Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика «Лабиринт» А. И. Высоцкого



Экспериментальное изучение выдержки связано с большими трудностями. Изве­стно, что выдержка проявляется в сдерживании чувств, речи, движений и т. п., но все это происходит в естественных условиях, смоделировать которые в лаборато­рии трудно (для этого надо преднамеренно вызывать у испытуемого сильные эмо­ции, причем негативного характера). Поэтому описываемый ниже способ измере­ния выдержки, разработанный А. И. Высоцким, лишь в какой-то мере приближает к решению этой задачи. Эксперимент построен на изучении выдержки в движе­ниях. Испытуемый совершает активные действия и в то же время сдерживает себя от действий нежелательных, мешающих выполнить сознательно поставленную задачу. Задание может быть безошибочно выполнено каждым, но для этого необ­ходимо не спешить, сдерживать импульсивность, проявлять выдержку.

Для проведения экспериментов был изготовлен специальный прибор, который условно назван «Лабиринтом» (рис. 6).

Основную часть прибора составляет планшет (1) размером 70 × 50 см. На нем закреплены 25 металлических пластин (2) длиной 50 см, шириной 1,2 см и тол­щиной 0,8 см. Расстояние между пластинами 4 мм. На планшете имеется тумблер (3), при помощи которого планшет включается в сеть (напряжение 24 В) и лам­почка (4), вспыхивающая при касании любой пластины щупом (5) (щуп метал­лическим шнуром соединен с планшетом).

Планшет соединен также: а) с электросекундомером (6), на котором закреплен счетчик (7); с помощью секундомера определяется длительность каждого касания, счетчик показывает число касаний; б) со звонком (8), который (по желанию экс­периментатора) включается при каждом касании; в) со специально изготовлен­ным прибором (9) для удара испытуемого током (ток безопасен, напряжение регулируется от 30 до 400 В, прибор включается экспериментатором только при


356Приложение

Рис. 6

надобности, ток можно через специальные манжеты подавать не только испытуе­мому, но и присутствующим). Кроме планшета, все приборы питаются от напря­жения 220 В (удар током осуществляется путем разрядки конденсатора).

Перед началом эксперимента у испытуемого измеряется тремор.

Эксперимент состоит из четырех серий.

В каждой серии испытуемый должен провести щуп (толщина щупа 2 мм) меж­ду пластинами планшета, не касаясь пластин, т. е. должен пройти «по дорожке», не делая ошибок. Это задание принципиально отличается от измерения тремора. Испытуемый опирается на планшет, располагает его удобно для себя. Лабиринт состоит из прямых дорожек. Каждый испытуемый перед началом эксперимента тренируется столько, сколько он считает необходимым для прохождения дорожек без касаний.

Перед каждой серией у испытуемого выясняется, сколько он намерен прой­ти дорожек (определяется его уровень притязаний и изучаются намерения уча­щегося).

В первой серии исследуются особенности выдержки школьника, когда он ра­ботает наедине (кроме экспериментаторов, на эксперименте никто не присутству­ет). Перед этой серией испытуемый получает такую инструкцию: «В этом экспе­рименте проверяется твое терпение, умение работать без ошибок. Чем больше ты пройдешь дорожек и чем меньше сделаешь ошибок (касаний), тем лучше у тебя развито терпение. Время тебе дается неограниченное и не учитывается».

Во второй серии ставится задача выяснить, как проявляется выдержка испы­туемого в коллективе. При проведении этой серии эксперимента присутствуют другие лица в качестве «болельщиков», поэтому инструкция дается в такой фор­ме: «Сейчас твою работу будут оценивать присутствующие. Постарайся доказать, что ты можешь работать без ошибок и что у тебя хорошая выдержка».

Третья серия рассчитана на то, чтобы изучить выдержку школьника в стрессо­вой ситуации. В этой серии при каждом касании пластин испытуемый получает


Приложение 357

удар током. Как мы уже отмечали, ток безопасен, но очень неприятен. Экспери­мент проводится наедине. Испытуемый получает такую же инструкцию, как и в первой серии.

На четвертую серию снова приглашаются «болельщики». Испытуемому дает­ся та же инструкция, что и во второй серии. При каждом касании удар током по­лучает не только испытуемый, но и «болельщики». В этой серии ставится задача изучить поведение испытуемого, когда за его ошибки расплачивается не только он сам, но и окружающие.

В каждой серии фиксируется: а) общее время работы испытуемого (секун­домер включается незаметно для испытуемого); б) общее число касаний за все время эксперимента; в) число намеченных и пройденных дорожек; г) время прохождения каждой дорожки и число касаний при прохождении каждой до­рожки; д) общее время касаний; е) двигательные, речевые и вегетативные ре­акции испытуемого.

Выдержка испытуемого в каждой серии определяется по формуле

C
Ka
= ,

t -tj

где Kа — коэффициент выдержки; С — константа (идеальное время, за которое можно пройти лабиринт); t — общее время работы испытуемого, с; tj — общее время касаний, с.

Эмпирически установлено, что идеальное время для прохождения одной до­рожки на этом приборе равно 10 с. При подсчете это время умножается на число пройденных дорожек.

После эксперимента (проведения всех четырех серий) в беседе с испытуемым выясняются следующие вопросы: а) отношение к эксперименту; б) в какой серии волновался больше всего и почему; в) какая серия была самой трудной и почему; г) был ли уверен, что сделает мало касаний; д) переживал ли, когда допускал ка­сания; е) изменилось ли настроение при касаниях; ж) снижалась ли уверенность в успехе после того, как допускал касания; з) как старался побороть волнение, дрожь руки; и) боялся ли удара током и что делал, чтобы побороть страх; к) когда больше переживал: когда получал удар током один или вместе с товарищами; л) когда и в какой форме стимулировал себя.

Данные эксперимента и беседы записываются в протокол.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.