Здавалка
Главная | Обратная связь

Классический позитивизм 5 страница



3) Атрибуты материи: движение, пространство, время.

Переходя к проблеме движения, отметим, прежде всего, фундаментальность положения о неразрывности движения и бытия. Движения "ничего" не существует, движется всегда что-либо, т. е. у движения всегда есть носитель - субстанция, в нашем понимании - материальная субстанция, или материя. Соответственно и материя немыслима вне движения, оно - коренной способ бытия материи, помимо которого она существовать не может.

Какова природа этой неразрывной связи? Механистический материализм, абсолютизируя представление механики о движении как перемещении тела в пространстве под воздействием внешних сил, где оно вполне уместно, считал движение, по существу, чисто внешним свойством материи, восходящим к божественному "первотолчку", и склонялся в итоге к отрыву движения от материи, которая мыслилась как нечто инертное, пассивное, не способное к самодвижению и самооформлению. Это сближало его с идеализмом, абсолютно противопоставляющим пассивную материю активному духовному началу. Но в истории философии имелась и другая традиция, идущая от первых античных философов с их идеей внутренней активности материального первоначала мира и свою развернутую разработку получившая в диалектическом материализме. Внутренняя активность материи, ее способность к самодвижению вытекает из понимания материи как единственной субстанции мира и целостной материальной системы.

Это, однако, не снимает вопроса о внутреннем источнике движения и его объективном основании, уяснение которого поможет раскрыть формулу самодвижения материи. Таким источником является внутренняя противоречивость, свойственная материи. Показатель противоречивости движения - наличие в нем устойчивости и изменчивости, где изменчивость абсолютна, а потому и характеризует, прежде всего, движение как философскую категорию (в философском смысле "движение" - это всякое изменение вообще, все виды изменений), а устойчивость относительна, но важна как условие дифференциации материи на отдельные объекты со своей особой структурой, которая и является как раз основой устойчивости, сохранения, покоя. Относительность покоя означает, что объект изымается из его связей с другими объектами и рассматривается от них отдельно; фактически же каждый объект, находясь во взаимосвязи с другими объектами, входит в состав той или иной системы, которая движется.

Существенную конкретизацию и уточнение диалектика изменчивости и сохранения в движении и самодвижении получает в новейшей междисциплинарной отрасли знания - синергетике, изучающей процессы самоорганизации в открытых физических, химических и биологических системах через действие в них неустойчивости и устойчивости, дезорганизации и организации, беспорядка и порядка и помогающей раскрытию связей между неживой и живой природой. Противоречивость движения не сводится к раскрытию в нем тенденций к изменяемости и сохраняемости. Другой ее аспект - единство в нем непрерывности и прерывности, связанное с тем, что всякое движение совершается во времени и в пространстве, о чем мы еще скажем. Еще аспекты противоречивости движения - противоречие между простым и сложным, старым и новым, частью и целым и т. д.

Весьма важен вопрос о соотношении движения и развития. В его трактовке в современной научной литературе можно выделить три точки зрения. Первая, в сущности, отождествляет эти понятия, вторая атрибутом материи объявляет не движение, а развитие, вследствие чего говорить следует о существовании не движущейся материи, а закономерно движущейся, т. е. развивающейся. Обосновывается этот взгляд таким образом: обозначая любое изменение, понятие "движение" еще бедно, абстрактно по содержанию. Третья, будучи традиционной и преобладающей, напротив, считает развитие частным случаем движения, поскольку однонаправленность (существенный признак развития) присуща не всем проявлениям движения, а лишь некоторым из них, связанным с обязательной сменой качественных структур объектов. Предпочтительнее, стало быть, именно эта точка зрения.

От сущности движения перейдем к рассмотрению его форм. Понятие "форма движения материи" сопоставимо с "видом материи", а в более широком смысле, когда из бесчисленного множества реальных форм движения выделяют основные, со "структурным уровнем материи". Еще в 70-х годах XIX в. Ф.Энгельс выделил таких форм пять: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Эта классификация соответствовала состоянию знания того времени и вплоть до нашего времени служит принципиальной основой классификации наук о природе и обществе. Ее достоинство в том, что она строится на учете, во-первых, качественной специфики каждой из этих форм движения и, во-вторых, их внутренней взаимосвязи. Переход от низшей формы движения к высшей совершается скачкообразно, через рождение нового, более совершенного качества, о чем и свидетельствует нарастающая сложность указанных выше форм движения - от механической до социальной. В настоящее время учеными обсуждаются, в свете новых научных данных, пути совершенствования классификации форм движения материи. Либо выдвигаются другие ее варианты, либо, сохраняя традиционную, вносят в нее существенные изменения и дополнения. Так, В. В. Орлов считает, что ныне выделение механической формы движения в качестве самостоятельной устарело, ибо она лишь сторона физической формы движения, вводя одновременно, наряду с основными и частными формами движения, еще комплексные формы, каковыми у него являются астрономическая (или космологическая), геологическая и географическая; соответственно расширяется содержание каждой основной формы - в физическую, например, он включает сингулярное состояние, "струны", кварки, элементарные частицы, атомы, макротела, планеты, звезды, галактику, Метагалактику.

Как и виды (точнее, структурные уровни) материи, формы движения ее иерархичны, располагаясь по ступеням нарастающей сложности: физическое движение выражает закономерности, локализуемые, прежде всего, в ядрах и атомах, химическое - закономерности объектов, простирающихся от атомов до макромолекулярных образований, непосредственно подводящих к живому, биологическое движение - закономерности, характеризующие жизнь организмов, самосохраняющихся через активное приспособление к внешней среде (адаптация), и социальное движение - закономерности жизни человека как общественного существа, сумевшего от адаптационного способа существования перейти к деятельностно-практическому, благодаря чему он сам себя создает и совершенствует, осознавая и себя, и свое бытие. И в этой связи встают два взаимосвязанных вопроса: необходимо или случайно возникновение на Земле социальной формы движения материи и является ли она наивысшей формой?

Имеются сторонники и того, и другого толкования возникновения на нашей планете жизни и ее высшего проявления - человека. Представляется, что позиция выступающих в пользу необходимого их появления стала гораздо доказательнее благодаря естественно-научному обоснованию "антропного принципа": для Земли, Вселенной, в которой мы живем, характерна "постоянная тонкой структуры", равная 1/137 и позволяющая микрообъектам образовывать все более и более сложные образования, вплоть до человека. Впрочем, имеются авторы, полагающие, что этот принцип несет на себе печать "мистической предопределенности". Так же расходятся мнения и по второму вопросу: одни допускают возможность существования более сложных форм движения, чем социальная, другие считают, что она наивысшая, поскольку заключает в себе неисчерпаемые возможности саморазвития и самосовершенствования.

В качестве объективных и всеобщих форм существования движущейся материи, внутренне ей присущих, выступают пространство и время. Если выделить главное, то можно сказать: пространство, будучи обусловлено структурностью материи, выступает как коренное условие сосуществования и взаимного расположения материальных объектов; обусловленное изменяемостью материи, время выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлений, длительность происходящих в них процессов.

Так, раскрывая сосуществование как сущностную характеристику пространства, следует пояснить, что имеется в виду, во-первых, определенный порядок отграничения одного объекта от другого, во-вторых, их свойство занимать определенный объем, имея протяженность в длину, ширину и высоту, и, в-третьих, иметь определенную конфигурацию. Кроме количественных, или метрических, у пространства имеются и свои качественные, или топологические характеристики - трехмерность пространства, характер отграничения одного объекта от другого, симметрия. Трехмерность реального (физического) пространства обусловлена материальной структурой мира, в котором мы живем, она - непременное условие существования всех устойчивых систем, состоящих из двух и более взаимосвязанных тел, ее соотносят со спиральностью элементарных частиц, структурой электромагнитного поля и т. д.

Сущностные признаки времени - длительность и порядок смены явлений. Метрические характеристики времени - моменты, или интервалы, в которые происходят явления и события, длительности совершающихся процессов, их темп и ритм. Топологические - время одномерно, всегда течет в одном направлении и в линейной последовательности, от прошлого к будущему. Эта асимметричность, необратимость времени, установленная наукой не только для макромира, но и для микромира, обусловлена действием закона причинности. Высказывается мнение: будь у времени не одно, а больше измерений, пришлось бы допустить существование миров-двойников, где были бы абсолютно точные, но никак не связанные между собой аналоги каждого человека, каждого земного события и вещи, что не согласуется с данными современной науки. В пространстве же реальное "обратное" перемещение возможно.

Как шло исторически уяснение природы и свойств пространства и времени, их сложной взаимосвязи с движущейся материей? Демокрит понимал под пространством бесконечную пустоту, в которой перемещаются и "слипаются" в тела атомы, а Декарт, сведя пространство к чистой протяженности, отождествил с нею материальную субстанцию в противовес непротяженной духовной субстанции. Но, как заметил еще Лейбниц, протяженность как таковая характеризует лишь геометрические свойства пространства и вне описания его физических свойств, требующих знания конкретных характеристик заполняющих данное пространство тел, остается пустой абстракцией. Это же происходит со временем, когда его сводят к чистой длительности. Этот отрыв пространства и времени от свойств движущейся материи в полной мере реализовался в субстанциальной концепции пространства и времени, разработанной Ньютоном и господствовавшей в XVII-XIX вв. Сущность концепции: признается существование абсолютных пространства и времени в качестве неких самостоятельных сущностей ("субстанций"), не обусловленных материей, однородных и одинаковых во всей Вселенной, неизменных в своих свойствах, органически не связанных друг с другом.

Реляционную концепцию, существенно углублявшую представления о пространстве и времени, еще в XVII в. выдвинул Лейбниц, но свою доказательную силу она обрела значительно позже, благодаря созданию неэвклидовых геометрий и теории относительности. Оказалось, что геометрические свойства пространства определяются природой материальных сил, формирующих тела (Лобачевский), а при переходе от одной материальной системы отсчета к другой, движущейся относительно первой, в системе с движением, близким к скорости света, длина тела сокращается, а время течет медленнее (частная теория относительности); учет же сил гравитации (общая теория относительности) показывает, что вблизи огромных тяготеющих масс световые лучи движутся по неэвклидовым "геодезическим", т. е. искривленным линиям, причем эта "кривизна пространства", как и замедление хода времени, нарушение его ритма, будут меняться в зависимости от изменения распределения материи; наконец, достигается синтез пространства и времени в идее единого четырехмерного "пространственно-временного континуума" (лат. континуум - непрерывное, сплошное).

Так, пространство и время и прерывны, что выражается в пространственной ограниченности материальных объектов друг от друга, свойстве каждого из них занимать "свое место" (Аристотель) и в рассеченности времени на отдельные интервалы, соответствующие конечному бытию указанных объектов, состояний, процессов. И - непрерывны, поскольку в пространственном расположении объектов нет "разрывов", а сами они могут меняться "местами" друг с другом, как бы продолжая друг друга; аналогично и со временем: хотя и рассеченное на отдельные интервалы, оно никогда не останавливает свой ход.

Выше мы уже касались диалектики относительного и абсолютного применительно к пространству и времени. За последние годы заострился ее аспект, связанный со стремлением учесть специфику пространственно-временных свойств каждого структурного уровня материи. Стали говорить не только о физическом, но и о химическом, биологическом, социальном пространстве и времени, обратились к идее "хронотропа" видного нашего ученого-литературоведа М.М.Бахтина (1895-1975) как особого пространствавремени в искусстве, говорят о концептуальном пространстве и времени, выражающем абстрактно-математические структуры, об индивидуальном времени и т.д. Вышел, в частности, ряд работ, в которых собран интересный и во многом новый материал о «биологических часах». Как сочетать здесь относительное и абсолютное, локальноспецифическое и универсально-всеобщее? Одни авторы акцентируют момент локальности, говорят о качественном отличии друг от друга указанных видов пространства и времени, другие оттеняют роль всеобщего, полагая, что данная специфика недостаточна для выделения особых видов пространства и времени и что существенная зависимость пространства и времени наблюдается только от базовых форм материи - в наших условиях это физическая форма. Видимо, на пути к синтезу позиций обсуждение этого вопроса будет продолжено.

4) Структурные связи бытия, Детерминизм.

Идея причинности. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе — как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени. Понимание причинности как одностороннего действия затрудняет понимание развития, его внутреннего источника, состоящего во взаимодействии противоположных сторон внутри данной системы. Временное отношение между причиной и следствием заключается в том, что существует временной интервал в виде запаздывания между началом действия причины (например, взаимодействия двух систем) и началом проявления соответствующего следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности.

Следствие распространяет щупальца своего влияния не только вперед (в качестве новой причины, рождающей новое следствие), но и назад, на производящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая его силы. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации, как, например, в организме, электронном устройстве, обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие системы.

Причинная и функциональная связь. Одним из путей проникновения в причинные связи является изучение функциональных связей. Функциональная связь — это такая зависимость явлений, при которой изменение одного явления сопровождается изменением другого. В самом простейшем случае это выражается в математическом виде как х = f (у), где переменная у именуется функцией переменной х, если каждому значению х соответствует определенное значение у. С помощью функциональных зависимостей могут выражатьсязакономерные связи сосуществующих свойств и явлений. В этом случае имеет место обратимость, т.е. возможность перестановки местами независимых переменных и зависимых от них функций. В науках, особенно естествознании, различают полную причину и причину специфическую, главную и неглавную. Полная причина — это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. При этом специфические причины вызывают следствие при наличии многих других обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации до наступления следствия.

Бывает так, что причиной события выступает сразу несколько обстоятельств, каждое из которых необходимо, но недостаточно для наступления явления. Главная причина — это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль. Причины бывают внутренними и внешними. Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной системы с другой. Причины могут быть объективными и субъективными. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании.

Причина,условия и повод.Для того чтобы причина вызвала следствие, требуются определенные условия. Условия — это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Причину необходимо отличать от повода — внешнего толчка, способствующего проявлению причины..

Диалектический имеханистический детерминизм. Детерминизм — это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.

Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления. Он несовместим с механистическим детерминизмом, который трактует все многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицая объективный характер случайностей, он ведет к фатализму.

Качество, по Гегелю, есть "тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество" Иными словами, качество - это все то, что, с одной стороны, слито с существованием данной вещи, а с другой - что ее отличает от всех других вещей. Как интегративная характеристика, качество обычно в полном объеме и сразу не раскрывается, оно обнаруживает себя через отдельные свойства, что выдвигает проблему соотношения качества и свойств вещи. Свойство – это качество вещи, взятое в ее отношении к другой вещи.

Количество противоположно качеству: это внешняя бытию, безразличная для него определенность; поясняя на примере, Гегель замечает, что дом остается тем, что он есть, будь он больше или меньше, и красное остается красным, будь оно светлее или темнее. Количество имеет отношение к однородности и измеримости, выражается величиной и числом: однородные, одинаковые в каком-либо отношении предметы могут быть сосчитаны и выражены числом, интенсивность же проявления того или иного свойства предмета измеряется в определенных величинах.

Постепенные, эволюционные, количественные изменения совершаются в рамках меры и при сохранении качества вещи; но, накапливаясь, они переходят в качественные, которые выводят данную вещь за рамки ее меры и превращают ее в другую вещь, новую в сравнении с исходной, поскольку обладает она уже иной количественной и качественной спецификой, выраженной в ее мере.

Непрерывность развития сменяется его прерывностью, или скачкообразностью. Скачок - это коренное изменение качества, он может протекать сравнительно быстро или более медленно, захватывать сразу всю систему свойств, в силу чего старое качество изменяется целиком, или изменять это качество по частям, в отдельных его элементах. Отсюда - основные формы скачков: резкие ("со взрывом") или длительные, общие или частные; в целом же налицо бесконечное многообразие скачков, обусловленное как спецификой самой развивающейся системы, так и конкретными условиями их протекания, и чем выше уровень организации системы, тем скачок сложнее и многостороннее.

Главный вывод, следующий из знания данного закона: важно помнит о наличии у каждого предмета, явления, процесса своей объективной меры бытия, своего внутреннего темпа и ритма как количественных, так и качественных изменений и о вреде, как спешки, так и промедления в их практической реализации людьми.

Говорят о единстве и "борьбе" противоположностей. Так мы подходим к главному из трех основных законов диалектики - главному потому, что он раскрывает причину, внутренний источник движения и развития, обнаруживая этот источник не вне реального мира (в мировом разуме, воле, субъекте и т.п.), а в нем самом - в изначально "заложенных" в вещах, явлениях и процессах внутренних противоречиях, вследствие чего следует говорить о самодвижении и саморазвитии. В силу этой своей мировоззренческой и методологической значимости данный закон квалифицируется как суть, ядро диалектики.

Такова основная идея закона единства и борьбы противоположностей. Ее понимание обычно наталкивается на трудности, связанные, в конечном счете, с трудностями понимания центральной категории данного закона и всей диалектики вообще противоречия, и далее мы рассмотрим и ее, и другие категории этого закона. Здесь же поясним: благодаря противоречиям в самой сущности любого материального объекта раскрывается механизм его внутренней активности, его постоянного "беспокойства", проявляющегося в его способности не только изменяться в рамках его качественной и количественной определенности, представленной в его мере ("предмет движется"), но и выходить за эти рамки, превращаться в другой, новый объект с иными качественными и количественными характеристиками ("предмет развивается").

Основная идея закона отрицания отрицания (его еще называют законом диалектического синтеза) - дальнейшее раскрытие процесса развития как взаимосвязи старого и нового, нацеленное на выявление общей направленности этого процесса, его ближайших и, возможно, отдаленных перспектив. Отсюда особая роль этого закона, знания его специфического действия при выработке, в частности, научно-обоснованных прогнозов, включая и социальные, что, конечно, не отменяет, в данном случае, опоры на глубокое знание двух предыдущих законов и всей диалектики вообще. Всякое развитие - это всегда возникновение нового и отмирание старого, где новое в философском смысле - это растущие возможности и основания бытия вещи, явления, процесса, а старое - иссякающие и идущие к своему концу. Поскольку за новым будущее, оно неодолимо, хотя на первых порах может быть гораздо слабее старого, старое же как элемент прошлого в настоящем живет по инерции, нередко весьма ловко камуфлируя свою нежизнеспособность. Этой противоположной природой нового и старого обусловливается их взаимная борьба, закономерное завершение которой – вытеснение и упразднение старого новым, эмпирически принимающее самые

разнообразные формы.

Взаимоисключают, ибо новое качественно отличается от старого, характеризуясь своей особой определенностью и своим набором закономерностей развития, отличных от тех, которые характерны для старого. Взаимодополняют, ибо новое возникает, как итог саморазвития старого (больше ему неоткуда возникнуть), строя себя из материала старого; да и сама сущность нового есть продолжение, в определенном смысле, сущности старого, чем, в конечном счете, обеспечивается "связь времен". Без разрушения старого, тех элементов в нем, которые изжили себя, нет созидания нового, чем и определяется необходимость отрицания, но чтобы отрицание было продуктивным и явилось бы основой для дальнейшего развития, оно должно включать в себя момент связи со старым, или синтезирования ценного в старом, т. е. сохранять преемственность с ним. Преемственность в развитии - следующая категория закона; она выражает меру разумного соотношения разрушения и сохранения в процессах созидания нового, то, что Гегель определил как "снятие"; раскрывается как единство непрерывного (сохранение и накопление положительных элементов старого в процессе развития) и прерывного (отрицание негативных элементов в старом, возникновение нового, качественно отличающегося от старого).

Формой проявления преемственности в социальном развитии является традиция, или передача от поколения к поколению "сгустков" социокультурного опыта отдельных народов и человечества в целом - форм совместной жизни людей, ценностей, социальных институтов, норм и правил поведения, идей и идеалов, обычаев и обрядов и т.д.

В теоретическом плане синтезировать в процессах развития восходящее и круговое удалось далеко не сразу, долгое время господствовала идея круговорота в мироздании, не учитывавшая того, что наблюдающиеся в этих процессах возвраты к старому - это качественно обогащенное повторение, вбирающее в себя то новое, что приносит соответствующий "виток" цикла, и тем самым как бы размыкающее круг как замкнутое образование. Одностороння и идея линейного прогресса, отвлекавшаяся от реальной противоречивости развития и усматривавшая в нем исключительно восходящее направление движения (этот взгляд, в частности, высказывался одно время при раскрытии специфики общественного развития при социализме). Диалектический синтез указанных моментов развития выражен в образе восходящей спирали - этот образ хорошо передает и поступательность развития, и якобы возвраты к старому, и возможность отклонений от ведущей тенденции, и то, что эта тенденция выявляет себя в достаточно больших отрезках времени и целой серии "витков" движения

Причинность и целесообразность.Издавна существует воззрение, согласно которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей. Эта позиция называется телеологией (от греч. teleos — цель и logos — учение). В доказательство своих взглядов сторонники телеологии обычно приводят факты целесообразного строения организмов в природе.

Изменения в мире животных и растений обусловлены взаимодействием их с условиями жизни. Если эти изменения оказываются полезными для организма, т.е. помогают ему приспособиться к среде и выжить, то они сохраняются в результате естественного отбора, закрепляются наследственностью, передаются из поколения в поколение, образуя то целесообразное устройство организмов. Отношения между причиной и следствием могут выступать как в форме необходимости, так и случайности.

Необходимоеи случайное. Люди давно подметили, что события в природе и обществе совершаются с неумолимой силой. Из этого делались и верные, и неверные выводы. Вера в судьбу — фатализм — базируется на том положении, что в мире, в жизни человека все заранее предписано и предопределено.

Из правильного положения о причинной обусловленности явлений природы и общества многие ученые и философы делали неверный вывод о том, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Случайности в объективном мире принадлежит определенная, хотя и ограниченная, роль. Она обладает своей долей права. Если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на жизнь каждого индивидуального предмета влияют и существенные, и множество иных связей и тенденций. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта. Она не есть нечто исторически подготовленное ходом развития данного объекта. Случайность это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может, произойти и иначе.

Случайность может быть внешней и внутренней. Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта. В окружающем мире и в жизни людей совершаются и необходимые, и случайные события. Отрицание объективной случайности ложно и вредно с научной и практической точки зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается неспособным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности. Необходимость это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений.

Необходимость также бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Неверно думать, будто явления могут быть только необходимыми либо только случайными. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Следовательно, случайности имеют место и в лоне необходимости.

Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, в силу которых в форме случайности проявляется необходимость, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.

Учет диалектики необходимости и случайности — важное условие правильной практической и творческой деятельности. Человек не должен делать ставку на случайное, но вместе с тем нельзя упускать благоприятные случайности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.