Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика «Психологический анализ развития волевых качеств



Спортсменов»

Методика разработана Б. Н. Смирновым для оценки развития волевых качеств у спортсмена по степени сформированности волевых умений. Целеустремленность

1. Умение ставить ясные цели и задачи:

а) имею ясную перспективную цель спортивного совершенствования
на 3–4 года вперед;

б) совместно с тренером планирую спортивный результат на предстоящий
год и намечаю конкретные задачи по периодам спортивной тренировки;

в) ставлю очередные задачи на ближайшие тренировочные занятия и сорев­
нования.

2. Умение планомерно осуществлять деятельность:
а) выполняю планы отдельных тренировочных занятий;


Приложение 325

б) выполняю планы выступления на спортивных соревнованиях;

в) участвую в оценке проведенных занятий и соревнований, в корректиров­
ке намеченных планов.

3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

а) ради достижения перспективной цели соблюдаю строгий режим;

б) намеченные цели и задачи спортивного совершенствования являются
мощным источником активности;

в) испытываю чувство удовлетворения от самого процесса спортивной тре­
нировки.

Настойчивость и упорство

4. Умение длительно добиваться намеченной цели:

а) регулярно тренируюсь и неукоснительно выполняю запланированную
физическую нагрузку на каждом занятии;

б) тщательно, кропотливо отрабатываю технику и тактику спортивных дей­
ствий;

в) старательно, методично преодолеваю недостатки в спортивной подго­
товленности.

5. Умение превозмогать тягостные состояния:

а) при развитии чувства усталости проявляю терпение и продолжаю тре­
нировку, не снижая интенсивности;

б) находясь в неблагоприятном состоянии (плохое настроение, боль и др.),
принуждаю себя к действиям «через не могу»;

в) терпеливо и длительно повторяю однообразные, скучные, но нужные
упражнения.

6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

а) неудачи в исполнении упражнений мобилизуют на достижение цели;

б) склонен к увеличению длительности и проведению дополнительных
тренировочных занятий;

в) активно борюсь за высокий результат до конца соревнования.
Решительность и смелость

7. Умение своевременно принимать ответственные решения:

а) своевременно принимаю решения о выполнении упражнений, приемов,
тактических действий и т. д., когда ситуация не позволяет медлить;

б) своевременно принимаю решения о выполнении необходимых действий
в условиях физической опасности или риска;

в) своевременно принимаю решения о выполнении указанных действий в
условиях моральной ответственности перед коллективом или командой.

8. Умение подавлять чувство страха;

а) в условиях реальной физической опасности иcпытываю стремление к риску и желание перейти к действию;


326Приложение

б) в этих условиях мысленно отключаюсь от переживаний, страха и цели­
ком сосредоточиваюсь на действии;

в) в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю не­
благоприятные переживания и решительно действую.

9. Умение безотказно выполнять принятые решения:

а) после принятия решения о выполнении опасного упражнения (задания)
непременно приступаю к его практическому выполнению;

б) начав выполнение опасного упражнения, продолжаю его и довожу до
конца, даже если этому мешают значительные ошибки;

в) неудачи при выполнении опасных упражнений мобилизуют на повто­
ренные попытки добиться успеха.

Выдержка и самообладание

10. Умение сохранять ясность мысли:

а) при выполнении упражнений хорошо сосредоточиваю, распределяю и
переключаю внимание, несмотря на действие сбивающих факторов;

б) не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под
влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревновании;

в) в напряженной соревновательной обстановке обдуманно принимаю и
выполняю решения, взвешивая «за» и «против».

11. Умение владеть своими чувствами:

а) легко повышаю эмоциональный тонус (в состоянии апатии, растерянно­
сти, страха и др.);

б) легко снижаю уровень эмоционального возбуждения (при излишнем
волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об от­
ветственности и т. д.);

в) в случае удачи на тренировочных занятиях и соревнованиях не прояв­
ляю излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превос­
ходства и других нежелательных переживаний.

12. Умение управлять своими действиями:

а) сохраняю технику и контролирую свои движения при появлении боле­
вых ощущений, чувства усталости, недовольства собой и других небла­
гоприятных внутренних состояний;

б) несмотря на неудачи и допущенные ошибки, продолжаю выступать
в соревновании на уровне своих возможностей;

в) в конфликтных ситуациях удерживаю себя от неэтичных поступков
(пререканий, грубости, ухода с соревнования и др.).

Самостоятельность и инициативность

13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

а) критически отношусь к советам и действиям других спортсменов; не скло­нен слепо подражать авторитетным спортсменам;


Приложение 327

б) самостоятельно готовлюсь к очередным занятиям и соревнованиям (чи­
таю нужные книги, беседую со знающими людьми, выполняю специаль­
ные упражнения и т. д.);

в) предпочитаю собственный анализ проведенных занятий и соревнований.

14. Умение проявлять личный почин и новаторство:

а) люблю изобретать новое и оригинальное в технике спортивных упраж­
нений;

б) склонен к самостоятельной творческой разработке тактических дей­
ствий, комбинаций, планов выступления на соревнованиях;

в) ищу индивидуальный вариант своего спортивного совершенствования.

15. Умение проявлять находчивость и сообразительность:

а) легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям привычных усло­
вий тренировки и соревнований (другой зал, не те снаряды, плохая по­
года и т. п.);

б) быстро раскрываю тактические «хитрости» соперника и противопостав­
ляю им свои нестандартные действия;

в) оперативно исправляю ошибки и неточности в исполнении упражнений,
тактических действий на тренировочных занятиях и соревнованиях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.