Здавалка
Главная | Обратная связь

Средиземноморские алфавиты



Согласно одной из теорий происхождения Рун, их корни следует искать в средиземноморских, точнее италийских и этрусских, алфавитах. Действительно, адриатический и умбрийский алфавиты имеют сходство с Рунами. Равно как схожи с Рунами и италийско-этрусские алфавиты: архаический и новоэтрусский, пралатинский, фалисканский, марсилианский, осканский, мессапикский. Явное сходство с Рунами показывают и протоарабские алфавиты, особенно сабеанский алфавит. Я не склонен видеть в этих алфавитах предшественников Старших Рун или их прямых «родителей». Скорее всего, дело тут в общем культурном протокорне, коренящимся в психике Бессознательного (о чем я писал выше), обеспечившем сходную символику проявления кодировки бытийно-психологических процессов и их абстрагирование в форме письменности. Хотя существует идея протописьменности, зачастую связываемой с гипотетической прародиной индоевропейских народов – Арктидой-Гипербореей (эзотерическая версия). Даже если она верна, то речь идет не о Цивилизации, а о некой первобытной культуре, включающей, возможно, неандертальский или еще более ранний, протогоминоидный, компонент. Вряд ли это была стройная и систематизированная система письма. Скорее, это был некий протонабор общеупотребимых символов, обусловленный единым культурным и психологическим полем целого ряда народов.

С точки зрения рассматриваемой мной концепции приводимые алфавиты к Рунам не относятся. Буквам этих алфавитов не придавалось магическое значение – кроме, пожалуй, этрусских и древнегреческих. Однако точных данных по этому поводу нет. Вообще, магическое значение знакам письма придано только в Рунах и Иврите (есть еще предположения о магических смыслах древнегреческого письма и кельтского Огама). В обоих случаях это сложные, многоуровневые системы отражающие суть мироздания и жизненных процессов во Вселенной. Обратим внимание на то, что и Иврит, и Футарк (ряд Старших Рун) начинаются с символа имеющего значение «крупный рогатый скот»: Алеф в Иврите – бык, Феху в Футарке – корова...

 

Тюрские Руны

Как уже упоминалось, большая группа «Рун» в научном смысле этого слова относится к тюркским. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической тюркской письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби. Изображения тюркских Рун стали известны в Европе в начале XVIII в. через Ф.Страленберга. Он был шведским офицером и под Полтавой попал в плен к Петру I. Петр отправил его в научную экспедицию изучать Южную Сибирь. Там Страленберг обнаружил непонятные надписи, которые внешне были очень похожи на хорошо известные ему древнегерманские скандинавские Руны. Когда он вернулся в Швецию, то издал там в 1730 г. книгу «Das Nord- und Ostliche Teil von Europa und Asia», в которой найденные надписи назвал «рунические». Страленберг, хотя и не смог прочесть обнаруженные им тексты, с самого начала считал их тюркскими и не связывал происхождение этого письма с германскими Рунами.

Открытие в 1889 г. Н.М.Ядринцевым орхонских надписей в Монголии дало науке объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский ученый В.Томскн дешифровал их, опираясь на предположение о тюркском характере орхоно-енисейских памятников. Уже в следующем году В.В.Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя, кроме своих материалов, данные финских экспедиций, – переводы 40 енисейских надписей

Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены. Проблема происхождения древнетюркской руники пока не решена. Согласно наиболее распространенной точке зрения (В.А.Лившиц), происхождение тюркского рунического письма связано с согдийским алфавитом (который, в свою очередь, происходит от арамейского).

Хотя, может, более справедлива альтернативная теория, согласно которой тюркская руника является местным самостоятельным изобретением. Б.А.Муратов, башкирский исследователь, недавно выдвинул гипотезу о китайском происхождении тюркских Рун. Эта версия может оказаться справедливой, так как и самое древнее согдийское письмо найдено на территории Китая и на самом деле относится не к согдийцам, а к китайцам, хунну – и уйгурам (согласно М.Кашгари). Интересно то, что наиболее древние знаковые памятники – тамги у хунну датируются 2 тыс. до н.э., а академик А.Я.Шифнер отмечал, что они включают в себя все известные исторической науке Руны...

К тюркскому руническому письму относят такие системы письма, как орхонское, енисейское, донское, исфаринское, ачикташское, кубанское, восточно-туркестанское. Сюда же можно отнести булгарское руническое письмо (хотя существует версия П.Добрева о его оригинальном, нетюркском, происхождении) и венгерские Руны.

Интересны сообщение Г.Г.Левина о нахождении рунических тюркских надписей на Тибете. В Потале, дворце резиденции Далай-ламы, расположенном в городе Лхаса, был обнаружен ряд рунических знаков, скорее всего принадлежавших древним уйгурам – части их строений использовались для постройки лестниц и мостовых дворца, на них надписи и были обнаружены.

 

В любом случае, с германской руникой тюркская руническая письменность если и связана, то на уровне древнего протокорня. Хотя совпадений начертаний отдельных знаков довольно много, но их фонетические значения в основном абсолютно отлично от германских Рун. Я уже не упоминаю о полной лингвинистической разнице упомянутых письменностей...

В эзотерическом смысле упомянутые «Руны» магическими Рунами как таковыми не являются – они лишь литеры, средство письма, не наполненные сакральным смыслом (по крайней мере, пока не существует знаний подобного рода). Не исключено, что практикующие работу с Рунами, познакомившись с упомянутыми Рунами, применят отдельные из них в своей практике и получат удовлетворяющие результаты. Подобный опыт в полной мере соответствует моей концепции Рун как символов, активизирующих те или иные архетипы Бессознательного. Проблема будет состоять в том, что вы не будете знать, какие программы какая Руна тюркских письменностей активизирует и что с этим делать...

 

 
 

       
   
 
 

 

     
   
 
 

 

 


Руны как таковые

Рассмотрев, что было «до» и что находилось «вокруг», обратимся непосредственно к предмету нашего исследования – к Рунам как таковым. К Рунам как магическим системам символов, способных проявить в человеке силу и дать ему возможность активной самореализации. К ним следует относить все рунные ряды германской группы – Старшие, Нортумбрийские (а также англосаксонские), Младшие и Венедские. Последние, хотя и относят к «славянским», но поскольку происходят от Старших, то их вполне можно причислить к Младшим Рунам.

Согласно эзотерической и мифологической традиции, Старшие Руны были обретены Одином, вождем и шаманом одного из сармато-аланских племен, асов, мигрировавшего из приазовских степей (современная Кубань) на север Европы. Обретены способом довольно традиционным для шаманской культуры – через жесткую и весьма мучительную медитацию соединения себя с Основой Вселенной, Мировым Древом – Ясенем Иггдрасилем. Соединение через полный отказ от себя, своего тела, своей жизни.

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.

Никто не питал,

никто не кормил меня,

взирал я на землю,

поднял я Руны,

стеная их поднял –

и с дерева рухнул.

 

Речи Высокого, 138–139, Старшая Эдда

 

Как показал Грэм Хэнкок, исследователь проявления шаманизма в различных культурах, шаман, входя в измененное состояние сознания, находясь на грани миров, видит и чувствует себя пронзенный копьями и стрелами. Это хорошо объясняет миф о обретении Рун Одином через пронзение себя копьем Гунгниром как глубинную шаманскую медитацию.

Пронзив себя собственным копьем (не важно – во внутренней или внешней реальности), вонзив его через себя в Основу Вселенной, Ясень Иггдрасиль, и пройдя по Ясеню к первоисточнику Силы и Знания, медитируя в течение девяти дней и ночей, теряя жизнь и обретая прозрение, Один очистил свою психику максимально. И в момент катарсиса, момент смерти и возрождения, Один прозревает систему архетипических символов – Рун. И не просто прозревает, но и принимает все Знание, связанное с ними.

Это наиболее простое и близкое к современной точке зрения пояснение происходящего во время шаманского посвящения – у Одина это посвящение было глобальным. При этом, получив Руны, Один познал, что они предназначены не ему одному, но всем людям. Скорее всего, Творец избрал Одина для передачи человечеству «пособия для пользователя». Как показывает опыт человечества, Отец такие подарки делает только по одному разу – Один действительно один и единственный, кто удостоился подобного.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.