Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ



 

1. Управленческие решения. Решение как элемент обратной связи в управлении. Типы проблем и методы выработки эффективных управленческих решений.

 

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования. Она отражает разницу между существующим и желаемым состоянием системы. Проблема требует решения. Решение – это выбор альтернативы.

Управление как процесс – это непрерывная цепь принятия и реализации решений.

Управленческое решение – 1. творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятельности коллектива по решению проблемы. 2. выбор одного из многих путей действия, который позволяет перевести систему в новое состояние.

Существенный признак управленческого решения состоит в том, что оно принимается при наличии назревшей проблемы.

Решения в управлении выполняют определенные роли:

- направляющую – определяют цели и задачи деятельности;

- организующую и координирующую – определяют порядок действий и взаимодействия участников;

- обеспечивающую – определяют количество необходимых ресурсов;

- стимулирующую – определяют порядок поощрения участников.

Рис. Управленческое решение как элемент обратной связи

 

- Субъект управления сравнивает выход с желаемым состоянием системы, с моделью.

Решения в управлении принимаются с определенной степенью риска. Риск – это вероятность или угроза потерь предприятием части своих ресурсов, уменьшения сроков или появления дополнительных расходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Стремление руководителя принимать решения с меньшей степенью риска приводит к увеличению затрат времени на его подготовку, сбор более полной информации, выбор варианта и, если это возможно, на его экспериментальную проверку. Возникает, таким образом, риск несвоевременного принятия решения.

Риск в принятии неэффективного управленческого решения определяется тремя основными причинами:

- ограниченностью времени на подготовку и принятие решения;

- недостатком информации;

- недостаточной полнотой выявления проблемы.

 

Классификация решений, принимаемых организацией:

Критерии Классы решений
1. Возможность использования формальных методов решения Стандартные Хорошо структурированные Слабо структурированные Неструктурированные
2. Степень структурированности Запрограммированные (высокоструктурированные) Незапрограммированные (слабоструктурированные)
3. Содержание Экономические Социальные Организационные Технические Научные и т.д.
4. По характеру целей и по периоду осуществления Стратегические Тактические Оперативные или: Долго-, средне- и краткосрочные
5. ЛПР Индивидуальное Коллективное (прин. коллективом предприятия) Коллегиальное (прин. органами, созданными при организации, - отделами, правлениями …)
6. Уровень принятия решения Организация в целом Структурные подразделения Функциональные службы Отдельные работники
7. По степени неопределенности - Детерминированные (прин. в условиях однозначной, полной информации) - Вероятностные (прин. в условиях вероятной определенности, т. е. в условиях риска) - Неопределенные (прин. при отсутствии информации о проблеме)
8. По характеру процесса принятия решений - Принятые по интуиции (отсутствие этапа осознанной оценки, взвешивания альтернатив; выбор сделан только на основе ощущения того, что он правилен) - Основанные на суждениях (присутствует этап осмысления, но в основе анализа лежит только прошлый опыт человека, его знания) - Рациональные (принимаются но основе очень строгой последовательности аналитических процедур, исследующих альтернативы)
9. По частоте принятия:   одноразовые (случайные) повторяющиеся
10. По жесткости регламентации: ­ контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления; ­ структурированные – предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов; - алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу

 

1)Стандартные (рутинные) проблемы - отличаются полной ясностью и однозначностью. Расчеты одновариантны, на основе нормативов, заранее выработанных правил и методик (ex, определение потребности в оборудовании на основе принятой производственной программы).

Хорошо структурированные – это количественно сформулированные проблемы, в которых зависимости между элементами системы можно выразить численно, формализованно. При решении таких проблем используются количественные методы: экономико-математические методы и модели (ex, задача выбора оптимального ассортимента).

Слабо структурированные – часть зависимостей между элементами описана количественно, но качественные характеристики преобладают. Применяются методы: анализ, сравнение, эвристические методы.

 

 


2. Принятие решения в условиях неопределенности и риска.

 

Решение есть состояние неопределенности, вызванное необходимостью выбора действий, которые позволят достичь определенного, заранее заданного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:

1) стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;

2) бинарное решение («да» или «нет»);

3) многоальтернативное решение, когда имеется очень широкий спектр альтернатив;

4) инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.

На процесс работы организации влияют различные факторы:

1. Определенные - когда вся исходная информация их действия известна при выработке управляющих воздействий.

2. Вероятностно-определенные - когда помимо однозначных исходных данных, имеются случайные величины с точно известными вероятностными характеристиками действия факторов.

3. Неопределенные - когда неточно известно или совсем неизвестно вероятностное описание возможных исходов реализации того иди иною управленческого решения.

Для ослабления влияния факторов неопределенности на результаты реализации управленческих решений, наряду с организацией работ по подготовке более надежной исходной информации, важное значение имеет применение специальных способов организации выработки решений. При этом используется сочетание математических методов (теория игр, статистические решения) и эвристических процедур (опыта специалистов).

В условиях неопределенности математический поиск решения проблемы приводит к выявлению ряда рациональных вариантов, каждый из которых имеет свои преимущества. Окончательный выбор лучшего из возможных вариантов осуществляется интуитивно, на основе опыта экспертов или лиц. принимающих решение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.