Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика экспертной оценки лености



Эта методика является вариантом методики самооценки лени. Ее авторы — Д. А. Бог­данова и С. Т. Посохова [2005, с. 604]

Назначение. Методика предназначена для определения уровня лености людей путем опроса нескольких экспертов, хорошо знающих этих людей.

Используется 7-балльная шкала, в которой цифра 1 означает очень высокое трудолюбие, а цифра 7 — очень высокую леность. В отношении каждого оценива­емого высчитывается средний балл из оценок всех экспертов.

Методика «Незаконченные предложения» в модификации Д. А. Богдановой и С. Т. Посоховой [2005, с. 608]

Назначение. Методика, основанная на принципе вербального завершения, пред­назначена для выявления индивидуального отношения к лени, причин ее появ­ления.

Стимульный материал. При однократном обследовании испытуемому предла­гается бланк, на котором приведен перечень 12 незаконченных предложений.

Инструкция: «Вам предлагается ряд незавершенных предложений. Ваша зада­ча — дополнить каждое из них одним или несколькими словами так, чтобы полу­чилась осмысленная фраза. Пишите первое пришедшее в голову окончание».

Процедура опроса. После того как экспериментатор убеждается, что испыту­емому понятна инструкция, он предлагает ему бланк с незаконченными предло­жениями, чтобы он завершил их по своему усмотрению. Предпочтителен инди­видуальный опрос. На возникающие у испытуемого вопросы психолог отвечает повторением инструкции, без каких бы то ни было уточнений и пояснений. Вре­мя выполнения задания — 20–25 мин.


Приложение 361

Регистрируемые показатели. Категориальные единицы качественного анали­за отражают содержание представлений о лени и причинах ее возникновения. Причины лени:

особенности состояния (усталость, желание отдохнуть, сонливость, нет на­строения, плохое самочувствие, скука и т. п.);

дефицит возможностей (нет усидчивости, не умею, нет времени, сложное задание, другие проблемы, которые отвлекают); отсутствие интереса. Бланк для опроса:

Иногда мне лень что-то делать, потому что…

Если мне лень что-то делать, то я…

Мне тяжело что-то делать, если…

Я не люблю делать некоторые дела, так как они…

Мне легко даются дела, которые…

Мне хочется лениться, потому что…

Люди говорят, что лень — это...

Для меня лень — это…

Когда я ленюсь, то чувствую себя…

Я люблю…

Я не хочу что-то делать, когда…

Лень нужно…

Проверьте, все ли предложения вы завершили. Спасибо!

Анкета «Саморегуляция проявления лени» Д. А. Богдановой

И С. Т. Посоховой

Назначение. Анкета предназначена для выявления уровня саморегуляции под­ростков в наиболее распространенных ситуациях проявления лени.

Стимульный материал. Для однократного обследования одного человека не­обходимо иметь бланк с указанием 13 наиболее характерных для подростков си­туаций проявления лени с вариантами выбора ответа для каждой из них: «надо», «не надо», «буду», «не буду».

Инструкция: «Представьте себе, что закончился школьный день и вы получили домашнее задание по предмету, к которому относитесь нейтрально. Теперь по­смотрите на бланк анкеты. Вы видите 13 ситуаций, в которых вы можете ока­заться. Усталость значит, что вы устали. Неинтересное дело означает, что домаш­нее задание вам не интересно и т. д. Ваша задача — определить, нужно ли в каждой из этих ситуаций делать домашнее задание».

Процедура обследования. Обследуемым предлагается бланк для ответов с 13 наи­более типичными ситуациями проявления лени: а) при выполнении учебной зада­чи и б) в развлекательной деятельности. Задача каждого обследуемого заключает-


362Приложение

ся в том, чтобы определить, необходимо ли выполнять это учебное задание, с одной стороны, и развлекательную деятельность, с другой стороны, в данной ситуации и будет ли конкретно он (а) выполнять их.

Методика допускает индивидуальное и групповое обследование. Время выпол­нения задания — 15–20 мин.

Бланк для ответов

 

Ситуация Надо делать Не надо делать Буду делать Не буду делать
Усталость                
Болезнь                
Нет настроения                
Скука                
Сонливость                
Голод                
Неинтересное дело                
Бессмысленное дело                
Неопределенное дело                
Трудное дело                
Перегрузки                
Внешнее давление                
Дефицит возможностей                

Регистрируемые показатели:

• общая способность к саморегуляции;

• способность к саморегуляции в учебной ситуации;

• способность к саморегуляции в развлекательной ситуации.

Обработка результатов. Обработка ответов осуществляется при помощи под­счета коэффициента саморегуляции. Каждому варианту выбора присваивается числовое значение: долженствование («надо» — 8 баллов, «буду» — 4 балла), вы­полнение («не надо» — 6 баллов, «не буду» — 2 балла). Расчет коэффициента про­изводится по формуле: показатель долженствования / показатель выполнения.

Например, если выбор представляет «надо» и «не буду», то коэффициент са­морегуляции составит 8 : 2 = 4 балла.

В результате обработки возможно получение четырех значений коэффициента:

• 4 балла — неспособность к преодолению лени за счет саморегуляции;

• 3 балла — низкая способность к преодолению лени, недостаточная саморе­гуляция;

• 2 балла — достаточно выраженная способность в преодолении лени, доста­точно высокий уровень саморегуляции;

• 1 балл — ярко выраженная способность к преодолению лени, высокий уровень саморегуляции.


Приложение 363

Интерпретация результатов. При интерпретации результатов следует иметь в виду, что в методике изначально заданы ситуации, провоцирующие возникно­вение лени. Дальнейший анализ предусматривает возможность определения уров­ня произвольной саморегуляции в каждой из представленных ситуаций с учетом специфики деятельности — учебной или развлекательной. Полученные показате­ли могут говорить о четырех уровнях проявления саморегуляции:

• так называемая сверхрегуляция, которая отражает неспособность отказать­ся от исполнения деятельности при внутреннем осознании отсутствия не­обходимости в его выполнении;

• высокая способность к саморегуляции, а именно осознание необходимости выполнения деятельности и непосредственное ее выполнение;

• низкая степень саморегуляции при отсутствии внутренней конфликтно­сти, т. е. внутреннее представление об отсутствии необходимости выпол­нения большинства имеющихся дел и, соответственно, отказ от их выпол­нения;

• очень низкий уровень саморегуляции, отражающий невозможность и неже­лание выполнять дело даже при осознании его необходимости.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.