Переживание в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна
Рассмотрение переживания с позиции философии жизни, представляет собой своего рода онтологию переживания. Это предполагает его рассмотрение в контексте системы отношений «Человек-Мир», которые стали предметом детального анализа С.Л.Рубинштейна. Анализ переживания и его роли в отношениях человека к миру должен идти сначала не в психологическом и субъективно-этическом, а в онтологическом плане, что предполагает раскрытие способа существования человека в мире – переживания человеком мира. Исходным положением является то, что человек, переживающий «находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию. В этом смысле бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти». Мир бытия, в котором мы находимся, - это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.262-263). Бытие человека в мире выступает одним из первофеноменов жизни. Так, К. Ясперс (1997) отмечал, что физическое (соматическое) бытие не может быть адекватно исследовано, если рассматривать его как анатомическую структуру и физиологическую функцию, произвольно локализованную в пространстве. Наличное бытие надо рассматривать как активную вовлеченность в окружающий мир; именно благодаря этой вовлеченности оно обретает форму и реальность, адаптируясь к стимулам, отчасти получаемым извне, отчасти творимым самим человеком. Этот исходный, объединяющий процесс жизни, как наличного бытия в собственном мире и сосуществования с ним присутствует в человеческой жизни. Именно человек выводит бытие на новую ступень, благодаря осознанной способности к различению и активному воздействию на свой мир и далее благодаря обобщенному знанию о своем мире. Исходное утверждение бытия – это испытание и принятие бытия человеческим существом как объекта его потребностей и действий, это взаимоотношение человека с тем, что ему противостоит, во что он «упирается», с чем он сталкивается как с препятствием (С.Л.Рубинштейн, 1973). Бытие человека в мире выступает в качестве исходного пункта философско-психологической концепции человека и включает в себя «естественноисторический процесс становления человечества в ходе преобразования природы и общества, очеловечивания мира, поступки человека как автора и действующего лица своей жизненной драмы, восхождение в истории общества и истории каждого человека к свободной индивидуаьности» (А.Г. Асмолов, 2001, с.61). Человек – конечное существо – включается в мир, в его бесконечное бытие как бытие: 1) преобразующее реальность и 2) преходящее в форму идеального существования. Процесс осознания бытия есть переход бытия вне человека в идеальную форму сущности субъекта (переход «вещи в себе» в «вещь для нас») (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.344). Эта проблема сознания, сознательного способа существования выступает как проблема приобщения конечного человека к бесконечному бытию и идеального представительства бытия человека, перехода первого во второе. Вторая проблема выступает как проблема изменения, преобразования бытия сознательно действующим существом. «Так, идеально бесконечное бытие включается в конечное – человека, а реально конечное включается в бесконечное. И одно, и другое существуют в движении, в становлении. Конечное человеческое бытие выступает как «очаг», из которого исходят «взрывные реакции», распространяющиеся на все бытие» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.344). Посредством переживания бытия происходит переход «вещи в себе» в «вещь для нас»; осуществляется переход объективного содержания бытия в субъективный образ (картину) мира. Кроме этого, переживание, выступая как динамический процесс, ведет к изменению, преобразованию бытия и самого человека. Посредством переживания происходит переход жизненного смысла вещей, событий объективного мира в личностный смысл и место во внутреннем мире личности. Тем самым переживание выступает своего рода «буферной зоной» и объективируется в отношениях человека, в его поведении и деятельности. Первоначально переживание возникает в отношениях «Человек-Мир». С.Л. Рубинштейн (1973) понимал мир как совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми; мир есть организованная иерархия различных способов существования, точнее, сущих с различным способом существования. В переживании происходит утверждение бытия, или другими словами – утверждение бытия происходит через его переживание, выражением которого (его атрибутом) являются отношения, деятельность, испытание, принятие. В переживании происходит факт встречи одного сущего с другим; происходит переживание этого факта. В онтологическом аспекте переживание непрерывно; оно имманентно бытию. Это обусловлено тем, что в переживании «непрерывно совершается «общение», взаимодействие сущих, их взаимопроникновение и сопротивление друг другу» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.276). Таким образом, имманентность переживания бытию, отношениям «Человек-Мир», его непрерывность в них означает, что бытие – есть переживание в широком смысле. Однако человек не всегда осознает его как таковое, не всегда осознает полноту и глубину своей жизни: «…и не подсчитываем миги, что составляют нашу жизнь» (Л. Филатов, 2000). На основе этого полагаем что у человека имеются неосознаваемые переживания. Неотъемлемым моментом бытия человека в мире выступает «субъективная картина мира», как результат переживания объективных отношений, образующих ту реальность, в которой живет человек. Собственный мир личности (способности, характер, темперамент) – те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие, - включается в бытие, тем самым его детерминируя. Но, как отмечает С.Л. Рубинштейн (1999), – в более специфическом смысле своим, относящимся к его «Я» человек признает только то, что было им пережито, войдя в историю его жизни. «Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности [117, с.639]. Таким образом, атрибутом переживания является деятельность и поведение человека. Тем самым в онтологическом аспекте переживание выступает опосредствующим звеном в отношениях «Человек-Мир»; в качестве результативного выражения переживания выступает осознание человеком мира, его жизненного смысла, а также осознание, понимание себя в контексте собственной жизни, собственного мира, следовательно, личностного смысла всего происходящего с ним. Как отмечает С.Л. Рубинштейн (1973), со становлением психики как высшей формы (уровня) бытия в новых качествах выступают и все нижележащие уровни или слои. Соответственно встает вопрос о человеческих предметах как особых модусах бытия. «Мир» предполагает в качестве своего ядра «мир», соотносительный, с человеком, поэтому должна быть раскрыта историчность этого мира. Переживание, выступая как особый модус бытия человека, также обладает историчностью. Это значит, что в нем (переживании) отражается культурно-исторический опыт предшествующих поколений. В онтологическом аспекте переживание есть существование человека. Существовать – значит длиться и переходить, изменяться и пребывать; это участие в процессе жизни. Существующее – это живущее и движущееся, становящееся и преходящее, изменение и пребывание в процессе изменения. Рассматривая переживание как существование, укажем, что «в этом едином диалектическом процессе выделяются две стороны его: существование как процесс изменения, становления, действия, взаимодействия и существование как способ бытия вещей, явлений и их пребывания [118, с.282]. Следовательно, встает вопрос о динамике процесса переживания, о его закономерностях, что также является одним из направлений изучения феномена переживания. В этом случае на переживание распространяется общее положение о природе всякого реального процесса (выделенное С.Л. Рубинштейном, 1958). Речь идет об основной зависимости, соотношении, которое складывается в ходе самого процесса, - зависимости его результатов от хода самого процесса (здесь встает вопрос – как это изучить эмпирическим путем?). Переживание как существование человека выразим как «бытие-в-мире присутствия» (М. Хайдеггер, 1993), которое раскололось с его фактичностью на определенные способы «бытия-в». Эти способы «бытия-в» имеют образ озабоченности, которая и выступает как переживание. Согласно М.Хайдеггеру (1993), бытие – есть забота, следовательно, бытие есть переживание. Переживание, выступая в онтологическом плане как забота, «не имеет отношение к «тяготам», «омраченности» и «житейским заботам», онтически находимым в каждом присутствии. Подобное, равно как «беззаботность» и «веселость», онтически возможно лишь поскольку присутствие онтологически понятное есть забота» (М.Хайдеггер, 1993, с.76). Таким образом, переживание как забота есть бытие; оно (переживание) имеет свое выражение – проявляет себя и в «тяготах», и в «радостях». В онтологическом аспекте различные переживания человека составляют его жизнь. Жизнь – это встреча с миром, который для человека выступает реальностью, это борьба и воздействие на окружающее, творческая деятельность; это столкновение с миром, адаптация к миру, процесс приумножения знаний о мире. В переживании осуществляется жизнь человека, которая, говоря словами К.Ясперса, есть «осуществление возможностей, достигаемое благодаря процессам творчества и адаптации, благодаря борьбе и смиренью, благодаря компромиссам и повторным усилиям, направленным на интеграцию. При этом крайности – сохранение за собой своего пространства и уступка его другим – объединяются в целое и не распадаются на взаимоисключающие оппозиции… Любая конечная жизнь двойственна. С одной стороны, она реагирует на ситуации, факты и людей; с другой же стороны, ее реакции носят активный и креативный (творческий) характер в применении к конкретной ситуации» (К. Ясперс, 1997, с.398). Содержание бытия определяется переживаниями человека, их содержанием и направленностью. Переживание приводит к образованию индивидуального опыта человека, проявлению и развитию его уникальности. Теперь перейдем к вопросу о механизме переживания. Его работа выступает как внутренняя основа изменений, как основа определений единичного существующего, из которой при соотнесении с изменением условий могут быть выведены все изменения вещи, явления. Следовательно, переживание как элемент бытия человека имеет свои закономерности, выявление и обоснование которых является одним из направлений изучения проблемы человеческого переживания. Человек выступает как часть бытия, сущего, сознающая в принципе все бытие. «Это капитальный факт в структуре сущего, в его общей характеристике: осознающий - значит как-то охватывающий все бытие, созерцанием его постигающий, в него проникающий, часть, охватывающая целое» [118, с.341]. Человек, выступает как часть бытия, его переживающая, в процессе чего происходит познание, понимание мира, рефлексия на самого себя и на мир. Схожую позицию находим у С.Л. Рубинштейна, выделившего такое соотношение человека и бытия, в ходе которого происходит приобщение человека к бытию через его познание и эстетическое переживание – созерцание. «Эта созерцательность не должна быть понята как синоним пассивности, страдательности, бездейственности человека. Она есть (в соотношении с действием, производством) другой способ отношения человека к миру, бытию, способ чувственного эстетического отношения, познавательного отношения» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.343). Таким образом, переживаниекак созерцание, кроме чувственного (преимущественно эмоционального) момента, предполагает деятельность и познание. Онтологическая сущность переживания также заключается в том, что, переживая что-либо (состояние, событие и т.п.), человек его проживает. «Человек способен отличать эмпирически переживаемое нами состояние от действительности» (М.К. Мамардашвили, 2001, с.184). В переживании осуществляется индивидуальное событие человека. В этом плане переживаниевыступаеткак нечто неделимое и в этом смысле простое, но в то же время состоящее из какого-то множества частей, которые вместе могли бы сойтись только один раз. «Это индивидуальное событие, поскольку не представимо сцепление этого второй раз. И тем более это непосильно человеку – воссоздание уникальной координации множества сил, которые давали бы один результат» (М.К. Мамардашвили, 2001, с.443). В процессе онтологического анализа переживания акцент ставился на бытие человека как существа, обладающего сознанием. Однако, как справедливо замечает М. Хайдеггер (1993), бытие личности не может сводиться к тому, чтобы быть субъектом разумных поступков известной законосообразности. Поэтому считаем, что у человека имеются бессознательные переживания – те, в которых не осознан ни предмет, ни причины, их вызывающие. Такие переживания, в частности, могут объективироваться в феномене «тлеющей неудовлетворенности» или «беспричинной радости». Таким образом, переживание есть непосредственный атрибут человеческого бытия; по своей природе оно онтологично и связано с жизненным опытом человека. Переживание возможно только в отношениях «Человек-Мир». Понимание и выражение выступают атрибутами переживания, обеспечивают осмысление, осознание переживаемого и объективацию его в отношениях «Человек-Мир». Переживание, являясь неотъемлемой частью специфически человеческого бытия, характеризуется интенциональностью и длительностью. Выступая связующим звеном в триаде «переживание-выражение-понимание», оно приобретает гносеологический (познавательный) характер. Это связано с тем, что в переживании всегда присутствует некоторое знание. Переживание связано с верой человека: суть в том, что человек убежден в существовании того, что он переживает.
٭٭٭٭٭ Начнем с того, что проблема человеческого переживания волновала умы многих мыслителей, результатом чего является достаточно большое количество работ, посвященных этой проблеме. Однако в настоящий момент ни философия, ни тем более психология не обладают достаточно полными представлениями о том, что же на самом деле есть переживание, какова его природа, характер и особенности. Проведенный теоретический анализ проблемы переживания, его сущности и значения для человека позволяет выделить ряд, на наш взгляд, принципиальных положений, которые легли в основу авторской позиции по данной проблеме, изложенной в следующей главе. Прежде всего, переживание есть атрибут психического. Оно возникает и существует только в отношениях «Человек-Мир», предполагающих также отношение человека к самому себе и к окружающим людям. Процесс переживания носит динамичный характер; оно всегда интенционально, что определяет ориентацию и направленность отношений человека с самим собой и с миром в целом. Интенциональность переживания связана с познавательной активностью (ориентацией) человека либо на себя самого, либо на окружающий мир. В связи с этим переживание имеет как минимум три вектора: ориентация на человека – витальные переживания, ориентация на окружение (на других людей) – социальное переживание, и ориентация на жизнь как целое – экзистенциальное переживание. Переживание возникает там, где есть своего рода проблемность, недоопределенность жизни. При этом оно выполняет интегрирующую, связующую роль – жизнь становится самотождественной, взаимосвязанной, непрерывной. Переживание - это духовно-экзистенциальный акт, сопряженный с выходом человека за пределы самого себя, - так совершается «второе рождение» человека. В переживании представлена духовная жизнь в ее целостности, внутренний мир человека, его индивидуальная и коллективная психика. В зависимости от своего исхода и значения для человека переживание имеет два противоположных полюса: 1) переживание, ведущее к инволюции, деградации человека, 2) переживание, приводящее к становлению личности; происходит своего рода «второе рождение» человека в переживании. Это положение лежит в основе идеи «полюсности-двойственности» психических процессов. Переживание имеет длительность и носит иррационально-рациональный (инстинктивно-интеллектуальный) характер. Характер переживания определяет характер отношений человека с миром, характер его бытия в мире. Переживание – есть активность субъекта, предполагающая «акт откровения», в ходе чего происходит понимание человеком себя и мира, в котором он существует. Переживание связано со смысловой сферой человека. В процессе переживания происходит изменение, трансформация, порождение смысла. Но может происходить и утрата смысла, порождающая у человека новую задачу – «задачу» переживания. Понимание и выражение выступают атрибутами переживания, обеспечивают осмысление, осознание переживаемого и объективацию его в отношениях «Человек-Мир». Выступая связующим звеном в триаде «переживание-выражение-понимание», оно приобретает гносеологический (познавательный) характер. Это связано с тем, что в переживании всегда присутствует некоторое знание. Интегрирующая роль переживания реализуется в психологическом времени личности. Посредством переживания «осуществляется» жизнь и прошлого, и будущего, и настоящего человека. Таким образом, феномен человеческого переживания представляет собой сложную и многогранную психологическую реальность, принимающую различные формы и проявляющуюся в различных психологических эффектах. Это предполагает комплексный (междисциплинарный) подход к изучению данной проблемы, в центре которой стоит раскрытие психологической природы переживания. ГЛАВА 2 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|