Краткое изложение основ содержания темы
Конституционные основы государственной службы РФ.При принятии Конституции РФ был избран статус профессиональных чиновников: необходимо наличие независимой от политической власти силы, осознающей свой долг перед всем обществом, стремящейся к справедливому балансу всех интересов. Каждый гражданин должен быть уверен, что чиновники, стоящие на службе государства, никогда не предпочтут интересы какой-либо определенной политической группы интересам всего общества. Закон «Об основах государственный службы» - основа формирования института в России.Согласно первому в России Федеральному закону «Об основах государственной службы в РФ» в основу функционирования системы государственной службы в России были заложены следующие базовые принципы, сохраняющие свою актуальность и в настоящее время[9]: · верховенства Конституции РФ и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; · приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; · единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; · разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; · равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; · обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; · единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; · профессионализма и компетентности государственных служащих; · гласности в осуществлении государственной службы; · ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; · внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства; · стабильности кадров государственных служащих в государственных органах».[10] Анализируя пункты закона, мы убеждаемся, что все они базируются на трех основных принципах организации и функционирования госслужбы: законности, демократизме, профессионализме, что является общей чертой систем государственной службы всех демократических государств. Однако результаты реализации не дали полностью удовлетворительных результатов. Совершенствование нормативной правовой основы государственной службы после 2001 года.В связи с этим в 2001 году была разработана и принята «Концепция реформирования системы государственной службы РФ», основные положения который должны были стать программой развития системы в течение следующих пяти лет. · В концепции подчеркивалось значение целостной системы государственной службы для обеспечения реализации функций государства, повышения эффективности экономики и развития гражданского общества, в построении демократического правового федеративного государства. При этом указывалось на то, что за прошедшие годы уже сложились конституционные основы государственной службы как «важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления». Целями реформы были следующие: кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы госслужбы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ. Главным на этом этапе реформирования стало развитие законодательства о государственной службе. Принципиально новой правовой основой развития системы государственной службы является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В нем заложены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, ставятся общие условия государственной службы (формирование кадрового состава государственной службы, поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение), а также определены цели системы управления государственной службой. Этим Федеральным законом предусмотрено, что реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, а именно федеральными законами о государственной гражданской службе, о военной службе и о правоохранительной службе. Из трех основополагающих федеральных законов о видах государственной службы принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Настоящий Закон вступил в силу с 1 февраля 2005 года. Этим Федеральным законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. В целях реализации его основных положений в рамках мероприятий федеральной программы разработано и издано 12 указов Президента Российской Федерации. Новым шагом в реформировании государственной службы стало издание нормативных правовых актов, регулирующих вопросы денежного содержания федеральных государственных служащих. Вступление в силу указов Президента Российской Федерации обеспечивает реализацию закрепленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прав, обязанностей и гарантий федеральных государственных гражданских служащих. Таким образом, в основном становится возможным практическое применение кадровых процедур, связанных с поступлением на федеральную гражданскую службу по конкурсу, заключением служебных контрактов, проведением квалификационных экзаменов, присвоением классных чинов государственной гражданской службы, утверждением должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих и других. В продолжение работы над созданием нормативно-правовой базы по реформированию государственной гражданской службы руководителем межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием и развитием государственной службы, при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления был утвержден План разработки нормативных правовых актов по реализации положений Федерального закона «О государственной гражданской службе» на 2006-2007 годы, качающихся следующих вопросов: порядка ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, соотношения должностей федеральной гражданской службы и типовых должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации; соотношения классных чинов федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации; соотношения классных чинов, воинских званий и специальных званий правоохранительной службы; обеспечения федеральных гражданских служащих жильем. Важным является также становление государственной службы в субъектах Российской Федерации. Завершен этап формирования нормативно-правовой базы государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации ─ принятие законов субъектов о государственной гражданской службе. В настоящее время такие законы действуют почти во всех субъектах Российской Федерации. Надо отметить, что с момента принятия Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» органами государственной власти субъектов Российской Федерации было издано более 500 нормативных правовых актов по вопросам государственной службы. Наиболее полно в регионах урегулированы вопросы, связанные с присвоением классных чинов, предоставлением отпусков, командированием государственных гражданских служащих. Менее активно идет работа по созданию нормативных основ формирования кадрового резерва. В настоящее время целесообразно наряду с учетом количества принимаемых в регионах нормативных правовых актов существенное внимание уделить их качеству. Иначе будет сложно говорить об эффективности, стройности и системности правового регулирования государственной гражданской службы. Большое значение в процессе совершенствования государственной службы играет также Федеральный закон «О противодействии коррупции» и связанные с ним иные нормативные акты.
Задания (вопросы) для самоконтроля
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|