Здавалка
Главная | Обратная связь

Органы государственной власти субъектов РФ. Организационные формы регионального управления.



Законодательный (представительный) орган субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта. Его наименование и структура устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Наиболее распространенные названия законодательного органа:

– Законодательное собрание;

– Областной (краевой) совет;

– Областная Дума;

– Парламент;

– Государственное собрание;

– Государственный совет.

Встречаются и уникальные названия:

– Эл. Курултай (республика Алтай);

– Хурал (Бурятия, Калмыкия);

– Государственная Дума (Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ);

– Суглан (Эвенкийский автономный округ).

Как правило, данные органы имеют однопалатную структуру.

Сложная (двухпалатная) структура законодательных органов предусмотрена основными законами:

– Карелии (Палата республики и Палата представителей);

– Кабардино-Балкарии ( Совет республики и Совет представителей);

– Республики Саха (Якутия) – Палата республики и Палата представителей.

Двухпалатную структуру имеют парламенты:

– Татарстана ( Верхний Совет, Законодательной собрание);

– Республики Тыва (Верхний хурал и Великий хурал).

Количество депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией (основным законом) субъекта РФ. Обычно это 80-120 человек. Самый малочисленный законодательный орган в Ингушетии (27депутатов), а многочисленный – Татарстан (250 депутатов).

Порядок избрания: - при выборах законодательного ( представительного) органа государственной власти субъекта РФ не менее 50% депутатов данного органа ( а в двух палатном законодательном органе не менее 50% депутатов одной палаты) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах. Остальные депутаты (половина или менее) избираются по мажоритарным округам:

Таким образом, законодательные ( представительные) органы государственной власти субъекта РФ избираются по смешанной (мажоритарно -пропорциональной системе). Данный порядок действует с 2002 года. В настоящее время избрание законодательных органов субъектов происходит только по пропорциональной системе.

Срок полномочий депутатов законодательных органов государственной власти субъекта одного созыва устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта и не может превышать 5 лет.

Основные полномочия законодательного органа субъекта:

– принятие конституции (Устава) субъекта РФ;

– принятие законов и иных нормативно-правовых актов субъекта;

– утверждение бюджета субъекта РФ;

– избрание высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента;

– утверждение программ социально-экономического развития субъекта;

– введение налогов и сборов субъекта;

– установление: а) административно-территориального устройства субъекта;

б) системы исполнительных органов государственной власти субъекта; в) системы органов МСУ субъекта;

– назначение: а) референдума субъекта РФ; б) выборов законодательного (представительного) органа субъектов РФ;

– наделение полномочиями некоторых должностных лиц субъекта (судей конституционных (уставных) судов субъекта РФ);

– утверждение договоров, заключенных субъектом РФ;

– осуществление контроля: а) за соблюдением и исполнением законов субъекта; б) исполнением бюджета субъекта; в) исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта; г) соблюдением установленного порядка распоряжение собственностью субъекта.

Исполнительный орган власти субъекта РФ:

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ («правительство» субъекта РФ) не следует путать с высшим должностным лицом субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ, в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения (РФ и ее субъектов) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ, т.е. органы исполнительной власти субъектов являются территориальными отделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (напр., Управление внутренних дел в субъектах являются звеньями единой системы, возглавляемой Министерством внутренних дел РФ).

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта определяется:

– высшим должностным лицом субъекта РФ (т.е. руководителем исполнительной власти субъекта);

– в соответствии с конституцией (Уставом) субъекта.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, его структура, порядок формирования устанавливается Конституцией (Уставом) и законами субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта.

Он осуществляет следующие полномочия:

– принимает в пределах своих полномочий меры:

· по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина;

· охране собственности и общественного порядка;

· борьбе с преступностью;

– разрабатывает проект бюджета субъекта РФ и проекты программ социально-экономического развития субъекта;

– обеспечивает исполнение бюджета субъекта и готовит:

· отчет об исполнении указанного бюджета;

· отчеты о выполнении программ социально-экономического развития;

– формирует иные органы исполнительной власти субъекта;

управляет и распоряжается:

· собственностью субъекта в соответствии с законами субъекта РФ;

· федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;

– осуществляет контроль за соответствием федеральному законодательству, законодательству субъектов актов органов местного самоуправления (МСУ).

Высшее должностное лицо субъекта РФ. Основы статуса: - может быть установлено Конституцией (Уставом) субъекта РФ. Наименование высшего должностного лица субъекта ( руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) устанавливается также конституцией субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Наиболее распространенные наименования:

– президент субъекта РФ ( так обычно называют главу республик в состав РФ);

– глава администрации, губернатор (в остальных субъектах РФ);

– иные наименования.

Высшее должностное лицо субъекта осуществляет следующие полномочия:

– представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти; органами государственной власти субъектов РФ; органами МСУ; гражданами и организациями;

– подписывает договоры и соглашения от имени субъекта;

– обнародует законы, принятые законодательными органами государственной власти субъекта РФ;

– формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решения об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта;

– вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта с правом совещательного голоса;

вправе досрочно распустить законодательный орган государственной власти субъекта в случае:

· принятие данным органом конституции (Устава) и закона субъекта, иного нормативного акта, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;

· если такие противоречия установлены соответствующим судом;

· а законодательный орган не устранил их в течении 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта с иными органами государственной власти субъекта; с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами; органами МСУ и общественными объединениями.

До 2005 года федеральное законодательство, конституции подавляющего большинства субъектов РФ предусматривали избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъекта (т.е. всенародно. С 1994-2004г.) – Эта система избрания глав субъектов РФ имела следующие «плюсы»:

· необходимость для кандидата пройти «сито» выборов, получить «мандат» непосредственно от населения региона;

· возможность для населения субъекта по своему усмотрению сменить главу региона.

· В то же время данная система имела свои «минусы»:

· дороговизна выборов;

· сильное влияние на выборы крупных финансовых структур;

· фальсификация;

· излишняя независимость «всенародно избранных» глав регионов от центральной власти, следствием чего были: коррупция; срастание политической и криминальных элит регионов; нарушение прав человека; фактическое отсутствие ответственности главы региона перед центром; принятие в ряде регионов нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству; не выполнение в некоторых регионах Указов Президента РФ; Постановлений Правительства РФ; нарушения управляемости страной как единым целым.

После трагических событий в Беслане 03.09.2004 года Президентом РФ была озвучена идея о перемене системы избрания глав субъектов РФ. Также переход на новую систему объяснялся необходимостью усиления борьбы с терроризмом и противодействия коррупции. Федеральным законом №184 от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» был установлен новый порядок избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. – Высшее должностное лицо РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта по представлению Президента РФ.

Цели установления нового порядка избрания глав субъектов:

· централизация системы государственного управления;

· построение вертикали исполнительной власти, подчиненной Президенту РФ;

· борьба с коррупцией в регионах;

· усиление борьбы с преступностью и терроризмом;

· поддержка процесса смены поколений среди региональных элит, выдвижение новых кадров;

· повышение ответственности глав субъектов РФ.

Новый порядок избрания высшего должностного лица субъекта РФ с 2005 года следующий:

– предложение по кандидатуре главы региона вносится Президентом РФ в законодательный орган за 35 дней до срока истечения полномочий действующего главы региона;

– перед внесением предложения Президент РФ проводит консультацию с законодательным органом субъекта по кандидатуре на указанный пост;

– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта рассматривает представленную кандидатуру в течении 14 дней со дня внесения представления;

решение законодательного органа государственной власти субъекта о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа;

– если конституцией (Уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти субъекта, то решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного органа субъекта;

– в случае отклонения законодательным органом государственной власти субъекта представленной кандидатуры Президент РФ не позднее 7 дней со дня отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры проводятся соответствующие консультации с законодательным органом государственной власти субъекта по кандидатуре высшего должностного лица субъекта. По результатам указанных консультаций Президент РФ вправе внести предложение(3-й раз) о кандидатуре, либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта, ноне более чем на 6 месяцев.

Полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ может быть наделен гражданин РФ, достигший 30 лет. Иных ограничений(напр., обязательное проживание в соответствующем субъекте, знание языка и др.) законодательство не устанавливает.

Высшее должностное лицо субъекта (глава региона) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей; замещать иные государственные должности в РФ и в субъекте РФ; не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме:

· преподавательской;

· научной;

· иной творческой деятельности.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется Президентом РФ, но не может превышать 5 лет. //C 15.12.2004г. законодательно отменена действовавшая с 1999-2004г. Норма об ограничении продолжительности пребывания в должности главы субъекта 2 сроками. Это значит, что гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта неоднократно. (м.б. вновь переназначен через 5 лет или иной срок). Те главы субъектов, которые уже занимали свои должности по 10-14 лет, вновь получили возможность остаться на своих постах. Это означает, что согласно ФЗ №184 от 06.10.1999 года (ред. От 11.12.2004г.) высшее должностное лицо субъекта может занимать свою должность столько, сколько его предлагает Президент РФ и утверждает законодательный орган, при условии, если его полномочия не будут прекращены досрочно. (прим., глава Пермского края О. Чиркунов)//

Полномочия главы субъекта прекращаются досрочно в случаях: смерти его; отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия со стороны законодательного органа государственной власти субъекта; его отставки по собственному желанию; с утратой доверия Президента РФ и др.

В настоящее время обсуждается в Государственной Думе новый порядок избрания глав регионов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.