Здавалка
Главная | Обратная связь

Философия интуитивизма А.Бергсона



 

Для полноты анализа проблемы переживания обратимся к работам французского философа А.Бергсона, возродившего традиции классической метафизики, одного из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии.

А.Бергсон – представитель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма и философии жизни. Автор пишет, что каждый из нас по-своему любит и ненавидит, и эта любовь и эта ненависть отражают всю нашу личность. Но язык обозначает эти переживания одними и теми же словами. Поэтому он в состоянии фиксировать только объективный и безличный аспект любви и ненависти. Наша личность, строящаяся в каждое мгновение из накопленного опыта, постоянно меняется. Изменяясь, она не дает возможности тому или иному состоянию когда-либо повториться в глубине, даже если оно на поверхности и тождественно самому себе. Вот почему наша длительность необратима. Мы не смогли бы вновь пережить ни одной ее частицы, ибо для этого, прежде всего, нужно было бы стереть воспоминание обо всем, что последовало затем. Самое большее, мы смогли бы вычеркнуть это воспоминание из нашего интеллекта, но не из нашей воли (А.Бергсон, 1999).

Фундаментальной для А.Бергсона является идея о том, что в мире действительности есть не один общий, а два потока эволюции.

Первый – характеризуется уменьшением степени энтропии (как мере внутренней неупорядоченности системы), пассивным дрейфом в направлении все большей упорядоченности, а, следовательно, и уменьшению степени свободы, и ведет, в конечном итоге, к «застылости».

Второй – характеризуется стремлениемк жизни - подняться по наклону, по которому спускается материя. Жизнь неспособна остановить процесс материальных изменений, но ей удается задержать его.

Жизнь, в концепции А.Бергсона, представляет порыв, стремление вверх, к расширению степени свободы и к творчеству. Жизнь направлена не на повторение, подчиненное законам причинности, а на создание нового, того, чего еще не было в природе. Тот изначальный порыв, который задал изначальные условия эволюции и толкнул жизнь в поток времени, находится не в будущем, не является заранее заданной целью, а расположен в прошлом и не связывает свободы творчества. Жить, существовать – для сознательного существа значит изменяться; изменяться значит созревать, значит бесконечно созидать самого себя. «С полным основанием можно сказать: то, что мы делаем, зависит от того, что мы - суть: но следует прибавить, что, в известной мере, мы - суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно. Это самосозидание является вдобавок тем более полным, чем лучше мы умеем размышлять о том, что делаем» (А.Бергсон, 1999).

Постижениемира у Бергсона происходит с помощью двух типов соотнесения себя с реальностью: интуитивно-инстинктивное постижение и рационально-интеллектуальное постижение.

Интуитивно-инстинктивное постижение основано на сочувствии и симпатии. Эти два процесса, инстинктивные по своей сути, дают человеку способность к эстетическому типу восприятия, посредством которого он может проникнуть в сокровенные глубины жизни. В таком восприятии человек получает кратко длящиеся прозрения, которые, длись они дольше, могли бы позволить человеку получить адекватное постижение длительности и жизненной реальности.

Рационально-интеллектуальное постижение. Интеллект пытается познавать все явления как твердые тела, раз и навсегда определенные. Поэтому он непригоден для познания вещей и процессов, развивающихся в пространстве и времени, таких как, психика, общество, жизнь. Интеллект может предусмотреть и предугадать те события и факты, развитие которых определяется законами, подобными законам механики. Применительно к жизни, интеллект пытается истолковать живое как неживое, вычислить прошлое и будущее как функции настоящего, и, таким образом, все в жизни, и прошлое, и будущее, предполагается раз и навсегда данным, неизменным. При этом теряется самая сущность жизни, то, что отличает события жизни от происходящего в мире, неодушевленной материи, – творчество и свобода человека.

Жизнь и познание представляют собой процессы, разворачивающиеся во времени, где нет никаких дискретных «моментов», а есть поток, который не может быть пройден в обратном порядке и повторен снова.

Реальный процесс жизни представляет собой непрерывность, в которой длительность является способом переживания, соединяющим в сознании человека воедино прошлое, настоящее и будущее. «Мы не мыслим реального времени, но мы его переживаем, ибо жизнь шире пределов сознания. Мы чувствуем наше развитие и развитие всех вещей в чистой длительности, и это чувство рисует около настоящих интеллектуальных представлений неопределенную полоску, теряющуюся во тьме» (А.Бергсон, 1999).

А.Бергсон выделяет два аспекта существования «Я» в зависимости от того, воспринимаем ли мы длительность непосредственно или «преломленной» в пространстве. Поток сознания выносит наши ощущения и переживания наружу, - так происходит становление мира вещей. Мы отделяем вещи друг от друга, с одной стороны, аналогично животному, с другой, отделяем наши вещи от нас самих, что не свойственно животному. Другими словами, мы воспринимаем вещи внешнего мира как вещи однородной среды, «отливаем их в застывшие образы» и придаем им форму слова, противопоставляя нашему «Я». Именно так, в противопоставлении исходному истинному отношению Я-длительность (потоку сознания и переживания), образуется производное от него внешнее отношение (вещное, временное) – Я-время.

Я-длительность исходно потому, что оно бытийно, тогда как Я-время производно, функционально. Когда «Я-длительность» осуществляет выражение себя самого в словах, когда оно способно различать в самом себе различные ощущения и образы себя, различные представления о себе и выражает эти представления в понятиях, тогда появляется третье «Я» - Я-рефлексия.

А.Бергсон полагает, что сознание, «одержимое ненасытным желанием различать», постоянно заменяет реальность ее символами (образами, представлениями, словами, понятиями). В итоге символическое – преломленное, отвердевшее и застывшее в тексте сознание позволяет человеку намного эффективнее удовлетворять требования, предъявляемые жизнью в обществе. Но, по мере «отвердения», такое сознание постепенно теряет из виду собственное «Я», забывает о нем. Чтобы обнаружить основное «Я», требуется мыслительная рефлективная работа сознания по дифференциации живых психических состояний и их образов-текстов. Это требует отделения в анализе времени-качества, собственно длительности от времени-количества. Любое впечатление, переживание, с одной стороны, всегда будет длиться, а с другой – будет изменяться.

Анализ философских воззрений А.Бергсона показал, что переживание имеет два вектора, две ориентации: 1) переживание, ведущее к инволюции, деградации человека; 2) переживание, приводящее к становлению личности, когда происходит своего рода «второе рождение» человека в переживании. Это положение лежит в основе идеи «полюсности-двойственности» психических процессов. Переживание имеет длительность и носит иррационально- рациональный (инстинктивно-интеллектуальный) характер. Атрибутом переживания является движение; переживание динамично и обуславливает движение человека в сторону либо становления, либо регресса личности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.