Здавалка
Главная | Обратная связь

Выученная беспомощность



Феномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведе­нием человека. Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в резуль­тате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости ре­зультата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»). Феномен выученной беспомощности был впервые описан американскими психо­логами М. Зелигманом [Seligman, 1975] и С. Майером [Maier, 1967] на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током.

Собак, подвергавшихся вначале слабым ударам тока (чего они не могли избежать), поме­щали затем в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприят­ных воздействий. Однако, вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения, со­баки не хотели учиться таким, казалось бы, простым вещам и были пассивны. Суть открытия состояла в том, что эта пассивность, или беспомощность, имеет своим источником вос­принимаемую животным независимость результатов (исходов) от его действий (усилий). Опыт убеждал, что их действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желатель­ным результатам, что порождало ожидание неподконтрольности результатов собственных действий, ощущение неспособности контролировать события (ситуацию) и соответствен­но бессмысленность усилий.

Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006. С. 81

Затем многочисленные исследования обнаружили существование этого фено­мена и у людей. Хирото [Hiroto, 1974] повторил эксперимент с воздействием


10.3. Выученная беспомощность 227

на испытуемых неприятного громкого звука, который можно было прервать, по­добрав комбинацию клавиш на пульте управления. По данным Хирото, выявились две крайние группы людей. Одна группа (в которую вошел каждый третий) вооб­ще не впадала в состояние выученной беспомощности. Другая группа (в нее во­шел каждый десятый испытуемый) не пыталась ничего противопоставить нарас­тающему шуму, испытуемые сидели возле пульта неподвижно, несмотря на то, что были обучены тому, как можно прекратить действие звука.

М. Зелигман [1997] отмечает, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий.

Исследователь указал на три источника формирования беспомощности:

1. Опыт переживания неблагоприятных событий, т. е. отсутствие возможнос­ти контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует. К неконтроли­руемым событиям Зелигман относил обиды, наносимые родителями (мож­но добавить, и учителями, и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьезную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы.

2. Опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюже­ты о беззащитных жертвах).

3. Отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.

Относительная устойчивость выученной беспомощности подтверждена Ф. Фин-хам с соавторами [Fincham et al., 1989] и М. Бёрнс и М. Зелигманом [Burns, Seligman, 1989], причем последние из названных авторов считали, что беспомощность оста­ется на всю жизнь.

Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — моти-вационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в неспо­собности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, когнитивный — в неспособности в последующем обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться впол­не эффективным, и эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных действий.

Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006. С. 93

В дальнейшем свой бихевиоральный подход к выученной беспомощности Зелигман переформулировал в когнитивно-бихевиоральный. При этом он исхо­дил из взглядов Б. Вайнера [Weiner et al., 1971], показавшего, что настойчивость субъекта перед лицом неудачи зависит от того, как он интерпретирует эту пере­живаемую неудачу — просто как результат недостатка своих усилий или как ре­зультат обстоятельств, над которыми он не имеет власти или контроля. Зелигман с коллегами [Abramson, Seligman, Teasdale, 1978] распространили эти взгляды


228Глава 10. Безвольное поведение

на объяснение того, почему одни люди впадают в беспомощность, а другие — нет. Это зависит от того, какой стиль объяснения неудачи имеется у человека: опти­мистический или пессимистический.

По данным И. О. Девятовской [2005], формированию «выученной беспомощ­ности» у менеджеров способствуют высокий уровень мотивации к избеганию не­удач (это совпадает с данными Н. Боровской в отношении ленивых) и контроль за действием по типу ориентации на состояние (по Ю. Кулю).


ГЛАВА 11

Патология воли

Исторически сложилось так, что проблема патологии воли оказалась с самого начала тесно связанной с проблемой патологии мотивации, поскольку мотивация часто и понималась как воля. Начало такому изучению было положено работами Т. Рибо, Э. Кречмера и других психологов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.