Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткое изложение основ содержания темы



Конституционные основы государственной службы РФ.При принятии Конституции РФ был избран статус профессиональных чиновников: необходимо наличие независимой от политической власти силы, осознающей свой долг перед всем обществом, стремящейся к справедливому балансу всех интересов. Каждый гражданин должен быть уверен, что чиновники, стоящие на службе государства, никогда не предпочтут интересы какой-либо определенной политической группы интересам всего общества.

Закон «Об основах государственный службы» - основа формирования института в России.Согласно первому в России Федеральному закону «Об основах государственной службы в РФ» в основу функционирования системы государственной службы в России были заложены следующие базовые принципы, сохраняющие свою актуальность и в настоящее время[9]:

· верховенства Конституции РФ и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

· приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

· единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

· разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

· равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

· обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

· единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

· профессионализма и компетентности государственных служащих;

· гласности в осуществлении государственной службы;

· ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

· внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

· стабильности кадров государственных служащих в государственных органах».[10]

Анализируя пункты закона, мы убеждаемся, что все они базируются на трех основных принципах организации и функционирования госслужбы: законности, демократизме, профессионализме, что является общей чертой систем государственной службы всех демократических государств. Однако результаты реализации не дали полностью удовлетворительных результатов.

Совершенствование нормативной правовой основы государственной службы после 2001 года.В связи с этим в 2001 году была разработана и принята «Концепция реформирования системы государственной службы РФ», основные положения который должны были стать программой развития системы в течение следующих пяти лет.

· В концепции подчеркивалось значение целостной системы государственной службы для обеспечения реализации функций государства, повышения эффективности экономики и развития гражданского общества, в построении демократического правового федеративного государства. При этом указывалось на то, что за прошедшие годы уже сложились конституционные основы государственной службы как «важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления».

Целями реформы были следующие: кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы госслужбы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ.

Главным на этом этапе реформирования стало развитие законодательства о государственной службе.

Принципиально новой правовой основой развития системы государст­венной службы является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О сис­теме государственной службы Российской Федерации». В нем заложены ос­новные принципы построения и функционирования системы государственной службы, ставятся общие условия государственной службы (формирование кад­рового состава государственной службы, поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение), а также определены цели системы управления государственной службой. Этим Федеральным законом предусмот­рено, что реализация принципов построения и функционирования системы го­сударственной службы обеспечивается федеральными законами о видах госу­дарственной службы, а именно федеральными законами о государственной гражданской службе, о военной службе и о правоохранительной службе.

Из трех основополагающих федеральных законов о видах государствен­ной службы принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации». Настоящий Закон вступил в силу с 1 февраля 2005 года. Этим Федеральным законом устанавли­ваются правовые, организационные и финансово-экономические основы го­сударственной гражданской службы Российской Федерации. В целях реали­зации его основных положений в рамках мероприятий федеральной програм­мы разработано и издано 12 указов Президента Российской Федерации.

Новым шагом в реформировании государственной службы стало изда­ние нормативных правовых актов, регулирующих вопросы денежного содер­жания федеральных государственных служащих. Вступление в силу указов Президента Российской Федерации обеспечивает реализацию закрепленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прав, обя­занностей и гарантий федеральных государственных гражданских служащих.

Таким образом, в основном становится возможным практическое при­менение кадровых процедур, связанных с поступлением на федеральную гражданскую службу по конкурсу, заключением служебных контрактов, про­ведением квалификационных экзаменов, присвоением классных чинов госу­дарственной гражданской службы, утверждением должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих и других.

В продолжение работы над созданием нормативно-правовой базы по ре­формированию государственной гражданской службы руководителем межве­домственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с ре­формированием и развитием государственной службы, при Комиссии при Пре­зиденте Российской Федерации по вопросам совершенствования государствен­ного управления был утвержден План разработки нормативных правовых актов по реализации положений Федерального закона «О государственной гражданской службе» на 2006-2007 годы, качающихся следующих вопросов: порядка ведения Сводного реестра должностей государственной граж­данской службы Российской Федерации, соотношения должностей федеральной гражданской службы и типовых должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации; соотношения классных чинов федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации; соотношения классных чинов, воинских званий и специальных званий правоохранительной службы; обеспечения федеральных гражданских служащих жильем.

Важным является также станов­ление государственной службы в субъектах Российской Федерации. Завершен этап формирования нормативно-правовой базы государ­ственной гражданской службы субъектов Российской Федерации ─ принятие законов субъектов о государственной гражданской службе. В настоящее время такие законы действуют почти во всех субъектах Российской Федерации.

Надо отметить, что с момента принятия Федерального закона «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации» органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации было издано более 500 нормативных правовых актов по вопросам государственной службы. Наиболее полно в регио­нах урегулированы вопросы, связанные с присвоением классных чинов, предос­тавлением отпусков, командированием государственных гражданских служащих. Менее активно идет работа по созданию нормативных основ формирования кад­рового резерва. В настоящее время целесообразно наряду с учетом количества принимаемых в регионах нормативных правовых актов существенное внимание уделить их качеству. Иначе будет сложно говорить об эффективности, стройности и системности правового регулирования государственной гражданской службы.

Большое значение в процессе совершенствования государственной службы играет также Федеральный закон «О противодействии коррупции» и связанные с ним иные нормативные акты.

 

Задания (вопросы) для самоконтроля

  1. Определите конституционные основания модели профессионального чиновника в Конституции РФ.
  2. Проведите анализ исполнения принципов закона «Об основах государственной службы» в действующем законодательстве РФ.
  3. Выделите основные положения Концепции реформирования государственной службы (2001г.), реализованные в течение последнего десятилетия.
  4. Сформулируйте основные задачи развития государственной службы в законах «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ».
  5. Оцените результаты развития государственной службы в субъекте РФ, на территории которого Вы работаете.
  6. Оцените позитивные и негативные факторы воздействия действующего законодательства на систему.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.