Методика экспертной оценки лености
Эта методика является вариантом методики самооценки лени. Ее авторы — Д. А. Богданова и С. Т. Посохова [2005, с. 604] Назначение. Методика предназначена для определения уровня лености людей путем опроса нескольких экспертов, хорошо знающих этих людей. Используется 7-балльная шкала, в которой цифра 1 означает очень высокое трудолюбие, а цифра 7 — очень высокую леность. В отношении каждого оцениваемого высчитывается средний балл из оценок всех экспертов. Методика «Незаконченные предложения» в модификации Д. А. Богдановой и С. Т. Посоховой [2005, с. 608] Назначение. Методика, основанная на принципе вербального завершения, предназначена для выявления индивидуального отношения к лени, причин ее появления. Стимульный материал. При однократном обследовании испытуемому предлагается бланк, на котором приведен перечень 12 незаконченных предложений. Инструкция: «Вам предлагается ряд незавершенных предложений. Ваша задача — дополнить каждое из них одним или несколькими словами так, чтобы получилась осмысленная фраза. Пишите первое пришедшее в голову окончание». Процедура опроса. После того как экспериментатор убеждается, что испытуемому понятна инструкция, он предлагает ему бланк с незаконченными предложениями, чтобы он завершил их по своему усмотрению. Предпочтителен индивидуальный опрос. На возникающие у испытуемого вопросы психолог отвечает повторением инструкции, без каких бы то ни было уточнений и пояснений. Время выполнения задания — 20–25 мин. Приложение 361 Регистрируемые показатели. Категориальные единицы качественного анализа отражают содержание представлений о лени и причинах ее возникновения. Причины лени: особенности состояния (усталость, желание отдохнуть, сонливость, нет настроения, плохое самочувствие, скука и т. п.); дефицит возможностей (нет усидчивости, не умею, нет времени, сложное задание, другие проблемы, которые отвлекают); отсутствие интереса. Бланк для опроса: Иногда мне лень что-то делать, потому что… Если мне лень что-то делать, то я… Мне тяжело что-то делать, если… Я не люблю делать некоторые дела, так как они… Мне легко даются дела, которые… Мне хочется лениться, потому что… Люди говорят, что лень — это... Для меня лень — это… Когда я ленюсь, то чувствую себя… Я люблю… Я не хочу что-то делать, когда… Лень нужно… Проверьте, все ли предложения вы завершили. Спасибо! Анкета «Саморегуляция проявления лени» Д. А. Богдановой И С. Т. Посоховой Назначение. Анкета предназначена для выявления уровня саморегуляции подростков в наиболее распространенных ситуациях проявления лени. Стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь бланк с указанием 13 наиболее характерных для подростков ситуаций проявления лени с вариантами выбора ответа для каждой из них: «надо», «не надо», «буду», «не буду». Инструкция: «Представьте себе, что закончился школьный день и вы получили домашнее задание по предмету, к которому относитесь нейтрально. Теперь посмотрите на бланк анкеты. Вы видите 13 ситуаций, в которых вы можете оказаться. Усталость значит, что вы устали. Неинтересное дело означает, что домашнее задание вам не интересно и т. д. Ваша задача — определить, нужно ли в каждой из этих ситуаций делать домашнее задание». Процедура обследования. Обследуемым предлагается бланк для ответов с 13 наиболее типичными ситуациями проявления лени: а) при выполнении учебной задачи и б) в развлекательной деятельности. Задача каждого обследуемого заключает- 362Приложение ся в том, чтобы определить, необходимо ли выполнять это учебное задание, с одной стороны, и развлекательную деятельность, с другой стороны, в данной ситуации и будет ли конкретно он (а) выполнять их. Методика допускает индивидуальное и групповое обследование. Время выполнения задания — 15–20 мин. Бланк для ответов
Регистрируемые показатели: • общая способность к саморегуляции; • способность к саморегуляции в учебной ситуации; • способность к саморегуляции в развлекательной ситуации. Обработка результатов. Обработка ответов осуществляется при помощи подсчета коэффициента саморегуляции. Каждому варианту выбора присваивается числовое значение: долженствование («надо» — 8 баллов, «буду» — 4 балла), выполнение («не надо» — 6 баллов, «не буду» — 2 балла). Расчет коэффициента производится по формуле: показатель долженствования / показатель выполнения. Например, если выбор представляет «надо» и «не буду», то коэффициент саморегуляции составит 8 : 2 = 4 балла. В результате обработки возможно получение четырех значений коэффициента: • 4 балла — неспособность к преодолению лени за счет саморегуляции; • 3 балла — низкая способность к преодолению лени, недостаточная саморегуляция; • 2 балла — достаточно выраженная способность в преодолении лени, достаточно высокий уровень саморегуляции; • 1 балл — ярко выраженная способность к преодолению лени, высокий уровень саморегуляции. Приложение 363 Интерпретация результатов. При интерпретации результатов следует иметь в виду, что в методике изначально заданы ситуации, провоцирующие возникновение лени. Дальнейший анализ предусматривает возможность определения уровня произвольной саморегуляции в каждой из представленных ситуаций с учетом специфики деятельности — учебной или развлекательной. Полученные показатели могут говорить о четырех уровнях проявления саморегуляции: • так называемая сверхрегуляция, которая отражает неспособность отказаться от исполнения деятельности при внутреннем осознании отсутствия необходимости в его выполнении; • высокая способность к саморегуляции, а именно осознание необходимости выполнения деятельности и непосредственное ее выполнение; • низкая степень саморегуляции при отсутствии внутренней конфликтности, т. е. внутреннее представление об отсутствии необходимости выполнения большинства имеющихся дел и, соответственно, отказ от их выполнения; • очень низкий уровень саморегуляции, отражающий невозможность и нежелание выполнять дело даже при осознании его необходимости. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|