Здавалка
Главная | Обратная связь

Славянские (Венедские) Руны



 
 

 


На территории, населенной славянами, для письма использовались рунические ряды, имеющие различное происхождение. Существовали, скорее всего, ряды непосредственно славянские, к ним относится прежде всего руница Чудинова. Были и ряды, имеющие корень в Старших Рунах. Сами скандинавы придумали такой термин – Veneda Runis («венедские Руны»), чтобы отличать памятники рунического искусства славян от скандинавских находок.

К сожалению, в историческом процессе под натиском государственно-церковной идеологии, проявляющей себя в искоренении всего «языческого» (а по сути, мешающего укоренению нового социумного порядка), целостное знание о славянских Рунах было утрачено.

 

В XIX в. были обнаружены некие археологические артефакты, позволившие говорить о ряде Рун западных славян.

Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII – начале XVIII в. Вот как об этом пишет Чудинов: «Первым о находках заговорил доктор Гемпель в 1768 г., опубликовав в Альтоне и Ростоке заметки о времени находок, их содержании и рунических надписях в латинской транскрипции. История была такова: почти век назад, где-то в 1690 г. в деревне Прильвице Нойстрелицкого округа герцогства Мекленбург пастор Самуил Фридрих Шпонхольц при работах в саду нашел бронзовый котел со множеством предметов языческого ритуала: блюдами, ножами и копьями для жертвоприношений, а также фигурками богов. По законам того времени все найденное в земле Мекленбурга принадлежало великому герцогу Мекленбургскому, и находки надлежало сдать в герцогский замок. Вместо этого Шпонхольц спрятал их у себя, а после его смерти в 1697 г. его вдова продала древности златокузнецу Пельке из Нойбранденбурга, который приобрел их в надежде на то, что в бронзе предметов содержатся помимо меди еще серебро и золото. Остатки этих металлов действительно присутствовали там в очень небольшом количестве, но их извлечение из расплава оказалось нерентабельным. Расплавив пару фигурок и не получив из них благородных металлов, Пельке забросил находки. После его смерти клад отошел его зятю, внуку по брату пастора Шпонхольца, носившему фамилию деда. А после смерти внука, жившего в том же Нойбранденбурге, коллекция из 66 предметов отошла его жене и сыну, тоже златокузнецу, Шпонхольцу-младшему. От него о древних сокровищах узнал местный врач Гемпель, который приобрел у вдовы 46 предметов. Остальные 20 предметов приобрел суперинтендант из Нойстрелица Маш».

Немец Андреас Готтлиб Маш подробно описал и заказал гравюры с натуры. В 1771 г. в Германии им были изданы обстоятельные материалы на эту тему. Изображения Маш оформил в виде каталога, каждая статуя или рисунок имеют свой порядковый номер, таковых более шестидесяти. Маш дает план современных ему представлений (или даже раскопок) о месте и устройстве великого храма Радегаста, что в Ретре, легендарном городе лютичей-ретарей. Следует добавить, что фигурки сильно оплавлены (Ретринский храм Радегаста был стерт с лица земли императором Лотарем во время крестового похода против западных славян) и многие изображения испещрены Рунами. Две наиболее часто встречающиеся надписи безошибочно идентифицируются как RHETRA и RADEGAST.

В Польше в 1836 г. в Познаньском воеводстве найдены Микоржинские камни. На них начертаны те же «венедские» Руны, что и на ретринских изображениях. Позже находки с Рунами этого ряда продолжались.

Реконструкцию рунного ряда Рун Ретры произвел исследователь Бычковский, а российский рунолог А.Платов дал их эзотерическое толкование. По большому счету, Руны Ретры являются младшим рядом, ведущим свое происхождение от Старших Рун. Я, в свою очередь, в работе «Славянские Руны» привел абсолютно доказуемые взаимосвязи Старших и Венедских Рун, а также их футаркового построения. Интересно то, что Венедские Руны хотя и базируются на скандинавских Старших Рунах, но содержат и традиционное для славян мировоззрение (по крайней мере, согласно выводам А.Платова и моим, опирающимся на эзотерические реконструкции). Ряд состоит из 18 Рун, разделенных на три атта, по 6 Рун в каждом, каждая Руна имеет как магический, так и предсказательный аспект.

 

Что было потом

 

 


Руны постепенно десакрализировались. Старшие Руны как были изначально тайными, так и оставались – вплоть до наших дней, позволивших прикоснуться к древним тайнам Рун и сделать их реальностью повседневности. Младшие Руны, обретя суть средства письма, все более становились именно буквами, теряя свой сакральный, магический смысл. Руны, развиваясь как средство письменности, претерпевали изменения – зачастую в сторону значительного упрощения. Были созданы исландские Руны с включенными в ряд круглыми элементами. Появились пунктированные Руны, изобретенные в связи с тем, что 16 Младших Рун не передавали все звуки скандинавской речи, а дополнительные значки (точки и черточки) восполняли этот недостаток. В ключе упрощения появились короткоствольные Руны и бесствольные Руны (крайняя степень упрощения). Были созданы системы шифровки рунических записей. Основным способом была замена Руны кодом ее положения в рунном ряде. Таковы ветвистые Руны, где веточки слева обозначали номер атта, а справа – номер Руны в атте. Либо соответствующие номера изображались черточками, крючками или точками (соответственно Lagoruna, Hahalruna, Stofruna).

С общегерманской рунической системой в близком родстве находится еще так называемый готский алфавит, составленный «апостолом готов», епископом Ульфилой (318–388 гг.) для перевода на готский язык Евангелия. В основу своей азбуки Ульфила положил греческий алфавит IV в., но, желая обозначить некоторые особенности готской фонетики, он прибавил к нему несколько букв, заимствованных частично из рунической системы, частично из латинского алфавита.

Была предпринята попытка «облатинить» Младшие Руны, изменив их порядок и начертание. Одновременно появилось множество магических Рун, мало связанных с руническими рядами. Л.Кораблев в своих книгах приводит весьма обширный список таких Рун: крючок-Руны, древесные Руны, финские Руны, ветровые Руны, воровские Руны, мешок-Руны и т.п.

Кроме того, с помощью Рун были составлены календари, где Рунами обозначали дни недели («дневные Руны») и годы лунного метонового цикла («лунные Руны»). Магическое значение таких Рун неизвестно.

 

 

Руны «Арманен»

 

 

       
 
 
   

 


К началу XX в. среди мистических кругов германской интеллигенции вызревала идея традиционного национального возрождения. К истинной языческой традиции она имела весьма далекое отношение, в большей мере отражая подъем национально-романтического духа Германии.

В конце XIX в. появляется новый рунический строй – «Арманен»[1], названный так его автором Гвидо фон Листом. В 70-80-х годах XIX в. фон Лист познакомился с учением теософского движения, с публикациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше. Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной немецкого неоромантизма, стали основными источниками вдохновения и творчества фон Листа. Собственно, интегрированный комплекс этих идей сильно повлиял на трактовку рунного ряда.

«Футарк Арманов» содержит только восемнадцать Рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся исходными. Каждую Руну ряда можно вписать в материнскую матрицу – шестиугольник с проведенными диаметральными линиями. Каждая Руна ряда жестко привязана к одному из восемнадцати так называемых Заклинаний Одина, содержащихся в Старшей Эдде. Каждому из этих заклинаний фон Лист ставит в соответствие одну из Рун своего строя, таким образом, что порядковый номер Руны в строе совпадает с номером заклинания.

Ряд был обнародован в книге «Тайна Рун» – основном труде Гвидо фон Листа по руническому искусству. С этого труда берет начало целая школа рунической магии, широко распространенная ныне по всему миру.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.