Здавалка
Главная | Обратная связь

Классический позитивизм 9 страница



Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, «идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического, анализа. Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность.

Формализация. Язык науки

Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

Для построения любой формальной системы необходимо: а) задание алфавита, т.е. определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам (так называемые правила вывода).

В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка. Важным достоинством этой системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту. Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

Анализ и синтез

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. Осуществить этот второй этап в процессе познания - перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.

Аналогия и моделирование

Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии.

«... Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал».

В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.

1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. 2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. 3.Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала.

7) Рост научного знания. НТР. Сциентизм, анти-сциентизм. Этика науки.

Вся история науки, ее современное сос-

тояние позволяют науковедам сформулировать некоторые общие закономер-

ности и тенденции ее развития. Обычно указывают на обусловленность раз-

вития науки потребностями общественно-исторической практики, отно-

сительную самостоятельность развития науки, кумулятивный характер этого

развития, при котором прошлые научные достижения суммируются, обес-

печивая преемственность научного прогресса. Отмечается, далее, сочетание в

этом прогрессе эволюционных и революционных периодов, неуклонно рас-

тущей массы знаний и глубоких структурных изменений в самой науке, про-

цессов дифференциации и интеграции, фундаментальных и прикладных на-

ук, ускорение темпов развития науки.

Общей закономерностью развития науки на всем протяжении ее исто-

рии является свобода критики, "равенство всех перед лицом истины", борьба

различных точек зрения на разрабатываемую проблему, возможность откры-

того и безбоязненного выражения ученым своего отношения к ним. Гносео-

логическая основа свободы критики в науке - диалектика абсолютного и от-

носительного в развитии знаний, тот факт, что объективная истина постига-

ется постепенно и по частям, в многообразии "фрагментарного знания" и по-

следующем его интегрировании в знание всеобъемлющее и целостное, что

предполагает последовательное (и параллельное) выдвижение ряда научных

моделей изучаемого объекта, их состязательность и взаимодополнитель-

ность.

Научные революции в истории естествознания

Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире (как это могло показаться из предшествующего изложения). И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то c XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.

Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций. Причем революция в науке —это, как правило, не кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспособного отличать то, что нам представляется, от того, что в действительности имеет место (визуально нам кажется, что Солнце «ходит» вокруг Земли). Таким образом, он продемонстрировал слабость принципа объяснения окружающего мира на основе непосредственной видимости и доказал необходимость для науки критического разума.

Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца XV—XVI в.в., ознаменовавший переход от средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи), расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473—1543).

Вторая научная революция. Создание классической механики и

экспериментального естествознания.

Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений. Начало процессу стихийной диалектизации естесгвенных наук, составившему суть трегьей революции в естествознании, положила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта «Всеобщая естественная история и теория неба».

ЧЕТВЕРТАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ Века. Еще в конце XIX в. большинство ученых склонялось к точке зрения, что физическая картина мира в основном построена и останется в дальнейшем незыблемой. Предстоит уточнять лишь детали. Но в первые десятилетия XX века физические воззрения изменились коренным образом. Это было следствием «каскада» научных открытий, сделанных в течение чрезвычайно короткого исторического периода, охватывающего последние годы XIX столетия и первые десятилетия XX в.

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.

Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества.

Сциентизм начал формироваться в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам, вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания.

В противоположность сциентизму антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисциентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека.

Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиcты испытывают недоверие к научным инновациям.

Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность.

Сциентисты полагают, что только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, поэтому они во всём стремятся к «онаучиванию» всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У антисциентистов считается, что понятие «научное знание» имеет не то же самое значение, что понятие «истинное знание», и «знание» не означает «мудрость».

Антисциентисты считают, что наука не способна доказать свои базисные утверждения, следовательно её мировоззренческие выводы логически некорректны, а потому сциентизм считается недостаточно обоснованным для признания справедливым основных тезисов данного направления.

Как это ни парадоксально, но именно в эпоху Просвещения усиливается поток предостережений против науки. Жан-Жак Руссо писал о том, что в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей. Перед тем, как достичь пользы, которую принесёт истина, приходится пройти множество ошибок, прежде чем будет достигнута истина. Он считает, что если науки не в силах решить те задачи, которые они ставят, то они таят ещё большие опасности, к которым они зачастую и приводят. Н. П. Огарёв писал, что у науки пока ещё нет такой повсеместности, чтобы общественность двигалась исключительно основываясь на ней. В науке нет той определённости и полноты содержания, чтобы каждый человек уверовал в неё.

Критика сциентизма

По мнению антисциентистов, вторгаясь во все сферы жизнедеятельности человека наука делает их бездуховными, лишёнными романтики и человеческого лица. М. Андре писал в своих трудах, что сциентизм, коммерциализируя науку, делает её заменителем морали. Также он указывает, что молодые люди, желающие «со всей свободой мысли любить мудрость» и стремящиеся к расцвету мысли, раздражены тем, что видят науку, преобразованную в сциентизм, которая захватывает области, где она может служить лишь линией поведения.

Наука и мораль

Первый пласт этой проблематики - влияние науки на мораль, нравственность людей. Исходным для нас является представление о внутреннем гуманизме науки, ее соответствии коренным интересам человечества, чем и обусловливается, в конечном счете, возможность ее позитивного воздействия на нравственность. Оно выражается, прежде всего, в подведении под нравственные действия и поступки человека "базиса знаний", что позволяет глубже уяснить цель поступка или действия, успешнее выбирать средства, адекватные целям, лучше просчитать позитивные или негативные последствия поступков-действий. Особенно важна здесь роль социально-гуманитарных наук, дающих сущностное знание о добре и зле и о том абсолютном, общечеловеческом содержании.

Второй пласт - обратное влияние морали на науку, на чем мы здесь остановимся подробнее. Стержневой проблемой, пронизывающей весь этот спектр нравственных требований общества к ученому, является проблема ответственности субъекта науки, особенно обострившаяся в современных условиях.

Конкретизируя нравственную проблематику науки, можно выделить три ее уров-ня. Первый выражает нравственные отношения ученого к объекту исследования и самому его (исследования) процессу. Это - этика научного исследования, включающая в себя, прежде всего, нравственную оценку мотивов прихода ученого в науку. Второй уровень - нравственные отношения в системе "ученый – другие ученые", или этика научного сообщества; к ней обычно относят этические нормы, принятые в сфере научных публикаций и научных дискуссий. Третий уровень - нравственность в сфере управления наукой, включающего вопросы организации и планирования, финансирования и роста эффективности научных исследований; сюда же примыкают вопросы, связанные с социальным применением результатов этих исследований.

8) Современное состояние науки. Синергетика.

Говоря о современной науке, акцентируют такие ее черты, как междисциплинарность и комплексность научных исследований (замечено, что особенно продуктивны поиски ученых на "стыке" наук), опережающее (по отношению к производству) развитие науки, благодаря чему она выступает движущей силой научно-технической революции, проникновение, по Б.М.Кедрову, во внутреннюю структуру объекта, в силу чего понимание закономерности доводится до раскрытия структуры (в полном объеме структурные методы развернулись, как известно, лишь в ХХ веке), переход от "предметности" к проблемности и усиление абстрактности знания, затрудняющей (а иной раз и искажающей) наглядное представление о полученных научных результатах.

Проблема, ныне особенно обострившаяся, связана с наблюдающимся лавинообразным ростом научной информации (она удваивается каждые 10-15 лет); лишь с помощью вычислительной техники можно ее рационально обработать, хранить ("базы данных") и организовать поиск необходимого. Показательно и то, что в современной науке трудятся уже не отдельные энтузиасты-одиночки и их немногочисленные группы, а многие и многие тысячи научных работников (их в мире сегодня около 3 миллионов), объединенных в крупные коллективы и сообщества и располагающих огромной материально-технической (лабораторной) базой; к этому фактору массовости в науке мы еще вернемся.

Синерге́тика (от др.-греч. — приставка со значением совместности и «деятельность») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному.

Автором термина «Синергетика» является Ричард Бакминстер Фуллер — известный дизайнер, архитектор и изобретатель из США.

Предмет, методы и школы синергетики

Область исследований синергетики чётко не определена и вряд ли может быть ограничена, так как её интересы распространяются на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов и возникновения принципиальных новаций. Математический аппарат синергетики скомбинирован из разных отраслей теоретической физики. Существуют несколько школ, в рамках которых развивается синергетический подход:

Школа нелинейной оптики, квантовой механики и статистической физики Германа Хакена, с 1960 года профессора Института теоретической физики в Штутгарте.

Физико-химическая и математико-физическая Брюссельская школа Ильи Пригожина, в русле которой формулировались первые теоремы (1947 г), разрабатывалась математическая теория поведения диссипативных структур (термин Пригожина), раскрывались исторические предпосылки и провозглашались мировоззренческие основания теории самоорганизации, как парадигмы универсального эволюционизма.

Приложения синергетики распределились между различными направлениями:

теория динамического хаоса исследует сверхсложную упорядоченность, напр. явление турбулентности;

теория детерминированного хаоса исследует хаотические явления, возникающие в результате детерминированных процессов (в отсутствие случайных шумов);

теория фракталов занимается изучением сложных самоподобных структур, часто возникающих в результате самоорганизации. Сам процесс самоорганизации также может быть фрактальным;

теория катастроф исследует поведение самоорганизующихся систем в терминах бифуркация, аттрактор, неустойчивость;

лингвистическая синергетика и прогностика.

Синергетический подход в естествознании

Природа иерархически структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем разных уровней организации: в динамически стабильные, в адаптивные, и наиболее сложные — эволюционирующие системы.

Когда нелинейные динамические системы объединяются, новое образование не равно сумме частей, а образует систему другой организации или систему иного уровня

При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все развивающиеся системы ведут себя одинаково (в том смысле, что для описания всего многообразия их эволюций пригоден обобщённый математический аппарат синергетики)

Развивающиеся системы всегда открыты и обмениваются энергией и веществом с внешней средой, за счёт чего и происходят процессы локальной упорядоченности и самоорганизации

В сильно неравновесных состояниях системы начинают воспринимать те факторы воздействия извне, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии

В неравновесных условиях относительная независимость элементов системы уступает место корпоративному поведению элементов: вблизи равновесия элемент взаимодействует только с соседними, вдали от равновесия — «видит» всю систему целиком и согласованность поведения элементов возрастает

Синергетика объясняет процесс самоорганизации в сложных системах следующим образом:

Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции.

Открытая система должна быть достаточно далека от точки термодинамического равновесия.

Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счёт отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы.

Самоорганизация, имеющая своим исходом образование через этап хаоса нового порядка или новых структур, может произойти лишь в системах достаточного уровня сложности, обладающих определённым количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические параметры связи и относительно высокие значения вероятностей своих флуктуаций. Этап самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями. В самоорганизующейся, в эволюционирующей системе возникшие изменения не устраняются, а накапливаются и усиливаются вследствие общей положительной реактивности системы, что может привести к возникновению нового порядка и новых структур, образованных из элементов прежней, разрушенной системы.


Лекция 14. Социальная философия.

1) Понятие общества. Подходы к определению сущности. Анализ понятия в истории.

Общество изучает множество частных общественных наук; в отличие от них философия стремится подойти к обществу с позиций всеобщности, рассмотреть его как целостное образование, построить теоретическую модель этой целостности. При этом учитывается, во-первых, что любая модель, претен­дующая на раскрытие сущности объекта, всегда беднее самого этого объекта. А во-вторых, обще­ство как объект наибольшей сложности, находящийся, к тому же, в непре­рывном развитии, может быть "схвачено" лишь целым рядом моделей, и только их синтез способен дать искомый результат.

Картину этого углубляющегося синтеза, неоднозначного, противоре­чивого и всегда незавершенного, открытого для нового теоретического поис­ка, и являет нам история социальной философии. Исходный пункт ее движе­ния - понимание того, что общество не есть простая совокупность людей, хо­тя без них оно и невозможно, а есть некая система устойчивых связей и от­ношений, позволяющая людям возвыситься над своей чисто биологической природой и выйти на более высокий надбиологический, собственно челове­ческий уровень.

Первая ступень в осмыслении этой системы - античность, для которой характерны, во-первых, акцент в указанной системе на государство и, во- вторых, понимание развития этой системы как циклического, кругового дви­жения с периодическим возвращением к исходному состоянию. Общество здесь еще не выступает во всей полноте своих составляющих, оно отождествляется с государством, обеспечивавшим тогда взаимосвязь всех составных частей общественной жизни и ее целостность, и "хорошим" будет то государство-общество, которое будет соответствовать представле­ниям людей об указанном миропорядке. Так возникла утвердившая себя на многие века традиция растворения общества (а значит, и человека) в государ­стве; у истоков ее стояли Платон с его идеей "идеального государства" и Аристотель, определявший человека как "политическое животное".

В средневековой христианской философии понимание общества углуб­ляется, прежде всего, в плане включения его в контекст исторического вре­мени, т.е. в общественную жизнь вносится идея развития. Христианская же фило­софия исходит из признания эволюции самого человеческого рода, ключе­вым звеном которой является земная жизнь Христа, началом - сотворение Адама, а концом - второе пришествие Христа. И задача философии - рас­крыть смысл истории как совокупности уникальных, неповторимых событий, выявить направленность исторического процесса, его устремленность к кон­цу. Пронизывает этот историзм идея нравственного совершенствования человечества в духе христианских ценностей как непре­менного условия его приближения к Богу.

В Новое время идея социального историзма освобождается от религи­озной трактовки, на передний план выдвигается обоснование прогресса об­щества на началах Разума. Ведутся также теоретические поиски, направленные на "разведение" общества и государства. Это, пре­жде всего, концепции естественного права и общественного договора, закла­дывавшие основы теориям гражданского общества и правового государства. Государство лишается своей самодовлеющей роли и выступает не только в качестве одной из составляющих социума, но и как продукт, порождение со­циума. Не как производное от государства, а в своей собственной специфике и самоценности предстают труд и экономическая жизнь общества, права и свободы граждан, другие институты функционирования и развития общест­ва, что позволяет более полно осмыслить его как целостность.

Так складываются условия для появления в XIX веке развернутых мо­делей общества, а значит и для прояснения специфики социальной филосо­фии. Связывают это исследователи, прежде всего, с классическими учениями Гегеля, Маркса, Конта и Спенсера. У Гегеля осо­бенно важна идея общественной закономерности, ее он связал с идеей чело­веческой свободы, ее реализацией во всемирной истории. Маркс разработал материалистическое понимание истории, в рамках которого в качестве осно­вы социального прогресса выступает общественное производство, а сам он предстает как естественноисторический процесс.

О.Конт, отталкиваясь от успехов естествознания, выступал за строго на­учный подход к изучению общественных явлений, за то, чтобы и здесь идти от знания фактов, а не от умозрительных конструкций. Разработал "социоло­гию", или науку об обществе, согласно которой общество - сложный целостный организм, внутренне структурированная и развивающаяся система. Различал "социальную статику", объясняющую су­ществование и функционирование общества в его наличной качественной определенности характером взаимосвязи его устойчивых элементов (струк­турный подход), и "социальную динамику", связывающую социальный орга­низм с идеей эволюции и раскрывающую "закон прогресса", или устремлен­ность человечества к идеалу (структурно-функциональный подход). Базиру­ется "социология" Конта на принципе иерархии, согласно которому знания об обществе должны строиться так, чтобы более простое выступало как не­обходимая предпосылка более сложного, недостаточная, однако, для объяс­нения специфики сложного.

Г.Спенсер углубил идею общества как целостного организма. Конкретизировал анало­гию общества с биологическим организмом, раскрыл взаимосвязь составных частей социального организма, роль в нем главных "систем" - "регулятивной" (один из ее видов - государство), «производящей средства для жизни" и "рас­пределительной". Считал, что в истории общества в специфической форме проявляется общий биологический закон эволюции, согласно которому име­ет место рост как дифференциации органов, так и их интеграции, увеличи­вающий шансы соответствующих живых систем на выживание.

На рубеже XIX-XX вв. важную роль в конституировании социальной философии сыграли такие мыслители, как Дюркгейм и Вебер. Французский социолог и философ Э.Дюркгейм (1858-1917), как и Конт, исходил в соци­ологии из естественнонаучных моделей знания и считал, что предметом ее изучения являются "социальные факты", которые объективны, хотя и под­разделяются на материальные и духовные, автономны по отношению к дру­гим видам реальности и надындивидуальны. Цель этого изучения - достижение "солидарнос­ти", или социальной сплоченности общества; "солидарность" Дюркгейм счи­тал высшей и всеобщей жизненной ценностью, обеспечивающей единство социального организма как идеальной нормы совместной жизни людей в со­временном обществе. Основа, на которой должна утвердиться "органическая" солидарность, - углубляющееся разделе­ние труда.

Если для Дюркгейма исходное - "социальный факт", то немецкий мыслитель М.Вебер (1864-1920) исходит из свободного "социаль­ного действия" индивида, сознательно рассчитывающего на определенную ответную реакцию других людей. Так, по Веберу, рациональное поведение стало "нормой" современного Запа­да, как при ведении хозяйственных дел, так и в повседневной жизни; в мак­симуме оно выразилось в рациональной бюрократии. Абсолютизация этой "нормы" неизбежно вела бы не только к тотальной прагматизации образа жизни людей и вытеснению из нее духовно-значимых моментов, но и к бло­кированию индивидуальной свободы анонимными функциональными струк­турами. И Вебер показывает, что реальное поведение не сводится к указан­ной выше модели (ее он назвал "целе-рациональным социальным действи­ем"), а представляет собою сочетание этой "нормы" с тремя другими моделя­ми (или "идеальными типами") действия - "ценностно-рациональным" (ра­циональность подчиняется здесь смысложизненным предпочтениям индиви­да), "традиционным" (основывается на следовании привычному, исключающему рациональную критику) и "аффек­тивным" (доминирует эмоциональное состояние индивида, что ставит под вопрос социальность его действия).

В ХХ веке наблюдается дальнейшее нарастание интереса к социально- философской проблематике, отмеченное, впрочем, рядом особенностей. Пожалуй, главная из этих особенностей - качественно изменившаяся роль в жизни общества духовного начала, пред­ставленного не только наукой, но и культурой в целом, что обусловливает понимание общества как "социокультурной реальности". Такое понимание обосновал П.А.Сорокин (1889-1968) - "социокультурная реальность" у него несводима к материальной реальности, хотя и надындивидуальна; наделена системой зна­чений, что позволяет ей связывать воедино личность, культуру и общество: каждый член этой триады "не может существовать без двух других".

Сорокин внес большой вклад в разработку многих частносоциологиче- ских проблем, он - основоположник теорий "социальной стратификации", "социальной мобильности", "конвергенции", социологии семьи и брака, го­рода и деревни, но неизменным оставался его приоритетный интерес к проблемам "общества вообще". Этим интересом отмечены также искания другого мыслителя русского зарубежья - С.Л.Франка (1877-1950), указывавшего, что социальная жизнь - не просто сумма психологических событий, а целостная и единственная реальность, предзаданная индивиду и характеризующаяся "со­борностью" и "общественностью". Если "соборность" выступает как первич­ное внутреннее единство, объединяющее всех людей в "мы", то "обществен­ность" выражает реальную разделенность этого "мы" на множество разных "я" и их противостояние друг другу. Франк намечает и пу­ти постижения указанной реальности - необходимо, во-первых, выяснить, "какое место занимает общественная жизнь человека в мировом бытии вообще", и, во-вторых, установить, "какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в про­странстве и времени.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.