Здавалка
Главная | Обратная связь

Как рождалось открытое кино



 

Согласно теории, открытое кино должно было родиться в 1925 году. Возможно, так и было, однако серьезные успехи, видимые сквозь толщу лет, появились лишь в тридцатые годы.

Абсолютная вершина в первой волне открытого кино – это «Александр Невский» (1938). Фильм поражает своим мощным энергетическим напором, своим призывом к всеобщему объединению. С первой же сцены фильм воспевает открытые пространства: солнце, ветер, высота, широта... Умом, конечно, понимаешь, что в большинстве сцен все природные красоты – картон, декорации, однако сердце все равно поет, а душа свято верит в необходимость единения перед лицом вражеского нашествия. Просматривая этот фильм в детстве, я каждый раз поражался наивности Гитлера, осмелившегося напасть на страну, которая все так ясно выразила этим фильмом, выразила и спрогнозировала заранее.

Создатели фильма – все те же хрестоматийные знаки. Режиссер (С. Эйзенштейн), правда, родился в близком к открытому, но не открытом году (Собака), зато уж остальные открыты максимально. Половина пафоса фильма – это композитор Сергей Прокофьев (Кот). Под стать ему оператор Эдуард Тиссэ (Петух) и, наконец, троица богатырей: Николай Черкасов (Кот) – Александр Невский, Андрей Абрикосов (Лошадь) – Гаврила Олексич, Николай Охлопков (Крыса) – Василий Буслаев.

Другие вершины первой волны открытого кино – «Дети капитана Гранта» (1936), «Чапаев» (1934), «Тимур и его команда» (1940), «Сердца четырех» (1940), «Остров сокровищ» (1938), «Моя любовь» (1940). Конечно, не все в этих фильмах идеально соответствует канонам открытого кино, но это легко объяснимо – сами каноны еще только формулируются, определяются буквально на ощупь. Бесспорное достижение первого фильма – это уникальная по своей открытости музыка Исаака Дунаевского (Крыса), в других – замечательная игра, точнее, не игра, а жизнь на экране артистов открытых знаков – Павла Шпрингфельда (Крыса), Евгения Самойлова (Крыса), Лидии Смирновой (Кот). Среди режиссеров перечисленных фильмов две Крысы, две Обезьяны, Кот.

Особенное место в создании стереотипов открытого кино принадлежит Григорию Александрову (Кот) или, если вернее, его долговременному союзу с композитором Исааком Дунаевским. Именно этот тандем создал каноны музыкального открытого кино, под влиянием которых в дальнейшем развивался и наш кинематограф, и, может быть, не только наш. В первую очередь речь идет о блестящих «Веселых ребятах» (1934) и «Цирке» (1936). Естественность в этих фильмах сравнима лишь с естественностью природных стихий («так играют овраги, так играет река»). В любой сцене «Веселых ребят» улица главенствует над дворцами, природа над человеком, простота над манерностью.

Интересно проследить, как с каждым новым фильмом уходит от Александрова воздух, простота и естественность. «Волга-Волга» (1938) еще на грани открытого и ортодоксального кино, но уже «Светлый путь» (1940) практически целиком за рамками открытого кино. Дальше больше – замечательный фильм «Весна» (1947) вообще никакого отношения к открытому кино не имеет, при всем своем видимом размахе это стопроцентный закрытый фильм, камерный, углубленный, очень актерский, почти театральный, никаких утесов, косогоров, панорам, морей, пустынь, есть пара проходов по Москве, да и то в основном ночной.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.