинете - кафе "Тако Белл" - где не звенит телефон и где можно попить прохладительные напитки.

Характер молодежного служения требует гибкости рабочих часов. Ведите учет своим рабочим часам, на случай если к вам возникнет вопрос. Если вы последуете плану управления своим временем, приведенным в конце данной главы, то у вас будет четко документировано, что вы делаете со своим временем. Ознакомьте вашего начальника со своим расписанием, чтобы вам не пришлось жить в эмоциональном страхе за каждый использованный час. Не старайтесь угодить секретарше или кому-либо другому, проводя свои рабочие часы в кабинете. Вы трудитесь для Бога, а Он призывает вас быть эффективным служителем. Если вы наиболее эффективны, когда работаете вне кабинета, то получите разрешение на свое расписание, ведите учет своего времени и перестаньте стараться всем угождать.

 

Уравновесить требования к вашему времени

 

"Я никак не могу понять, с чего начинать". "У меня никак не получается довести что-то до конца". "В конце дня я возвращаюсь домой и поражаюсь, на что ушло мое время". "Я всегда беру работу на дом, чтобы наверстать упущенное". "Я хочу уделять внимание молодежи, но не могу найти время". "Мой список дел неуправляем". Знакомы ли вам подобные комментарии? Описывает ли какой-нибудь из этих комментариев вас или ваши нынешние обстоятельства?

Если да, то вы в этом не одиноки. Я слышу такие комментарии, и сам так говорю. Задачи служения никогда не прекращаются, и кажется, что никогда нет времени для их выполнения. Если вам кажется, что ваше расписание не поддается управлению, то вы обычный молодежный лидер, работающий через общение с людьми. Но, если вы не научитесь управлять своим временем, вы и дальше будете жить в состоянии постоянного разочарования.

Любой человек, когда-либо работавший со мной, скажет вам, что я не светило в вопросах управления своим временем, но они могли бы сказать, что моя жизнь достаточно уравновешена для удерживаемого мною темпа. Внизу перечислены шаги, которые я по крупицам собрал от нескольких специалистов по управлению временем и приспособил к моему образу жизни.

 

Определите свои функции

 

Первый шаг на пути управления своим временем - это определение тех функций, которые вы выполняете. У меня есть шесть главных функций: чадо Божье, муж, отец, Друг и родственник, владелец, служащий, работается в моем другом кабинете - кафе "Тако Белл" - где не звенит телефон и где можно попить прохладительные напитки.

Характер молодежного служения требует гибкости рабочих часов. Ведите учет своим рабочим часам, на случай если к вам возникнет вопрос. Если вы последуете плану управления своим временем, приведенным в конце данной главы, то у вас будет четко документировано, что вы делаете со своим временем. Ознакомьте вашего начальника со своим расписанием, чтобы вам не пришлось жить в эмоциональном страхе за каждый использованный час. Не старайтесь угодить секретарше или кому-либо другому, проводя свои рабочие часы в кабинете. Вы трудитесь для Бога, а Он призывает вас быть эффективным служителем. Если вы наиболее эффективны, когда работаете вне кабинета, то получите разрешение на свое расписание, ведите учет своего времени и перестаньте стараться всем угождать.

 

Уравновесить требования к вашему времени

 

"Я никак не могу понять, с чего начинать". "У меня никак не получается довести что-то до конца". "В конце дня я возвращаюсь домой и поражаюсь, на что ушло мое время". "Я всегда беру работу на дом, чтобы наверстать упущенное". "Я хочу уделять внимание молодежи, но не могу найти время". "Мой список дел неуправляем". Знакомы ли вам подобные комментарии? Описывает ли какой-нибудь из этих комментариев вас или ваши нынешние обстоятельства?

Если да, то вы в этом не одиноки. Я слышу такие комментарии, и сам так говорю. Задачи служения никогда не прекращаются, и кажется, что никогда нет времени для их выполнения. Если вам кажется, что ваше расписание не поддается управлению, то вы обычный молодежный лидер, работающий через общение с людьми. Но, если вы не научитесь управлять своим временем, вы и дальше будете жить в состоянии постоянного разочарования.

Любой человек, когда-либо работавший со мной, скажет вам, что я не светило в вопросах управления своим временем, но они могли бы сказать, что моя жизнь достаточно уравновешена для удерживаемого мною темпа. Внизу перечислены шаги, которые я по крупицам собрал от нескольких специалистов по управлению временем и приспособил к моему образу жизни.

 

Определите свои функции

 

Первый шаг на пути управления своим временем - это определение тех функций, которые вы выполняете. У меня есть шесть главных функций: чадо Божье, муж, отец, Друг и родственник, владелец, служащий.

Я свожу первые четыре функции в одну категорию, которую называю "мои исследованные функции". Это относится к моей внутренней жизни и к жизни моей семьи. Моя функция как владельца связана с маленькой компанией, называемой "Повышение достоинства молодых душ", которая занимается продажей моих книг и пособий по молодежному служению, а также заключением договоров на чтение лекций. Хотя эта компания не требует большого количества времени в моей жизни, она, тем не менее, является одним из приоритетов в моей жизни. Моя функция как служащего связана с должностью молодежного пастора в церкви Седдлбек, для которой я определил пять подфункций: учитель, пастор, администратор, разработчик и лидер.

Как служащий церкви Седдлбек я стараюсь уделять десять часов в неделю на каждую из этих подфункций.

Как учитель я готовлю воскресную проповедь, пишу или редактирую курс по изучению Библии.

Как пастор я уделяю время подросткам, семьям и людям во время проведения программ.

Как администратор я планирую программы, контролирую бюджет, отвечаю на телефонные звонки, пишу письма, посещаю встречи и мечтаю о том, чтобы меньше заниматься административной работой и уделять больше внимания пасторской заботе.

Как разработчик я создаю наши пособия по ученичеству (глава 9).

Как лидер я посещаю собрания наших сотрудников, уделяю время добровольным помощникам, прилагаю усилия для сообщения наших целей и учусь, чтобы расти как руководитель.

В чем заключаются ваши подфункции? Четко выяснив для себя свои роли, вы будете готовы сделать распечатку такого расписания, как в Приложении. Использование его поможет вам сознательно относиться к своим проектам вместо того, чтобы реагировать на ту ситуацию, которая громче всех требует вашего времени.

Обозначьте свои не подлежащие обсуждению дела, а также свои еженедельные собрания и встречи

В своем рабочем дневнике я наметил свои не подлежащие обсуждению общения с семьей и еженедельные собрания. После этого я записал все встречи, о которых было договорено до этой недели. Когда эти обязательства по времени были записаны, я имел лучшее представление о том, сколько часов в неделю остается у меня для выполнения своих задач. Вы можете проделать ту же процедуру на своем листке времени.

 

Перечислите еженедельные задачи по каждой из своих функций

 

Теперь вы можете начать переносить свои задачи из списка дел, записывая их под соответствующей функцией в своем листке времени (см. Приложение). Например, если один из пунктов в списке дел гласит "написать письма родителям", то перенесите эту задачу к вашим деловым функциям.

 

Обозначьте реалистическое количество времени для выполнения своих задач

 

Для каждого из перечисленных пунктов запишите реалистическое количество времени, необходимого для его выполнения. Когда я впервые начал так делать, то давал себе один час на проект, который, как я предполагал, займет один час. Моя проблема состояла в том, что я не планировал такие мелочи, как технический перерыв, разминка, битва с муравьями в кабинете и другие отвлекающие моменты. Одночасовой проект занимал полтора часа, и я отставал от своего графика. Затем я испытывал разочарование, потому что не мог сделать все, что запланировал. Теперь, чтобы дать себе отдышаться, я выделяю на выполнение задач больше времени, чем мне нужно. Если у меня в конце остается время (что бывает редко), я использую его для того, чтобы наверстать бесконечный список намеченных телефонных звонков и составление писем ободрения.

 

Уделите время экономии времени

 

Когда я впервые начал пользоваться этой системой, то планирование расписания на неделю у меня занимало около часа. Чем больше я применял эту систему, тем быстрее у меня получалось. Один час планирования помогает мне экономить несколько часов в неделю, потому что планирование увеличивает время моей производительности. Теперь я более гибок по в отношении собраний типа "это займет всего минутку". Эта система также служит в качестве рабочего дневника, для ведения учета моим рабочим часам. Когда возникают дополнительные обязанности, я просто вписываю их в дневник - на следующую неделю. Если у меня появляется новая задача первостепенной важности, то я перемещая задачу меньшей важности на следующую неделю.

Управление временем - это один из ключевых принципов поддержания вас как молодежного служителя в здоровом состоянии. Регулярное применение вышеперечисленных шагов должно показать вам, что ваша жизнь становится более упорядоченной и более свободной от стрессов.

 

Личное применение

 

1. Есть ли в вашей жизни признаки, которые указывают на то, что вы ослабеваете в эмоциональном отношении?

2. Из тринадцати советов о том, как хранить на высоком уровне ваш банк эмоций, по каким трем пунктам вы сталкиваетесь с наибольшими трудностями?

3. Куда бы вы могли обратиться за помощью и за подотчетностью по этим пунктам?

4. Определите "равновесие" для своей жизни.

5. Срабатывает ли ваш нынешний стиль управления временем? Как бы ваша жена (муж) или лучший друг ответили на этот вопрос в отношении вас?

6. Как бы вы оценили свою способность решать конфликты (1 = плохо; 10=очень хорошо)? Избегаете ли вы конфликтов, чтобы нравиться другим?

7. Есть ли в вашей жизни человек, который может помогать вам в разрешении конфликтов и в процессе обличения?

8. Какие вы в настоящее время испытываете разочарования в связи с молодежным служением? Как Бог может употребить эти ситуации, чтобы помочь вам расти как руководителю?

 

18. Как достигать дисциплины положительными средствами

 

"Или подчините этих подростков своему влиянию, или закройте программу!"

Это категорическое требование было основным содержанием полученной мной однажды записки о проблемах поведения подростков на нашей программе среди недели. За неделю до этого около десятка подростков не дошли до нашего собрания. Вместо этого, собравшись толпой, они безобразничали на прилегающей к церкви территории. Это были типичные для подростков проделки: украсть туалетную бумагу, швырнуть "дымовушку" в сторону детской программы. Однако этого было достаточно, чтобы вызвать недовольство некоторых людей и дать начало целому ряду писем и собраний, результатом которых был вышеприведенный ультиматум.

Моей первой реакцией была мысль: "Если бы они только знали!" Был бы для них вечер в прошлую среду кошмарным сном? Я думаю, что никого из этих людей не было поблизости, когда появился один подросток с ножом в руке и с желанием завязать драку. Или когда один подросток обсыпал перцем посетителя. Или когда группа подростков, вместо посещения нашего собрания, решила зажечь дымовую шашку в канаве возле церкви. Или когда парень, сидя в конце едущего в лагерь автобуса, направил струю из аэрозольного баллончика на свою зажженную зажигалку и поджег кому-то волосы. Какая-то туалетная бумага и какая-то "дымовушка"? Никого же не убили! По-моему, довольно-таки безобидный вечер.

Какая-то туалетная бумага и какая-то "дымовушка''? Никого же не убили! По-моему, довольно-таки безобидный вечер.

Но при повторном размышлении появилось уже немного больше понимания. Обычно терпеливым детским работникам было необычно тяжело с этой группой. Исследовав ситуацию, я обнаружил, что проблема заключалась не столько в преступном поведении подростков, сколько главным образом в их манере вести себя - сквернословие, неуважительное отношение и общая воинственность. Все мы знаем, что подобное "отношение" - составная часть жизни подростков, но сила, с которой это отношение проявилось, застала взрослых врасплох. Это неизбежно должно было случиться. Именно тогда, когда мы перестаем ожидать от подростков соответствующего поведения в тот самый день "парни" перестают быть "хорошими".

Нет ни одного молодежного работника с "вмонтированным запасом опыта", которому не приходилось бы иметь дело с проблемой дисциплины. Большинство из этих проблем просто досадные, но в отношении некоторых сердце не выдерживает, когда подростки, о которых мы столько заботимся, неотступно нас "доводят". Лишь немногие среди нас устроены так, чтобы обличить плохое поведение, а затем идти дальше. Процесс обличения вызывает у нас чувство неудобства и эмоциональное истощение.

К счастью, закрытие программы - это не решение, независимо от того, что думают некоторые воинственно настроенные братья в церкви. Не поможет также и ваш отказ вести себя прилично или вообще уход из служения. То факт, что столько подростков испытывают недостаток самодисциплины указывает на нужду в таких людях, как мы, которые помогли бы им выработать это качество.

 

Понимание общей картины дисциплины Библейская точка зрения на дисциплину

 

Говоря Библейским языком, дисциплина - это не есть необходимое зло. Из-за существования зла дисциплина - необходимое благо. Дисциплина - это добродетель, положительный фактор, способствующий развитию духовности, нравственности и честности в отношениях с людьми, которая в Библии называется "праведностью".

Слово "дисциплина" изначально указывает на "дисциплину ученичества", то есть касается "последователей" или "учеников". Нет такого понятия, как недисциплинированный последователь или ученик. Так как наша миссия заключается в том, чтобы идти научить учеников (последователей, которые сами осознают дисциплину) во имя Иисуса Христа, которые следуют Его путям и почитают Его, то стратегия дисциплины - это, в сущности, синоним стратегии ученичества.

Стратегия дисциплины - это, в сущности, синоним стратегии ученичества.

Во Втор. 4:36 слова "дабы научить" употреблены в контексте Божьего откровения, данного израильтянам на горе Синай. Сам факт того, что Бог с любовью обращается к Своим детям называется наставлением (дисциплиной). А что услышали израильтяне? Они получили закон в своде десяти заповедей - не подлежащие обсуждению нормы благословенной жизни. Сообщение ограничений и установление их с любовью - 3 составляющие части Библейского наставления (дисциплины).

В Евр. 12, классическом месте Нового Завета, говорящем о дисциплине, отражены слова из книги Второзаконие. Обратите внимание на то, что эта глава начинается со слов о Божьем усмотрении. В ней говорится о том, что Он окружил нас огромным облаком свидетелей, а Сам Иисус пошел перед нами, проложив путь к спасению. На это нужно откликнуться самодисциплиной. Мы должны готовиться к совершению надлежащего нам поприща, преодолевать препятствия и пройти свой путь с радостью и терпением. Зятем нам дается напоминание о цели наказания: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (ст. 6). Как Божье усмотрение, так и наказание - это доказательства принадлежности к семье детей Божьих.

Поэтому мы видим, что усмотрение и наказание поставлены, как столпы хорошей дисциплины. Конечно же, эти слова не совсем дружны с 21-м веком. Мы с большим предпочтением воспринимаем данные истины в такой оболочке:

любовь и ограничения

благодать и истина

утверждение и исправление

поддержка и границы

Как бы мы не описывали самодисциплину, которая эквивалентна ученичеству, она сопряжена как с объятьями, так и с обидами. Без обильной смеси "целования в щеку" и "пощечин" мы просто не достигнем зрелости.

 

Понимание дисциплины с точки зрения социологии

 

Социологическими исследованиями была подтверждена ценность обеспечения положительной дисциплины посредством поддержки и контроля. Помню, как в колледже я познакомился с одним классическим исследованием того, как эффективность родительского воспитания оценивается в свете контроля и поддержки. Было определено четыре стиля родительского воспитания. Первый, "авторитарный", при котором много контроля (правил и последствий) и мало поддержки (любви и утверждения). В такой ситуации правила обладают высшим приоритетом, независимо от того, во что они обходятся людям. "Демократическое" воспитание в семье - прямая противоположность авторитарному"; в нем много поддержки и мало контроля. В таких семьях действует система "один человек, один голос", при которой дети имеют равные права с родителями. Стиль "невмешательства" в воспитании - это когда мало и поддержки, и контроля. В сущности, такие родители как бы говорят: "Нам без разницы, что ты делаешь, потому что нам нет дела до тебя". И, наконец, родительский стиль воспитания, при котором на высоком уровне как контроль, та и поддержка, обозначен как "авторитетный". Такие родители неуклонно требуют исполнения правил, но делают это с любовью и вниманием. На Рис. 18.1 приведены эти четыре стиля восстания.

Как и следовало ожидать, молодые люди, достигшие наибольшего успеха и наибольшей социальной адаптации, воспитывались "авторитетными" родителями. Любовь и ограничения произвели в их жизни хороший плод.

Но второе место по социальной адаптации занимает группа, которая воспитывалась не "демократическими" родителями", хотя мы склонны считать, что если ошибаться, то лучше уж в сторону любви и нежного отношения. В действительности же, ко второй достигшей наибольшего успеха группе относятся то, кто воспитывался в обстановке "невмешательства". Со всей очевидностью, когда человека не поддерживать и не контролировать, он находит то, что ему нужно, где угодно - в друзьях, бандах, клубах, командах и так далее.

И, наконец, более или менее к последней группе относятся те случаи, когда был уклон в ту или иную сторону. Слишком много поддержки или слишком много контроля при отсутствии равновесия одного и другого наносит огромный вред. К сожалению, спустя несколько десятилетий после проведения этого исследования люди еще мало чему научились. Романтически-демократическое понятие, что нужно давать подросткам расцветать под слабым контролем и при безусловном утверждении личности, продолжает оставаться обычной практикой наших дней.

Рассмотрите данное исследование в приложении к молодежному служению. В сущности, второй наиболее успешный тип родителей - это вовсе не родители; это такие люди, как мы, которые занимаются пасторской заботой. Если детей, воспитывающихся без любви или ограничений, влечет к суррогатным заменителям для получения того, что им необходимо, тогда молодежные работники могут заполнить стратегический вакуум и оказать на них действенное влияние.

Мне часто хочется, чтобы родители просто выполняли свою работу, чтобы я мог выполнять свою. Но я осознал весь эгоизм подобной позиции. Ведь это не что иное, как уверенность в том, что наше служение проходило бы плавно, если бы не приходилось иметь дело с таким множеством проблем у подростков. Но ведь служение и ученичество проблемных подростков - это не два разные направления. Это один и тот же путь. Мы созидаем подростков посредством любви и ограничений, благодати и истины, утверждения и исправления их личности, поддержки и контроля. Когда в ваше служение приходит все больше подростков, которые лишены любви и не знают ограничений, то к вам в дверь стучатся еще большие возможности.

 

Демократический

Много поддержки - мало контроля

Авторитетный

Много поддержки - много контроля

 

Авторитарный

Мало поддержки - много контроля

 

Невмешательство

Мало поддержки - мало контроля

 

Точка зрения молодежного служения на дисциплину

 

Положительное рассмотрение дисциплины с богословской и социологической точек зрения может дать необходимы нам стимул, чтобы должным образом относиться к вопросам дисциплины. На протяжении многих лет изменение моего понимания дисциплины было тесно связано с большей готовностью, даже горячим желанием, заниматься вопросами дисциплины с положительной стороны. Я видел все огромное количество свидетельств того, что в долгосрочной перспективе дисциплина оказывает хорошую службу подросткам и их семьям.

С другой стороны, я убежден в том, что неуверенные в себе молодежные работники упускают возможность оказывать формирующее влияние на жизнь молодежи по причине собственного желания нравиться. Они в какой-то мере хорошо проводят время, преподают некоторые хорошие истины и оставляют некоторую память. Но они не оказывают такого изменяющего жизнь влияния, как могли бы, если бы сели один на один с недисциплинированными подростками и побеседовали об их жизни или более конкретно поговорили с их родителями о нуждах их детей. Часто открываются крупнейшие проблемы и восполняются величайшие нужды, если говорить о том, что некоторые называют "последними десятью процентами" - это важнейшие истины, все неудобное и болезненное, что в самых серьезных наших беседах обходится стороной или оставляется невысказанным.

Храбрость беседовать обо всем этом и любовь, чтобы говорить об этом хорошо -вот качества хорошего руководителя. В Иоан. 1 об Иисусе сказано, что Он полон благодати и истины. В Своих беседах Господь никогда не обходил трудные истины кругами. Никодим, Петр, женщина у колодца, богатый молодой юноша и почти все остальные, с кем Он говорил, испытывали на себе острие истины, которая всегда была приправлена благодатью. И в ком из них, включая тех, кто отказался последовать за Иисусом, Он не оставил неизгладимый след? У нас есть потенциал стать такими же делателями учеников.

Очевидно, что не легко стараться быть таким, как Иисус. Но мы призваны следовать за Ним при выполнении лидерских обязанностей в своих группах. И если от это даст вам надежду, то помните, что плохое поведение также вызывало у Иисуса страдание и разочарование. Мы слышим это в Его голосе, когда Он спрашивает: "Доколе буду терпеть вас?" Мы видим это в Его глазах, когда Он смотрит вокруг и говорит: "Не десять ли очистились? Где же девять?" А также видим это в Его слезах, когда Он говорит Иерусалиму, городу, который убивал и отвергал Божьих посланников: "Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!"

И снова хочу сказать, дисциплина трудна, а обличение болезненно, но и первое, и второе сопровождает функции руководителя.

 

Стейси и последние десять процентов

 

Стейси - одна из наших новеньких. Она была одной из самых трудных среди учеников средних классов, с которыми нашим служителям когда-либо приходилось иметь дело. Она настаивала на том, чтобы делать то, что хотелось ей, и была совершенно равнодушна ко всем старшим руководителям, особенно к братьям. Будучи в чем-либо обличаема, она реагировала бурными эмоциями, слезами и обвинениями в том, что ее достают и ненавидят. По этой причине лидеры ходили вокруг Стейси "на цыпочках", направляя ее поведение со всякой осторожностью, чтобы не вызвать никаких эмоциональных взрывов. Всякий раз, когда она проявляла неуверенность в себе или демонстрировала свою самовлюбленность, лидеры с трудом удавалось унимать ее с помощью множества заверений в том, что ее действительно любят. У нее за спиной они возносили к небу руки и молили о терпении со стороны школьных учителей. Прошлым летом завершилось ее пребывание в служении учеников средних классов. Наши служители не могли дождаться, чтобы попрощаться с ней, а Стейси была счастлива уйти.

За последнюю неделю, проведенную Стейси в лагере для учеников средних классов, напряженность возросла. Все избегали ее и просто жили ожиданием того момента, когда она перейдет в старшую группу. Но, когда напряженность в лагере стала настолько взрывоопасной, что угрожала потянуть за собой целый домик, пришло время сказать последние десять процентов. Стейси была поставлена перед суровой правдой о том, кем она была на самом деле и почему все боялись ее и за нее. Будучи загнанная в угол, она бросала в ответ самые злобные слова, на которые только была способна. После этого казалось, что все взаимоотношения с ней были полностью разрушены. Стейси выехала из своего лагерного домика, и все облегченно вздохнули.

Но тремя месяца спустя Стейси написала нашему директору, отвечающему за служение для учеников средних классов, такое письмо:

 

Дорогой Грэг,

Я подумала, что мне лучше написать вам, чтобы рассказать, что я сейчас испытываю. Я знаю, что весь прошлый году я шла по ложному пути в отношениях с Богом. Но, даже несмотря на это, Бог удерживал меня от всего того, о чем я действительно могла бы пожалеть позже. Пребывание в лагере помогло мне понять, что мне снова необходимо стать ближе к Господу. Я начала думать, что если мои лидеры из церкви на самом деле видели меня такой, как они говорили, и я создавала им так много проблем, то мой образ жизни нуждается в перемене. Я говорила с некоторыми людьми, которые помогли мне осознать, что Бог всегда рядом со мной. И тогда я захотела быть такой девушкой, как это описано в Библии, в Прит. 31. Вообще, я написала это письмо, чтобы попросить прошения.

С любовью во Христе, Стейси

 

Стейси значительно выросла за этот год, потому что услышала о себе правду и осознала реальность Божьей благодати.

Нет ученичества без дисциплины; нет целеустремленного молодежного служения без столпов благодати и истины. Мы читаем об этой истине в Св. Писании, и она становится явной в нашей жизни. Остается только принять ее в стиле вашего служения.

 

Как сбалансировать устанавливаемые вами границы

 

Представьте себе, что вы нанимаете строителя, для того чтобы окружить забором свой участок. Он делает первый визит к вам домой, говорит, что начнет работы в понедельник, но затем пропадает на несколько недель. Вы делаете несколько телефонных звонков, чтобы узнать, когда начнутся работы по сооружению забора, и каждый раз компания заверяет вас, что все идет согласно графика. Наконец, через полгода вы получаете для уплаты счет на три миллиона долларов. В изумлении, качая головой, вы звоните в компанию, занимающуюся забором.

Строитель объясняет, что счет - никакая не шутка. С вашим забором все в порядке, он окружает два квадратных километра, опоясывает ваш район, а ваш дом находится точно в центре окружаемой им территории. Он говорит, что, так как вы сказали ему, что планируете иметь большую семью, то он хотел предоставить вашим детям достаточно места. "Слишком много границ нехорошо для ваши детей", - говорит он. "Здоровые дети нуждаются в достаточном просторе для исследования и экспериментирования".

После успешного для вас судебного процесса вы звоните второму строителю, специализирующемуся в сооружении заборов, и объясняете, что вам нужна безопасность, гарантия спокойствия и хорошо защищенные границы для ваших детей. Он выслушивает ваши тревоги и обещает, что выполнит работу намного лучше. В общем, он приступит завтра же.

И действительно, он подъезжает сразу, как вы отправляетесь на работу. Но, вернувшись, домой, вы не можете поверить своим глазам. Высокий забор из колючей проволоки возведен вокруг вашего дома на расстоянии точно тридцати сантиметров от стен. Несколько телекамер установлены на столбах для наблюдения за каждым сантиметром вашего дома. В счете, приклеенном к вашим воротам, объясняется, что ваш дом и семья - это самое важное, что у вас есть. Дети не могут быть в безопасности вблизи улиц, и даже лужайки представляют собой серьезную угрозу для здоровья, поэтому забор устроен так, чтобы защитить самое ценное. Вы начинаете задаваться вопросом, живет ли на планете разумный строитель заборов.

Где мы ставим свои заборы? Если забор удален на километр, чтобы подросток мог убить кого-то, прежде чем мы заметим, то наши границы бессмысленны. Но если везде, куда ни посмотришь, стоит вооруженный охранник и выставлен список правил, то наши границы просто удушливые. Где ставить ограждения, которые были бы полезны для нашего служения? Как можно укреплять их в любви?

Ниже перечислены некоторые "столбы ограждения", которые, как мы видим, хорошо подходят к нашему служению в церкви Седдлбек. Это не конкретные правила; скорее, это принципы, применять которые в ситуациях служения мы призываем наших сотрудников. Если эти принципы на своем месте, то это значит, что мы идем путем дисциплинирования подростков с любовью и ограничениями.

 

Ожидайте хорошего поведения

 

Молодежь подстраивается под ваш уровень требований. Поэтому в своем молодежном служении мы всегда ожидаем, что подростки будут принимать участие, сотрудничать и радоваться на наших программах. Мы рассчитываем, что подросткам будут нравиться наши программы и они будут считать наших лидеров приятными людьми, которые достойны того, чтобы их знать. Мы искренне удивляемся, когда этого не происходит, и стараемся сообщить это, когда кто-то из подростков выходит за рамки.

 

Установите несколько простых правил

 

Не распыляйтесь на множество правил; подростки будут выполнять лишь немногие. Если вы положите свое здоровье на то, чтобы в молодежной комнате не было жевательной резинки, или чтобы заставить всех стоять и петь, как подобает хорошим христианам, то упустите другие области, где нужна стратегическая помощь правил. Выбирайте правила, которые твердо основаны на ваших ценностях, и используйте их для формирования такого поведения, которое очень важно для жизни и служения.

Мы говорим своей молодежи, что у нас есть две цели и, следовательно, два правила. Наши цели: хорошо проводить время и думать. Поэтому, когда нужно веселиться, веселитесь. А когда нужно думать, становитесь немного серьезнее и думайте.

 

Формулируйте правила положительно и объясняйте их цель

 

Мало что может раздражать больше, чем бессмысленные правила, поэтому если вы просите о порядке где-либо, то объясните, зачем это нужно.

Когда я только пришел в церковь Седдлбек, то хотел установить атмосферу уважения во время моей наставительной проповеди, поэтому я сформулировал такое правило: "Во время исполнения последней песни, когда люди еще стоят, все желающие могут выйти. Я не собираюсь заставлять вас сидеть и слушать, как я учу по Библии, если вы не хотите здесь присутствовать. Никто не будет записывать ваших имен, сердиться на вас, или записывать на видео. Но я всем сердцем верю в Библию и верю в то, что говорю из Библии. Поэтому, если вы останетесь, я буду воспринимать это как обязательство с вашей стороны выслушать меня и участвовать через слушание". Как и следовало ожидать, мало кто уходит, но в результате быстро появляется поразительная атмосфера уважения.

 

Заблаговременно определите последствия и сообщите о них

 

Нечестно без предупреждения применять к подросткам дисциплинарные меры, о которых они не знали. Обычно, у нас последствием служит удаление с общения, если поведение слишком далека заходит за принятые рамки. В лагерях мы применяем дежурство на КП или лишение свободного времени, если мы заблаговременно сообщили подросткам об этих мерах наказаниях. На Рис. 18.2 приведено соглашение, которое подписывают подростки и родители до начала нашего летнего лагеря. В нем ясно изложены основные правила, а также последствия за их нарушение. Таким образом, никого не удивляет применение дисциплинарных мер.

 

Знать разницу между досадным и неуместным

 

Подростки делают досадные вещи; это соответствует подростковому возрасту. Но эти досадные проступки часто требуют понимания, а не наказания. Разговоры, шум резких движений, приглушенный смех во время молитвы - они часто относятся к разряду досадных вещей, а не умышленных проступков. Не применяйте строгих мер в отношении ребят, если их поведение не становится действительно разрушительным и неуместным.

Более того, у всех нас, скорее всего, есть подростки, с которыми время от времени мы просто не можем поладить. Ваши характеры сталкиваются, и они вам надоедают. Возможно, таким донимающим вас подросткам больше нужна благодать и простор (не говоря уже о другом лидере, который найдет с ними контакт), а не дополнительные дисциплинарные меры.

 

Сведите к минимуму предупреждения связанные с плохим поведением

 

Сведите к минимуму число предупреждений, особенно в отношении младших по возрасту школьников в обстановке малой группы. Сколько занятий по изучению Библии было сорвано, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны лидера? Неоднократные предупреждения, призывающие к порядку, лишь показывают, что вы его не контролируете. Подростков, подрывающих работу группы, нужно удалять, особенно с занятий по изучению Библии и молитвенных собраний. Поэтому дайте два предупреждения, а затем удаляйте с занятия.

Из моего опыта, удаление с занятия меньше всего используется в молодежном служении как средство наказания. Мы сносим бесконечные перебивания, несчетное количество, раз просим и предупреждаем, а затем чешем затылок, когда у нас не выходит ничего стоящего на занятии. Удалите данную проблему! Неуправляемые ученики никогда не усвоят уроки, которые вы пытаетесь изложить, во всяком случае до тех пор, пока сначала не научатся управлять своим поведением в обстановке вашего молодежного служения. Не позволяйте, чтобы поведение одного подростка испортило собрание для остальных.

 

Избегайте определять подростков как нарушителей дисциплины

 

Все мы знаем о силе слов. Они почти буквально формируют реальность, которую описывают. Заклейменные ими подростки имеют тенденцию жить согласно тому, как мы их называем. Возможно, именно это произошло с "проблемными близнецами", Бредом и Роджером, за год до нашего лагеря (их история изложена дальше). Мы не называли их в лицо "проблемными близнецами", но этот ярлык, пожалуй, отражался в нашем отношении к ним. Нужен был дополнительный труд и Божье вмешательство, чтобы преодолеть наши отрицательные ярлыки. Когда, в конце концов, мы ясно объяснили им, какое поведение от них ожидаем, они показали другую свою сторону.

 

Применяйте правила без гнева

 

На самом деле применение правил без гнева - это два принципа. Во-первых, применение правил. Правила бесполезны, если их не применять. Так как мы любим подростков и хотим, чтобы они любили нас, то стремимся избегать неприятных дисциплинарных мер. Я мучился над принятием решения о том, чтобы посадить одну девочку-подростка на автобус и отправить домой за пятьсот километров от летнего лагеря. Я страдал, наказывая ее, хотя она вне сомнений заслужила это. Кроме того, были вопросы доставки ее домой, неприятные разговоры по телефону и потенциально неприятные беседы после моего приезда домой.

В подобных случаях нам нужно помнить, что применение правил сильно связано с любовью. В Прит. 13:24 сказано: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его". Ради самого человека мы должны дать ему почувствовать последствия. В вышеупомянутом случае отправка ученицы домой полностью окупила себя. Родители проявили поддержку и понимание; девочка осталась в нашем служении и пробыла в нем еще несколько месяцев. Эта история о применении наказания обсуждалась в лагере из года в год, предотвращая множество других проблем! Я в этом уверен!

Второй принцип состоит в том, чтобы применять правила без гнева. Большинство людей применяют наказание, потому что они гневаются. Мы же должны дисциплинировать, прежде чем разгневаемся. Поведение некоторых людей действительно может выводить из себя. Однако в случае мелких проступков не тяните, пока уже дальше некуда. Остановите проблему, прежде чем она начнет действовать вам на нервы. Сначала подростки будут озадачены, когда их выгонят с улыбкой, но вскоре привыкнут к вашему стилю, а другие по достоинству его оценят. Я говорю ребятам: "Я вас люблю, но не позволю разваливать программу".

"Я вас люблю, но не позволю разваливать программу".

 

Не оскорбляйте подростков, которых наказываете

 

Мы хотим, чтобы подростки избавились от своего плохого поведения, а не потеряли лицо. Удаление с собрания не вызовет уход подростка из вашей группы, но это может сделать унижение. Послушайте, чем отличается наказание, приправленное благодатью. Говорите: "Ей, ты уже в третий раз нарушаешь порядок; я вынужден попросить тебя выйти", а не "Слушай, ты, ненормальный, убирайся со своим хулиганством вон из этой комнаты, пока я тебе уши не оборвал".

 

Обсуждайте проблемы поведения подростка в личной беседе

 

Если первая наибольшая ошибка в отношении дисциплины в молодежном служении - это не удалять проблемных подростков из комнаты, то вторая ошибка - это когда вслед за этим не проводить душепопечительской беседы. Душепопечение - это продолжение благодати и баланса в применении правил. Во время душепопечительской беседы особо подчеркивайте правила, которые применены для дисциплинирования подростка, а затем заверьте его в вашей любви и прощении. Поговорите о происшедшем; еще раз объясните, почему вы так поступили; и скажите подростку, что вы симпатизируете ему (или ей) и считаете плохое поведение делом прошлого.

Еще лучше использовать личные беседы, как предупредительные меры. У всех нас есть подростки, которые оказывают на нас давление, а затем мастерски отступают, почти доведя нас до края. "Выходить сухими из воды" - их любимый вид спорта. Таких подростков нужно обличать в личной беседе. На семинарах по ЦМС молодежные работники часто задают вопрос, как справляться с неуправляемыми подростками. Я поражаюсь, как много из них фактически даже не говорили с проблемными ребятами.

Между прочим, когда необходимо провести обличение, и личная беседа может потенциально принять непредсказуемый оборот, то проводите ее в общественном месте. Присутствие поблизости других людей поможет контролировать эмоции. А для своей собственной защиты ведите записи. Если круг конфликта расширится и охватит родителей, пасторов или кого-либо еще, точная запись ваших высказываний и событий может оказаться ценной.

Бред и Роджер в прошлом были "проблемными близнецами" класса. Их постоянные несносные проступки всегда чуть-чуть не дотягивали до уровня удаления из комнаты. В довершение всего, в эмоциональном отношении они не подпускали близко к себе никого из наших лидеров. Мы не могли ближе узнать их или даже получить прямые ответы на простые вопросы.

Однако весной, к моему ужасу, эти двое записались в летний лагерь. Я не мог этому поверить. Как они смогут выдержать с нами целую неделю? Я испытывал искушение заранее забронировать для них обратные билеты.

Посадив их перед собою, я сказал им, что не хочу видеть их в лагере, потому что не думаю, что они там долго продержатся. Я напомнил им, что у нас с ними целый год были проблемы и что эта неделя в лагере будет плохой для всех нас. Они уверили меня, что искренне хотят поехать. Тогда я сказал им, что рассчитываю увидеть в их поведении большой прорыв в положительную сторону. Если они едут в лагерь, то им нужно быть частью нашей группы. Я сказал им, что буду наблюдать за ними и буду рассчитывать, что они меня приятно удивят. Лагерь должен стать переломным моментом.

"Проблемные близнецы" стали "заводным дуэтом", звездными знаменитостями нашего лагеря. Они не только не создавали проблем, но, как ни странно, были главными участниками нашей группы по постановке сценок, восхищая нас своим талантом и юмором, о наличии которых мы даже не подозревали. Я убежден, что Бог употребил преобразующую силу вовремя проведенной беседы, для того чтобы коснуться их сердец.

 

Не бойтесь подключать родителей

 

Все мы хотим быть теми, кому подростки могли бы доверить любой секрет. Но я замечаю опасную тенденцию среди молодежных работников почти любой ценой сохранять конфиденциальность. Помните, вы не адвокат или психолог; вы пастырь. А те, кто опекает чьих-то детей, ответственны как перед родителями, так и перед их детьми-подростками.

Когда несколько надежных людей сказали мне, что Роб занимается наркотиками, у меня в сердце было сильное ощущение, что это правда. Как и следовало ожидать, когда я его в этом обличил, он повел себя так, будто не имеет ни малейшего представления, о чем я говорю. Но через несколько минут я добился признания. Он не торговал наркотиками; он только передавал их; и делал это всего несколько раз. В ходе беседы он казался искренне раскаявшимся. Он заверил меня, что считает употребление наркотиков глупостью и вообще уже порва







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.