Здавалка
Главная | Обратная связь

Ностальгия по открытым пространствам



 

Несмотря на явный успех закрытых фильмов, на закрытое время, на обилие потрясающего количества глубоких артистов, идея открытого кино в весьма, надо сказать, продолжительном (24 года) промежутке между открытыми двенадцатилетиями не умирает совсем. В ожидании наступления нового открытого времени режиссеры (в основном, конечно, открытых знаков) не оставляют попытки внести в кино свежий ветер открытых пространств. И тогда рождаются удивительные фильмы, лишенные чрезмерной простоты открытых фильмов, но одновременно не такие пронафталиненные, затхлые и душные, как закрытое кино. Чаще всего такие фильмы рвутся снимать режиссеры, заставшие открытое время слишком молодыми, чтобы снимать такое кино, но достаточно зрелыми, чтобы понять всю грандиозность открытой стихии.

В первую очередь речь идет о Никите Михалкове (Петух), который упорно стремится в открытое кино, и это малопонятно, потому что он умеет снимать кино закрытое, актерское, психологически насыщенное. Скажем так, для настоящего открытого кино он слишком умный. Однако последние его фильмы все ближе и ближе к открытому кино. Чувствовалась тяга к открытому кино у Александра Митты (Петух), создателя знаменитого «Экипажа» (1980), Виктора Титова (Кот), снявшего «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975).

Положение режиссера, который хочет снимать открытые фильмы в закрытом времени, подобно положению парусного судна в полный штиль. Есть желание двигаться, нужен ветер, а ветра нет и не скоро будет. В таком положении остается вообразить ветер и снять фильм о тех временах, когда он наполнял паруса. Так Михаил Козаков сделал «Покровские ворота» (1982), обращаясь к годам ожидания «оттепели», Владимир Меньшов поставил замечательный фильм «Москва слезам не верит» (1980), пытаясь хоть немного зачерпнуть из открытого времени изначальной энергии.

Вот так мы и жили эти долгие 24 года и наконец-то добрались до 1997 года. Готовы ли мы к новой, третьей волне открытого кино?

 

Третья Волна

 

Легче всего сказать, что готов к новой волне сам народ. Народ устал от чернухи, устал от идей, белых, красных или черных, устал от кино, которое больше забирает энергии, чем дает. Зрителю надо подкрепиться, а потому: даешь открытое кино!

Телевидение, словно почуяв народный голод, уже бросилось по всем каналам крутить «Девчат», «Королев бензоколонки» и другие фильмы открытого кино.

Труднее ответить на вопрос: готовы ли сами киношники к третьей волне. Еще со времен «Гардемаринов» популярность стали завоевывать открытые актеры. Самые любимые из них – Дмитрий Харатьян (Крыса), Леонид Ярмольник (Лошадь). Двинулись в сторону кино Геннадий Хазанов (Петух) и Леонид Якубович (Петух) – все они открытые артисты в нашем обычном понимании. Сложнее с тремя «М» нового русского кино. Все они представлены открытыми знакам: Олег Меньшиков (Крыса), Владимир Машков (Кот), Евгений Миронов (Лошадь). Однако играть им пока приходилось нечто противоположное открытому кино, смогут ли они вернуться в родную для их знаков стихию? Список можно продолжить: Дмитрий Певцов (Кот), Нина Усатова (Кот), Михаил Светин (Лошадь), Алексей Булдаков (Кот), Ольга Волкова (Кот), Валерий Гаркалин (Лошадь).

Оценить готовность режиссеров к съемкам открытого кино еще труднее, ведь смена времени в 1997 году произошла довольно резко. Но появились первые ласточки: удачные телезарисовки «Русского проекта», добротные работы мэтров, скажем, В. Досталя (Лошадь) и В. Меньшова (Кот), ну и конечно же незабвенные «Особенности национальной охоты». Именно этот фильм, по сути, стал первым открытым фильмом третьей волны. Однако дать точный прогноз по количеству ожидающих нас впереди энергетических шедевров очень не просто. Уж больно трудное это дело – снять настоящий открытый фильм. Ведь такое кино – как открытое окно в счастливый и сказочный мир мир нашей мечты.

 

Любовь и кино

 

Оказалось, что кинематографические браки, совершенные отнюдь не на небесах, а лишь в воображении режиссера, на съемочной площадке и за монтажным столиком, подчинены все тем же законам структурного гороскопа, которые действуют в жизни.

Обнаруженный феномен удивителен со всех сторон, ибо структурный гороскоп всегда утверждал, что годовые (восточные) знаки не работают ни на уровне знакомства, ни на уровне поверхностных контактов, а приобретают значение лишь после того, как начнут работать брачные стихии, стихии, выводящие на магистральный жизненный путь. Именно поэтому так трудно представить, что актеры и актрисы способны на такие же переживания, на какие может вывести только ее величество жизнь. Удивительно и многое другое, – например, механизм режиссерской интуиции, способной заранее углядеть в будущих исполнителях главных ролей киноромана то, что еще только должно между ними возникнуть. Одним словом, вопросов больше, чем ответов. Однако факт остается фактом, киношные браки, киношные влюбленности совсем не обман, совсем не фикция, они совершенно реальны.

 

Теория брака

 

Прежде чем окунуться в сладостный мир киновоспоминаний, необходимо освежить представления о брачной теории. Брачная теория родилась из понимания разницы между мужским и женским знаками. Оказалось, что мужской знак – вещь со всех сторон круглая, ровная и цельная. А вот женский знак – вещь синтетическая, склеенная из двух половин, одна из которых своя, а другая одолжена у другого знака. При этом своя половина отвечает за так называемую языковую сферу, внешний облик, образ жизни, а вторая половина (чужая) отвечает за тип мышления, за представления о смысле бытия и прочие умственные вещи.

Таким образом, женщины, родившиеся в годы Лошади, Собаки и Тигра, заимствуют тип мышления у мужских знаков Змеи, Петуха, Быка, и соответственно женщины, родившиеся в годы Змеи, Петуха и Быка, одалживают мышление у мужчин знаков Лошади, Собаки, Тигра.

Аналогичный обмен совершают между собой тройки знаков Кот, Коза, Кабан, с одной стороны, и Крыса, Обезьяна, Дракон – с другой.

Те, кто понял смысл произведенного обмена, уже, наверное, догадались, что раз брачных типов как у мужчин, так и у женщин всего по четыре, то и типов брака должно быть тоже всего четыре.

Первый, самый простой (во всех смыслах) брак – это патриархальный союз, в котором муж и жена представлены знаками одной тройки. Скажем, знаки и жены и мужа в тройке Лошадь, Тигр, Собака либо оба супруга принадлежат к тройке Крысы, Обезьяны, Дракона и т. д. Такой брак можно выразить арифметически, супруги либо одного года рождения, либо разница между их годами 4, 8,12,16 и т. д. лет.

Смысл патриархального брака состоит в том, что у супругов единая языковая сфера, и если они сумели найти общий подход к организации быта, если у них большой дом, большое хозяйство, многочисленные дети, кошки, собаки, канарейки, то все у них будет хорошо до тех пор, пока они не слишком любят, не слишком ревнуют, не слишком часто ссорятся и спорят. По-другому этот брак можно назвать «детским», в нем созданы идеальные условия для воспитания детей, в нем вырастают лучшие дети, даже сами супруги в таком браке всегда немного дети, они и внешне-то по-детски выглядят.

Второй по простоте брак – это брак романтический, в нем встречается человек и его отражение в зеркале, но не в обычном зеркале, а в волшебном, отражающем романтическую изнанку человека, его потаенную мечту Лошадь, Собака, Тигр ищут свой романтический идеал в тройке знаков Крыса, Дракон, Обезьяна. По законам зеркальной симметрии Крыса, Дракон и Обезьяна ищут и находят свой идеал в тройке Лошадь, Собака, Тигр.

Точно так же взаимно романтизируют друг друга представители тройки Кот, Кабан, Коза и тройки Петух, Бык, Змея. Если обратиться к арифметике, то в романтическом союзе разница между годами рождения мужчины и женщины должна быть четной, но не кратной четырем, например, 2,6, 10, 14, 18 и т. д.

В двух словах смысл романтического брака состоит в том, что это брак вечно влюбленных, брак, застывший на стадии ухаживаний. В удачном романтическом браке мужчина всегда рыцарь, воплощение абсолютной мужественности, а женщина нежный и хрупкий цветок, полное отсутствие мышц, ничего грубого, ангельский голосок, как трели соловья, вечное сияние в глазах, нимб над головой...

Третий брак называется равным, и смысл его в том, чтобы нашлись супруги с одинаковым типом мышления. Таким образом, Лошади, Тигры и Собаки находят равных себе в тройке Змеи, Быка и Петуха. А Коты, Козы и Кабаны находят себе подобных среди знаков тройки Крыса, Дракон, Обезьяна. Арифметическая зависимость не слишком проста, и о ней лучше не думать.

Удачи в равном браке, во-первых, зависят от степени равенства (возраст, происхождение, зарплата, национальность и т. д.), а во-вторых, от степени интеллектуального общения. В таком браке необходимо преодолеть внешние слои жизни и пробиться к мышлению супруга. Тут быт всегда помеха, это брак на колесах, брак бизнес-партнеров, брак компаньонов. Ссоры, борьба, конкуренция даже помогают такому браку. Побочный, но неизбежный эффект подобного брака – эмансипация женщины и феминизация мужчины.

Четвертый брак самый сложный, но самый богатый, его очень сложно сконструировать, но зато он никогда не надоест. Имя этому браку – духовность. Для создания духовного брака кроме обоюдных стараний, терзаний и даже страданий необходима еще и определенная комбинация годов рождения. Если один из супругов родился в годы Лошади, Собаки и Тигра, то другой должен представлять тройку Кот, Коза, Кабан. Соответственно если один супруг по своему знаку принадлежит к тройке Быка, Петуха и Змеи, то другой должен быть из тройки Крыса, Обезьяна, Дракон.

Законы развития духовного брака очень сложны и запутанны, однако если есть терпение, богатый внутренний мир и, кроме того, отсутствуют искренние и глубокие связи с другими людьми, то почему бы не попытать сил в духовном браке?

Помимо всего сказанного необходимо иметь в виду, что среди 144 браков (12x12) есть еще 24 исключения, которые не подчиняются законам брачного гороскопа, а подчиняются вихревым и непредсказуемым порывам векторного кольца. На всякий случай стоит напомнить порядок расположения знаков в означенном кольце: Крыса – Лошадь – Кабан – Дракон – Кот – Петух – Собака – Бык – Тигр – Коза – Змея – Обезьяна – Крыса. Любые два знака, стоящие рядом в цепи, образуют векторную пару. Энергетика векторного взаимодействия наиболее мощная из всех возможных, тут и любовь, и ненависть, и полный набор всех возможных эмоций. Нет лишь одного – предсказуемости и закономерности.

 

Романтическое кино

 

Романтический брак даже в обыденной жизни выглядит, как кино. Романтические влюбленные, романтические супруги любят ходить в гости, любят приглашать гостей, потому что их брак хорош не для внутреннего потребления, а для стороннего наблюдения. Романтических влюбленных так приятно наблюдать, их глаза светятся, их голоса так нежны. Могло ли кино пройти мимо столь выигрышного варианта отношений?

Классический вариант – фильм «Алые паруса», в котором Ассоль играет Анастасия Вертинская (Обезьяна), а Артура Грея Василий Лановой (Собака). За все время фильма наберется всего лишь несколько минут, когда герои пребывают в одном кадре, однако удивительный фокус романтического союза состоит в том, что он бестелесен, бесконтактен и даже сильнее, когда влюбленные не вместе, а порознь. Зритель как бы заранее предвкушает их встречу, и когда встреча наконец происходит, очень важно не переборщить, не сделать контакт слишком мощным: два-три нежных прикосновения, надетое на палец колечко, алые паруса, наполненные ветром, а главное – большое количество умиленно наблюдающих эту идиллию зрителей на берегу моря.

Неожиданный пример – «Кавказская пленница». Шурик – Демьяненко (Бык) на горной дороге в достаточно романтической обстановке встречает прекрасную незнакомку Нину – Варлей (Кабан), и вдруг оказывается, что Леонид Гайдай, кроме того что он гениальный комедиограф, в душе самый настоящий романтик, ибо все, что дальше происходит с Шуриком и Ниной на экране, в точности воспроизводит сюжет романтического союза.

Дело в том, что только романтический союз способен из неумехи и растяпы, каким предстанет в начале фильма Шурик, сделать рыцаря, борца, почти супермена, каким он становится в итоге. Нина, напротив, из суровой туристки-альпинистки, бегающей по кустам и лазающей по скалам, с каждым кадром становится все женственнее и нежнее. Хотите верьте, хотите нет, но в жизни удачные романтические союзы развиваются именно по такому сценарию.

Классикой романтического восприятия достаточно суровых жизненных обстоятельств стал фильм «Летят журавли», где Борис Бороздин – Алексей Баталов (Дракон) и Вероника– Татьяна Самойлова (Собака) остаются вместе, даже когда смерть встает между ними. Причем в фильме хорошо видно, что союз, имевший в реальной жизни заметные шероховатости, в разлуке становится крепче и крепче. Увы, но так и бывает на самом деле, романтический брак трещит при столкновении с бытовыми обстоятельствами, а при разлуке образы влюбленных набирают плоть и мощь и полностью заменяют живого человека.

Кстати, именно Баталов в нашем кинематографе стал главным романтическим героем, артистом, воплотившим на экране вечную влюбленность. Если бы режиссеры знали структурный гороскоп, то вычислить Баталова не составило бы труда. Но как они сделали это сами? Уму непостижимо! В фильме «Дорогой мой человек» Баталов (Дракон) играет в паре с Инной Макаровой (Тигр). Здесь, как и в «Журавлях», союз крепнет в разлуке, крепнет при сравнении с реальной жизнью, при сравнении с другими, менее романтичными людьми. Оба участника романтического союза очень наивные люди, мечтатели, именно для таких романтический брак – единственное прибежище, защищающее их от пошлых и низменных истин приземленного бытия.

«Девять дней одного года». Здесь романтический союз воплощает с Баталовым обворожительная Татьяна Лаврова (Тигр). Казалось бы, другое время, не до сказок, не до мифов. Ан нет, сказке всегда есть место на экране, уж такое сказочное дело – кино. На этот раз демонстрируется романтизм научного поиска. Ну а что за романтизм без романтической подруги? Встречи влюбленных демонстративно занижены и упрощены, никаких атрибутов романтических молодежных игр – ни колечек, ни цветочков... Однако романтика в глазах, в походке, в незабываемой оторванности от жизни, в приподнятости над землей. Для окончательной победы такого рода романтизма всегда нужна смерть, и смерть приходит, ничуть не разрушая романтической сказки.

Дальше «Бег». Баталов уже не мальчик. Как играть романтического влюбленного? Однако режиссеры неумолимы, Баталов – символ романтизма русского экрана и играть ему только влюбленных. На этот раз в паре с ним «бывшая Наташа Ростова» Людмила Савельева (Лошадь). Конечно, женщине в обстоятельствах этого фильма легче было изобразить романтическую героиню, которой не может коснуться грязь жизни, ибо она не ходит по земле, а парит над нею. Баталову же необходимо было в одном лице совместить и человека не от мира сего, и мужественного рыцаря, готового ради своей дамы сердца на любой подвиг. Ну и, конечно, разлуки, воспоминания, поиски... и никаких слишком жарких сцен, никакой, боже упаси, мысли о телесных радостях. Баталов-80, «Москва слезам не верит», актеру уже 52 года. Ну сколько можно играть романтических влюбленных? Но душа, она-то ведь не стареет. Романтик остается романтиком на всю жизнь. В этом фильме режиссер Владимир Меньшов отдает Баталову самое дорогое, что у него есть, – Веру Алентову (Лошадь). И вновь на экране рождается сказка про взрослую и почти циничную руководительницу производства, которая на склоне лет может влюбиться, как самая наивная девчонка, и плакать навзрыд вместе со всеми своими повидавшими виды подругами и полными зрительными залами в придачу.

Таким образом, романтический брак был и остается одним из самых киношных, самых беспроигрышных. Нужно всего лишь верить в сказки и уметь мечтать. Среди других любимых автором романтических киноисторий можно вспомнить «Войну и мир» с Вячеславом Тихоновым (Дракон) и Людмилой Савельевой (Лошадь), «Простую историю» с Михаилом Ульяновым (Кот) и Нонной Мордюковой (Бык), «Пять вечеров» с Любшиным (Петух) и Гурченко (Кабан).

Напоследок еще об одном странном кинопримере. Речь пойдет о фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Желал того или нет, но режиссер воплотил на экране абсолютно идеальный вариант романтического союза, союза между человеком и бесплотной мечтой, образом, возникающим лишь в воображении влюбленного. Именно такая любовь бывает вечной, такая любовная лодка никогда не разобьется о быт. Разумеется, что сыграть эту историю может только пара романтических знаков. В данном случае это Данатос Банионис (Крыса) и Наталья Бондарчук (Тигр).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.