Здавалка
Главная | Обратная связь

Расчет балльной оценки проекта



Факторы Значимость фактора Оценка Оценка вклада факто-ров
Очень хорошо Хорошо Удовл. Плохо Очень плохо
1. Общефирменный критерий              
1.1.        
1.2.        
1.3.        
1.4.        
1.5.        
1.6.        
2. Рыночные критерии              
2.1.              
2.2.              

Этот метод оценки (и сравнения) проектов достаточно прост, однако следует очень тщательно относиться к назначению весов каждому фактору, присвоению числовых значений каждой оценке и собственно осуществлению балльной оценки каждого фактора. Использование любого из методов должно быть защищено от возможной фальсификации оценок. Выбор метода оценки проекта является обязанностью руководителя.

При этом следует выделить факторы, которые могут оказать решающее воздействие на решение о судьбе проекта. Так, если оценки по критериям патентной чистоты, безопасности производства, возможных вредных воздействий продуктов или производственных процессов оценены как «плохо» или «очень плохо», то от реализации проекта следует отказаться. Кроме этого, необходимо избегать отбора проектов, находящихся у нижнего предела эффективности.

в)Критерии отбора

Группы критериев Содержание
1. Оценка проекта с позиций его соответствия стратегии, политики и ценностям организации 1.Насколько проект соответствует принятой стратегии организации и, соответственно, долгосрочному плану 2.Насколько оправданы изменения в стратегии организации в случае принятия проекта 3. Соответствует ли проект представлениям потребителей о фирме 4.Соответствует ли проект отношению фирмы к риску 5.Насколько соответствует проект отношению фирмы к нововведениям 6.Соответствие проекта требованиям фирмы с точки зрения временных факторов (краткосрочные и долгосрочные планы)
2. Оценка рыночных перспектив проекта 1.Отвечает ли проект четко определенным потребностям рынка 2.Оценка общей емкости рынка 3.Оценка доли рынка 4.Оценка периода выпуска продукции 5.Вероятность коммерческого успеха 6.Вероятный объем продаж (определяется на основе оценок 2-5) 7.Временной аспект рыночного плана 8.Воздействие на существующие продукты (Новые продукты могут дополнять существующий ассортимент, либо частично или полностью замещать выпускаемые продукты. В последнем случае часть объема продаж и прибыли будет достигнуто за счет существующих продуктов, которые могли бы еще выпускаться) 9.Ценообразование и восприятие потребителей 10.Позиция в конкурентной борьбе 11.Соответствие существующим каналам распределения 12.Оценка стартовых затрат  

 

 

8. Управление проектами. Учет фактора риска. Методы управления проектами.

 

а) Управление проектами

В условиях российской действительности достаточно трудно заранее оценить реальную эффективность инновационного проекта. С другой стороны, часто управление проектами не признают сферой профессиональной деятельности. Однако, использование методологии управления проектами позволяет экономить значительные средства и выполнять проекты в меньшие сроки.

Управление проектами – это профессиональная творческая деятельность основанная на использовании современных научных знаний, методов и ориентированная на достижение целей за счет осуществления целенаправленных изменений при ограничениях на все виды ресурсов. (отечественные книги)

Проект – это временное усилие или предприятие предназначенное для создания уникального продукта либо услуги. (Американский институт управления проектами)

Вся деятельность по управлению проектом делится на пять фаз:

1. Инициация

2. Планирование

3. Исполнение

4. Контроль

5. Завершение проекта

Это управленческие фазы, а не технологические этапы.

Управление проектом начинается с инициации, которую осуществляет заказчик или потребитель конечного результата. Он принимает решение о целях и задачах проекта и назначает лицо которое будет вести проект и наделяет его полномочиями. С этого момента управление проектом переходит непосредственно к менеджеру проекта, который начинает работу с самой ответственной фазы – планирования.

Исполнение и контроль

Фазы исполнения и контроля должны идти параллельно. Каждый технологический этап работ должен заканчиваться промежуточным результатом и в этот момент начинают работать процедуры контроля. Основные управленческие задачи на этом этапе состоят в регистрации изменений возникающих в ходе исполнения работы, в сопоставлении реального хода работ с планом графика.

Завершение

Завершение каждого этапа и тем более проекта в целом выделяют в отдельную управленческую фазу. Для нее есть отдельные процедуры.

А) Подписание заказчиком документа о его удовлетворенности выполненными работами и отсутствием претензий.

Б) Административное закрытие контракта.

Полноценная статистика эффективности применения управления проектами есть пока только на западе. Там существует такое понятие как «уровень зрелости управления проектами», который измеряется по пятибалльной шкале.

Россия находится на первом, начальном уровне.

б) Учет фактора риска

В проектах НИР по созданию новых изделий и технологий технический, коммерческий и финансовый риски неизбежны. Ожидаемая стоимость проекта НИР рассчитывается как:

Ожидаемая стоимость = Отдача * Вероятность успеха

где отдача означает потенциальную ценность проекта.

Все отобранные проекты должны иметь высокую ожидаемую стоимость. Чем выше риск, тем выше должна быть и отдача. Поэтому портфель включает проекты НИР с широким спектром рисков, если отдача с ними соизмерима. Лица, представляющие венчурный капитал, заинтересованы в том, чтобы «сделать деньги» на всем портфеле, а не на каком-то отдельном проекте.

 

Рис. Балансирование риска в портфеле проектов

Рисунок дает представление о предпочтительном спектре рисков по проектам. Очевидно, новых проектов с нулевым риском не существует. В портфеле должно быть много средневыгодных проектов с риском ниже среднего и умеренной отдачей, также должно быть несколько проектов с высокой степенью риска и с большой отдачей.

в) Методы управления проектами

Существует 2-а основных метода планирования и координации выполнения крупномасштабных проектов: pert (метод оценки и просмотра программы) и CPM (метод критического пути). Методы практически однотипны, в литературе чаще всего используется термин pert.

Оба метода позволяют составить подробные планы и графики, определить продолжительности работ и их ресурсное обеспечение, описывают последовательные связи, которые существуют между действиями и показывают какие из них имеют решающее значение для завершения проекта в срок, позволяют вычислить критический путь.

Критический путь – самая длинная цепь взаимосвязанных, последовательных заданий, резерв времени для которых равен нулю и которые определяют минимальное количество времени, необходимое для выполнения проекта.

Метод определения критического пути позволяет рассчитать резерв времени, часть которого можно использовать как время на восстановление. Существует два вида резерва: полный резерв – время, на которое можно задержать выполнение задания, не влияя на дату завершения проекта; свободный резерв времени – время, на которое можно задержать задание, не влияя на другие задания.

Критический путь можно корректировать следующими методами:

· увеличить ресурсы;

· пересмотреть задания на критическом пути, сократить их продолжительность, возможно исключить некоторые;

· ослабить ограничения, повышая риск;

· детализировать задания, увеличивая количество взаимосвязей.

Другим инструментом анализа является график Ганта – диаграмма, изображающая задания в виде отрезков на временной шкале. Длина отрезка соответствует сроку задания. Весь проект представляется в форме календаря, что позволяет использовать его для контроля и показа процента выполнения задания.

Разновидностью графика Ганта являются сетевые матрицы, для составления которых определяются следующие характеристики:

· состав и содержание отдельных работ по проекту;

· ресурсное обеспечение;

· последовательность выполнения работ с учетом максимально возможного запараллеливания работ;

· исполнители каждой работы.

 

Перечень работ для построения сетевой матрицы

 

№ предшествующей работы № данной работы Содержание данной работы Ориентировочная продолжительность, дн. Исполнитель
         

Сетевая матрица представляет собой графическое изображение процессов осуществления проекта, где все работы (управленческие, производственные и т.д.) показаны в определенной технологической последовательности и взаимосвязи. Сетевая матрица совмещается с календарно- масштабной сеткой времени: горизонтали характеризуют структурное подразделение или должностное лицо, выполняющее ту или иную работу, вертикали – отдельные работы по осуществлению проекта с учетом временного фактора.

Сетевые матрицы рекомендуется использовать на всех стадиях жизненного цикла проекта для представления всего процесса его осуществления в наглядной форме, правильного распределения ответственности, эффективного использования имеющихся ресурсов и сокращения сроков реализации проекта.

 

 


9. Жизненный цикл технологии, его взаимосвязь с жизненными циклами продукции и спроса. Понятие цикла развития технологии.

 

Жизненный цикл продукта или технологии – совокупность временных периодов от начала разработки изделия до снятия его с производства и продажи.

Ф. Котлер жизненный цикл (ЖЦ) относит только к процессу развития продаж и получения прибылей, который состоит из этапов:

- Этап выведения на рынок

- Этап роста

- Этап зрелости и замедления роста

- Этап упадка

Особенностью современного производства является сокращение продолжительности ЖЦ продукции и технологии. Это обусловлено усилением конкуренции, ускорением процесса разработки новой продукции, улучшением организации маркетинга и сбыта, совершенствованием управления и повышением эффективности деятельности фирм.

Весь процесс реализации инновации можно объединить в одно понятие – инновационный процесс, который включает в себя создание изобретения (ноу-хау) или приобретение прав на него, коммерциализацию новых видов технологий, продукции и услуг, а также принятие решений производственного, финансового, административного характера, являющихся результатами интеллектуальной деятельности.

Жизненный цикл создания, внедрения и модернизации новшества, т.е. полный инновационный цикл, в наиболее общем виде представлен на рис.

 

На первом этапе проводятся ФИ. Альтернативой проведению целенаправленных ФИ является поиск готовых результатов.

На втором – осуществляются ПИ. Финансируются данные работы, как правило, заказчиком, но, участвуя в конкурсе, можно получить грант на проведение исследований.

На третьем этапе проводятся проектно-конструкторские разработки, составляется полная документация для изготовления изделия, создается его опытный образец или опытная серия. Источником финансирования являются преимущественно собственные или заемные средства.

Этап выведения товара на рынок характеризуется медленным ростом сбыта выпускаемой продукции из-за:

- Технических проблем, связанных с устранением недостатков в производстве товара

- Задержек с расширением производственных мощностей

- Неотлаженной системы сбыта и задержек с доведением товара до потребителя

- Высокой степени неопределенности поведения потребителей.

Основная стратегия фирмы на этом этапе – расширение рынка. Хотя цены на новый продукт высокие, прибыли у предприятия практически нет из-за больших единовременных затрат на подготовку производства и маркетинг.

Этап роста – период быстрого восприятия товара рынком и роста прибыли. На этом этапе у предприятия могут появиться конкуренты с товарами-аналогами или товарами-заменителями, поэтому важно продлить период роста за счет:

- Выпуска новых моделей

- Проникновения на новые сегменты рынка

- Внедрения дополнительных свойств и функций и повышения качества новинки

- Использование новых каналов распределения товара

- Совершенствования рекламной деятельности

- Снижения цен

Этап зрелости связан с насыщением рынка и замедлением темпов сбыта продукта. Здесь особое внимание уделяется эффекту масштаба производства, что позволяет фирме удерживать неизменными объемы выпуска и прибыли и существенно снизить цены. Предприятие защищает свою долю на рынке, используя методы:

- Разработка модификаций товара и выход на новые сегменты рынка

- Поиск новых способов применения продукта

- Улучшение качества товара, его свойств, внешнего оформления

- Проведение новой рекламной кампании

- Применение активных приемов стимулирования сбыта

- Предложение новых или усовершенствованных послепродажных услуг

Этап упадка характеризуется падением сбыта и снижением прибыли. Необходим постоянный анализ показателей товара (объем сбыта, доля рынка, уровень издержек, рентабельность). По каждому из товаров на стадии упадка нужно принимать решение : либо продолжать производство товара («пожинание плодов»), но при этом сократить издержки на рекламу, НИР по совершенствованию изделия, на приобретение оборудования и т.д., либо снять товар с производства.

Обычно продукт проходит все этапы ЖЦ, но бывают и исключения: иногда продукт сразу переходит в фазу зрелости или упадка, минуя промежуточные стадии, а иногда, достигнув стадии упадка, вновь становится популярным и возвращается на стадию роста.

Наличие ЖЦ товара ставит перед п/п следующие проблемы:

- Необходимость эффективной организации работы с производимыми товарами на каждом этапе ЖЦ с учетом морального старения

Своевременное изыскание новых товаров для замены находящихся в стадии упадка

 

 


10. Управление технологическими разрывами. Действия фирм в период приближения к пределу своей технологии (технологическому разрыву).

 

Едва на смену одной технологии в отрасли приходит другая, проблема их соотношения становится для предприятия делом важнейшего стратегического выбора: сохранять (и как долго) традиционную технологию, из-за которой часть выпускаемой продукции оказывается морально устаревшей, или переходить на новую.

Руководство предприятия вырабатывает подход к оценке применяемой технологии и определению момента, когда необходимо вкладывать средства в разработку и внедрение новой. Он основан на построении зависимости между затратами на улучшение процесса или продукта и полученными при этом результатами, которая изображается в виде логистической S-образной кривой. Под результатами понимается на прибыль или объем продаж, а показатели, характеризующие уровень параметров технологии и качество продукции (КПД и т.п.).

 

 
 
ЗАТРАТЫ (усилия)


Эта зависимость отражает зарождение, скачкообразный рост и постепенное достижение стадии полной зрелости технологического процесс или продукта. Первоначальные вложения в разработку новой технологии (продукта) обеспечивают весьма незначительные результаты. Затем, когда происходит накопление и использование ключевых знаний, результаты улучшаются быстро. Наконец, наступает момент, когда технические возможности технологии исчерпаны, а дополнительные вложения средств лишь незначительно улучшают результаты (верхняя часть кривой). Это происходит потому, что технология имеет свои пределы, которые проявляются в невозможности улучшить технический уровень изделия, его качество. Такой предел определяется естественными законами, на которых основана технология.

Достигнутый предел какой-либо технологии не означает отсутствие другой, способной более эффективно решать проблемы потребителя. Новая технология имеет свою S-образную кривую. Промежуток между двумя кривыми представляет собой технологический разрыв, где одна технология замещает другую.

Трудности осознания наступающего предела существующей технологии и принятия решения о переходе на новую заключается в том, что этот переход представляется менее экономичным, чем сохранение старой.

Управление технологическими разрывами предполагают знание:

- Ключевых факторов заинтересованности покупателей по каждой группе товаров

- Взаимосвязи покупательских факторов с главными параметрами новой продукции и процесса

- Уровня использования технического потенциала в главных технологиях

- Прямых и косвенных конкурентов

- Пределов возможностей конкурентов, наличия путей их обхода и своих пределов технологии

- Технической отдачи НИОКР

- Экономических последствий внедрения новых технологий, как собственной фирмой, так и конкурентами

- Технологии, наиболее уязвимой к атаке конкурентов

Кроме этого, на каждом предприятии должны быть разработаны программы или планы реакции фирмы на предполагаемую атаку конкурента, налажен эффективный обмен информацией и идеями между различными службами предприятия и повышена роль главного технолога.

В период возможного приближения технологического разрыва могут быть предприняты конкретные действия:

1. Анализ возможности повышения отдачи НИОКР без перехода на новую технологию.

2. Перераспределение расходов на НИОКР между старой и новой технологиями

3. Создание гибридных товаров, использующих старые и новые подходы.

4. Продажа фирм со старой (обороняющейся) технологией

5. Покупка фирм, создавших новую технологию и продукты

6. Капиталовложения в мелкие фирмы, прежде всего в венчуры

7. Заключение договоров с фирмами, создавшими новую технологию и продукты, на поставку им продукции и превращение их тем самым из конкурентов в поставщиков.

8. Приобретение технологий по лицензионным договорам

9. Энергичная защита собственного бизнеса с помощью активного маркетинга и снижения издержек

10. Кооперация компаний при разработке новых технологий

 

 


11. Научно-техническая продукция и ее виды. Характеристика рынка инноваций.

 

Научно-техническая продукция – результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме (как совокупность научно-технической информации):

· данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ в виде аналитических отчетов, изобретений, конструкторско-технологической документации, программных продуктов, бизнес-планов и т.д.

· научно-технические услуги (знания, опыт, консультирование в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга), связанные с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Кроме этого, научные и конструкторские организации могут предлагать результаты своего труда в овеществленной (материальной) форме: в виде опытных установок, нового единичного оборудования, агрегатов, инструментов, технологических линий и т.п.

При этом выделяется наукоемкая продукция (технология) – продукция материального производства, где доля затрат на НИОКР в добавленной стоимости выше, чем в целом по промышленности («высокие технологии» - затраты на НИОКР составляют на менее 10% добавленной стоимости и затраты на оплату труда ученых, инженеров и техников превышают 10% общих затрат на наем рабочей силы).

Характеристика рынка инноваций

Рынок инноваций - сфера экономических отношений между владельцами Н-Т продукции и покупателями, в результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную собственность. Этот рынок во многом определяется техническим потенциалом научных организаций и инновационных предприятий и отличается от других рынков тем, что:

· на данном рынке в начале реализации часто отсутствует прямой конкурент (в силу монополии на интеллектуальную собственность)

· предложение инноваций превышает спрос, но затоваривания не происходит. Большое количество изобретений и ноу-хау определяют уровень Н-Т в данной области и конкурентоспособность будущих новшеств на рынке

Во многих случаях вновь созданная Н-Т продукция не пользуется спросом, т.к. рынок еще не осознал возможностей новой технологии и продукции. В данных случаях первые проявления новых потребностей (спроса) должны стимулироваться технологическим «проталкиванием» новой продукции на рынок.

Основными агентами мирового рынка Н-Т продукции (рынка технологий) являются:

· индивидуальные изобретатели и мелкие инновационные фирмы – генераторы новых технических идей

· крупные промышленные компании, выступающие как продавцами, так и покупателями

· посреднические фирмы

В настоящее время резко снизилась доля патентных заявок, подаваемых индивидуальными изобретателями (с 70% заявок в нач.20в. до 20% сейчас). Наиболее распространенным способом реализации своего продукта для независимого изобретателя является продажа идеи заинтересованной промышленной компании.

Малые фирмы считаются более продуктивными по числу создаваемых изобретений, чем крупные, и являются органичным дополнением крупных компаний с их сетью исследовательских лабораторий и экспериментальных производств.

Крупные корпорации концентрируются на наиболее значимых в коммерческом отношении нововведениях, требующих производственных и рыночных испытаний. Именно из-за отсутствия дополнительных ресурсов (на сбыт, рекламу) мелкие и средние фирмы часто оказываются не в состоянии обеспечить прибыльное использование созданных ими новшеств. Крупные компании обладают явными преимуществами в массовом освоении технических новинок и оказываются основными пользователями нововведений.

Самостоятельным источником Н-Т развития для крупных компаний является приобретение технологии «на стороне» (покупка патентов и лицензий, заключение контрактов с мелкими фирмами, переманивание специалистов и т.п.).

На западных рынках Н-Т продукции активно проявляют себя высшие учебные заведения, в которых сосредоточены значительные объемы исследований и которые обладают перспективными изобретениями и ноу-хау.

Фирмы-посредники помогают решить проблемы писка и подбора партнеров, заинтересованных в продаже различных видов Н-Т продукции. Развитию посреднической деятельности на рынке технологий препятствует требование раскрыть подробные сведения о новшестве прежде, чем фирма приступит к поиску партнеров для заключения сделки.

 

 


12. Маркетинговая концепция развития предприятия и концепция «технологического проталкивания». Этапы разработки нового продукта, содержание маркетинга на каждом этапе. Виды рыночного тестирования продукции производственного назначения и товаров широкого потребления.

 

Н-Т продукцию можно разделить на:

· «втягиваемую рынком», т.е. вызванную потребностями рынка (маркетинговая конц.)

· «вталкиваемую технологией», т.е. основанную на фундаментальных исследованиях и возможностях технологии (конц. технологического проталкивания)

Считается, что стратегия развития, опирающаяся на анализ потребностей рынка с последующим проведением исследований в подразделениях НИОКР, более эффективна. Но следует учесть, что такое внедрение приведет к предпочтению малых нововведений, в ущерб тому, что предлагают подразделения НИОКР. С др. стороны, стратегия, основанная на технологическом продвижении, скорее приведет к инновационному прорыву и создаст основу для долговременного конкурентного преимущества. Большинство инновационных прорывов зарождается в научно-исслед. организациях, а не на рынке, что свидетельствует об ограниченности маркетинговой концепции. Необходимо сохранять баланс между 2-мя стратегиями.

Независимо от происхождения товара, контроль со стороны стратегического маркетинга необходим и должен осуществляться на более ранней стадии разработки.

Основные этапы процесса разработки нового товара/технологии в соответствии с маркетинговой концепцией приведены в таблице.

 

Этап Цель Используемые методы и инструменты
Генерирование идеи нового продукта Решение вопроса о распределении усилий компании между разработкой оригинального продукта, модификацией уже существующего и копированием продуктов конкурентов 1. Изучение нужд и желаний потребителя 2. Идеи ученых, инженеров, конструкторов и др. сотрудников 3. Изучение товаров и услуг конкурентов 4. Деятельность высшего руководства компании: выдвигает как непосредственно новые технические идеи, так и создает возможности для генерации идей и их воплощения в товаре
Отбор идей Как можно более ранний отсев неудачных предложений 1. Методика расчета рейтинга идеи товара на основе: рейтинга товара, соотношения качество-цена, средств на маркетинговую поддержку, отсутствия сильной конкуренции 2. Оценочная сетка: на основе перечня ключевых факторов успеха по каждой функции (маркетинг, НИОКР, финансы, производство) с учетом относительной важности каждого фактора рассчитывается сводный индекс качества
Разработка концепции нового продукта и его проверка Определение базового рынка продукта: описание физических и воспринимаемых конечных характеристик продукта и набора выгод; разработка –перечня требований для службы НИОКР, оценка всех видов ресурсов. 1. Концепция товара имеет форму словесного или графического описания продукта. Она разрабатывается на основе методов: - проектирование по заказу потребителя: изучение ожиданий или нежеланий потребителя и изменение технических атрибутов продукта - совместный анализ: метод определения уровня ценности различных атрибутов продукта в глазах потребителя 2. Проверка концепции – опробование ее на соответствующей группе целевых потребителей для выяснения их оценки
Разработка маркетинговой стратегии Предварительный план маркетинговой стратегии для выведения продукта на рынок Содержит 3 раздела: 1. описание объема, структуры рынка, поведения на нем потребителя; позиционирования товара, показателей объема продаж, доли рынка, планируемой прибыли на несколько лет 2. сведения о планируемой цене товара, принципах ее реализации, смете расходов на маркетинг в течение первого года 3. показатели объемов продаж на перспективу и долговременный подход к формированию маркетинга-микс
Анализ возможностей производства и сбыта Оценка деловой привлекательности предложения Расчет предполагаемых показателей продаж, издержек, прибыли, их проверка на соответствие –целям компании. Осуществляется прогнозиров-ие: первичного объема продаж, замещающих продаж, повторных продаж, затрат и прибыли
Разработка продукта Проведение НИОКР по созданию одного или нескольких вариантов технического воплощения концепции продукта Создается прототип, удовлетворяющий критериям: потребители воспринимают его как носителя всех основных свойств, изложенных в описании товара; он безопасен и надежно работает; его себестоимость не превышает запланированных издержек. Проводятся : - функциональные испытания: подтверждение надежности, безопасности использования - потребительские испытания: приглашение пользователей в лабораторию, выдача им образцов продуктов для пробного использования Для проверки отношения потребителей к товару, используют методы, основанные на рейтинговой оценке: простой рейтинг по приоритету вариантов; парное сравнение товаров; монадический рейтинг товар оценивается по шкале оценок.
Тестирование нового продукта в рыночных условиях Присвоение продукту марочного названия, проектирование упаковки, разработка предварительной маркетинговой программы для проверки продукта в целях определения размеров рынка, реакции потребителей, дилеров на появление нового продукта Для тестирования товаров широкого потребления используются методы: 1. Волновое исследование продаж: предложение бесплатно опробовать товар, а затем приобрести его или продукцию конкурентов по слегка заниженной цене 2. Имитационное рыночное тестирование: испробовать имитации товара 3. Управляемый пробный маркетинг: мелкие партии + рекомендации, консультации 4. Создание пробного рынка: более крупные партии Рыночные испытания товаров промышленного назначения включают: 1. Тестирование типа альфа: проводит сам производитель 2. Тестирование типа бета: потенциальным пользователям предлагается проверить его на своих площадках при условии конфиденциальности 3. Демонстрации нового оборудования на отраслевых выставках 4. Испытания в демонстрационных залах дистрибьюторов и дилеров 5. Пробный маркетинг: изготовление опытно-промышленных образцов оборудования, продажа его на ограниченной территории
Развертывание коммерческого производства Принятие решения о целесообразности выпуска данного продукта Компанией решаются вопросы, касающиеся: 1. момента выхода на рынок: раньше конкурента, параллельно с продуктом-аналогом конкурента, позже конкурента 2. выбора целевого рынка 3. выбора системы маркетинга на начальном этапе

 


13. Интеллектуальная собственность и ее роль в экономическом и социальном развитии. Содержание интеллектуальной собственности как права.

 

Интеллектуальная собственность - совокупность исключительных прав, как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности (литературные, художественные, научные произведения, научные открытия, изобретения и т.д.)

Объектами ИС являются творения человеческого разума, человеческого интеллекта. Несколько упрощая, можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру. Собственностью являются не эти копии, а отражаемая в них информация.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г. предусматривает, что объектами права ИС являются:

1) литературные, художественные произведения и научные труды;

2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

3) изобретения во всех областях человеческой деятельности;

4) научные открытия;

5) промышленные образцы;

6) товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения

7) пресечение недобросовестной конкуренции.

Данный перечень конкретных видов интеллектуальной собственности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен национальным законодательством.

Объекты авторского права Объекты промышленной собственности Научные открытия
Произведения науки: Программы для ЭВМ Базы данных Сборники и т.д. Произведения литературы Литературные произвед-ия Учебные произведения Сценарии и т.д. Произведения искусства Музыкальные, кино, видео Изобразительного искусства Изобретения Промышленные образцы Полезные модели Товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования Ноу-хау Пресечение недобросовестной конкуренции   Законы   Закономерности   Эффекты    

Литературные, художественные произведения и научные труды как объекты ИС охраняются авторским правом (копирайтом). Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами, т.е. правами, смежными с копирайтом.

Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения – это объекты промышленной собственности в рамках ИС.

Научные открытия не относятся ни к объектам авторского права, ни к объектам промышленной собственности. Ни одно национальное законодательство и ни один международный договор не дают какого-либо права на собственность применительно к научным открытиям.

Таким образом, отличительной особенностью объектов ИС является их нематериальный характер, что определяет ее принципиальное отличие от собственности на материальные объекты. Соответственно различается и содержание прав вещной собственности и интеллектуальной собственности.

Содержание интеллектуальной собственности как права включает в себя права автора и исключительное право.

Исключительное право на объекты ИС связано с понятием использования, под которым следует понимать воспроизведение объектов ИС в виде материальных объектов. В этом смысле исключительное право – это прежде всего право использовать самому объекты ИС, а так же разрешать (запрещать) это делать другому лицу. С исключительным правом связанны все вопросы коммерческого использования результатов интеллектуального труда.

В отличие от прав автора исключительное право является отчуждаемым и его владельцем может быть любое физическое или юридическое лицо, которому по закону или по договору это право будет предоставлено.

Роль ИС в соц.-экон. развитии.

Промышленная собственность – важный инструмент технологического и экономического развития. Основными причинами, определяющими законотворчество стран в области охраны промышленной собственности, являются:

· необходимость законным образом оформить моральные и экономические права авторов произведений интеллектуального творчества

· стремление стимулировать в рамках определенной правительственной политики творческую активность людей и распространение и применение ее результатов, а также поощрять честную торговлю

Все это способствует экономическому и социальному развитию, т.к., во-первых, право на получение патента на изобретение стимулирует вложение денег и сосредоточение людских ресурсов в области исследований и разработок; во-вторых, предоставление патента стимулирует вложение средств в промышленное применение изобретения; в-третьих, официальная публикация патента расширяет всемирный фонд документальных источников технологической информации.

Справедливая и совершенная система патентования, обеспечивая изобретателю признание и материальную выгоду, стимулирует изобретательскую и инновационную деятельность. Благодаря гарантиям, предусматриваемым такой системой для патентовладельца, создаются также благоприятные условия для передачи технологии.

 

 


14. Авторское и смежное право: объекты и охрана

 


15. Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, деятельность ВОИС и др.).

 

Парижская конвенция по охране промышленной собственности

Отсутствие должной охраны иностранных изобретений стало особенно ощутимым, когда правительство Австро-Венгерской Империи организовало международную выставку изобретений в Вене в 1873 г. Многие зарубежные гости не хотели демонстрировать свои изобретения ввиду неадекватной юридической охраны выставляемых изобретений. Было крайне трудно добиться охраны прав на промышленную собственность одновременно в различных странах, кроме того, заявки на получение патента должны были подаваться приблизительно в одно и тоже время во всех странах, чтобы избежать публикации в одной стране, что лишало изобретение новизны в других странах. Это вызвало необходимость созыва международной конференции для разработки основ единообразного законодательства по защите патентов.

После ряда переговоров в 1883 г. в Париже была созвана дипломатическая конференция, на которой была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, включающая четыре основные группы положений:

1) положения, касающиеся национального режима, предполагают, что каждая страна, участвующая в конвенции, должна обеспечивать представителям других стран-участниц такую же охрану промышленной собственности, какую она предоставляет своим собственным гражданам;

2) положения, касающиеся права приоритета. На основе формальной заявки на право промышленной собственности, зарегистрированной данным заявителем в одной из стран-участниц, такой заявитель может в течение установленного периода времени (6 или 12 мес.) ходатайствовать об охране во всех других странах-участницах;

3) общие правила в области материального права (например, права и обязанности физических и юридических лиц), которыми страны-участницы должны руководствоваться при законотворчестве;

4) положения о структуре и органах управления, которые создаются для реализации конвенции.

Парижская конвенция охватывает различные виды промышленной собственности: изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и т.д. и периодически пересматривается, например, для внесения в нее дополнительных положений, предусматривающих определенные преимущества для развивающихся стран. Так, поправки к статье 5А содержат положения, дающие право в рамках национальных законодательств принимать меры в случаях, когда злоупотребляют правом на патент, когда запатентованное изобретение не используется (например, предоставление принудительных лицензий на использование запатентованного изобретения).

Советский Союз (правопреемником которого является Россия) присоединился к Парижской конвенции во всех ее редакциях в 1965 г.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Охрана авторского права на международном уровне начала осуществляться с середины XIX в. на основе заключения двусторонних договоров, которые хотя и обеспечивали взаимное признание прав, но не были единообразными. Потребность в единообразии привела к формулированию и принятию 9 сентября 1886 г. Бернсок конвенции об охране литературных и художественных произведений – старейшего международного договора в области авторского права.

Основные положения Бернской конвенции состоят в следующем:

1. Устанавливается национальный режим, т.е. произведениям, появляющимся в одной из стран – членов Бернского союза, обеспечивается такая же охрана в других странах-участницах, какая предоставляется произведениям собственных граждан;

2. Такой национальный режим не зависит от выполнения каких-либо формальностей, т.е. охрана предоставляется автоматически и не связана с регистрацией, депонированием и т.д.;

3. Обеспечение охраны не зависит от существования охраны или срока действия в стране происхождения произведения.

В качестве исключительных прав на разрешение использовать произведение являются следующие (минимальный объем прав): право на перевод, право на публичное исполнение драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений, право на широкое вещание, право на изготовление репродукций, право на создание кинофильмов на основе произведений, право на создание адаптаций.

Охрана произведений обеспечивается, как правило, в течение жизни автора и 50 лет после его смерти.

Главное внимание при последнем пересмотре Бернской конвенции было обращено на включение специальных положений, касающихся развивающихся стран. Например, предусмотрена возможность предоставления неисключительных прав и выдачи не подлежащих передаче принудительных лицензий в отношении переводов, используемых для обучения и исследований.

 

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

 

ВОИС является одним из 16 специализированных учреждений, входящих в систему Организации Объединенных Наций. Конвенция, учреждающая ВОИС, была подписана в 1967 г. и вступила в силу в 1970 г. Однако истоки ее создания - в 1883 г., когда была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, и в 1886 г., когда была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.

Выделяются три основные функции ВОИС:

· регистрационная деятельность;

· содействие международному сотрудничеству в управлении интеллектуальной собственностью;

· программная деятельность, т.е. содействие широкому принятию государствами договоров.

В последние годы наблюдается повышенный интерес со стороны правительств развивающихся стран к тому, чтобы сделать промышленную собственность эффективным инструментом промышленного развития. ВОИС консультирует по разработке законодательства о промышленной собственности, дает рекомендации, разрабатывает типовые законы в этой области для развивающихся стран, создает условия для доступа к технологической информации, обеспечивает бесплатными отчетами о патентном поиске для установления современного уровня техники и т.д.

 

 


16. Изобретения: понятие, виды, охрана, системы патентования, роль изобретений в научно-техническом развитии организаций и государства. Ноу-хау.

 

Существует два понятия «изобретение»: правовое (патентное) и техническое. Правовое понятие, различное в разных странах, призвано возможно точнее отразить границы, в которых на данный момент времени экономически целесообразна юридическая защита новых научно-технических знаний.

Как техническое понятие изобретение – это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект.

Изобретению предоставляется правовая охрана на основе патента, если оно считается новым, т.е. не известно из уровня техники и для специалистов явным образом не следует из этого уровня (так называемый изобретательский уровень).

Общепринятая система охраны технических новшеств базируется на следующих основных принципах:

· принцип признания за патентообладателем исключительного права на использование запатентованного объекта;

· принцип разумного баланса интересов патентообладателя и интересов общества: ограниченность срока действия патента, соблюдение требования внесения действительного вклада в уровень техники, возможность свободного использования объекта для научного эксперимента и т.п.;

· принцип предоставления охраны лишь объектам, отвечающим определенным требованиям, причем если заявка на них была подана в Патентное ведомство;

· принцип охраны прав и интересов не только патентообладателей, но и действительных создателей объектов.

Особенности изобретений как объектов промышленной собственности состоят в их обязательной регистрации, необычности товарооборота, необычности круга правообладателей, наличии ряда ограничений.

Виды изобретений

1. Устройство – система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом. К устройствам относятся машины, приборы, аппараты, оборудование, инструмент, тара, транспортные средства, крепежные изделия, строительные конструкции, здания, сооружения и т.д.

2. Способ – изобретение, заключающееся в создании новых или совершенствовании известных операций или приемов, нового порядка чередования известных операций или приемов, новых температурных или других режимов, в использовании новых для данного способа материалов, приспособлений и инструментов, характеризуется технологическими признаками.

Способы подразделяются на три вида:

· направленные на изготовление продуктов (изделий);

· направленные на изменение состояния предметов материального мира без получения конкретных продуктов (транспортировка, обработка, регулирование);

· имеющие результатом определение состояния предметов материального мира (контроль, измерение, диагностика).

3. Вещество – это новое, обладающее существенными отличиями, искусственно создаваемое материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов, ингредиентов. К веществам относятся сплавы, пластмассы, керамика, краски, смазочные материалы, растворы, эмульсии, пасты и т.п.

4. Штаммы микроорганизмов – наследственно однородные культуры профилактических бактерий, вирусов, грибов и других микроорганизмов, продуцирующие полезные свойства или обладающие иными полезными свойствами.

Штаммы применяются в лечебных, профилактических целях, в качестве стимуляторов развития растений, животных и т.д. Объектом этого вида изобретения является колония живых микроорганизмов.

Применение известных ранее устройств, способов, веществ и штаммов по новому назначению состоит в том, что известное техническое средство предлагается с иной целью для решения задачи, которая не имелась в виду автором или другим специалистом. Сущность изобретения на применение заключается в установлении новых свойств уже известных объектов и определении новых областей их использования.

 

Роль изобретений в научно-техническом развитии организаций и государства

В динамике появления научно-технических нововведений наблюдается цикличность в соответствии с «теорией длинных волн» Н.Д. Кондратьева. В периоды общетехнических революций нарастает число нововведений, основанных на базисных изобретениях, воплощающих принципиально новые научные идеи.

Первичные крупные изобретения инициируют вторичные, определяющие способ существования, этапы развития, внедрения и распространения во времни и пространстве базового изобретения. Полезность вторичных изобретений состоит в том, что они обеспечивают условия для развития базового изобретения, реализацию его потенциала.

Далее, увеличение масштабов производства и применения утвердившихся направлений поколений техники ведет к возрастанию числа нововведений, воплощающих изобретения, которые основаны на исходном, фундаментальном принципе.

В течение последней фазы растет число изобретений, связанных с частичным улучшением отдельных параметров, но число нововведений резко сокращается и они все более приобретают характер ложных нововведений. Параллельно зарождается и нарастает волна крупнейших и крупных научно-технических нововведений следующего цикла. Таким образом, циклы нововведений связаны с научными и изобретательскими.

Ноу-хау

Ноу-хау (современный перевод – «знать, как сделать») – незащищенные охранными документами (например, патентами) и не опубликованные полностью или частично знания или опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, которые применимы в научных исследованиях, разработках, изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции.

Виды ноу-хау обусловлены знаниями:

· научно-технического характера;

· управленческого характера;

· коммерческого характера в области реализации продукции;

· финансового характера.

Важным признаком ноу-хау является конфиденциальный характер тех знаний и опыта, на приобретение которых могли быть затрачены значительные усилия и время и которые, как правило, имеют важное значение в конкурентной борьбе. Значительная часть информации, требующейся сегодня для освоения производства новых сложных видов продукции, относится к ноу-хау. Поскольку во многих случаях ноу-хау передается вместе с изобретениями, имеющими патентную защиту, наиболее распространена передача ноу-хау по лицензионному соглашению, при этом покупателю не передается исключительное право на объект ноу-хау.

Охрана прав на ноу-хау осуществляется весьма специфично: государство гарантирует обладателю ноу-хау защиту от незаконного использования этих сведений третьими лицами, но при условии, что:

1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) к этой информации нет свободного доступа;

3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Действующее в настоящее время законодательство (например, ст.138 ГК РФ «Интеллектуальная собственность» и ст. 139 ГК РФ «Коммерческая тайна», где права на ноу-хау вообще выпадают из перечня интеллектуальной собственности) противоречит конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности, согласно которой права на секреты производства (ноу-хау) принято относить к интеллектуальной собственности.

Таким образом, в России не существует однозначного понимания термина «ноу-хау». Смысл его иногда уточняют в рамках конкретного документа. Для целей бизнеса целесообразно различать три вида ноу-хау:

1) неотъемлемые от конкретного индивидуума (физического лица), в том числе индивидуальные навыки и умения;

2) неотъемлемые от конкретного предприятия (юридического лица), в том числе технологии, основанные на традиции или предполагающие необычно высокую культуру производства;

3) отделимые в общем случае от предприятия или индивидуума, в том числе: сознательно скрываемые технические и технологические сведения, рисунки, чертежи, а также сохраняемые в секрете патентоспособные результаты.

Результатами интеллектуальной деятельности в полном смысле слова можно признать ноу-хау лишь третьего типа.

Международная практика торговли товарами и научно-техническими достижениями свидетельствует о том, что без знаний ноу-хау в абсолютном большинстве случаев невозможно воспроизвести новую технологию по патентным описаниям, опубликованной научной и технической информации. Более того, даже закупка объектов техники без приобретения ноу-хау по лицензиям на их воспроизводство дает возможность только временно, в пределах сроков морального старения, эксплуатировать закупленную новую технологию, но не позволяет на ее базе создать более совершенную. Поэтому выбор вида и формы приобретения технологии должен предопределяться возможностью закупки лицензии на ее ноу-хау по ее воспроизводству. Это позволит проводить дальнейшие исследования, опираясь на уровень приобретенной технологии.

В международной торговле лицензиями ноу-хау передается по более чем 85% заключаемых лицензионных договоров – более 50% одновременно с изобретениям и более 35% только на ноу-хау.

 

 


17. Полезные модели и промышленные образцы: понятия, виды, порядок защиты, роль в научно-техническом развитии организации и государства.

 

Полезная модель – это новое решение технической задачи, относящееся к устройству. Объект, защищаемый в качестве полезной модели, должен иметь явно выраженные пространственные формы (компоновку).

В сущности, полезная модель – это название, применяемое к изобретениям в области механики. (например, зажигалка, скомбинированная с открывалкой для пивных бутылок).

Охрана полезных моделей обеспечивает для среднего и мелкого предпринимательства, отдельного изобретателя механизм быстрой и дешевой защиты их конструктивных разработок.

Критерии патентоспособности полезных моделей в основном такие же, как и изобретений: новизна, промышленная применимость, уровень изобретательского творчества.

Полезные модели отличаются от изобретений двумя аспектами:

1. требуемый уровень технологического прогресса ниже;

2. срок охраны гораздо короче (5 лет).

Механизм охраны полезных моделей в России предусматривает следующую особенность. Если после проведения информационного поиска установлен высокий творческий уровень разработки, то в период до принятия решения о выдаче соответствующего свидетельства возможно преобразование заявки на полезную модель в заявку на изобретение. Кроме того, срок действия свидетельства на полезную модель в отличие от патента может быть продлен.

Промышленные образцы

Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

Промышленный образец представляет собой решение эстетической или декоративной стороны полезного изделия. Декоративная сторона выражается в форме, структуре, цвете изделия и должна воздействовать на зрительное восприятие. Образец должен быть воспроизводимым промышленными средствами, поэтому он и называется промышленным. Если этот момент отсутствует, изделие подпадает скорее под категорию произведений искусства, защита которых обеспечивается законодательством об авторском праве.

В мировой практике различают в основном две разновидности промышленных образцов:

1. Общеполезные (полезные) образцы, которые наряду с удовлетворением художественных, эстетических требований являются решением технической задачи.

2. Промышленные рисунки и модели, которые прежде всего охраняют эстетическую сущность рисунков изделий (например, этикетки на спичечные коробки, бутылки с безалкогольной и винно-водочной продукцией, расцветки тканей и т.д.).

Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки), комбинированными.

Виды промышленных образцов

Виды Характеристика Пример
Объемные Композиция, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно- пространственная структура Внешний вид кресла, автомобиля, телефонного аппарата
Плоскостные Двухмерное линейно-цветографическое соотношение элементов (конфигурация, орнамент, сочетание цветов) Внешний вид ковра, косынки, галстука, ткани
Комбинированные Признаки, присущие объемным и плоскостным промышленным образцам Внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, обуви, упаковки, строительной отделочной плитки.

 

Наряду с эстетическими свойствами важными критериями промышленного образца являются его новизна (США, Япония и др.), оригинальность внешнего вида изделия (Франция и др.) или сочетание этих условий (Англия, ФРГ).

Промышленные образцы защищаются против неправомочного копирования или имитации. Как правило, срок такой защиты определен в пять, десять или пятнадцать лет (в России - до пяти лет). Документ, удостоверяющий защиту промышленного образца, называют свидетельством о регистрации или патентом.

Заявитель, согласно отечественному законодательству, может выбирать форму юридической охраны нового и оригинального дизайна изделия – по нормам авторского права, или в соответствии с Патентным законом РФ, или одновременно по авторскому и патентному праву. Это позволит в случае нарушений определить наиболее эффективную форму преследования нарушителя.

Авторское право, получаемое явочным порядком, защищает объект только от копирования и эффективно обеспечивает охрану образцов, являющихся прежде всего произведениями дизайна (мебель, высококлассная модная одежда), так как какие-либо незначительные изменения резко ухудшают эстетическую привлекательность образца. Патентное законодательство предоставляет владельцу исключительные права, т.е. право «исключать» из хозяйственной деятельности своих конкурентов, но при этом требуется проведение экспертизы. Патентное право эффективно для объектов долгосрочного использования, совмещающих оригинальный дизайн с научно- техническими решениями.

Патент защищает владельца как от полного копирования промышленного образца, так и от имитации, т.е. попыток внести небольшие изменения, сохранив сущность (например, использование при производстве одежды более дешевой фурнитуры и тканей).

 

 


18. Лицензии на передачу прав на объекты промышленной собственности. Содержание и виды лицензионных договоров.

 

Лицензия – это разрешение на использование другим юридическим или физическим лицом изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, коммерческой или иной информации в течение определенного срока, в обусловленных соглашением пределах, за соответствующее вознаграждение.

Предоставление лицензии является коммерческой операцией, в которой участвуют лицензиар и лицензиат.

Лицензиар – юридическое или физическое лицо, владелец объектов промышленной собственности, который выступает продавцом. Лицензиар принимает на себя обязательства по поддержанию в силе патента в течение всего срока договора, а также по защите интересов лицензиата в случае неправомерного использования разработки другими лицами.

Лицензиат – юридическое или физическое лицо, которое приобретает право на использование объектов промышленной собственности.

Лицензирование осуществляется на основе заключения заинтересованными сторонами лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение – договор в соответствии с которым собственник изобретения, технологии, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.

Международная практика торговли лицензиями на внешних и внутренних рынках показывает, что предметами лицензионный соглашений в абсолютном большинстве являются:

· научно-технические достижения, содержащие изобретения и (или) техническое ноу-хау;

· право промышленного и (или) коммерческого использования изобретений;

· организационные, управленческие, экономические, финансовые, конъюнктурные, правовые или иные сведения, являющиеся ноу-хау;

· промышленные образцы и (или) право их промышленного и (или) коммерческого использования;

· право коммерческого использования товарных знаков.

Указанные предметы могут предусматриваться в лицензионных соглашениях как самостоятельно, так и в совокупности.

Классификация лицензий

Классификационный признак Виды лицензий
Объем передаваемых прав · Неисключительная · Исключительная · Полная · Сублицензия · Опцион
Наличие правовой охраны объектов промышленной собственности · Патентные · Беспатентные
Особенности государственных правовых норм · Добровольная · Принудительная · Открытая
Объекты промышленной собственности, являющиеся предметом торговли · Изобретения · Промышленные образцы · Товарные знаки · Фирменные наименования · Знаки обслуживания · Ноу-хау

Выбор типа лицензии зависит от объема рынка, характера технологии и хозяйственной конъюнктуры. В страны с небольшим внутренним рынком выдаются обычно исключительные лицензии, так как несколько лицензиатов могут лишь начать на нем ненужную конкуренцию и сбить цены, что отразиться и на объеме вознаграждения. Кроме того, исключительная лицензия дается на товары с длительным сроком морального старения. Простые лицензии выдаются на товары с коротким жизненным циклом, товары массового спроса или в страны с емким внутренним рынком. В этом случае несколько лицензиатов быстрее освоят рынок.

При наличии патентов, которые являются объектом сделок, лицензия является патентной – при этом передаются права на использование патента без соответствующих дополнительных знаний (ноу-хау). По беспатентным лицензиям передаются права использования специальных знаний (ноу-хау).

Разновидностью патентных и беспатентных лицензий являются перекрестные лицензии, которые также называются взаимосвязанными или зависимыми. Сущность их заключается в том, что изобретения, передаваемые по этим лицензионным соглашениям, взаимно дополняют друг друга и для промышленного использования изобретения одного патентовладельца необходимо использовать изобретения другого патентовладельца, и наоборот. По одному лицензионному соглашению патентовладелец является лицензиаром, а по другому – лицензиатом, соответственно другой патентовладелец по первому является лицензиатом, а по второму – лицензиаром. Взаимная передача прав может быть оформлена одним лицензионным соглашением.

В соответствии с правовыми нормами действующих законов лицензии могут быть:

Добровольные – разрешение (договор) на полное или частичное использование изобретения, выдаваемое патентообладателем по прямому двустороннему соглашению между ним и другим лицом;

Принудительные – в большинстве стран патентные законы обязывают патентовладельца осуществить свое изобретение в течение определенного срока (обычно не менее трех лет) с момента выдачи патента. Если патентовладелец не выполнил этой обязанности без уважительных причин, то патентный орган государства по заявлению заинтересованных лиц предоставляет им право на использование запатентованного изобретения.

необходима в связи с возможным злоупотреблением со стороны патентовладельцев, которые, пользуясь монопольным правом на изобретение и не используя его, могут сознательно тормозить развитие определенной отрасли промышленности;

Открытая лицензия – лицензия, выданная на основе заявления патентообладателя, направленного в Патентное ведомство, о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности. При подаче заявления о предоставлении открытой лицензии пошлина за поддержание патента в силе снижается на 50 % с года, следующего за годом опубликования сведений о таком заявлении Патентным ведомством.

 

19. Подходы к определению цены лицензионного договора. Факторы, повышающие и понижающие цену лицензии.

 

Главная проблема при подготовке соглашения – цена лицензии, определить которую довольно сложно, так как на эту оценку влияет большое число конъюнктурных, непрогнозируемых экономических факторов. Поэтому стороны очень взвешенно и гибко подходят к согласованию цены лицензии, что находит отражение в определении видов и размеров лицензионных платежей.

 

Факторы, влияющие на стоимость лицензии

Факторы Перечень факторов





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.