Здавалка
Главная | Обратная связь

Протокол оценки волевых умений (в баллах)



Целеустремленность

1. Ставить ясные цели и задачи.

2. Планомерно осуществлять деятельность.

3. Подчинять себя достижению поставленной цели. Настойчивость и упорство

4. Длительно добиваться намеченной цели.

5. Превозмогать тягостные состояния.

6. Продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности. Решительность и смелость

7. Своевременно принимать ответственные решения.

8. Подавлять чувство страха.

9. Безотказно выполнять принятые решения. Выдержка и самообладание

 

10. Сохранять ясность мысли.

11. Владеть своими чувствами.

12. Управлять своими действиями. Самостоятельность и инициативность

13. Проявлять независимость в решениях и действиях.

14. Проявлять личный почин и новаторство.

15. Проявлять находчивость и сообразительность.


328Приложение

Постановка диагноза. Пользуясь описанием признаков проявления волевых умений, можно оценить развитие собственных волевых качеств или дать оценку развития волевых качеств другого, хорошо знакомого спортсмена. Читая пункт за пунктом описание признаков волевых умений (а, б, в), следует оценить степень проявления каждого из них и записать соответствующий балл в протокол. Реко­мендуется следующая шкала оценки: отчетливое проявление — 2 балла, неотчет­ливое проявление — 1 балл, не проявляется — 0 баллов.

Для большей дифференциации оценки можно использовать шкалу в 7 баллов.

Оценка волевых умений. Сложить оценки за каждые три признака проявления волевых умений и записать суммарную оценку в протокол (всего 15 оценок). Для большей наглядности следует представить полученные результаты графически, для чего построить систему координат: на оси абсцисс отложить волевые умения (15 умений), на оси ординат — оценку в баллах (из 6 баллов) и вычертить пять профилей, характеризующих количественно развитие волевых качеств.

Методика «Использование метода наблюдения для оценки

Волевых качеств»

Методика разработана А. И. Высоцким.

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно полу­чить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, само­стоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, про­являемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 — во­левое качество очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — слабо развито, 2 — очень слабо развито, 1 — волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, на­пример, 3,7 или 4,2 и т. д.).

Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеарифметиче­ское, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляет­ся сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабопроявляющим-ся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у на­блюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более признаков проявляются в среднем не менее двух раз в неде­лю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Приводим признаки этих волевых качеств школьников.


Приложение 329

Признаки дисциплинированности:

сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.); недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на вос­кресник и т. п.);

соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки. Признаки самостоятельности:

выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянно­го контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (при­ступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.); умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллекти­ва, условий труда и т. д.).

Признаки выдержки:

проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных усло­виях (большие помехи, неудачи и т. п.);

умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслужен­ном обвинении и т. д.);

умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуж­дении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельно­сти (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлече­ний и т. п.);

планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятель­ность определенную организацию при изменении обстановки.


330Приложение

Признаки решительности:

• быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или друго­го действия или поступка;

• выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие рас­терянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

 

• проявление решительных действий в непривычной обстановке. Признаки инициативности:

• проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

 

• участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исхо­дящего от других;

• активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

• стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Выводы. Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявля­ется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная рабо­та), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это скорее всего качество личности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.