Здавалка
Главная | Обратная связь

Изучение помехоустойчивости (самоконтроля деятельности при наличии внешних помех)



Методика разработана А. И. Высоцким. Используется простая умственная дея­тельность: сложение и вычитание чисел в пределах 5. При выборе такой легкой деятельности автор исходил из того, что она должна быть одинаково доступна школьникам всех возрастов (для выявления не только индивидуальных, но и воз­растных особенностей волевой активности).

Чтобы создать трудности, при решении задач вводятся различные помехи.

При изучении помехоустойчивости надо иметь в виду, что не всякая кажу­щаяся экспериментатору помеха является действительно помехой. Проведенное А. И. Высоцким специальное исследование показало, что, например, при прове­дении корректурной пробы не всякая музыка является помехой. Оказалось, что разная музыка (лирическая, маршеобразная, со словами и без слов) оказывает на результативность работы испытуемых разное влияние: одни к ней нейтраль­ны, другим она мешает, а третьим помогает.


350Приложение

Эти эксперименты также показали, что испытуемые проявляют разную воле­вую активность в зависимости от того, на какой анализатор подается информация и на какой помеха. Поэтому автором разработано четыре варианта экспериментов для изучения волевых усилий учащихся, направленных на удержание концентри­рованного внимания в умственной работе.

Первый вариант. В этом варианте информация воспринимается зрительню, а помехи даются на слуховой анализатор.

Для проведения экспериментов был изготовлен специальный аппарат (рис. 5).

Рис. 5

Он состоит из двух приборов, соединенных полутораметровым многоканаль­ным шлангом. Первый прибор (А) предназначен для испытуемого. В него вмон­тирована цифровая лампа (1) и система неоновых лампочек (2), которые при включении показывают «+» или «–». Сверху на приборе имеется лампочка (3) с плафоном (типа ночника). Двукратное включение этой лампочки означает для испытуемого: «приготовиться», а однократное — «отвечай».

Второй аппарат (Б) предназначен для экспериментатора. На нем расположен ряд пронумерованных микровключателей (4). При нажатии кнопки микровклю­чателя на цифровой лампе аппарата для испытуемого высвечивается соответству­ющая цифра. Кроме того, на аппарате экспериментатора имеется тумблер (5), с помощью которого на аппарате А включается «+» или «–». Две специальные кнопки на аппарате Б имеют следующее назначение. При нажатии одной из них (6) испытуемому подаются команды «приготовиться», «отвечай». Вторая кнопка (7) служит для того, чтобы считать ошибки испытуемого (при ее нажатии срабатыва­ет автоматический счетчик).

До начала эксперимента проводится тренировка, в ходе которой испытуемый знакомится с экспериментом, а экспериментатор подбирает оптимальный для испытуемого темп работы.

Эксперимент состоит из трех серий. Продолжительность каждой серии 5 мин. После каждой серии испытуемый отдыхает. Во всех сериях решаются однотип­ные примеры на сложение и вычитание в пределах 5. Каждый пример состоит из 10 цифр, которые надо складывать или вычитать (знаки «+» и «–» подаются


Приложение 351

в беспорядочной последовательности). Все вычисления делаются в уме, а конеч­ный результат каждого примера испытуемый называет вслух.

Первая и третья серии проводятся без помех, вторая — с помехами. В качестве помех в наушники подаются записанные на магнитную пленку числа.

Результаты работы в каждой серии подсчитываются по формуле:

N Ka =(N -W) C

где Kа — коэффициент продуктивности; N — число задач, которые ученик решил; W — число ошибочно решенных задач; С — константа, зависящая от времени, т. е. максимальное число задач, которое можно решить за данное время (подбирается эмпирически).

Для того чтобы выяснить влияние помех на продуктивность работы, результа­ты второй серии сравниваются с усредненным результатом первой и третьей се­рий (усредненный результат этих серий берется для того, чтобы по возможности исключить фактор утомления). Продуктивность работы во второй серии вычис­ляется в % от усредненного результата первой и третьей серий.

Перед каждой серией эксперимента испытуемому дается следующая инструк­ция:

1. Перед первой серией: «С условиями эксперимента ты хорошо знаком. По­старайся выполнить арифметические действия без ошибок. Работать будем 5 мин в таком же темпе, как тренировались».

2. Перед второй серией: «Сейчас будем решать такие же примеры, как и в пер­вой серии. Но во второй серии у тебя будут помехи: в наушниках будут зву­чать цифры. Постарайся не обращать на них внимания и решить все приме­ры без ошибок».

3. Перед третьей серией: «Сейчас еще раз повторим первую серию. Постарай­ся исправить свои ошибки (если они были у испытуемого), постарайся все примеры решить без ошибок (если испытуемый в первой серии работал без ошибок)». По ходу эксперимента в каждой серии фиксируются двигатель­ные реакции ученика (поза, мимика, пантомимика, движения рук, головы и т. п.); речевые реакции (какие слова, звуки, фразы произносил и в какой момент серии); вегетативные реакции (покраснение, побледнение, пот на лице, облизывание губ, изменение дыхания).

После проведения всех серий в беседе с учащимися экспериментатор выясняет следующие вопросы: отношение ученика к эксперименту (понравился, нет, поче­му), в какой серии было легче всего работать и в какой испытывал наибольшие затруднения и почему, насколько для учащегося были сильны помехи во второй серии (очень мешали, мешали отчасти, не мешали совсем), как ученик боролся с помехами и т. п.

Помимо вопросов, касающихся непосредственно эксперимента, эксперимента­тор также выясняет: что больше всего ученику мешает при подготовке уроков (шум, разговоры, музыка и т. п.), что чаще при решении задач, чтении и т. д. уче­нику мешает сосредоточиться (посторонние мысли, радостное известие, какие-


352Приложение

либо неприятности, обида и т. п.), как ученик реагирует на приятное и неприят­ное в жизни и т. д.

Все данные эксперимента записываются в протокол.

Второй вариант. При проведении этого варианта информация и помехи даются на зрительный анализатор. Эксперимент состоит также из трех серий. В качестве помех (они даются во второй серии) используется демонстрация мультфильма (при выключенном звуке). Аппарат для испытуемого, описанный в первом вари­анте, и экран, на который с кинопроектора демонстрируется цветной мультфильм, расположены рядом на уровне глаз на стене. В остальном эксперимент проводит­ся точно так же, как и в первом варианте (изменяется только порядок предъявле­ния чисел, чтобы испытуемый не запомнил ответы).

Третий вариант эксперимента проводится при зрительной информации (уче­ник также складывает и вычитает предъявляемые на табло цифры), но одновре­менно при зрительных и звуковых помехах. В качестве помех используется озву­ченный цветной мультфильм. В остальном условия проведения и обработка результатов эксперимента те же, что в первом и во втором варианте.

Четвертый вариант. В этом варианте информация дается на слуховой анали­затор (в наушники). Ученик должен выполнить подобную программу (складывать и вычитать простые числа). Программа состоит также из 10 примеров. В каждом примере надо выполнить сложение или вычитание 10 простых (в пределах 5) чисел. Программа записана на магнитную пленку: числа называются голосом, знак «+» подается в виде высокого звука, а знак «–» — в виде низкого звука.

При проведении этого эксперимента изучается помехоустойчивость школьни­ков при информации, поступающей на слуховой анализатор, и зрительных поме­хах, а также фиксируется, как сказывается на волевой активности школьников темп предъявляемой информации.

Эксперимент состоит из 5 серий. Во всех сериях дается одна и та же программа (меняются местами только арифметические примеры). Эксперимент проводится после соответствующей тренировки. После каждой серии дается отдых. Все вы­числения осуществляются испытуемым в уме, и только конечный результат каж­дого примера записывается на бумаге.

Первая серия проводится в нормальном, обычном для учащегося темпе (уста­навливается эмпирически), без помех. В этой серии, как и в последующих, перед испытуемым ставится задача: решить все примеры без ошибок.

Вторая серия проводится в очень медленном темпе. Каждое следующее число называется через 6 с. Испытуемому приходится прилагать немалые усилия, что­бы удержать в сознании полученный результат и произвести дальнейшее дей­ствие.

Третья серия проводится в очень быстром темпе (числа и звуки предъявляют­ся через каждую секунду). Поскольку результаты от сложения и вычитания не превышают 5, испытуемые успевают произвести необходимые действия, но быст­рый темп заставляет их постоянно находиться в большом напряжении.

Четвертая серия похожа на первую, но в этой серии даются только зритель­ные помехи. Учащимся демонстрируется цветной мультфильм (с выключенным звуком).


Приложение 353

После четвертой полностью повторяется первая серия. Она включена в экспе­римент для того, чтобы при сравнении результатов по возможности исключить фактор утомления. Результаты второй, третьей и четвертой серий сравниваются с усредненными результатами первой и пятой серий.

Продуктивность работы в каждой серии вычисляется по формуле, приведен­ной в первом варианте. В четвертом варианте эксперимента знаком W обознача­ется число не только неправильно решенных задач, но и число задач, не решен­ных совсем (когда испытуемый отказался решать).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.