Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы обучения и преподавания:(малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах,презентации, кейс-стади и т.д.)



Пассивный метод- объяснение.

Активный метод - выполнение и обсуждение практической работы, оформление протокола исследования; работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.

Интерактивный - работа в малых группах.

6. Литература:

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2005. - 734 с.

2.Медицинская микробиология, вирусология, иммунология (под ред. Воробьёв А.А) МИА., Москва, 2004.- 690с.

3.Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000. - 591 с.

4.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. — 1200 с.

5.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

6.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф. Воробьева А.А.

7.Дикий И.Л, Сидарчук И.И. и др. Микробиология. Руководство к лабораторным занятием. Киев, 2004, 583 с.

Дополнительная:

1.Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство клабораторным занятиямпо медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Выс шк.- 1995. - 367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. – 487с.

4.Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология". - М.: МИА, 2002.

5.Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарнаямикробиология. - М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции // Под ред. Р.П.Венцелла. - М.:Медицина, 1990.- 656 с.

9.Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир, 2001. - 470 с.

10.МаянскийА.Н.Микробиология дляврачей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

11.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.- 162с.

12.Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. – 1994.– 224 с.

13.Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - в 2 томах.

14.Вопросы общей вирусологии, под ред. Кисилева И.О. Санкт- Петербург, 2007, 375 с.

15.Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб. О.К.Поздеев; под ред. В.И.Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД,2004.-768 с

На казахском языке:

Основная:

1. Медициналық микробиология , Алматы,2011,683 б Рамазанова Б.А, Кудайбергенұлы К.К редакциялаумен.

2. Б.А. Рамазанова, А.Л. Котова және т.б. Микроорганизмдер морфологиясы.(оқу- әдістемелік құрал) Алматы,2007, 131б.

3. Б.А. Рамазанова, К.К Құдайбергенұлы, А.Л Котова. Инфекция туралы ілім.(оқу-құралы) Алматы 2007,111 б .

4. Б.А.Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер физиологиясы. (оқу - әдістемелік құрал). Алматы,2007, 126 б.

5. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер экологиясы. (оқу- құралы). Алматы, 2007, 95 б.

6. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микробтарға қарсы қолданылатын препараттар (оқу- құралы) Алматы, 2007.,47 б.

7. Микробиология және вирусология (жалпы бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова, Койшебаева К.Б., Бисимбаева С.К., Калина Н.В./. 1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2005. – 208 б.

8. «Микроорганизмдердің морфологиясы» оқу құралы, Астана, 2004, 32б.; Микробиология және вирусология (жеке бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Ә.Ө.Байдүйсенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова /1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2006. – 199 б.

Дополнительная:

1. Жалпы микробиологиядан лабораториялық сабақтар бойынша оқу-әдістемелік құрал (А.Л. Котованың ред.). – Алматы, 1997.

На английском языке:

Основная:

1.Richard V Georing, Hazel M Docrell, Mark Zukerman, Derek Wakelin, Ivan M Roit, Cedric Mims,Peter L Chiodini “Medical Microbiology”,4th Edithion, 2008, UK, p.656.

2.Jacquelyn G Black “Microbiology”,7 th ,WILEY,2010,p.846

3. Patric R Muray,Ken S Rosenthal, Michael F Pfaller “Medical Mcrobiology”,5th Edithion, 2008,p.962

4. Cedric Mims, Hazel M Docrell, Richard V Georing , Ivan M Roit, Derek Wakelin, Mark Zukerman, “Medical Microbiology”,3th Edithion, 2004, ELSEVIER MOSBY, p.659.

5. Geo F Brooks,Kaaren C Carroll, Janett S Butel, Stephen F Morse,24th Edithion, JAWETZ,MELNICK&ADELBERG^S

6. Mark Gladwin, Bill Trattler, “Clinical Microbiology”, 4th Edithion, MedMaster, Miami, 2007, p.393.

7. Anathanarayan R., Paniker C.K.J. Text book of microbiology. Orien Longman. Seven edition, 2005.

8. Medical microbiology. Ed.by Inta Ozols. Elsevier Mosby, 2004.

Дополнительная:

1.Robert M Diamond “Designing Assessing Courses and Curricula”, 3th Edithion,Jossey-Bass,2008,p.487

2.Patric Leonardi “Microbiology Study Guide: Key Review Questions and Answers”, Silver Educational Publishig,2005,p.78

3.N.Cary Engelberg,Victor DiRita,Terence S Dermondy, “Mechanisms of Microbial Disease” , 4th Edithion,Lippincton Williams&Wilkins,2007,p.762

4.William F Strohl, Harriet Rouse, Bruce D Fisher, “Microbiology”, Lippincton^s,2001,p.516

5.Jawetz, Melnic & Adelberg. Medical microbiology. Singapore. 2004.

6.Arora D.R. Text book of microbiology. CB. 2001.

7.William A. Stradit, Harriet Rouse, Bruce D. Fisher. Microbiology. 2001, Lippencott, Williams and Wilkins

8.Black Jacquelyn G. Microbiology. Principles & Applications, 1996 by Prentice-Hall, New Jersey

9.Medical microbiology. An introduction to Infectious Diseases. Ed. by Ryan Kenneth J. Appleton and Lange. Stamford, Connecticut, 1998.

10.Toni Hart, Paul Shears. Atlas de Roche de Microbiologie. - Paris., 1997.- 314р.

7. Контроль ( вопросы, тесты, задачи и пр.):

Вопросы:

1. Отличительные особенности грамположительных и грамотрицательных кокков.

2. Механизм заражения при гонококковой и менингококковой инфекции

3. Патогенез развития менингококковой инфекции.

4. Патогенез развития гонореи. Причина развития незавершенного фагоцитоза

5. Факторы патогенности гонококков и менингококков, играющие роль в патогенезе заболеваний.

6. Правила забора, хранения и доставки материала в лабораторию.

7. Методы лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых грамотрицательными кокками.

8. Незавершенный фагоцитоз при гонококковой инфекции и его роль в постановке этиологического диагноза.

9. Отличие лабораторной диагностики острой и хронической форм гонореи.

10. Алгоритм лабораторной диагностики различных форм менингококковой инфекции.

11. Принципы профилактики и лечения гонореи.

12. Принципы профилактики и лечения менингококковой инфекции.

13. Менингококки. Классификация. Биологические свойства.

14. Серологические группы менингококков.

15. Формы менингококковой инфекции (носительство, назофарингит, цереброспинальный менингит, менингококкемия).

16. Гонококки, свойства. Роль при уретритах. Бленнорея.

Ситуационные задачи:

1.У больного с сильнейшей головной болью, ригидностью мышц затылка, рвотой, взяли на исследование СМЖ. При заборе, СМЖ - мутная, вытекала струей. О каком заболевании можно думать? Ваш дальнейший план исследования

2.В мазке-отпечатке из шейки матки, обнаружены грамотрицательные диплококки бобовидной формы, находящиеся внутри лейкоцитов. Какое заболевание можно предположить? Результаты какого процесса отмечаются в мазке?

3.В клинику поступил больной в тяжелом состоянии с подозрением на септицемию, вызванную Гр+ кокками.

Какие нужно провести исследования, чтобы подтвердить диагноз и определить род и вид выделенного кокка?

4. Для исследования в лабораторию поступила мокрота от больного с пневмонией. Материалом были внутрибрюшинно заражены белые мыши. Через 10 часов мыши погибли. Из внутренних органов были выделены попарно расположенные кокки, ланцетовидной формы, окруженные капсулой, Гр+.

Какой возбудитель выделен? Каким способом можно выявить капсулу.

Тесты:

1. МЕНИНГОКОККИ ОТНОСЯТСЯ К СЕМЕЙСТВУ:

1. Micrococcaceae

2. Neisseriaceae

3. Streptococcaceae

4. Bacillaceae

5.Enterobacteriaceae

2. ДЛЯ МОРФОЛОГИИ МЕНИНГОКОККОВ ХАРАКТЕРНО:

1. Кокки бобовидной формы

2. Грамотрицательные

3. Образуют нежную капсулу

4. Подвижные

5. Располагаются парами

3. ПУТИ ПЕРЕДАЧИ МЕНИНГОКОККОВ:

1. Алиментарный

2. Воздушно-капельный

3. Трансмиссивный

4. Длительный контакт

5. Парентеральный

4. РАСПРОСТРАНЕНИЮ МЕНИНГОКОККОВ В ОРГАНИЗМЕ СПОСОБСТВУЕТ:

1. Плазмокоагулаза

2. Каталаза

3. Лецитиназа

4. Нейраминидаза

5. Гиалуронидаза

5. ФАКТОРОМ ПАТОГЕННОСТИ МЕНИНГОКОККОВ ЯВЛЯЕТСЯ:

1. Пили

2. Капсула

3. Инвазивные свойства

4. Плазмокоагулаза

5. Эндотоксин

6. ВХОДНЫЕ ВОРОТА ИНФЕКЦИИ ПРИ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ:

1. Желудочно-кишечный тракт

2. Кожные покровы

3. Слизистая половых путей

4. Слизистая оболочка верхних дыхательных путей

5. Слизистая глаза

7. У БОЛЬНОГО ТЕМПЕРАТУРА 39 ГРАДУСОВ, ОЗНОБ, СИЛЬГНАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ, РВОТА, РЕГИДНОСТЬ МЫШЦ ЗАТЫЛКА. ВЫДЕЛЕНА ЧИСТАЯ КУЛЬТУРА ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫХ БОБОВИДНЫХ КОККОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ПОПАРНО. КАКОЙ БЕРУТ МАТЕРИАЛ НА ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИ ДАННОМ ЗАБОЛЕВАНИИ:

1. Мочу

2. Слизь из носоглотки

3. Кровь

4. Спинно-мозговую жидкость

5. Испражнения

8. N. MENINGITIDIS ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ НЕПАТОГЕННЫХ НЕЙСЕРИЙ:

1. Положительной оксидазной пробой

2. Не растут при температуре 37°С

3. Не растут при температуре 22°С

4. Грамотрицательны

5. Вегетируют на слизистых верхних дыхательных путей

9. ПОСТИНФЕКЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ ПРИ МЕНИНГИТЕ:

1. Тканевой

2. Непрочный

3. Пассвиный

4. Прочный антимикробный

5. Антитоксический

10. ГОНОКОККИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ:

1. Попарным расположением

2. Патогенностью для морских свинок

3. Антигенной однородности

4. Чувствительностью к температуре

5. Расположением внутри лейкоцитов

11. К БИОЛОГИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ ГОНОКОККОВ ОТНОСИТСЯ:

1. Образуют споры

2. Грамотрицательны

3. Переходят в L-форму

4. Анаэробы

5. Внутриклеточное расположение

12. ГОНОКОККИ ВЫЗЫВАЮТ:

1. Ревматизм

2. Гонорею

3. Гепатит

4. Скарлатину

5. Столбняк

13. ДЛЯ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ ГОНОРЕИ ИСПОЛЬЗУЮТ:

1. Отделяемое из уретры

2. СМЖ

3. Пунктат из бубона

4. Кровь больного

5. Испражнения

14. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ГОНОКОККОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ:

1. Заражение лабораторных животных

2. Реакция преципитации

3. Микроскопия мазков из патологического материала

4. Реакция нейтрализации

5. Посев на щелочной агар

15. ВХОДНЫЕ ВОРОТА ИНФЕКЦИИ ПРИ ГОНОРЕЕ:

1. Слизистая оболочка трахеи и бронхов

2. Слизистая оболочка кишечного тракта

3. Кожные покровы

4. Кровь

5. Цилиндрический эпителий слизистой оболочки мочеполового тракта

16. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ГОНОРЕИ:

1. Аутовакцина

2. Анатоксин

3. Бактериофаг

4. Специфический гамма-глобулин

5. Отсутствует

17. КАКОЙ ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЕТ СПОСОБНОСТЬ. NEIS.GONORHOEAE ИНФИЦИРОВАТЬ ЭПИТЕЛИЙ УРЕТРЫ:

1. Образование ферментов, расщепляющих молекулы Ig

2. Антифагоцитарное действие капсулярных полисахаридов

3. Выживание и размножение бактерий внутри клеток

4. Наличие пилей, обуславливающих адгезию бактерий к эпителиальным клеткам

5. Устойчивость . Neis.gonorhoeae к бактериальным факторам сыворотки крови

ТЕЗАУРУС (глоссарий):

Гонорея

Формы менингококковой инфекции

Острая гонорея

Хроническая гонорея

Специфическая профилактика

Лечение

Патогенез развития гонореи

Правила забора, хранения и доставки материала

Примерный хронометраж занятия:

№ п/п Этап занятия Содержание этапа занятия Методы обучения (по выбору преподавателя) Методы контроля (по выбору преподавателя) Отведенное время, на этап / мин
Вводный Приветствие, перекличка, оглашение темы, цели и задач, оглашение осваиваемых компетенций, мотивационная характеристика - - 10 мин.
Контроль исходного уровня знаний Определение исходного и текущего уровня знаний по данной теме - Тестирование Устный опрос 5 мин. 25 мин.
Бодрячок - Интерактивный - 5 мин.
Перерыв - - - 5 мин.
Основной этап Микроскопия мазка с незавершенным фагоцитозом. Оценка полученных результатов. Посев исследуемого материала на чашки Петри. Зарисовка алгоритма диагностики менингококковой инфекции. Пассивный (объяснение, демонстрация, наблюдение). Активный (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, рабочих тетрадей, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.) Интерактивный (решение ситуационных задач, кроссвордов, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.) Проверка рабочей тетради 30 мин.
6. Подведение итогов занятия. Обсуждение достижения целей и решения поставленных задач, освоенных компетенций. Оглашение оценок и выставление их в журнал Заполнение оценочных листов Пассивный   - 5 мин
7. Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия - Пассивный   - 5 мин

Тема 17.Выделение чистой культуры энтеробактерий (1,2 день).

2.Цель:изучение основных свойств возбудителей кишечныхинфекций и методов их лабораторной диагностики.

3.Задачи обучения:

Сформировать у студента знания:

-об общей характеристике семейства кишечных бактерий;

- оморфологических, культуральных, биохимических и антигенных свойствах эшерихий;

- о механизме заражения, патогенезе, материале для лабораторного исследования, методах лабораторной диагностики колиэнтеритов;

- о принципах профилактики и лечения эшерихиозов;

- о биологических свойствах возбудителей дизентерии;

- о механизме заражения, патогенезе, методах лабораторной диагностики, взятии исследуемого материала при дезинтерии;

- о принципах профилактики и лечения дизентерии;

- о морфологических и культуральныхсвойствах иерсиний;

- о питательных средах, применяемых для выделения иерсиний;

- об эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике, профилактике и лечении иерсиниозов.

Сформировать навыки:

- по интерпретации полученных результатов 1-2 дня бактериологического исследования группы кишечных заболеваний.

4. Основные вопросы темы:

1. Общая характеристика семейства кишечных бактерий

2. Эшерихии. Антигенная структура и классификация.

3. Роль кишечной палочки во внутрибольничной инфекции.

4. Физиологическая роль кишечной палочки и санитарно-показательное значение.

5. Лабораторная диагностика колиинфекций.

6. Общая характеристика шигелл.

7. Патогенез дизентерии.

8. Лабораторная диагностика дизентерии

9. Принципы профилактики и лечения дизентерии.

9. Классификация иерсиний.

10. Морфологические, культуральные свойства возбудителей кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.

11. Лабораторная диагностика иерсиниозов. Профилактика иерсиниозов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.