Здавалка
Главная | Обратная связь

Хрестоматийные примеры



 

В последние пару-тройку лет мы так жутко истощились энергетически, так стали нуждаться в открытых фильмах, что телевидение не выдержало и вместо привычной чернухи буквально обрушило на нас со всех каналов вал шедевров открытого кино и даже разрешило нам считать эти энергетические шедевры произведениями высокого искусства. В момент создания этих фильмов и много позже критики причисляли их к самому низкому жанру, считали дешевкой, пустышкой, ерундой, ибо в большинстве своем они были лишены идеи, морали, не содержали глубокомысленных намеков, не обладали солидной тяжеловесностью. Теперь эти фильмы дозволяется хвалить, однако хвалить их по старой системе координат не за что, а новой не предложено, кроме одной-единственной – народной любви.

1964 год. Георгий Данелия. «Я шагаю по Москве».

Фильм, хрестоматийный для открытого кинематографа по всем понятиям. Знак режиссера – Лошадь, знак композитора, создавшего удивительно светлое настроение этой картины (Андрей Петров), – тоже Лошадь. Все главные роли без исключения отданы молодым людям шестого возраста, к тому же открытых знаков: Никита Михалков (Петух), Евгений Стеблов (Петух), Галина Польских (Кот). Все они, с одной стороны, открывают для себя взрослый мир, попутно открывая самих себя, а с другой – символизируют приход нового, более открытого времени, героями которого становятся более открытые люди. Кстати, Ролан Быков (Змея), Владимир Басов (Кабан), являясь представителями закрытых знаков, через своих персонажей отлично передали дух старых (закрытых) времен, отсюда и хрестоматийность фильма.

Критиков, осудивших фильм, понять нетрудно, ведь он, по сути дела, ни о чем; картина не напрягает, не заставляет думать, в ней ничего не происходит, просто есть такой замечательный город Москва, где живут молодые люди, у которых все хорошо.

1965 год. Константин Воинов (Лошадь). «Женитьба Бальзаминова».

Этот фильм никак не должен был получаться открытым. Экранизация Островского, казалось бы, неотделима от морали, уже заранее навевающей скуку. Да, великий драматург, да, хорошие пьесы, но... прошлый век! Однако Воинов вместе с оператором Куприяновым (Крыса) умудрились-таки снять именно открытый фильм. Заборы купеческой Москвы становились незаметными, когда мимо них легкой походкой проходил главный герой. Тяжеловесный и грубый быт под шутливую музыку Бориса Чайковского (Бык) превращался в легкий и шутейный. В фильме нет ни плохих, ни хороших людей, а есть просто люди, обыкновенные, живые, такие, как они есть. «Во всем мире замирение», – говорит сваха, во всем мире уютно и хорошо, и на крышах, и во двориках, и на улицах. Никто никого не бьет, не унижает, человека выгоняют из дома, но он не обижается, раздевают среди бела дня – тоже нормально. Одним словом, весь мир похож на общий дом, в котором всем хорошо. Что уж говорить о мечтаниях Бальзаминова – рай для убогих, робких и застенчивых людей, тех, кто в жестоком мире прятался бы по углам, а вот в мире открытом чувствует себя свободно. Главные роли, разумеется, играют актеры открытых знаков. Георгий Вицин родился в год Лошади, а Лидия Смирнова в год Кота. Уникальный фильм, всю картину просмеешься, а что, собственно, смешного – непонятно, просто хорошо.

1970 год. Владимир Мотыль (Кот). «Белое солнце пустыни». Про этот фильм критики выдумали легенду, что он якобы снят по канонам самого что ни на есть обыкновенного западного вестерна. Как будто бы среди сотен западных вестернов есть хоть один подобный! Сколько лет мы все смотрим и смотрим на это «Солнце» и никак не насытимся, никак не устанем греться в его лучах. Кроме режиссера к открытым знакам принадлежит сценарист Валентин Ежов (Петух), создатель песен Булат Окуджава (Крыса), автор писем Сухова Марк Захаров (Петух), ну и конечно же главные герои фильма Анатолий Кузнецов (Лошадь), игравший Сухова, и Павел Луспекаев (Кот), игравший таможенника Верещагина. А вот нехорошего Абдуллу играет закрытый Кахи Кавсадзе (Кабан), а хорошего, но одинокого (закрытого) Сайда Спартак Мишулин (Тигр).

Можно перечислять один за другим эпизоды этого фильма, и в каждом из них будут решаться пространственные задачи, причем решаться так, чтобы зритель печенкой ощутил, если головой не поймет, что открытое пространство всегда лучше замкнутого.

К хрестоматийным открытым фильмам можно отнести «Три тополя на Плющихе» (1968): Татьяна Лиознова – Крыса, Татьяна Доронина – Петух, Олег Ефремов– Кот; «Неуловимых мстителей» (1967): Эдмонд Кеосаян – Крыса, но дело здесь не в идеальном соответствии ожидаемым параметрам, а в энергетической мощи такого кино, которое иногда столь же непредсказуемо, как и природная стихия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.