Здавалка
Главная | Обратная связь

Произвольные и волевые действия



Действие как произвольное и преднамеренное проявление человеком активно­сти, направленной на достижение ближайшей цели, чаще всего рассматривает­ся как специфическая единица человеческой деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), хотя действия совершаются человеком и вне деятельности.

Если налицо имеется лишь один мотив, подготовляющий аффект и его разрешение в дей­ствии, то мы называем такой волевой процесс действием по влечению. Действия животных, по-видимому, почти все являются такого рода простыми волевыми действиями. Но и в ду­шевной жизни человека они играют весьма важную роль, сопровождая более сложные воле­вые процессы, и эти сложные процессы очень часто возникают из действий по влечению, когда последние повторяются. Действия, возникающие из многих борющихся друг с другом сильно окрашенных чувствованиями мотивов, мы называем, напротив, произвольными дей­ствиями, или, если мы вполне сознаем предшествовавшую борьбу противоположных моти­вов, действиями по выбору.

Вундт В. 2002. С. 45–46

Произвольные действия выделяют и классифицируют по тем функциям, ко­торые они выполняют. К ним относятся познавательные (перцептивные, аттенци-онные, мнемические, интеллектуальные) и психомоторные действия (табл. 2.1).

Э. Ш. Натанзон [1991] выделила ряд действий, которые можно считать произволь­ными: сознательные, сознательные с непредвиденными результатами, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, внушаемые (скорее — вну­шенные), нечаянные и даже бесполезные. Классификация этих действий базируется у автора на характере мотивов, побуждающих к данным действиям, и на оценке этих


2.5. Произвольные и волевые действия 65

Таблица 2.1.Состав произвольных действий

 

 

 

Познавательные действия Психомоторные действия
Смотреть Сокращать мышцы
Слушать
Принюхиваться Расслаблять мышцы
Запоминать Ускорять движения
Припоминать Замедлять движение
Представлять Анализировать движение
Воображать Соразмерять движения по параметрам силы, быстроты, протяженности
Думать

действий педагогом с социальных позиций (какие действия полезные, а какие — вред­ные). К сожалению, эта интересная попытка расклассифицировать произвольные действия человека на основании их мотивации не имеет строгой логичности и бес­спорных критериев для того, чтобы четко отделить один вид действий от другого.

Сознательное действие характеризуется Э. Ш. Натанзон как направленное на достижение определенного результата, причем предполагается, что, совершая дан­ное действие, человек предвидит его результат и контролирует ход действия на всем его протяжении.

Сознательное действие с непредвиденным результатом характеризуется по­ложительным мотивом и целью, но неожиданно негативным результатом. Это неумышленное действие, утверждала автор, с чем, однако, трудно согласиться. Действие все-таки умышленное, иначе непонятно, почему оно сознательное; не­умышленным же (точнее, непредвиденным) является его результат.

Нечаянное действие (или поступок) — это действие, совершенное без соот­ветствующего мотива и без соответствующей цели. Когда человек пытается от­дать себе отчет в таком действии, то приходит к выводу, что все получилось по­мимо его воли, в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств. Следовательно, это неумышленное действие. И здесь опять же трудно согласиться с автором. Не­умышленным, т. е. непланировавшимся, может быть результат действия, а не само действие. Кроме того, и мотив и цель у человека имелись, иначе он не стал бы осуществлять это действие. По сути, это тоже сознательное действие с не­предвиденным результатом.

Умышленное действие, по Э. Ш. Натанзон, характеризуется тем, что мотив, цель и средства для достижения цели носят отрицательный характер, что при­дает отрицательный характер всему действию. Умышленное действие — проду­манное и тщательно планируемое. Но в таком случае любое сознательное дей­ствие является умышленным. Дело, следовательно, не в характере управления действием, а в отрицательной направленности мотива.

Негативистское действие — это действие, которое совершается человеком при сильной обиде на кого-либо. Мотивом такого действия служит потребность в раз­рядке своего чувства, желание отомстить, а целью — определенное действие, ко­торое может причинить обидчику неприятности. По существу, это тоже умышлен­ное действие.


66Глава 2. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека

Импульсивное действие совершается по первому побуждению, когда человек недостаточно серьезно обдумал возможные последствия. Против этого трудно воз­разить. Зато другие характеристики импульсивного действия, которые давала Э. Ш. Натанзон, скорее соответствуют аффективному действию. Так, она припи­сывала импульсивному действию явно выраженный мотив без четкой цели и от­сутствие концентрации сознания на достигаемом результате. Главное — это удов­летворение желания и выражение нахлынувшего сильного чувства.

Внушенное действие, считала Э. Ш. Натанзон, не имеет мотива, а цель его воз­никает под влиянием других людей, но не на основе собственных потребностей, интересов и чувств. Поэтому внушенные действия в целом недостаточно проду­манны. Если не касаться действий, совершенных человеком под влиянием гипно­тического внушения, а рассматривать внушение, осуществленное, например, пе­дагогом, то трудно согласиться с автором, что эти действия не имеют мотива. Это внешне мотивированные действия.

Бесполезное действие — это действие, совершаемое «просто так», возникающее само по себе. В нем есть и мотив, и цель, но объективно оно никакой ценности не представляет. Бесполезное действие, как правило, совершают, не задумываясь над тем, какой общественный резонанс оно получит. В сознании самого человека оно выглядит как совершенно безобидное. Это неумышленное действие, но отнюдь не безобидное, считала Э. Ш. Натанзон. Такое действие называется «шалостью»: дети бьют пустые бутылки, ломают ящики и коробки и т. д.

Волевое действие — это сознательное действие, связанное с преодолением серь­езных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого резуль­тата, но и значительным волевым усилием. С этим трудно не согласиться.

Естественным свойством человека является способность осознанно делать то, что требует природа.

В. Швёбель

К. Н. Корнилов произвольные действия разделяет на внешние и внутренние. Последние связаны с задержкой внешнего действия.

Волевые действия.Большинство психологов не выделяет волевые действия в особую категорию, отождествляя их с произвольными.

Например, по К. Н. Корнилову [1957], волевые действия — это сочетание или целая система движений, связанных между собой общей целью, единым мотивом. Эти действия, отмечал К. Н. Корнилов, называются волевыми потому, что они являются выражением нашей воли. С моей точки зрения, в данном случае следо­вало бы говорить о произвольных действиях, а не волевых, поскольку, описывая их, автор не говорил о преодолеваемых при их осуществлении препятствиях.

К. М. Гуревич [1940] называл волевым такое действие, в котором преодоле­вается аффективно-отрицательное отношение ради эффективно-положитель­ной цели.

Ф. Н. Гоноболин [1973] вроде бы выделял волевые действия среди произволь­ных, однако в чем состоит специфика первых по сравнению со вторыми — в давае-


2.5. Произвольные и волевые действия 67

мых им определениях остается неясным. Так, произвольные действия он характе­ризовал как сознательные и преследующие определенную цель и в то же время писал, что такие действия могут быть названы волевыми.

Н. Д. Левитов [1958] отмечал, что нередко волевые действия называют произ­вольными, в отличие от непроизвольных. Такую замену он считал неудачной, так как термин «произвольный» в жизни обычно употребляется как синоним терми­на «своевольный», для обозначения непродуманных действий, движимых капри­зом или упрямством.

Не соглашаясь с утверждением Н. Д. Левитова о непродуманности произволь­ных действий, я тоже считаю, что целесообразно различать (но не отрывать друг от друга!) произвольные и волевые действия, так же как и произвольное управле­ние и волевую регуляцию.

Е. О. Смирнова тоже разделяет произвольные и волевые действия [1990]. По ее мнению, волевые действия всегда являются инициативными: их побуждение должно исходить от самого человека. Цели же и задачи произвольного действия задаются извне и могут лишь приниматься или не приниматься человеком. По существу, Е. О. Смирнова говорит о произвольных действиях как «внешнеорга-низованных», а о волевых действиях — как о «внутреннеорганизованных».

Анализ текстов Н. А. Леонтьева показывает, что в них эксплицитно или имплицитно представ­лены следующие обязательные условия правильного понимания воли: рассмотрение всей системы мотивов человека; учет их масштаба и иерархии; подчеркивание того, что волевой может быть лишь деятельность, побуждаемая социально-значимыми идеальными мотивами.

Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 17

Произвольность, считает Е. О. Смирнова, поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Воля, по ее мнению, такой тренировке не поддается. Если принимать за волю мотивы, как это имеет место у Е. О. Смирновой, то с автором можно было бы и согласиться: мотивы формируются, а не тренируются. Но с другой стороны, разве не очевидно, что воля (по крайней мере ее нравственный компонент) воспитывается?

Таким образом, на мой взгляд, для деления действий на произвольные и воле­вые Е. О. Смирнова выбрала не очень удачное основание.

A. А. Люблинская [1971] считала, что произвольные действия превращаются
в волевые в процессе овладения ребенком речью. С этим нельзя согласиться: ведь
и произвольные действия характеризуются связью с речью. Дело не в овладении
речью как таковой, а в придании некоторым словам не только пускового, но и сти­
мулирующего значения или значения запрета. Таковыми А. А. Люблинская счи­
тала только два слова — «надо» и «нельзя», которые ребенок сначала слышит
от взрослых, а затем использует в процессе самоуправления.

B. А. Иванников [1991] охарактеризовал волевое действие как действие с дву­
мя смыслами: один задается жизненным, т. е. исходным, мотивом, а другой —


68Глава 2. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека

воображаемым, при дефиците силы первого. Конечно, как частный случай воле­вой регуляции это принять можно (если только расшифровать, что такое смысл, проистекающий от жизненного мотива, и чем он отличается от воображаемого смысла), но все же такой подход с «двойной мотивацией» оставляет открытым вопрос: почему же такие действия называются волевыми?

В связи с этим приведу мысль В. К. Котырло: «…чтобы волевое действие было основным “представителем” воли, оно по своей сущности должно нести в себе основные черты волевой регуляции» [1971, с. 38].

Волевые действия — это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это дей­ствия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энер­гии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.

К волевым действиям относятся: всматривание (при плохой видимости), при­слушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т. е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значитель­ного волевого усилия.


Глава 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.