Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастные и половые особенности произвольной активности



По поводу онтогенетического развития произвольного управления С. Л. Рубин­штейн писал: «Уже первое, направленное на определенный объект, осмыслен­ное действие ребенка, разрешающего какую-нибудь “задачу”, является прими­тивным “волевым” актом. Но от этого примитивного акта до высших форм волевого избирательного действия еще очень далеко. Равно несостоятельно как то представление, будто у ребенка в раннем детстве, в 2–4 года, воля уже созре­ла, так и то, встречающееся в литературе, утверждение, будто воля, как и разум, является новообразованием подростков. В действительности волевые действия появляются у ребенка очень рано; совершенно неправильно изображать хотя бы трехлетнего ребенка как чисто инстинктивное существо, у которого нет и зачат­ков воли. В действительности развитие воли, начинаясь в раннем возрасте, про­ходит длинный путь. На каждой ступени этого развития воля имеет свои каче­ственные особенности» [1999, с. 608].

Нельзя не подчеркнуть, что онтогенетическое развитие произвольной актив­ности тесно связано с формированием личности в целом и усложнением мотива­ции, о чем речь пойдет далее.

О происхождении произвольных реакций

В онтогенезе

Имеются две противоположные точки зрения по вопросу о происхождении про­извольных реакций у ребенка. И. М. Сеченов полагал, что произвольные движе­ния не даны человеку готовыми от рождения, а проходят сложные этапы разви­тия, начиная с момента рождения. Беспорядочные движения превращаются в заученные, но еще непроизвольные, и лишь когда на основе возникающих ощу­щений у человека формируются представления и возникают сложные ассоциа­ции, появляются произвольные движения.

В языке народов и в их сознании бесстрастное хотение – воля…

Сеченов И. М. 1953. С. 110.


208Глава 9. Возрастные и половые особенности произвольной активности

В. Вундт [1912] считал произвольные движения первичными, а непроиз­вольные — вторичными, возникающими на базе первых в результате автома­тизации.

И. П. Павлов, рассматривая этот вопрос, подчеркивал, что ни врожденность, ни приобретенность произвольных движений не доказаны. Однако он считал более вероятным, что произвольные движения приобретаются. Обучение произвольным движениям — это налаживание связей между чувствительными и двигательными корковыми клетками двигательного анализатора, полагал И. П. Павлов.

Р. Мейн [Mayne, 1951] полагал, что движения тела становятся произвольны­ми лишь после того, как они выучены; тогда они включают в себя предваритель­ную установку, действие обратной связи и предвидение.

В пользу второй точки зрения, казалось бы, свидетельствует и факт появления произвольных движений рук у младенцев только в возрасте 4–5 месяцев (Н. Ф. Ше­мякин [1941]; А. Пейпер [1962]; А. Н. Давыдова [1956]; Я. З. Неверович [1965]; мои наблюдения), когда ребенок тянется к привлекающей его игрушке, берет ее в руки. Однако здесь возникает вопрос: является ли это следствием образования услов­ных рефлексов, выученности этих движений или результатом позднего созрева­ния нервного субстрата, обеспечивающего осуществление произвольных движе­ний? Ведь имеются сведения, что пирамидные клетки двигательной зоны коры, регулирующие произвольные движения, созревают именно в 4–5 месяцев после рождения ребенка. Если верно последнее, то произвольные движения по своему физиологическому механизму первичны в такой же степени, как и непроизволь­ные. Однако в произвольных движениях, как и в произвольных действиях, свя­занных с психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью), присут­ствует и психический компонент — мотивация, представление (вторичный образ объекта, предвидимого результата) — который появляется по мере развития ас­социативных зон коры головного мозга. Поэтому возникновение первых произ­вольных актов связано с созреванием и развитием всей коры больших полушарий, а не только пирамидных клеток, которые являются лишь эффекторной частью двигательного анализатора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.