Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегия и тактика развития силы воли



Взгляды разных авторов на развитие (закалку, укрепление, тренировку) воли имеют некоторые общие недостатки. Во-первых, это одностороннее понимание воли, при котором одни главным в воспитании воли считают формирование мо­рального компонента, другие — развитие собственно волевого усилия, третьи — развитие волевых качеств (а отсюда и разные теории формирования воли). Во-вторых, это отношение к воле как к чему-то материализованному, наподобие мыш­цы или клинка из стали.

Г. Мюнстерберг, отмечая роль внимания и представления в формировании про­извольных действий, писал, что слабая воля ребенка — это его неспособность дли­тельно удерживать внимание на цели. Отсюда и подход автора к решению проблемы развития воли: «Ребенок должен, постепенно развиваясь, приобрести способность к тому, чтобы настойчиво держать перед своим умственным взором цель предпри­нимаемого действия. Не существует никакой особой волевой способности, которую надо было бы упражнять, нет никакой особой душевной силы, необходимой для перехода от представления цели к ее осуществлению. Внимание, устремленное на намеченную цель, — вот что надо постоянно упражнять в течение школьной жиз­ни». И далее Г. Мюнстерберг заключал: «Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не от­влекаться всякими случайными впечатлениями» [1997, с. 186–187].

Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скры­вается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управле­ние своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления


240Глава 12. Развитие силы воли

(волевые качества). Надо развивать не абстрактную волю, и даже не абстрактную силу воли, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем специфичными для них методами. Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание по­ставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде все­го преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п. )» (Гоноболин [1973, с. 120]). Сначала, значит, устраним недостатки, а потом примемся за развитие положительных качеств. А вот еще одна рекомендация того же автора: «Для воспитания воли нужна постоянная, систематическая работа над собой, которую нужно начинать как можно раньше [курсив мой. — Е. И.]». Спра­шивается, когда ребенок должен начать сознательно воспитывать свою волю — с младенчества? Эти общие рекомендации звучат как декларации, заклинания, но мало способствуют успеху дела.

Н. Д. Левитов отмечал, что «по вопросу о воздействии на волю путем воздей­ствия на сознание существовали две односторонние и потому ошибочные точки зрения. Согласно одной (ведет свое начало от Сократа), человеку достаточно осо­знать, как надо поступать, и он будет так поступать. При всей важности значения сознания и убеждений для силы воли, — продолжал Н. Д. Левитов, — нельзя ска­зать, что между сознательностью и убежденностью человека и его волей имеется всегда соответствие. Факты показывают, что к числу слабовольных (невыдержан­ных, капризных, упрямых, недисциплинированных) учащихся нередко относят­ся те, которые хорошо понимают отрицательное значение этих качеств. Непра­вильна и противоположная точка зрения (Рибо) об антагонизме между сознанием и волей. Воспитание воли и волевых черт характера должно опираться на созна­тельность учащихся» [1958, с. 176].

Роль деятельности. Ф. Н. Гоноболин, В. И. Селиванов, А. Ц. Пуни и другие авторы считают, что волевые свойства личности формируются в процессе деятель­ности. Поэтому для развития силы воли (волевых качеств) чаще всего предлага­ется путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если сила воли проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через созда­ние ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика (в частности, занятия спортом) показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о раз­витии силы воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки — фор­мируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особеннос­ти свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Поэтому развитие того или иного волевого качества в значительной степени за­висит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указан­ные компоненты.

Признавая значимость формирования установок, нравственных качеств и дру­гих психических феноменов, могущих оказать решающее влияние на принимаемые человеком решения, все же не следует перегибать палку, как это делал В. Э. Чуд-новский, который писал: «А что представляет собой тренировка воли, как не фор-


12.1. Стратегия и тактика развития силы воли 241

мирование определенных мотивов?» [1981, с. 52]. Конечно же, развитие силы воли состоит не только в формировании мотивов поведения и деятельности. Это и про­цесс адаптации к опасной ситуации, приводящий к снижению остроты возникаю­щих отрицательных эмоциональных состояний, и овладение приемами самости­мулирования, и формирование мотива достижения, и выработка установки на преодоление трудности. Не исключена и возможность тренировки собственно во­левого усилия, хотя доказать наличие таковой возможности трудно в связи с тем, что нет методик измерения интенсивности волевого усилия.

Трудно согласиться и с предложениями формировать волю в целом (А. Ц. Пуни [1959]), поскольку нет воли в целом, а есть отдельные и специфические ее прояв­ления — волевые качества.

Роль требований.Большое значение для формирования волевой сферы лич­ности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль за выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает осуществлять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполне­ние требований остается для него без последствий, то нужный стереотип волево­го поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его выросшими возможностями, т. е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учиты­вать меру трудностей, которые должен преодолеть ребенок, и не превращать разви­тие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли ста­новится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и заданий».

В подходе к развитию воли, полагал С. Л. Рубинштейн, имеются две крайно­сти, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. «Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходи­мости делать какие-либо усилия; между тем готовность употребить усилие, что­бы чего-нибудь достигнуть, — совершенно необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать; лишь сила привычки может облегчить трудность усилия: совершенно непривычное, оно окажется непосильным. Другая — тоже не малая — опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое дело незавершенным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило — доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки бросать незавершенным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один за другим ряд срывов, раз за разом не довести до конца начатое дело» [1999, с. 610].

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощь в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Непродуманное, а порой и неправильное воспитание может снижать волевую активность человека, способствовать развитию упрямства (как отрицательного проявления упорства, настойчивости) и повышенной чувствительности к небла­гоприятным эмоциональным состояниям. Замечено, что наиболее устойчив и пло-


242Глава 12. Развитие силы воли

хо подавляем страх у людей с повышенной чувствительностью к опасности, раз­витой в детстве. Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирова­ние внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельно­сти, поддразнивание и т. п. ведут к неуверенности, а через нее — к тревожности, нерешительности, боязни.

Роль учета половых особенностей. В. К. Кузьменков [1970б] провел двухлет­ний эксперимент по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозна­чились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. Девушек, которые научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость, оказалось больше, чем юношей. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание силы воли. Самовоспитание воли является частью самосо­вершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответ­ствии с его правилами и прежде всего — с разработкой программы самовоспита­ния силы воли.

В качестве иллюстрации к рассматриваемому вопросу приведу выдержку из учебного пособия «Практические занятия по психологии» [1989], где даны рекомендации спортсменам по развитию у себя силы воли.

Составление программы самовоспитания силы воли. В начале программы следует указать цели и задачи спортивного совершенствования: перспектив­ную цель (на 3–4 года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), очередные или ближайшие задачи. Потом рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них. Затем, с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств, нужно наметить и запи­сать в тетрадь задачи, пути и средства самовоспитания этих качеств. При этом необходимо:

1) наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения (имеется в виду: длительная физическая нагрузка и борь­ба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двига­тельных действий; необходимость действовать по личному почину);

2) предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упраж­нений, которые стимулировали бы активность по преодолению препят­ствий и трудностей (таковыми могут быть, например, занятия на красивой местности, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тре­нировки);

3) отработать и начать использовать индивидуально пригодные приемы само­стимуляции волевых усилий:

а) использовать мобилизующие приемы, логически обосновывающие необ­ходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обраще­ние к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания


12.2. Формирование морального компонента силы воли 243

(самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждаю­щие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение); б) использовать организующие приемы, связанные с отвлечением, пере­ключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомотор-ной подготовкой, регуляцией дыхания и др.;

4) установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленно­сти (поставил цель — иди к ней твердо; выполнение плана — основа успеха; окончил день — подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми — потом решай; если решил — делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и все­гда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не пола­гайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе ука­жут, подскажут, дадут задание, — действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя);

5) пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специа­листов и т. д.).

Использование психорегулирующей тренировки. В. К. Калин и В. П. Мунтян использовали для развития способности к волевому усилию систематические занятия психорегулирующей тренировкой (ПРТ). Эксперименты показали, что после цикла занятий испытуемые стали проявлять в мышечной работе бульшую реактивность, т. е. быстрее мобилизовывать имеющиеся у них ресурсы. В умствен­ной работе значительно легче стала удаваться «отстройка» от помех, повысилась скорость работы, а количество ошибок уменьшилось (что свидетельствует о по­вышении концентрации и устойчивости внимания). Авторы связывают это улуч­шение с развитием в результате занятий ПРТ регулирующей функции второй сигнальной системы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.