Здавалка
Главная | Обратная связь

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ



 

1. Эволюция в управлении качеством: развитие моделей деятельности в области качества и их цели.

 

Подуправлением качеством продукциипонимается постоянный, планомерный и целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие соответствие характеристик создаваемой продукции требованиям. В целом в мировой и отечественной теории и практике выделяютсемь последовательныхэтапов развития видов деятельностив области управления качеством:

– инспекция качества Û (quality inspection–QI);

– контроль качества Û (quality control)-QC);

– статистическое управление качеством Û (statistic quality control– SQC);

– обеспечение качества Û (quality assurance– QA);

– всеобщее управление качеством Û (total quality control –TQC)

– менеджмент качества Û (quality management - QM);

– тотальный менеджмент качества Û (total quality management–TQM).

Каждая последующая, усложненная модель вида деятельности в области качества включает в себя все идеи и возможности предыдущих моделей. Эта особенность отражена на рис. 3.1 в виде расширения площадей прямоугольных фигур с изменением модели.

 

Рис. 3.1. Этапы и модели развития управления качеством

Содержание деятельности по управлению качеством по каждой модели дается на основе определений, сформулированных в международных стандартах ISO 9000 версии 1994 г. и 2000 г.

Инспекция – это деятельность, осуществляемая с целью установления правильности чьих-либо действий в порядке надзора. Инспекция в области качества– деятельность, осуществляемая для установления степени соответствия характеристик изготовляемой продукции требованиям путем осмотра, проверки и сравнения полученной информации с характеристиками эталона или базового образца.

Контроль – это вид деятельности, включающей проведение измерений, экспертизы, испытаний и оценок нескольких характеристик продукции и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по каждой из характеристик.

Статистическое управление качеством– совокупность методов обнаружения неслучайных факторов, позволяющих диагностировать состояние процесса, провести его корректировку и, в конечном счете, способствующих улучшению качества продукции.

На российских предприятиях статистическое управление качеством часто рассматривалось как оперативное управление качеством. Под оперативным управлением качеством понимаются методы и виды деятельности оперативного характера (корректирующие мероприятия),используемые для выполнения требований к качеству на всех этапах жизненного цикла продукции. Оперативное управление качеством – деятельность отделов по качеству в реальном масштабе времени.

Обеспечение качеством – все планируемые и осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству. Обеспечение качеством – деятельность в области качества, охватывающая процессы жизненного цикла продукции. Первые версии международных стандартов ISO 9000, получившие распространение в России в 90-е годы, были посвящены разработке систем качества на основе деятельности по обеспечению качества.

В России в 70-80-е годы наиболее высокий уровень управления качеством – это комплексное управление качеством, развитое в основном на предприятиях радиотехнической, электронной и машиностроительной промышленности. Понятие комплексное управление качеством – это совокупностьмероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации или потреблении. В зарубежной практике в качестве аналогичной модели комплексному управлению качеством можно поставить модель всеобщего управления качеством(TQC).

В настоящий период на российских предприятиях комплексное управление качеством перерастает в менеджмент качества, выполняющий совокупность всех планируемых и осуществляемых мероприятий, а также методов и средств, устанавливающих (на уровне политики и стратегии), обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции по всему ее жизненному циклу.

В последней редакции международного стандарта ISO 9000–2000 под менеджментом качествапонимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Наивысший уровень управления качеством достигается притотальном менеджменте качества (TQM), под которым понимается подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Тотальный менеджмент качества – это новое мировоззрение в области управления компаниями, фирмами. Конечной целью TQM является улучшение жизни производителей, потребителей и инвесторов.

 


2. Квалиметрия: понятие, принципы, объекты изучения. Общая классификация показателей качества промышленной продукции.

 

Учение об измерении и количественной оценке качества объектов и процессов деятельности людей называется квалиметрией. Исходные слова «квали» и «метрия» означают качество и измерение. Квалиметрия формируется на основе эконометрики и метрологии. Эконометрика – наука об экономических измерениях. Эконометрика посвящена изучению конкретных количественных закономерностей и взаимосвязей экономических объектов и процессов с помощью соответствующих методов и моделей. Цель эконометрики – эмпирический вывод экономических законов на основе реальных данных.

Метрология – это наука, которая занимается процессами, методами и средствами измерений, обеспечивающих достоверность и единство измерений.

К основным принципам квалиметрии относят следующие:

1. Квалиметрия обязана представлять для практической хозяйственной деятельности общественно полезные методы достоверной квалификационной и количественной оценки различных объектов с позиции полезности их использования. Проблема состоит в том, что у потребителя и производителя продукции интересы существенно различаются. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать он стремится их по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой, но качественной продукции.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя.Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным характеристикам, а по наиболее значимым из них. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойство и качество в целом. Абсолютные значения показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества, например, аналогичного образца. Конечным результатом оценки является относительная величина значений обобщенного показателя его качества и такого же показателя базового, эталонного образца.

Задача измерения состоит не только в определении абсолютно точного значения измеряемой величины, но и в том, чтобы получить о нем достоверную информацию, оценить ее и выразить в той или иной приемлемой форме.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.