Здавалка
Главная | Обратная связь

Моторные нарушения речи



Различают несколько видов нарушений речи, связанных с расстройством про­извольной регуляции: эфферентную моторную афазию, афферентную моторную афазию, динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны) — поля 44 и частич­но поля 45, т. е. «зоны Брока», названной по имени ученого, впервые описавше­го моторное нарушение речи у больного с данным поражением мозга. При пол­ном разрушении этой зоны больные не могут произнести практически ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные зву­ки. В то же время они понимают обращенную к ним речь.

При менее грубых поражениях этой зоны коры возможность артикулировать звуки речи сохраняется, однако страдает собственно двигательная организация речевого акта, четкая последовательность речевых движений («кинетическая мелодия», как писал А. Р. Лурия). Данная форма афазии служит одним из сим­птомов левополушарных премоторных нарушений движений (кинетической апраксии), при которых главный дефект проявляется в трудности переключе­ния с одного движения на другое, и, как следствие этого, в трудности выполне­ния серийных двигательных актов.

При попытке произнести слово больные не могут переключиться с одного сло­га на другой, в результате чего возникают речевые персеверации. Они проявля­ются как в активной спонтанной речи и при повторении слов, так и при письме. Отдельные звуки и даже отдельные слоги больные произносят верно, но они не способны слить их в слово из-за инертности уже произнесенных элементов речи.

Афферентную моторную афазию как самостоятельную форму нарушений речи выделил А. Р. Лурия. Это расстройство возникает при поражении нижних отделов теменной области (поле 40) левого полушария, вследствие чего наруша­ется кинестетическая речевая афферентация. Это приводит к невозможности ана­лизировать афферентные сигналы, поступающие от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, т. е. исчезают кинестети­ческие речевые ощущения.

При выпадении кинестетической основы речи (т. е. «обратной связи») нару­шается вся речевая система в целом. Возникают дефекты в произношении слов, замена одних звуков речи другими вследствие трудности дифференциации близ­ких артикулем (т. е. артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельного звука и слова в целом).

Первичный дефект состоит в трудности различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке ряд звуков образуется при участии преимуществен­но либо передней части языка, либо задней («д», «л», «н» и «г», «к», «х» соответ­ственно). При снижении способности к дифференциации артикулем возникает смешение этих звуков. Больные, например, произносят вместо слова «халат» — «хадат», вместо «слон» — «снол» и т. п. Наблюдаются и другие трудности артику­лирования (при быстром повторении гласных звуков, при повторении согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, и т. п.). При этом больные


236Глава 11. Патология воли

понимают, что произносят слова неверно, «чувствуют» свою ошибку, но их рот как бы не подчиняется волевым усилиям.

У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис. У них затруднено произвольное (в соответствии со словес­ной инструкцией или показанным движением) выполнение различных ораль­ных движений. Больной, например, не может надуть одну или обе щеки, высу­нуть язык и т. д.

При афферентной моторной афазии вследствие кинестетического дефекта вто­рично нарушается письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем за­труднение артикуляции, например при выполнении инструкции «открыть рот» или «зажать язык зубами», ухудшает написание слов.

Динамическая афазия впервые описана К. Кляйстом [Kleist, 1934] под назва­нием «дефект речевой инициативы». Она связана с поражением областей левого полушария, расположенных вблизи зоны Брока (9-е, 10-е и 46-е поля премотор-ной области), которое приводит к речевой адинамии.

Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказывают­ся. На вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. Свя­зано это с трудностью построения своей речи, так как больные не могут составить даже элементарную фразу, не способны развернуто (в двух-трех фразах) ответить на простые вопросы. Если им предлагают вспомнить несколько существительных, а затем несколько глаголов, то существительные они еще называют, но глаголы вспомнить не в силах. В то же время речевая моторика и понимание речи у них не страдают.

Динамическая афазия связана прежде всего с дефектами внутренней речи: рас­падается ее предикативность, и это ведет к трудности построения замысла выска­зывания (А. А. Брудный [1974]; А. Р. Лурия и др.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.