Здавалка
Главная | Обратная связь

Патриархальный союз



 

Изначально понятно, что такой союз для экрана не выгоден ни с какой стороны: детишки, пеленки, распашонки, огородик, – из всего этого кино не сделаешь. Однако кино, как и жизнь, штука многосторонняя, одной лишь сказкой здесь не обойдешься.

Так, к примеру, попытка создать очередную киносказку в фильме «Служебный роман» обернулась не сказкой, а былью, и не последнее значение здесь имеет патриархальное сочетание знаков Алисы Фрейндлих (Собака) и Андрея Мягкова (Тигр). Производственные и служебные проблемы плавно перетекают на хозяйственные темы и бытовые подробности. При изначально романтической предпосылке никаких уступок романтике в фильме нет. Калугина не красавица, не принцесса, в ней нет ничего от образа вечной женственности. Новосельцев, несмотря на свой честный характер, тоже далек от романтических иллюзий, что естественно для отца-одиночки. Прежде чем наступит счастливая развязка, происходит даже несколько смешных и неуклюжих стычек, что в романтической версии было бы категорически невозможно. Впрочем, патриархальному союзу настоящие споры тоже ни к чему, ему нужны дела семейные. Поэтому, когда в сюжет вклинивается кошка, застрявшая в трубе, становится заметно веселее. Главная же мораль фильма в том, что дети Новосельцева вновь обретают гнездо, уютную семью и, как обещано в конце, еще и брата в придачу.

Другой вариант той же истории в фильме «Девчата», где главные роли исполняют Николай Рыбников (Лошадь) и Надежда Румянцева (Лошадь). То, что главная героиня повариха, а главный герой лесоруб, сразу выводит на общий строй хозяйственно-бытовой идиллии. Не случайно в фильме так много говорят о еде, о домашней обстановке: гречка, картошка, яичница – все это очень близко, рядом с любовью. В романтическом кино еда всегда антисимвол. Еще важнее то, что влюбленные, особенно Тося, скорее принадлежат к миру детства, чем к миру взрослых людей, ведь патриархальный брак при всей его хозяйственной сноровке – это брак для вечных детей – шустрых, шаловливых, немного обидчивых, но необоримо жизнерадостных. Если в романтическом союзе смерть – это друг и союзник, то в патриархальном браке всегда побеждает жизнь.

Один из символов патриархального брака в нашем кино – это, конечно, Алиса Фрейндлих. Кроме «Служебного романа» был еще роман с командором-Лановым (Собака) в фильме «Анна и Командор», встреча со сталкером-Кайдановским (Собака) в «Сталкере». Среди мужчин можно выделить Николая Рыбникова. Кстати, кроме Румянцевой в «Девчатах» очень удачной для него партнершей была Инна Макарова (Тигр) в «Высоте».

Не для всех знаков патриархальный брак хорош. Скажем, для знаков любви (Крыса, Обезьяна, Дракон) он почти нереален, что, собственно, и продемонстрировали Светлана Дружинина (Крыса) и Вячеслав Тихонов (Дракон) в фильме «Дело было в Пенькове».

 

Союз равных

 

Потенциально этот вариант взаимоотношений между мужчиной и женщиной мог бы стать основой самого современного кино – напряженного, динамичного, насыщенного спорами, борьбой полов, эротическими свершениями и т. д. Однако в нашем кино такой этап, видимо, еще не наступил, а потому возможности равного союза используются пока плохо. Идеальным примером такого кино можно считать фильм «Собака на сене», в котором Диану сыграла Маргарита Терехова (Лошадь), а Теодоро – Михаил Боярский (Бык). Все в этом фильме удалось с точки зрения равного союза: бесконечные споры, ссоры, беседы, взаимная ревность, взаимное влечение и, конечно, нескрываемая страсть. Но самое главное – невозможность равного союза между людьми из разных кругов. Счастливым такой союз мог бы стать только при условии достижения полного равенства, что с благословения Лопе де Вега и происходит в конце фильма. Кстати, требуемое законами равного союза мужество дамы и нежность кавалера сыграны в фильме выше всяких похвал.

Еще одна попытка Рязанова снять киносказку «Ирония судьбы» с Барбарой Брыльской (Змея) и Андреем Мягковым (Тигр) оказалась на поверку экранизацией союза равных. Вновь при внешне романтическом зачине в сюжете оказалось довольно мало романтических подробностей. Вновь споры, ссоры, ревность, интеллектуальные беседы... Важнейшее условие равного союза – дух конкуренции, соревнования. На этот раз соревнуются знатоки высокой поэзии, одновременно музыканты-исполнители и еще певцы. Что ж, усиленное выпячивание интеллекта всегда приводит к равному браку.

 

Духовный союз

 

Самым не разработанным в кино остается духовный брак. Дело в том, что экранизировать духовные отношения, переложить их на целлулоид – задача весьма не простая. Тут нет вариантов, ведущих к легким победам. Если не считать, конечно, тех фильмов, в которых режиссеры пытались экранизировать свои собственные духовные браки.

Из наиболее удачных примеров стоит вспомнить фильм «Доживем до понедельника». Подумайте сами – какой союз подошел бы здесь? Патриархальный не годится, потому что нет ни быта, ни детей, ни излишнего оптимизма. Романтический союз тоже не подходит, потому что слишком много разговоров, слишком много мудрствования, интеллекта, нет нужной доли наивности и надмирности. И, наконец, равный не подходит потому, что нет и намека на равенство (какое уж тут равенство – учитель и бывшая ученица). А вот духовный союз тут как нельзя кстати. И гениальная интуиция режиссера сумела найти место рядом с Вячеславом Тихоновым (Дракон) юной Ирине Печерниковой (Петух).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.