Здавалка
Главная | Обратная связь

Иррациональная философия С.Кьеркегора и Ф.Ницше



Видным представителем (предвестником) философии жизни является С.Кьеркегор. Он писал, что жизнь человека, его бытие в мире наполнено переживаниями страха, отчаянья, вины и греховности. Эти переживания отражают и фиксируют внутренние противоречия человеческой натуры, которые невозможно выразить в традиционной «объективной форме», для этого автор вводит понятие «экзистенция». Существование – жизнь человека – переживание этих противоречий. Не отрицая возможностей разума и не умаляя познавательных способностей человека, С. Кьеркегор считает, что разум не в состоянии помочь человеку решить главную проблему жизни – он не может указать путь к достижению подлинно счастливой жизни. «Я предъявляю к философии вполне законные требования – что делать человеку? Как жить?... Молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом против нее самой».

Автор считает бытие «чуждой средой для мысли», содержащим, причем во множестве, парадоксы, перед которыми разум человека бессилен, вызывая переживание «немощи». Это переживание побуждает разум к неустанному и страстному движению.

В центре философских размышлений С.Кьеркегора находится проблема бытия единого и единственного человека. В попытках решения поставленной проблемы автор описывает три стадии существования человека: эстетическую, этическую и религиозную.

Эстетическая стадия развития человека. На ней он стремится к наслаждениям, охвачен страстями. Охваченный желанием «остановить мгновение», такой человек захлестнут переживанием каждой минуты своей жизни. Он безразличен к этическому измерению существования; он недоволен своим реальным «Я» и желает его превращения в некое другое «Я». («Я» человека – отношение, которое относит себя к самому себе и в этом отношении-к-себе-самому относит себя к иному). Это позиция большинства, строящаяся на принципе: «срывай день». Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека, который становится пленником своих собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение, внутренний раскол в личности между тем, что идет «от жизни» и тем, что идет от искусства, культуры и, в особенности, от философии. Результатом является ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаяньем. Эстетическим началом может быть названо то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть (С.Кьекркегор, 1993).

Этическая стадия развития человека основана на осознании им ответственности и долга перед другим человеком, перед человечеством. На этой стадии человек культивирует в себе постоянство в соблюдении долга. Основным становится требование стать и быть самим собой. Такой человек способен думать и заботиться о будущем, он пытается двигаться к вере и Богу через отчаяние. Это тотальное отчаяние личности, соединенное в своих лучших проявлениях с мужеством и моральной ответственностью. Этик также непременно обладает пороком – гордыней, которая определяет его ставку исключительно на собственные силы. Его порыв направлен на достижение лучшего будущего, которое он ценит выше приобщения к вере и вечному. Этическим началом может быть названо то, благодаря чему человек становится тем, чем становится (С.Кьекркегор, 1993). Переживание главным образом связано с моментом выбора человеком самого себя.

Религиозная стадия. Для нее характерно переживание «абсолютного отчаянья», оставив позади и «отчаянье слабости» эстетика и «отчаянье – вызов» этика. Именно прохождение через абсолютное отчаянье может дать человеку ощущение подлинности бытия. Только сознание собственной виновности и слабости перед Богом открывает человеку путь к истинной духовности и нравственности. Однако смирение перед Богом не означает отказа от отстаивания достоинства и свободы выбора личности. Такое абсолютное отчаянье есть экзистенциальное переживание человека.

В экзистенциальном переживании человека, за пределами мышления, потерявшего себя в момент отчаянья, «время и вечность соприкасаются друг с другом», такое мгновение является «не атомом времени, но атомом вечности». Оно «стремительно проносится, словно миг, и все же оно решающее, все же оно исполнено вечного». Такое мгновение есть «отражение вечности во времени», «полнота времени», которая означает достигнутое в нем совершенство (С. Кьеркегор, 1993). К. Ясперс (1997) дает этому следующую краткую формулировку: «То, что, исчезая, все же остается в мгновении вечным, есть экзистенциальное существование. В моменты экзистенциального переживания, человек живет подлинно».

Таким образом,жизнь человека состоит из нескольких этапов развития, причем каждый последующий радикально противоположен предыдущему, а переход от одного этапа развития к другому, более высокому, требует от человека прохождения через кризис, сопряженный с экзистенциальным переживанием отчаянья. Переживания являются основой и основным содержанием первого этапа жизни человека. Именно из трансформированного при прохождении через переживание отчаянья (на первой стадии) рождается на второй стадии развития разум, а на третьей – дух.

Наиболее существенными представлениями С.Кьеркегора является то, что в зависимости от стадии развития человека будут дифференцироваться и переживания, в которые привносится элемент отчаянья. Таким образом, переживание приобретает ряд форм: 1) переживание собственного Я, своих желаний, потребностей; это чувственное переживание жизни, носящее эгоистичный характер, 2) переживание своего окружения; это социальное переживание, 3) переживание жизни в целом; оно ориентировано на «бытие выше нас стоящее» - экзистенциальное переживание. Независимо от того, какую форму приобретает переживание, оно всегда выступает как ориентация человека в мире, жизни и самом себе.

Теперь обратимся к немецкому мыслителю Ф.Ницше, который дал пролог к новой культурно-философской ориентации, заложив фундамент философии жизни, и без которого наш анализ был бы неполным. По характеру рассматриваемых Ф.Ницше проблем его творчество может быть представлено следующим образом: а) создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возвращении», б) негативная часть учения, выразившаяся в идее переоценки всех ценностей. Центральное место в работах Ф.Ницше отдано проблемам человека переживающего. Основное переживание человеческой жизни, по мнению автора, заключается в том, что она всегда должна выходить из себя, преодолевать себя. Это есть подлинно человеческое бытие, а не существование «последнего человека». «Жизнь должна всегда сызнова преодолевать самое себя! Ввысь хочет она воздвигаться с помощью столбов и ступеней, сама жизнь: дальние горизонты хочет она изведать и смотреть на блаженные красоты, - для этого ей нужна высота! И так как ей нужна высота, то ей нужны ступени и противоречия ступеней и поднимающихся над ней! Подниматься хочет жизнь и, поднимаясь, преодолевать себя» (Ф.Ницше, 2004, с.82).

Одним из глубинных переживаний у человека для Ф.Ницше выступает трансцензус – как выход человека за рамки своей биологической природы или «очеловечивание человека». Однако, это приводит к новым переживаниям. Суть в том, что не каждый «очеловеченный человек» становится личностью. Зачастую эта мнимая человечность служит искусной маской для сокрытия человеком своей животности, порочности. «Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяна, чем иная из обезьян» (Ф.Ницше, 2004, с.9).

Бытие человека в мире сопряжено с переживанием духовного кризиса. «В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это – час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным так же, как ваш разум и ваша добродетель. Час, когда вы говорите: «В чем мое счастье! Оно – бедность, и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно бы было оправдывать само существование!». Час, когда вы говорите: «В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он – бедность, и грязь, и жалкое довольство собою!». Час, когда вы говорите: «В чем моя добродетель!» Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это – бедность, и грязь, и жалкое довольство собою!». Час, когда вы говорите: «В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливость - это пламень и уголь!» Час, когда вы говорите: «В чем моя жалость! Разве жалость – не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие» (Ф.Ницше, 2004, с.10-11).

Таким образом, глубинное переживание у Ницше – переживание собственного несовершенства, переживание презрения к самому себе и к своим ценностям, что сопровождается личностным ростом человека, и происходит его «второе рождение».

Кроме того, Ф.Ницше писал, что «человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, брошенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель» (Ф.Ницше, 2004, с.11). Сущность человеческого переживания – в том, что оно (переживание) всегда связано с наличием выбора, с наличием некоторой незавершенности, ощущение которой возникает и достигается посредством переживания. Кроме того, переживание это всегда есть движение (внутреннее движение), сопряженное с опасностью – опасностью остаться одному, «отстать от массы», «выйти из толпы».

Переживание в позиции Ф.Ницше есть утверждение, утверждение своего бытия в хаосе жизни – в мире. «Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир» (Ф.Ницше, 2004, с.23). Однако в процессе созидания переживание человека приобретает характер страдания, претерпевания. «Созидать – это великое избавление от страдания и облегчение жизни. Но, чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям. Да, много горького умирания должно быть в вашей жизни, вы, созидающие. Так будьте вы ходатаями и оправдателями всего, что преходит. Чтобы сам созидающий стал новорожденным, - для этого должен он хотеть быть роженицей и пережить родильные муки» (Ф.Ницше, 2004, с.69).

Таким образом, переживание – духовно-экзистенциальный акт, сопряженный с выходом человека за пределы самого себя. Так совершается «второе рождение» человека. Крайним выражением, причем негативным, является становление последнего человека - «земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех» (Ф.Ницше, 2004, с.13). Переживание – есть выбор и воля. В процессе переживания человек создает собственный смысл жизни (личностный смысл); это всегда предполагает выбор и волевое решение, так необходимые для привнесения в жизнь и самого себя порядка, равновесия и понимания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.