Органы исполнительной власти в РФ
Правительство РФ является органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть РФ. В состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства РФ; заместитель Председателя Правительства РФ; федеральные министры. Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ. Непосредственный руководитель Правительства РФ – Председатель Правительства. Он утверждается Госдумой, большинством голосов от общего числа депутатов, по предложению Президента. Кандидатура Председателя Правительства РФ вносится в сроки – две недели после вступления вновь избранного президента РФ в должность или одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. В случае 3-х кратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Представителя Правительства РФ Президент назначает его своим указом и распускает Госдуму. В недельный срок после своего утверждения Председатель Правительства предоставляет Президенту РФ кандидатуры своих заместителей и федеральных министров для назначения на должность. Свои полномочия Правительство РФ осуществляет до окончания срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительства РФ: по воле Президента РФ; в случае вынесения вотума недоверия Правительству Госдумой при согласии Президента; по собственной инициативе Правительства РФ. Освобождение от должности Председателя правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Правительство РФ в пределах своих полномочий (общих полномочий): · организует реализацию внутренней и внешней политики; · осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; · обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность её органов; · формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; · реализует представленное ему право законодательной инициативы. Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законом. Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ. Это: · разработка и представление Госдуме федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление отчета об исполнении бюджета; · обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ; · единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; · управление государственной собственностью; · обеспечение бороны страны, государственной безопасности; · обеспечение законности, прав и свобод гражданина; охраны собственности и общественного порядка; борьба с преступностью; · иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Таким образом, Постановления и распоряжения Правительства РФ (акты правительства) издаются на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента. Они могут быть отменены Президентом РФ, если противоречат данным документам. Акты Правительства РФ издаются в форме постановлений Правительства РФ. Если эти акты Правительства не имеют нормативного характера, то они издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Федеральные органы исполнительной власти – Правительство РФ является коллегиальным органом, возлагающим единую систему исполнительной власти в РФ, т.е. Правительство – это не вся система исполнительной власти, а только её вершина. Состав самого правительства в РФ – малочисленный (не более 20 человек – Председатель Правительства, заместители и министры). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуществлению своих полномочий. Но сами эти органы в состав Правительства РФ не входят. Федеральный орган исполнительной власти - это государственный орган, который осуществляет полномочия РФ в определённых специальных сферах государственного управления (внешняя торговля, юстиция, оборона и др.). Свои функции он осуществляет на всей территории России и имеет двухступенчатую структуру: – центральный орган исполнительной власти (н., Министерство юстиции РФ и др.); – территориальные отделения федерального органа исполнительной власти (н., Управление юстиции, Управление внутренних дел в краях, областях, районах и т.д.). Основные функции федеральных органов исполнительной власти: · принятие нормативных правовых актов – издание федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц; · контроль и надзор; · управление государственным имуществом: в отношении федерального имущества и управление акциями открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности; · функции по оказанию государственных услуг в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и других областях через подведомственные им федеральные государственные учреждения. С 1993 по 2004 г. в РФ было 6 видов федеральных органов исполнительной власти: – федеральные министерства; – государственные комитеты; – федеральные службы; – федеральные агентства; – федеральные комиссии; – федеральные надзоры. Особенностью этого периода было то, что система государственного управления была не упорядочена и не соответствовала мировой практике (слишком много было федеральных органов с похожими функциями, отсутствие иерархии между ними, большое количество структур было подчинено непосредственно Председателю Правительства РФ). Кроме того, полномочия ряда федеральных органов государственной власти фактически дублировались. А федеральных органов было более 60 и они не были соподчинены друг другу. Система была плохо управляема. Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. №314 (ред. От 01.12.2004 г.) была установлена новая система федеральных органов исполнительной власти. Суть её в том, что, во-первых, сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти, и вместо 6 их осталось 3: федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства. Во-вторых, между органами разных видов установлена иерархия – большинство служб и агентств были переданы в ведение министерств (т.е. в настоящее время Председатель Правительства РФ непосредственно руководит работой не всех глав федеральных органов, а только министерств; министры, в свою очередь, курируют деятельность нескольких подведомственных служб и агентств – произошло делегирование управленческих полномочий). В-третьих, укрупнены министерства (ряд из них – ликвидированы, другие – объединены) – в результате общее количество министерств сокращено почти вдвое (было 30, осталось 15-17 (число министерств периодически меняется). Таким образом, структура стала более управляемой. Руководство деятельностью руководителей федеральных органов исполнительной власти осуществляет Президент РФ: он назначает их на должность и освобождает от должности. Руководителя федеральных служб, федеральных агентств (за исключение руководителей и их замов федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ) назначаются на должность и освобождаются от неё Правительством РФ по представлению федеральных министров, которые и осуществляют координацию и контроль деятельности этих служб. Федеральные министерства – являются федеральными органами исполнительной власти. Они осуществляют следующие основные функции: – выработка государственной политики; –нормативно-правовое регулирование в определённой сфере государственного управления. При этом сфера деятельности каждого федерального министерства устанавливается актами Президента РФ и Правительства РФ. Возглавляет федеральное министерство министр РФ. Он входит в состав Правительства РФ. Согласно реформе системы федеральных органов государственной власти 2004 г. федеральные министерства осуществляют координацию и контроль за деятельностью федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в их ведении. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: во-первых, утверждают ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении; во-вторых, вносят в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе и федеральном агентстве и предложения о предельной штатной численности федеральной службы и федеральных агентств и фонде оплаты труда их работников. В-третьих, вносят в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и агентств. В-четвертых, вносят в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, которые относятся к сфере деятельности министерств, федеральных служб и агентств. В-пятых, федеральный министр во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ даёт поручения федеральным службам и агентствам и контролирует их исполнение. Имеет право отменить противоречащие федеральному закону решения федеральных служб и агентств, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом. Кроме того, федеральный министр назначает на должность и освобождает от неё по представлению руководителей федеральных служб и агентств их заместителей, а также руководителей территориальных органов федеральной службы и агентств (за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы и агентств, руководства деятельностью которых осуществляет Президент РФ). Федеральное министерство также осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: · вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождение) руководителя государственного внебюджетного фонда; · принимает нормативно-правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; · вносит в Правительство РФ проекты нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность государственных внебюджетных фондов; · вносит в Правительство РФ по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда; · назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в тех случаях, которые не установлены федеральным законом. Федеральные службы – являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственных границ РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ (только некоторые службы); Правительству РФ (непосредственно или через федеральное министерство). Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и законодательства РФ. Федеральная служба не в праве осуществлять: -нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами президента РФ или постановлениями правительства РФ; -управление гос. имуществом; -оказание платных услуг. Федеральное агентство – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции: по оказанию государственных услуг; по управлению государственным имуществом; правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство (Ф.а.) может быть подведомственно Президенту РФ, Правительству РФ (или непосредственно Правительству, или соответствующему федеральному министерству). Возглавляет Ф. а. руководитель (директор). В пределах своей компетенции Ф. а. издает индивидуальные правовые акты на основание и во исполнение Конституции РФ и законодательства РФ. Ф. а. не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функций по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти России – установлены Указом Президента РФ от 09.03.2004г. №314 (ред. от 11.10.2004г.) Согласно этому Указу выделяются 3 группы федеральных органов исполнительной власти: · федеральные министерства, службы, агентства, Руководство их деятельностью осуществляет Президент РФ; · федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и агентства, подведомственные министерствам; · федеральные службы и агентства, подведомственные непосредственно Правительству РФ (а не министерствам). К федеральным министерствам, службам и агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, относятся: – Министерство внутренних дел РФ, в ведении которого находится Федеральная миграционная служба; – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; – Министерство иностранных дел РФ; – Министерство обороны РФ, а также подведомственные ему службы: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспертному контролю РФ; Федеральное агентство специального строительства; – Министерство юстиции РФ и подведомственные службы: Федеральная служба исполнения наказания; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; – Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба); – Служба внешней разведки РФ (федеральная служба); – Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба); – Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба); – Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба); – Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); – Управление делами Президента РФ (федеральное агентсво); К Федеральным министерствам, находящимся в ведении Правительства РФ (федеральные службы и агентства подведомственные им) относятся: – Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные им: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Федеральное медико-биологическое агентстство; – Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральное архивное агентство; Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; – Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию; – Министерство природных ресурсов РФ: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию; – Министерство промышленности и энергетики РФ: Федеральное агентство по промышленности; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральное агентство по энергетике; – Министерство регионального развития РФ, в ведении которого находится Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; – Министерство сельского хозяйства РФ: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по сельскому хозяйству; – Министерство транспорта РФ: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство ж/д транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство геодезии и картографии; – Министерство информационных технологий и связи РФ: Федеральная служба по надзору в сфере связи; Федеральное агентство по информационным технологиям; Федеральное агентство по связи; – Министерство финансов РФ: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство (федеральная служба); – Министерство экономического развития и торговли РФ: Федеральная таможенная служба; Федеральное агентство по гос. резервам; Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ: Федеральная антимонопольная служба; федеральная служба по тарифам; федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; федеральная служба государственной статистики; федеральная служба по финансовым рынкам; федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; федеральное агентство: по туризму; по физической культуре и спорту; по атомной энергетике; федеральное космическое агентство. 1.5. Органы судебной власти. Суд – особый государственный орган, который юридическими средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства – рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел, принятие решений по их существу. Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе единства, иерархичности и соподчиненности. Единство судебной системы состоит в том, что: – правила судопроизводства едины; – право применяется единообразно; – решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны; – судьи РФ имеют единый статус; – судьи в РФ финансируются из средств федерального бюджета. Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида: -федеральные; субъектов РФ; городские; межмуниципальные; районные. Под уровнем понимаются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда. Все суды РФ относятся к федеральным органам гос. власти, т.е. все суды выражают государственную волю России, в целом, и осуществляют правосудие именем Российской Федерации. В данном случае Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, хотя в других демократических странах есть и смешанная судебная система, как, например, в США, где, помимо единой судебной системы государства еще существуют независимые судебные системы каждого штата. В России субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. Исключением из правил является введение в России института мировых судей. Мировые судьи – органы судебной власти субъектов РФ. При этом субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные, связанные с этим судебным институтом, вопросы. Цель введения мировых судей – разгрузить суды общей юрисдикции; передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности; приблизить судебную систему к народу. Соподчиненность звеньев судебной системы состоит в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами. В зависимости от специфики дел судопроизводство в РФ подразделяется на конституционное, гражданское, административное, уголовное. Особый вид судопроизводства – арбитражное (экономическое). В этой связи судебная система РФ состоит из 3 подсистем: конституционная юстиция; суды общей юрисдикции; арбитражные суды. Органы конституционной юстиции: Конституционный суд РФ; конституционные суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ. Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят: · Верховный Суд РФ; · Верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (суды субъектов РФ); · Суды «промежуточных звеньев» между субъектом РФ и районом – это городские и муниципальные суды; · Районные суды; · Военные суды. Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (они охватывают территорию нескольких субъектов РФ); арбитражные суды субъектов РФ. Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную судебную функцию Суд первой инстанции – суд, принимающий решение по существу дела: – по уголовному делу: вопросы виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления; вопрос применения и не применения к нему уголовного наказания, его конкретной меры; – по гражданскому делу: вопросы о доказанности (недоказанности) гражданского иска и юридических последствиях, которые должны наступить. Судами первой инстанции являются районные суды общей юрисдикции и арбитражные суды субъектов РФ. Они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских, уголовных дел и экономических споров. Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Эту функцию выполняют – суды общей юрисдикции субъектов РФ и федеральные арбитражные суды округов. В надзорной инстанции проверяются законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, а также просматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды (подразделения судов) данной инстанции: – президиумы судов среднего звена (субъектов РФ); – коллегии Верховного Суда РФ; – Президиум Верховного Суда РФ; – Президиум Арбитражного Суда РФ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|