Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества)



Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих лич­ностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения появляются синтетические (вторичные, по В. К. Калину) качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально-волевыми качествами личности.


200Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

Изучение нравственного суждения показывает нам, что, сталкиваясь с нравственной пробле­мой, люди думают о том, что они должны делать и почему. Но хороших намерений часто бывает недостаточно. Тот факт, действуют ли дети и взрослые в соответствии со своими убеж­дениями, частично зависит от тех качеств, которые мы называем силой воли, твердыми на­мерениями или, говоря более простым языком, самоконтролем.

Самоконтроль в нравственной области заключается в подавлении побуждения вести себя, нарушая нравственную норму. Иногда это называется сопротивлением искушению.

Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб., 2006. С. 799

С одной стороны, нравственно-волевое поведение характеризуется тем, что оно связано с нравственными причинами. В этом плане примечательны слова, сказан­ные И. М. Сеченовым: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безличная воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-ни­будь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства... Другими словами, безличной, холодной воли мы не знаем» [1953, c. 181]. С другой сторо­ны, в нравственно-волевом поведении может проявляться сразу несколько воле­вых качеств. Иначе говоря, это поведение обусловлено не только нравственно­стью, но и сочетанием волевых качеств.

Ценны лишь те подвиги, которые совершены с полной сознательностью.

Р. Роллан

Самостоятельность и инициативность.К. Н. Корнилов определял самостоя­тельность как отсутствие у человека боязни самому принимать решения, способ­ность не поддаваться попыткам склонить его к невыполнению принятого реше­ния, не поддаваться чужому влиянию, если оно расходится с его взглядами и убеждениями. Нетрудно заметить, что под это понятие подведены несходные в принципе явления. Одно дело — стремиться самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и т. п., т. е. проявлять поленезависимость, другое дело — проявлять стойкость в своих убеждениях, стремлениях, т. е., скорее, проявлять принципиальность.

В. И. Селиванов понимал самостоятельность как «подчинение своего поведе­ния собственным убеждениям и умение без помощи других осуществлять свои действия и поступки… Самостоятельность, — писал он, — предполагает упорство, стойкость в преодолении трудностей. Но она, как и настойчивость, противополож­на упрямству…» [1992, с. 141]. Такое понимание самостоятельности вызывает ряд вопросов. Если самостоятельность — умение, то почему оно рассматривается как волевое свойство личности? И почему самостоятельность противоположна упрямству? Когда маленький ребенок говорит «Я сам!» и упорствует в попытке сделать то, что ему хочется, но не получается, — разве он не проявляет самостоя­тельность?

Самостоятельность — это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном при-


8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) 201

нятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Самостоятельность как волевая черта лич­ности присуща уже дошкольникам, однако мотивы ее проявления у детей разного возраста различны. Младшие дети используют ее как средство достижения част­ных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть свое право на самостоятельность. При этом подростки проявляют позицию максимализма: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально осуществимо. У старших школьников мотивом проявления самостоятельности служит стремление испытать себя, проверить свои возможности.

Однако от детей требуется, особенно при поступлении в школу, не самостоятель­ность вообще (она может выражаться и в своеволии, нарушении дисциплины, тем более что многие дети понимают ее как бесконтрольность), а организованная само­стоятельность, направленная на решение педагогических задач, в частности на пре­одоление психологического барьера, связанного с робостью, неуверенностью в сво­их силах.

Частный случай проявления самостоятельности — инициативность.

Инициатива (от лат. initiare — начинать) выражается в почине, т. е. в таких дей­ствиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, став­шее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превраща­ется в инициативность, предприимчивость. В моральном плане она характеризует­ся социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие (недаром, имея в виду проявление человеком инициативно­сти, говорят: «взял на себя смелость»). Поэтому инициативность, являющаяся, в принципе, мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая ха­рактеристика поведения человека.

Н. П. Гуменюк и В. В. Клименко [1987] пишут, что инициативность возникает при преодолении трудностей нетрадиционными средствами и методами. Такое понимание инициативности представляется мне излишне зауженным, так как она может проявляться не только при наличии трудностей и с использованием не обя­зательно нетрадиционных средств и методов.

Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.

Дисциплинированность и организованность.В. И. Селиванов рассматривал дисциплинированность как сложное свойство личности, которое отражает «спо­собность и умение подчинять свое поведение нормам общественной морали и пра­вилам общежития» [1992, с. 142]. Что такое правила общежития, автор не расшиф­ровал, но думается, что это не только взаимоотношения с другими людьми, но и управление самим собой, подчинение своего поведения и деятельности необходи­мости, подчас вопреки своим желаниям (самодисциплина).

Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного поряд­ка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в не­подходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный


202Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора.

Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций.

Различают: а) внутреннюю дисциплину, или самодисциплину; б) дисциплину из соображений выгоды; и в) дисциплину по принуждению. Внутренняя дисцип­лина предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) человеком норм, регу­лирующих поведение людей, формирование у него чувства ответственности, чув­ства долга. Такая дисциплина не требует принудительных мер и внешних санкций. Это дисциплина, основанная на убежденности в том, что так поступать или делать необходимо. Вследствие этого человек испытывает потребность следовать нор­мам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чув­ство вины, теряет самоуважение.

Дисциплина из соображений выгоды и по принуждению опирается на внешние санкции — положительные и отрицательные. Человек действует дисциплиниро­ванно в расчете на поощрение или стремясь избежать наказания. Это дисципли­на-послушание.

Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинирован­ности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управ­лять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологиче­ской основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дис­циплинированность становится привычкой (К. К. Платонов).

Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения.

Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самосто­ятельное волевое качество (Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, В. И. Селиванов, В. К. Калин). Н. Д. Левитов писал, что организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, с его точки зрения, должен обладать выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела. Организованность связа­на и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыва­нием того, какие средства нужны для достижения цели. Учитывая все это, можно считать удачным определение организованности, данное В. К. Калиным: он оха­рактеризовал ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельно­сти. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества.

Организованность обычно определяется как умение человека планировать свои действия и поступки, умение руководствоваться этими планами в деятельности, в поведении. Об орга­низованности судят прежде всего по тому, как человек использует свое рабочее и свободное время: умеет ли он расходовать время целесообразно и экономно или не дорожит им, тратит


8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) 203

часы и дни зря, не получая полезного эффекта. В развитой форме организованность стано­вится привычкой личности. Но это такая обобщенная привычка, которая постоянно требует волевой регуляции, поскольку условия применения организованности постоянно меняются.

Организованность нередко отождествляют с дисциплинированностью, между тем она — лишь одно из наиболее существенных проявлений дисциплинированности. Мы не можем назвать недисциплинированным человека, который сознательно подчиняет свое поведение нормам общественной морали, выполняет правила общежития, но делает это еще недоста­точно организованно. Особенно часто несовпадение дисциплинированности и организован­ности наблюдается у школьников. Иной ученик аккуратно посещает школу, не нарушает дис­циплину, усердно занимается, выполняет домашние уроки, но, не умея спланировать свои действия, много времени тратит попусту. У него организованность еще не воспитана, в ре­зультате чего и дисциплинированность остается малоразвитой.

Селиванов В. И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992. С. 140–141

В. И. Селиванов (см. вышеприведенную цитату) полагал, что организован­ность — это одно из наиболее существенных проявлений дисциплинированности. Но на соотношение организованности и дисциплинированности можно посмот­реть и по-другому: именно дисциплинированность как волевое проявление позво­ляет человеку быть организованным, т. е рационально использовать свое время.

Старательность (усердие) и энергичность.Старательность — это стремле­ние выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п. С другой стороны, в ста­рательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности. Вспомним, что происходит с первоклассником, старательно пишущим палочки, крючочки и т. п.: от старания у него возникает мышечное напряжение, принимающее подчас генерализованный характер, свидетельством чему может быть высунутый язык.

Энергичность. В. К. Калин выделил еще одно мобилизационное волевое каче­ство — энергичность — и характеризовал его как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высоко­го. К сожалению, экспериментальному изучению это качество не подвергнуто, по­этому остается неясным, каковы его реальные психофизиологические основания, как измерять это качество и т. д.

Героизм и мужество.Единого понимания героизма и мужества нет. Героизм (от греч. heros — герой) и его деятельное выражение — подвиг — это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли. Результатом совершенного подвига является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий. Героизм имеет разные от­тенки. Одно дело — героизм, проявляемый в безвыходной ситуации, о котором К. Д. Ушинский писал, что и несмелый человек может совершить смелый посту­пок, если на это его толкают обстоятельства, другое дело — героизм, проявляе­мый без принуждения обстоятельствами, как самопожертвование. По этому по-


204Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

воду писатель Б. Агапов писал: «Мне не очень нравится героизм, по поводу ко­торого можно спросить: “Слава героям, но кто виноват?” Русские ученые, ища способы борьбы с чумой, прививали себе эту страшную болезнь и лечили ее раз­работанными ими методами. Некоторые умирали. Это был героизм не вынуж­денный из-за катастрофы, а решенный добровольно, после размышлений, т. е. свободный от анестезии аффекта. Это есть истинно человеческий героизм, геро­изм самопожертвования».

Героем человек становится тогда, когда видит, что он на краю гибели.

В. Швёбель

Бесстрашие — это необычайная сила души, возносящая ее над замешательством, тревогой и смятением, порождаемыми встречей с серьезной опасностью. Эта сила поддерживает в героях спокойствие и помогает им сохранять ясность ума в самых неожиданных и ужасных обстоятельствах.

Ларошфуко

Один из первых русских психологов Г. Е. Шумков [1911] писал, что героем называют человека, который проявил какой-либо вид мужества (храбрость, сме­лость, отвагу, самообладание, терпение и т. д.), достойного того, чтобы проявлен­ный подвиг был передан потомству в поучение и назидание. Отсюда очевидно, что во-первых, мужество связано с общественной значимостью совершенного, с нрав­ственностью человека, и во-вторых, оно имеет различные проявления.

Н. Д. Левитов считал мужество (наряду с настойчивостью и выносливостью к лишениям, неблагоприятным условиям) одним из выражений стойкости и оп­ределял его как подчинение делу самых дорогих личных интересов. Думается, что этого слишком мало, чтобы говорить о стойкой воле и нравственном характере волевого поведения человека.

П. А. Рудик тоже рассматривал мужество как одно из проявлений стойкости, но определял его как отсутствие страха перед препятствием и опасностями.

Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии других свидетелей.

Ларошфуко

В «Словаре по этике» [1983] мужество определяется как моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство соб­ственного достоинства. Мужество выражается в способности человека действо­вать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Это смелость новатора, призна­ние собственных ошибок, несмотря на потерю престижа, открытая и принци­пиальная критика, невзирая на лица и возможные неприятности, стойкое пере­несение тяжелой болезни, утраты близких.

На основании вышесказанного можно рассматривать мужество как обобщен­ное понятие, характеризующее такое нравственно-волевое поведение, результа-


8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) 205

том которого является достижение, превосходящее по своим масштабам резуль­таты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям в поучение и назидание. Мужество имеет различные формы прояв­ления в виде храбрости, героизма, стойкости, выдержки, самоотверженности и самопожертвования, принципиальности.

Самоотверженность.В «Словаре по этике» самоотверженность определяется как моральное качество, характеризующееся такими действиями, которые пред­ставляют собой акт самопожертвования — добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни, ради интересов других людей. Проявляется это качество в исключительных (экстремальных) обстоятельствах, когда от чело­века требуется превышение меры своих обязанностей, осуществляемых им в по­вседневной жизни и в обычных взаимоотношениях между людьми, или когда не­обходимо предельное волевое напряжение для перенесения возникших лишений. Выражением самопожертвования является героизм.

Принципиальность.О принципиальности (от лат. principium — основание, пер­воначало) К. К. Платонов писал, что это свойство личности служит отражением идейности человека. Принципиальным считается человек, твердо (строго) и осо­знанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принци­пы, идеи в жизнь. Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного поряд­ка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нравственных принципов. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит чело­веку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от сво­их убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.

От принципиальности следует отличать упрямство и принципиальничание. В последнем случае человек проявляет излишнюю принципиальность по незна­чительному поводу.

Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синте­зирующие и то и другое.

К понятиям, обозначающим сложные мотивационно-волевые качества, следу­ет отнести целеустремленность и самообладание, которые, как мы видели, тоже могут проявляться через различные волевые качества.

Изложенное выше показывает, что вряд ли правомерно давать обобщенную характеристику силы воли человека (волевой — неволевой). Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Так, при сопоставлении проявлений терпе­ливости и настойчивости был сделан вывод, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.


206Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятель­ности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования дея­тельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих тре­бования к конкретным волевым проявлениям. Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного человека установок, имеющих обществен­ную направленность. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заяв­ляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего за команду, чем в личных соревнованиях.

Таким образом, решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и пси­хофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего опре­деляется социальными факторами, устойчивостью мотивационной установки. В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит пси­хофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы. Только комплексный подход позволит прогнозировать прояв­ление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Естественно, чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.


ГЛАВА 9







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.