Органы государственной власти субъектов РФ. Организационные формы регионального управления.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта. Его наименование и структура устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Наиболее распространенные названия законодательного органа: – Законодательное собрание; – Областной (краевой) совет; – Областная Дума; – Парламент; – Государственное собрание; – Государственный совет. Встречаются и уникальные названия: – Эл. Курултай (республика Алтай); – Хурал (Бурятия, Калмыкия); – Государственная Дума (Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ); – Суглан (Эвенкийский автономный округ). Как правило, данные органы имеют однопалатную структуру. Сложная (двухпалатная) структура законодательных органов предусмотрена основными законами: – Карелии (Палата республики и Палата представителей); – Кабардино-Балкарии ( Совет республики и Совет представителей); – Республики Саха (Якутия) – Палата республики и Палата представителей. Двухпалатную структуру имеют парламенты: – Татарстана ( Верхний Совет, Законодательной собрание); – Республики Тыва (Верхний хурал и Великий хурал). Количество депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией (основным законом) субъекта РФ. Обычно это 80-120 человек. Самый малочисленный законодательный орган в Ингушетии (27депутатов), а многочисленный – Татарстан (250 депутатов). Порядок избрания: - при выборах законодательного ( представительного) органа государственной власти субъекта РФ не менее 50% депутатов данного органа ( а в двух палатном законодательном органе не менее 50% депутатов одной палаты) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах. Остальные депутаты (половина или менее) избираются по мажоритарным округам: Таким образом, законодательные ( представительные) органы государственной власти субъекта РФ избираются по смешанной (мажоритарно -пропорциональной системе). Данный порядок действует с 2002 года. В настоящее время избрание законодательных органов субъектов происходит только по пропорциональной системе. Срок полномочий депутатов законодательных органов государственной власти субъекта одного созыва устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта и не может превышать 5 лет. Основные полномочия законодательного органа субъекта: – принятие конституции (Устава) субъекта РФ; – принятие законов и иных нормативно-правовых актов субъекта; – утверждение бюджета субъекта РФ; – избрание высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента; – утверждение программ социально-экономического развития субъекта; – введение налогов и сборов субъекта; – установление: а) административно-территориального устройства субъекта; б) системы исполнительных органов государственной власти субъекта; в) системы органов МСУ субъекта; – назначение: а) референдума субъекта РФ; б) выборов законодательного (представительного) органа субъектов РФ; – наделение полномочиями некоторых должностных лиц субъекта (судей конституционных (уставных) судов субъекта РФ); – утверждение договоров, заключенных субъектом РФ; – осуществление контроля: а) за соблюдением и исполнением законов субъекта; б) исполнением бюджета субъекта; в) исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта; г) соблюдением установленного порядка распоряжение собственностью субъекта. Исполнительный орган власти субъекта РФ: Высший орган исполнительной власти субъекта РФ («правительство» субъекта РФ) не следует путать с высшим должностным лицом субъекта РФ. В соответствии с Конституцией РФ, в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения (РФ и ее субъектов) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ, т.е. органы исполнительной власти субъектов являются территориальными отделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (напр., Управление внутренних дел в субъектах являются звеньями единой системы, возглавляемой Министерством внутренних дел РФ). Структура исполнительных органов государственной власти субъекта определяется: – высшим должностным лицом субъекта РФ (т.е. руководителем исполнительной власти субъекта); – в соответствии с конституцией (Уставом) субъекта. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, его структура, порядок формирования устанавливается Конституцией (Уставом) и законами субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта. Он осуществляет следующие полномочия: – принимает в пределах своих полномочий меры: · по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; · охране собственности и общественного порядка; · борьбе с преступностью; – разрабатывает проект бюджета субъекта РФ и проекты программ социально-экономического развития субъекта; – обеспечивает исполнение бюджета субъекта и готовит: · отчет об исполнении указанного бюджета; · отчеты о выполнении программ социально-экономического развития; – формирует иные органы исполнительной власти субъекта; – управляет и распоряжается: · собственностью субъекта в соответствии с законами субъекта РФ; · федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ; – осуществляет контроль за соответствием федеральному законодательству, законодательству субъектов актов органов местного самоуправления (МСУ). Высшее должностное лицо субъекта РФ. Основы статуса: - может быть установлено Конституцией (Уставом) субъекта РФ. Наименование высшего должностного лица субъекта ( руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) устанавливается также конституцией субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования: – президент субъекта РФ ( так обычно называют главу республик в состав РФ); – глава администрации, губернатор (в остальных субъектах РФ); – иные наименования. Высшее должностное лицо субъекта осуществляет следующие полномочия: – представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти; органами государственной власти субъектов РФ; органами МСУ; гражданами и организациями; – подписывает договоры и соглашения от имени субъекта; – обнародует законы, принятые законодательными органами государственной власти субъекта РФ; – формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решения об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта; – вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта с правом совещательного голоса; – вправе досрочно распустить законодательный орган государственной власти субъекта в случае: · принятие данным органом конституции (Устава) и закона субъекта, иного нормативного акта, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству; · если такие противоречия установлены соответствующим судом; · а законодательный орган не устранил их в течении 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения; - обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта с иными органами государственной власти субъекта; с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами; органами МСУ и общественными объединениями. До 2005 года федеральное законодательство, конституции подавляющего большинства субъектов РФ предусматривали избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъекта (т.е. всенародно. С 1994-2004г.) – Эта система избрания глав субъектов РФ имела следующие «плюсы»: · необходимость для кандидата пройти «сито» выборов, получить «мандат» непосредственно от населения региона; · возможность для населения субъекта по своему усмотрению сменить главу региона. · В то же время данная система имела свои «минусы»: · дороговизна выборов; · сильное влияние на выборы крупных финансовых структур; · фальсификация; · излишняя независимость «всенародно избранных» глав регионов от центральной власти, следствием чего были: коррупция; срастание политической и криминальных элит регионов; нарушение прав человека; фактическое отсутствие ответственности главы региона перед центром; принятие в ряде регионов нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству; не выполнение в некоторых регионах Указов Президента РФ; Постановлений Правительства РФ; нарушения управляемости страной как единым целым. После трагических событий в Беслане 03.09.2004 года Президентом РФ была озвучена идея о перемене системы избрания глав субъектов РФ. Также переход на новую систему объяснялся необходимостью усиления борьбы с терроризмом и противодействия коррупции. Федеральным законом №184 от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» был установлен новый порядок избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. – Высшее должностное лицо РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта по представлению Президента РФ. Цели установления нового порядка избрания глав субъектов: · централизация системы государственного управления; · построение вертикали исполнительной власти, подчиненной Президенту РФ; · борьба с коррупцией в регионах; · усиление борьбы с преступностью и терроризмом; · поддержка процесса смены поколений среди региональных элит, выдвижение новых кадров; · повышение ответственности глав субъектов РФ. Новый порядок избрания высшего должностного лица субъекта РФ с 2005 года следующий: – предложение по кандидатуре главы региона вносится Президентом РФ в законодательный орган за 35 дней до срока истечения полномочий действующего главы региона; – перед внесением предложения Президент РФ проводит консультацию с законодательным органом субъекта по кандидатуре на указанный пост; – законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта рассматривает представленную кандидатуру в течении 14 дней со дня внесения представления; – решение законодательного органа государственной власти субъекта о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа; – если конституцией (Уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти субъекта, то решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного органа субъекта; – в случае отклонения законодательным органом государственной власти субъекта представленной кандидатуры Президент РФ не позднее 7 дней со дня отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры проводятся соответствующие консультации с законодательным органом государственной власти субъекта по кандидатуре высшего должностного лица субъекта. По результатам указанных консультаций Президент РФ вправе внести предложение(3-й раз) о кандидатуре, либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта, ноне более чем на 6 месяцев. Полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ может быть наделен гражданин РФ, достигший 30 лет. Иных ограничений(напр., обязательное проживание в соответствующем субъекте, знание языка и др.) законодательство не устанавливает. Высшее должностное лицо субъекта (глава региона) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей; замещать иные государственные должности в РФ и в субъекте РФ; не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме: · преподавательской; · научной; · иной творческой деятельности. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется Президентом РФ, но не может превышать 5 лет. //C 15.12.2004г. законодательно отменена действовавшая с 1999-2004г. Норма об ограничении продолжительности пребывания в должности главы субъекта 2 сроками. Это значит, что гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта неоднократно. (м.б. вновь переназначен через 5 лет или иной срок). Те главы субъектов, которые уже занимали свои должности по 10-14 лет, вновь получили возможность остаться на своих постах. Это означает, что согласно ФЗ №184 от 06.10.1999 года (ред. От 11.12.2004г.) высшее должностное лицо субъекта может занимать свою должность столько, сколько его предлагает Президент РФ и утверждает законодательный орган, при условии, если его полномочия не будут прекращены досрочно. (прим., глава Пермского края О. Чиркунов)// Полномочия главы субъекта прекращаются досрочно в случаях: смерти его; отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия со стороны законодательного органа государственной власти субъекта; его отставки по собственному желанию; с утратой доверия Президента РФ и др. В настоящее время обсуждается в Государственной Думе новый порядок избрания глав регионов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|