Здавалка
Главная | Обратная связь

Феноменологическая философия Ф.Брентано и Э.Гуссерля



 

Перейдем к рассмотрению проблемы переживания в феноменологическом подходе, опираясь на идеи Ф.Брентано – предвестника феноменологии, и непосредственно основателя феноменологического направления Э.Гуссерля.

Феноменология пытается решить две фундаментальные задачи:

1. Обнаружить и продемонстрировать «сущность», извечные и наиболее общие черты человеческого восприятия.

2. Дать фундаментальное методологическое обоснование всем научным исследованиям.

Так как феноменология исходит из абсолютногоприоритетаопыта. В этом направлении можно увидеть продолжение и логическое развитие эмпиризма. Для феноменологии в опыте важнейшим является его переживание, восприятие и описание, следовательно, в этом направлении можно увидеть развитие идей философии жизни. Важным моментом является то, что феноменологию нельзя считать «теорией», так как это, скорее, определенная систематическая практика наблюдения и описания элементов опыта такими, какими они проявляются в сознании.

Ф.Брентано, рассматривая проблему восприятия человеком мира, выделял два понятия: переживание и интенциональность. Автор пишет, что «восприятие» есть сложное переживание, состоящее из «представлений» и «суждений», а «суждение» - это не текст в логическом смысле, но акт «признания» или «отвержения» чего-либо.

У Ф.Брентано понятие о переживании тесно связано с понятием интенциональности (от лат.Intendo – указывать, распространяться в направлении на), которое вводится им для проведения решающего различия между физическими и психическими явлениями. Интенциональность – это термин, который вводится для обозначения собственной активности сознания, его постоянной направленности на те или иные объекты. Автор считает, что интенциональный объект самостоятелен и «не растворим» в переживании. В интенциональном мире характеристики объекта будут модифицироваться в зависимости от форм интенции: воспринимаемое не тождественно воспоминаемому. Однако сам Ф.Брентано не дает ответа на вопрос о том, каков статус интенциального объекта, каково соотношение между миром представлений и миром действительности и каково соотношение переживания и того объекта, с которым оно связано. Он лишь ставит принципиальную проблему, ответ на которую предлагает Э.Гуссерль и феноменология.

Э.Гуссерль полагал сознание как переживание. Таким образом, переживание мыслится как неотъемлемый атрибут психического. «Самый непосредственный пример раскрытия «психического» дан нам в живущем имманентном бытии того, что я обозначаю именно как «Я», а также из всего того, что обнаруживает себя как неотделимое от «Я», как «Я» - переживания (такие, как опыт, мышление, чувствование, волнение) или психические переживания, а также в качестве способностей или Habitus [64].

Э.Гуссерль анализирует проблему переживания для того, чтобы освободить, очистить науку сначала от «психологизма», затем от доктрины «непосредственно данного», сторонники которого пытались возвести здание науки исключительно на фундаменте чувственно данного, и только потом – от формально-логического «конструирования действительности» исключительно на основе теоретических понятий.

Изучение переживания признается необходимым для решения проблем познания. Все наличное знание есть результат логических выводов и оперирования понятиями над данными психического переживания; оно (знание) является, в некотором смысле, следствием переживания субъектом познания. Э.Гуссерль предлагает считать проблему переживания сферой интересов психологии, а не философии. Под «феноменом» как предметом философии, понимается интенциональное переживание предмета как такового, которое может рассматриваться как предмет «внутреннего сознания».

Кроме того, Э.Гуссерль, в отличие от Ф.Брентано, видит в восприятии не «сложное переживание»; оно – один акт, одно переживание, причем тот способ, каким обычно осуществляется акт восприятия. Восприятие предполагает убеждение в существовании того, что в нем воспринимается. Все акты, которые характеризуются переживанием убежденности, Э.Гуссерль обозначил «тетическими». Существуют различные разновидности таких актов, через которые люди соотносят себя не только с реальностью, с автономным бытием, но и с возможным, предположительным бытием.

Таким образом, в переживании человеку открывается временная перспектива и ретроспектива. Тем самым проблема переживания тесным образом связана с психологическим временем личности.

Э.Гуссерль приводит различиемеждуобыденнымифеноменологическимпониманиемпереживания. В обыденном смысле, когда кто-то говорит о переживании прожитого, речь идет, как правило, о сложном комплексе восприятий и оценок объективных событий эмпирическим субъектом. В феноменологии эти переживания не рассматриваются как обладающие статусом «настоящих» в связи с тем обстоятельством, что все «настоящее» также является следствием актов восприятия. Переживать какие-либо события – это значит иметь акты восприятия, направленные на эти события, поэтому то, что переживает человек (Я), и есть его переживание, а между осознаваемым содержанием и его переживанием нет различия.

Важным моментом является необходимость различать содержание восприятия как результат процесса, происходящего в психике, и сам процесс восприятия, в котором наиболее интересны те его особенности, которые и определяют результат.

В интенциональности Э.Гуссерль видит своего рода структуру акта восприятия, которое всегда является восприятием чего-то конкретного, на что оно направлено. В интенциональном отношении он видит «внутреннее своеобразие определенных переживаний», которое сущностным образом определяет «психические феномены» или «психические акты». Посредством интенционального переживания сознание в процессе познания не «отражает» как в зеркале, создавая «уплощенную», но точную копию, а всегда как бы удваивает предмет, не позволяя определить степень сходства и различия, что и создает для исследователей затруднения методологического характера.

Теперь рассмотрим соотношение переживания и сознания в феноменологии Э.Гуссерля. Так, автор выделяет три подхода к определению сознания:

1. Сознание как общий феноменологический состав духовного «Я», как пучок или ткань психических переживаний.

2. Сознание как внутреннее исполнение психических переживаний.

3. Сознание как общее обозначение для любых психических актов или интенциональных переживаний.

Э.Гуссерль пишет, что психология пытается разделить и соотнести сознание как процесс, его содержание и переживание. Под психическим переживанием понимается внутреннее состояние или событие, предстающее в сознании индивида в форме феномена.

Поэтому восприятие, фантазия, память, мышление, сомнение и эмоциональные состояния выступают в традиционной психологии прежде всего как переживания. Это отражает недостаточную методологическую рефлексию того важного момента, есть ли у каждого из этих феноменов свой отдельный предмет и как соотносятся предметы и их переживания. Особенно важной методологическая рефлексия является тогда, когда речь идет об исследовании самосознания, то есть переживании самого себя, физических и психических состояний своего тела в контексте феноменального «Я».

Жизнь сознания всегда протекает как двуединый процесс поиска и творения в себе своего собственного смысла и поиска смысла из общекультурных источников. На каждом этапе в жизни сознания субъекта осуществляется творение и преобразование «предметностей»: сознание оценивает суть того, что ему является, и признает в каждом «близкое» или «чужое», «далекое» в самых разнообразных модусах значимости.

Основной характеристикой сознания является стремление к смыслопорождению, которое интенционально в своем основании. Поскольку сознание всегда есть направленность на предмет, но не сам предмет, его анализ требует феноменологической редукции, его сведения к чистому сознанию (смыслопорождению). В результате смыслоформирования появляется феноменологическое «Я».

Анализ Э.Гуссерля идет по модели, предложенной И.Кантом: понятие о предмете расщепляется на apriori и aposteriori. Это расщепление называется «феноменологическим очищением». Аposteriori сознания – это ноэма (предметное содержание мысли), apriori сознания – это ноэзис (смыслоформирование). Далее расщеплению на apriori и aposteriori подвергается «сознание как смыслоформирование». Используя феноменологическую редукцию, Э.Гуссерль различает феномен смыслопорождения (феноменологическое содержание) и явление смыслопорождения (не феноменологическое содержание). Аposteriori чистого сознания является интенциональным потоком переживания. Чистое сознание, не пропущенное через феноменологическую редукцию, – не очищенное от собственной предметности, есть конкретное переживание, которое порождает смысл.

Смыслообразование – это содержание феноменологического сознания, но само смыслообразование не интенционально. Чтобы смыслообразование из «потока смыслов» стало интенциональным, необходимо феноменологическое очищение смыслов от предметного содержания. В результате появляется «чистое переживание», которое возможно даже тогда, когда предмет не существует, а мысль является ложной (переживание небытия, а также любой придуманной ситуации). Человек может моделировать ситуацию, предполагать возможные варианты ее осуществления и переживать все это как реальность.

Необходимо пропускать все обнаруженные предметы сквозь феноменологическую редукцию, поскольку каждый феномен (aposteriori) вызван к жизни какими-то причинами – какими-то apriori. Причина формирования смыслов лежит в наличии «переживающего Я». Поэтому есть нефеноменологическое переживание – это интенциональный поток переживаний, который и составляет сознание.

Над сознанием как потоком переживаний «вторым ярусом» надстраивается переживание этого потока с выявлением субъекта переживаний. «Второй ярус» переживаний – это сам акт переживания, в отличие от сознания как содержания переживания. Таким образом, «Я», переживая мир, переживает по поводу своих собственных переживаний и формирует смыслы относительно мира, не останавливаясь на этом этапе. Феноменологическое переживание является рефлексивным.

Э.Гуссерль вводит понятие «жизненный мир» для обозначения реальности, которая окружает и включает самого человека; она является бытийной почвой и горизонтом для всякой практики, бытовой и теоретической. Отдельный человек довольно поздно пробивается к этому понятию, берет его из опыта культуры, поэтому жизненный мир является человеку в обличии какой-либо исторической традиции. Этот мир всегда имеет, с одной стороны, глубоко личностную окраску и, с другой стороны, предстает как мир вещей. Более глубокий уровень понимания окружающего мира, открывающий человеку и прошлое, и связь прошлого с настоящим, достигается человеком только в связи с его изначальной вовлеченностью в культуру сообщества. Человек всегда принадлежит к определенному культурному миру и вне его не может быть понят. Первоначальными в культуре являются те элементы, которые создают центральный смысловой слой, конструирующий жизненный мир сообщества и принадлежащей ему личности. Через первопорядковые элементы жизненный мир воздействует на первый, имманентный мир личности – поток переживаний. В этом потоке переживаний (имманентном мире) жизненный мир предстает перед человеком в формах, зависящих «от нашего личного воспитания и развития или от нашей принадлежности той или иной нации, тому или иному культурному кругу» (Э.Гуссерль, 1998, с.250-258).

Таким образом, в феноменологическом подходе переживание интенционально, что также характерно для рассмотренных выше философских школ и направлений. Интенциональность переживания связана с познавательной активностью (ориентацией) человека либо на себя самого, либо на окружающий мир.

Переживание в феноменологическом подходе тесным образом связано со смысловой сферой человека. В процессе переживания происходит изменение, трансформация, порождение смысла, либо смыслоутратность, порождающая у человека новую задачу – «задачу» переживания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.