Классический позитивизм 9 страница
Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, «идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического, анализа. Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Формализация. Язык науки Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Для построения любой формальной системы необходимо: а) задание алфавита, т.е. определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам (так называемые правила вывода). В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка. Важным достоинством этой системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту. Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ Анализ и синтез Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. Осуществить этот второй этап в процессе познания - перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. Аналогия и моделирование Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии. «... Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал». В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования. 1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. 2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. 3.Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. 7) Рост научного знания. НТР. Сциентизм, анти-сциентизм. Этика науки. Вся история науки, ее современное сос- тояние позволяют науковедам сформулировать некоторые общие закономер- ности и тенденции ее развития. Обычно указывают на обусловленность раз- вития науки потребностями общественно-исторической практики, отно- сительную самостоятельность развития науки, кумулятивный характер этого развития, при котором прошлые научные достижения суммируются, обес- печивая преемственность научного прогресса. Отмечается, далее, сочетание в этом прогрессе эволюционных и революционных периодов, неуклонно рас- тущей массы знаний и глубоких структурных изменений в самой науке, про- цессов дифференциации и интеграции, фундаментальных и прикладных на- ук, ускорение темпов развития науки. Общей закономерностью развития науки на всем протяжении ее исто- рии является свобода критики, "равенство всех перед лицом истины", борьба различных точек зрения на разрабатываемую проблему, возможность откры- того и безбоязненного выражения ученым своего отношения к ним. Гносео- логическая основа свободы критики в науке - диалектика абсолютного и от- носительного в развитии знаний, тот факт, что объективная истина постига- ется постепенно и по частям, в многообразии "фрагментарного знания" и по- следующем его интегрировании в знание всеобъемлющее и целостное, что предполагает последовательное (и параллельное) выдвижение ряда научных моделей изучаемого объекта, их состязательность и взаимодополнитель- ность. Научные революции в истории естествознания Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире (как это могло показаться из предшествующего изложения). И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то c XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций. Причем революция в науке —это, как правило, не кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспособного отличать то, что нам представляется, от того, что в действительности имеет место (визуально нам кажется, что Солнце «ходит» вокруг Земли). Таким образом, он продемонстрировал слабость принципа объяснения окружающего мира на основе непосредственной видимости и доказал необходимость для науки критического разума. Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца XV—XVI в.в., ознаменовавший переход от средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи), расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473—1543). Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений. Начало процессу стихийной диалектизации естесгвенных наук, составившему суть трегьей революции в естествознании, положила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта «Всеобщая естественная история и теория неба». ЧЕТВЕРТАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ Века. Еще в конце XIX в. большинство ученых склонялось к точке зрения, что физическая картина мира в основном построена и останется в дальнейшем незыблемой. Предстоит уточнять лишь детали. Но в первые десятилетия XX века физические воззрения изменились коренным образом. Это было следствием «каскада» научных открытий, сделанных в течение чрезвычайно короткого исторического периода, охватывающего последние годы XIX столетия и первые десятилетия XX в. Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества. Сциентизм начал формироваться в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам, вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. В противоположность сциентизму антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисциентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиcты испытывают недоверие к научным инновациям. Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. Сциентисты полагают, что только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, поэтому они во всём стремятся к «онаучиванию» всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У антисциентистов считается, что понятие «научное знание» имеет не то же самое значение, что понятие «истинное знание», и «знание» не означает «мудрость». Антисциентисты считают, что наука не способна доказать свои базисные утверждения, следовательно её мировоззренческие выводы логически некорректны, а потому сциентизм считается недостаточно обоснованным для признания справедливым основных тезисов данного направления. Как это ни парадоксально, но именно в эпоху Просвещения усиливается поток предостережений против науки. Жан-Жак Руссо писал о том, что в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей. Перед тем, как достичь пользы, которую принесёт истина, приходится пройти множество ошибок, прежде чем будет достигнута истина. Он считает, что если науки не в силах решить те задачи, которые они ставят, то они таят ещё большие опасности, к которым они зачастую и приводят. Н. П. Огарёв писал, что у науки пока ещё нет такой повсеместности, чтобы общественность двигалась исключительно основываясь на ней. В науке нет той определённости и полноты содержания, чтобы каждый человек уверовал в неё. Критика сциентизма По мнению антисциентистов, вторгаясь во все сферы жизнедеятельности человека наука делает их бездуховными, лишёнными романтики и человеческого лица. М. Андре писал в своих трудах, что сциентизм, коммерциализируя науку, делает её заменителем морали. Также он указывает, что молодые люди, желающие «со всей свободой мысли любить мудрость» и стремящиеся к расцвету мысли, раздражены тем, что видят науку, преобразованную в сциентизм, которая захватывает области, где она может служить лишь линией поведения. Наука и мораль Первый пласт этой проблематики - влияние науки на мораль, нравственность людей. Исходным для нас является представление о внутреннем гуманизме науки, ее соответствии коренным интересам человечества, чем и обусловливается, в конечном счете, возможность ее позитивного воздействия на нравственность. Оно выражается, прежде всего, в подведении под нравственные действия и поступки человека "базиса знаний", что позволяет глубже уяснить цель поступка или действия, успешнее выбирать средства, адекватные целям, лучше просчитать позитивные или негативные последствия поступков-действий. Особенно важна здесь роль социально-гуманитарных наук, дающих сущностное знание о добре и зле и о том абсолютном, общечеловеческом содержании. Второй пласт - обратное влияние морали на науку, на чем мы здесь остановимся подробнее. Стержневой проблемой, пронизывающей весь этот спектр нравственных требований общества к ученому, является проблема ответственности субъекта науки, особенно обострившаяся в современных условиях. Конкретизируя нравственную проблематику науки, можно выделить три ее уров-ня. Первый выражает нравственные отношения ученого к объекту исследования и самому его (исследования) процессу. Это - этика научного исследования, включающая в себя, прежде всего, нравственную оценку мотивов прихода ученого в науку. Второй уровень - нравственные отношения в системе "ученый – другие ученые", или этика научного сообщества; к ней обычно относят этические нормы, принятые в сфере научных публикаций и научных дискуссий. Третий уровень - нравственность в сфере управления наукой, включающего вопросы организации и планирования, финансирования и роста эффективности научных исследований; сюда же примыкают вопросы, связанные с социальным применением результатов этих исследований. 8) Современное состояние науки. Синергетика. Говоря о современной науке, акцентируют такие ее черты, как междисциплинарность и комплексность научных исследований (замечено, что особенно продуктивны поиски ученых на "стыке" наук), опережающее (по отношению к производству) развитие науки, благодаря чему она выступает движущей силой научно-технической революции, проникновение, по Б.М.Кедрову, во внутреннюю структуру объекта, в силу чего понимание закономерности доводится до раскрытия структуры (в полном объеме структурные методы развернулись, как известно, лишь в ХХ веке), переход от "предметности" к проблемности и усиление абстрактности знания, затрудняющей (а иной раз и искажающей) наглядное представление о полученных научных результатах. Проблема, ныне особенно обострившаяся, связана с наблюдающимся лавинообразным ростом научной информации (она удваивается каждые 10-15 лет); лишь с помощью вычислительной техники можно ее рационально обработать, хранить ("базы данных") и организовать поиск необходимого. Показательно и то, что в современной науке трудятся уже не отдельные энтузиасты-одиночки и их немногочисленные группы, а многие и многие тысячи научных работников (их в мире сегодня около 3 миллионов), объединенных в крупные коллективы и сообщества и располагающих огромной материально-технической (лабораторной) базой; к этому фактору массовости в науке мы еще вернемся. Синерге́тика (от др.-греч. — приставка со значением совместности и «деятельность») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций. Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному. Автором термина «Синергетика» является Ричард Бакминстер Фуллер — известный дизайнер, архитектор и изобретатель из США. Предмет, методы и школы синергетики Область исследований синергетики чётко не определена и вряд ли может быть ограничена, так как её интересы распространяются на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов и возникновения принципиальных новаций. Математический аппарат синергетики скомбинирован из разных отраслей теоретической физики. Существуют несколько школ, в рамках которых развивается синергетический подход: Школа нелинейной оптики, квантовой механики и статистической физики Германа Хакена, с 1960 года профессора Института теоретической физики в Штутгарте. Физико-химическая и математико-физическая Брюссельская школа Ильи Пригожина, в русле которой формулировались первые теоремы (1947 г), разрабатывалась математическая теория поведения диссипативных структур (термин Пригожина), раскрывались исторические предпосылки и провозглашались мировоззренческие основания теории самоорганизации, как парадигмы универсального эволюционизма. Приложения синергетики распределились между различными направлениями: теория динамического хаоса исследует сверхсложную упорядоченность, напр. явление турбулентности; теория детерминированного хаоса исследует хаотические явления, возникающие в результате детерминированных процессов (в отсутствие случайных шумов); теория фракталов занимается изучением сложных самоподобных структур, часто возникающих в результате самоорганизации. Сам процесс самоорганизации также может быть фрактальным; теория катастроф исследует поведение самоорганизующихся систем в терминах бифуркация, аттрактор, неустойчивость; лингвистическая синергетика и прогностика. Синергетический подход в естествознании Природа иерархически структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем разных уровней организации: в динамически стабильные, в адаптивные, и наиболее сложные — эволюционирующие системы. Когда нелинейные динамические системы объединяются, новое образование не равно сумме частей, а образует систему другой организации или систему иного уровня При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все развивающиеся системы ведут себя одинаково (в том смысле, что для описания всего многообразия их эволюций пригоден обобщённый математический аппарат синергетики) Развивающиеся системы всегда открыты и обмениваются энергией и веществом с внешней средой, за счёт чего и происходят процессы локальной упорядоченности и самоорганизации В сильно неравновесных состояниях системы начинают воспринимать те факторы воздействия извне, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии В неравновесных условиях относительная независимость элементов системы уступает место корпоративному поведению элементов: вблизи равновесия элемент взаимодействует только с соседними, вдали от равновесия — «видит» всю систему целиком и согласованность поведения элементов возрастает Синергетика объясняет процесс самоорганизации в сложных системах следующим образом: Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции. Открытая система должна быть достаточно далека от точки термодинамического равновесия. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счёт отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Самоорганизация, имеющая своим исходом образование через этап хаоса нового порядка или новых структур, может произойти лишь в системах достаточного уровня сложности, обладающих определённым количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические параметры связи и относительно высокие значения вероятностей своих флуктуаций. Этап самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями. В самоорганизующейся, в эволюционирующей системе возникшие изменения не устраняются, а накапливаются и усиливаются вследствие общей положительной реактивности системы, что может привести к возникновению нового порядка и новых структур, образованных из элементов прежней, разрушенной системы. Лекция 14. Социальная философия. 1) Понятие общества. Подходы к определению сущности. Анализ понятия в истории. Общество изучает множество частных общественных наук; в отличие от них философия стремится подойти к обществу с позиций всеобщности, рассмотреть его как целостное образование, построить теоретическую модель этой целостности. При этом учитывается, во-первых, что любая модель, претендующая на раскрытие сущности объекта, всегда беднее самого этого объекта. А во-вторых, общество как объект наибольшей сложности, находящийся, к тому же, в непрерывном развитии, может быть "схвачено" лишь целым рядом моделей, и только их синтез способен дать искомый результат. Картину этого углубляющегося синтеза, неоднозначного, противоречивого и всегда незавершенного, открытого для нового теоретического поиска, и являет нам история социальной философии. Исходный пункт ее движения - понимание того, что общество не есть простая совокупность людей, хотя без них оно и невозможно, а есть некая система устойчивых связей и отношений, позволяющая людям возвыситься над своей чисто биологической природой и выйти на более высокий надбиологический, собственно человеческий уровень. Первая ступень в осмыслении этой системы - античность, для которой характерны, во-первых, акцент в указанной системе на государство и, во- вторых, понимание развития этой системы как циклического, кругового движения с периодическим возвращением к исходному состоянию. Общество здесь еще не выступает во всей полноте своих составляющих, оно отождествляется с государством, обеспечивавшим тогда взаимосвязь всех составных частей общественной жизни и ее целостность, и "хорошим" будет то государство-общество, которое будет соответствовать представлениям людей об указанном миропорядке. Так возникла утвердившая себя на многие века традиция растворения общества (а значит, и человека) в государстве; у истоков ее стояли Платон с его идеей "идеального государства" и Аристотель, определявший человека как "политическое животное". В средневековой христианской философии понимание общества углубляется, прежде всего, в плане включения его в контекст исторического времени, т.е. в общественную жизнь вносится идея развития. Христианская же философия исходит из признания эволюции самого человеческого рода, ключевым звеном которой является земная жизнь Христа, началом - сотворение Адама, а концом - второе пришествие Христа. И задача философии - раскрыть смысл истории как совокупности уникальных, неповторимых событий, выявить направленность исторического процесса, его устремленность к концу. Пронизывает этот историзм идея нравственного совершенствования человечества в духе христианских ценностей как непременного условия его приближения к Богу. В Новое время идея социального историзма освобождается от религиозной трактовки, на передний план выдвигается обоснование прогресса общества на началах Разума. Ведутся также теоретические поиски, направленные на "разведение" общества и государства. Это, прежде всего, концепции естественного права и общественного договора, закладывавшие основы теориям гражданского общества и правового государства. Государство лишается своей самодовлеющей роли и выступает не только в качестве одной из составляющих социума, но и как продукт, порождение социума. Не как производное от государства, а в своей собственной специфике и самоценности предстают труд и экономическая жизнь общества, права и свободы граждан, другие институты функционирования и развития общества, что позволяет более полно осмыслить его как целостность. Так складываются условия для появления в XIX веке развернутых моделей общества, а значит и для прояснения специфики социальной философии. Связывают это исследователи, прежде всего, с классическими учениями Гегеля, Маркса, Конта и Спенсера. У Гегеля особенно важна идея общественной закономерности, ее он связал с идеей человеческой свободы, ее реализацией во всемирной истории. Маркс разработал материалистическое понимание истории, в рамках которого в качестве основы социального прогресса выступает общественное производство, а сам он предстает как естественноисторический процесс. О.Конт, отталкиваясь от успехов естествознания, выступал за строго научный подход к изучению общественных явлений, за то, чтобы и здесь идти от знания фактов, а не от умозрительных конструкций. Разработал "социологию", или науку об обществе, согласно которой общество - сложный целостный организм, внутренне структурированная и развивающаяся система. Различал "социальную статику", объясняющую существование и функционирование общества в его наличной качественной определенности характером взаимосвязи его устойчивых элементов (структурный подход), и "социальную динамику", связывающую социальный организм с идеей эволюции и раскрывающую "закон прогресса", или устремленность человечества к идеалу (структурно-функциональный подход). Базируется "социология" Конта на принципе иерархии, согласно которому знания об обществе должны строиться так, чтобы более простое выступало как необходимая предпосылка более сложного, недостаточная, однако, для объяснения специфики сложного. Г.Спенсер углубил идею общества как целостного организма. Конкретизировал аналогию общества с биологическим организмом, раскрыл взаимосвязь составных частей социального организма, роль в нем главных "систем" - "регулятивной" (один из ее видов - государство), «производящей средства для жизни" и "распределительной". Считал, что в истории общества в специфической форме проявляется общий биологический закон эволюции, согласно которому имеет место рост как дифференциации органов, так и их интеграции, увеличивающий шансы соответствующих живых систем на выживание. На рубеже XIX-XX вв. важную роль в конституировании социальной философии сыграли такие мыслители, как Дюркгейм и Вебер. Французский социолог и философ Э.Дюркгейм (1858-1917), как и Конт, исходил в социологии из естественнонаучных моделей знания и считал, что предметом ее изучения являются "социальные факты", которые объективны, хотя и подразделяются на материальные и духовные, автономны по отношению к другим видам реальности и надындивидуальны. Цель этого изучения - достижение "солидарности", или социальной сплоченности общества; "солидарность" Дюркгейм считал высшей и всеобщей жизненной ценностью, обеспечивающей единство социального организма как идеальной нормы совместной жизни людей в современном обществе. Основа, на которой должна утвердиться "органическая" солидарность, - углубляющееся разделение труда. Если для Дюркгейма исходное - "социальный факт", то немецкий мыслитель М.Вебер (1864-1920) исходит из свободного "социального действия" индивида, сознательно рассчитывающего на определенную ответную реакцию других людей. Так, по Веберу, рациональное поведение стало "нормой" современного Запада, как при ведении хозяйственных дел, так и в повседневной жизни; в максимуме оно выразилось в рациональной бюрократии. Абсолютизация этой "нормы" неизбежно вела бы не только к тотальной прагматизации образа жизни людей и вытеснению из нее духовно-значимых моментов, но и к блокированию индивидуальной свободы анонимными функциональными структурами. И Вебер показывает, что реальное поведение не сводится к указанной выше модели (ее он назвал "целе-рациональным социальным действием"), а представляет собою сочетание этой "нормы" с тремя другими моделями (или "идеальными типами") действия - "ценностно-рациональным" (рациональность подчиняется здесь смысложизненным предпочтениям индивида), "традиционным" (основывается на следовании привычному, исключающему рациональную критику) и "аффективным" (доминирует эмоциональное состояние индивида, что ставит под вопрос социальность его действия). В ХХ веке наблюдается дальнейшее нарастание интереса к социально- философской проблематике, отмеченное, впрочем, рядом особенностей. Пожалуй, главная из этих особенностей - качественно изменившаяся роль в жизни общества духовного начала, представленного не только наукой, но и культурой в целом, что обусловливает понимание общества как "социокультурной реальности". Такое понимание обосновал П.А.Сорокин (1889-1968) - "социокультурная реальность" у него несводима к материальной реальности, хотя и надындивидуальна; наделена системой значений, что позволяет ей связывать воедино личность, культуру и общество: каждый член этой триады "не может существовать без двух других". Сорокин внес большой вклад в разработку многих частносоциологиче- ских проблем, он - основоположник теорий "социальной стратификации", "социальной мобильности", "конвергенции", социологии семьи и брака, города и деревни, но неизменным оставался его приоритетный интерес к проблемам "общества вообще". Этим интересом отмечены также искания другого мыслителя русского зарубежья - С.Л.Франка (1877-1950), указывавшего, что социальная жизнь - не просто сумма психологических событий, а целостная и единственная реальность, предзаданная индивиду и характеризующаяся "соборностью" и "общественностью". Если "соборность" выступает как первичное внутреннее единство, объединяющее всех людей в "мы", то "общественность" выражает реальную разделенность этого "мы" на множество разных "я" и их противостояние друг другу. Франк намечает и пути постижения указанной реальности - необходимо, во-первых, выяснить, "какое место занимает общественная жизнь человека в мировом бытии вообще", и, во-вторых, установить, "какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в пространстве и времени. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|