Социальная политика как общественная теория и практикаСтр 1 из 52Следующая ⇒
Прежде чем изучать конкретную дисциплину, обсуждать и анализировать какую-либо научную проблему, необходимо разобраться в ее сущности и содержании, теоретико-методологических аспектах сопряженных с ней категорий, явлений и процессов. Изучение дисциплины, в том числе социальной политики, будет малоэффективным, а дискуссии по ее отдельным структурообразующим элементам беспредметными, неконкретными, безрезультатными, если студенты, слушатели, оппоненты не имеют четкого представления и более менее близких точек зрения по основополагающим понятиям обсуждаемой темы. Например, вряд ли может получиться результативной дискуссия о путях развития рынка труда или системы социальной защиты, если участвующие в научном споре вкладывают совершенно разный смысл в данном случае в понятия «рынок труда» или «социальная защита». В теоретическом и практическом плане важно сначала разобраться в категориальном аппарате, определениях и дефинициях социальной политики и других исходных понятиях, раскрывающих и обогащающих ее содержание. Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с её понятийным аппаратом. [Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. 13 зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом] Т.е., социальная политика — многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. Объект и предмет Этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входя- щими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС> — систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых: • отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, • рынок труда, занятость, безработица; • социальное партнерство; • социальная защита; • оплата и охрана труда; • социальное страхование; • пенсионная система и др. Поэтому проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения итл. Конечно, нельзя исключать систему приоритетов социальной политики, различающихся по своему набору в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Однако широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полноты учета ее многоликих объектов и предмета — гарант результативности и действенности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества. (Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу. На уровне органов управления городами и районами субъектов Федерации накоплен колоссальный банк идей, предложений и рекомендаций по стратегии и тактике проведения социальных реформ, эффективной реализации социальной политики. Об этом свидетельствуют семинары и конференции по проблемам социального развития, проведенные в последнее время Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации в Псковской, Тюменской, Владимирской, Курской, Волгоградской областях, Республике Саха (Якутия), других регионах России. К сожалению, многие уникальные предложения и обоснования руководителей и специалистов городского, районного и муниципального уровня власти не доходят до федерального центра, хотя могли бы быть полезными при формировании и проведении современной государственной социальной политики. Поэтому целесообразно систематическое проведение семинаров, совещаний, конференций по проблемам социальных реформ и социальной политике с руководителями глав администраций районов, мэрами городов Российской Федерации, чтобы аккумулировать и распространять передовой опыт социального развития, доводи гь его идеи до руководителей федерального уровня. 1 2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики Эффективность реализации социальной политики любого уровня — федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан. Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы. в том числе в ее скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когдг на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства. При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудова! сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономически рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тези са следующая. Выход России и ее регионов из кризиса связан с решением проблем развитие производства. Именно в. этот вопрос упирается и проблема формирования доход ной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе дл: реализации социальной политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выраже нии) товаров и услуг: где М — объем денежной массы в стране; V — скорость оборота денежной массы; Q — объем товаров и услуг (ВВП); Р — средняя цена товаров и услуг. Социальная политика и социально-трудовая сфера не носят пассивный харак тер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они в т же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, тр< екторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организаци системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культур! и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг (Q других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующе г отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны гос; дарства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпр! нимателей и собственников. Т.е. социальная политика и социально-трудовая сфера имеют обратное влиян1< на общество, экономику, формирование доходной части бюджетов всех уровне1 10 ' Эффект этого влияния намного превышает вложенные в их развитие и реализацию первоначальные затраты. Примеры можно привести практически по всем направлениям социальной политики и элементам социально-трудовой сферы. Допустим, государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Казалось бы, на самом деле — это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т,д. Такой пассивный алгоритм подхода к пенсионной системе лежит лишь на поверхности. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства. Аналогичная положительная взаимосвязь существует между экономической эффективностью — с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования — с другой. Таким образом, экономика и социальная политика органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях. 3. Экономика труда Глубоко и всесторонне анализировать социальную политику, особенно применительно к сфере производства и услуг, невозможно без уяснения сущности и содержания экономики труда. Экономика труда достаточно распространенный термин и предмет научного исследования, образовательных дисциплин, практической деятельности специалистов и ученых государственных и общественных структур (министерств и комитетов труда, занятости, профсоюзов и т.д.). Анализ специальной литературы свидетельствует, что среди ученых и практиков нет не только единых представлений и позиций о сущности и содержании термина «экономики труда», но и не определены общие подходы к решению этой теорети ко-методологи чес кой проблемы. Даже многие учебники и методические пособия по курсу «Экономика труда» обходят вопрос сущностного понимания этой ключевой по данной учебной дисциплине категории. Учитывая базисное, основополагающее, исходное значение определения и уточнения сущности и содержания «экономики труда» для изучения дисциплины «социальная политика», остановимся на этом вопросе подробнее. Итак, что такое «экономика труда»? Чтобы ответить или начать отвечать на данный вопрос, надо в понятийном плане разобраться с двумя терминами, которым «обязано» это словосочетание, т.е. предмет нашего исследования — экономика и труд. Прежде всего, поговорим о понятии «экономика». Оказывается, это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Если посмотреть ело вари-справочники (в том числе, последних лет выпуска), то обнаружим широкий раз- брос представлений о самой сути «экономики». В некоторых словарях рыночной экономики это слово почему-то пропускают, в других — определяют как «сово купность отраслей страны...», «совокупность производственных отношений...» «система экономических наук, изучающих экономические отношения в обществе» ((наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми i процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйст венных процессов»1 и т.д. Иногда экономику (страны, республики, региона) пони мают слишком узко, сводят к каким-либо отдельным сферам или секторам хозяй ствования, изолированным процессам и явлениям (например, совокупное™ предприятий, финансов, налоговой политики, ценообразования и т.д.). Такой тео ретический подход к экономике нельзя исключать. Однако и для преувеличены! его методологической верности нет оснований, ибо он может вести к проблемам е практической плоскости. Мероприятия по совершенствованию и развитию эконо мики будут направлены на самом деле не на экономику, а лишь на отдельные со ставляюшие ее части. Кстати, отсюда исходит стратегия и тактика ограниченно! деятельности экономических властных структур на федеральном и региональны) уровнях (министерств экономики прежде всего), субъективизм в выборе приорите тов в их работе и т.д. В этой связи и с учетом отмеченного, под экономикой страны или региона е широком воспроизводственном плане целесообразно понимать динамичную обще ственно организованную систему хозяйствования, обеспечивающую процесс про изводства. распределения, обмена и потребления общественно полезных матери альных благ и услуг . Такой подход к определению сути экономики позволяет четко и обоснование формировать экономические концепции, программы, прогнозы и т.д., а тавоке гра мотно и профессионально планировать организацию работы экономических орга нов, определять их функции, задачи, приоритеты. Программы и планы развита: экономики страны (регионов, областей, районов и т.д.) должны содержать разделы связанные прежде всего с производством товаров и услуг (работники, работодате ли, предприятия, отрасли, районы, соответствующие министерства, администрациз районов, проблемы приватизации, регулирования экономики и т.д.) — это важ нейшая часть экономических документов и сверхпервоочередная задача экономи ческих органов. Следующие разделы охватывают процессы распределения и обмена (это цено образование и соответствующие органы и службы, сбытовые организации, опто вые базы и т.п.). Наконец — потребление (вновь работники, предприятия, органи зации, социальная сфера, госслужба и т.д.). Таким образом, заниматься по-настоящему экономикой (в том числе разраба тывать экономические программы, регулировать ее на практике) — это значи- См.: Рыночная экономика. Словарь/Под общ. ред. Г.Я Кипермана — 2-е иэд, доп — М Республика, 1995; Политическая экономия: Словарь / Под ред О.И. Ожерельева и др -— М : Но литиздат, 1990; Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономически! словарь. — М.: ИНФРА — М., 1997; Рыночная экономика. Слонарь-справочник. — М. Луч, 199^ » Другие. " См.: Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник. Под общей ред Куш лнна В.И., Волгина НА. — М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. — С. 713. анализировать все перечисленные процессы (производства, распределения, обмена и потребления) и предлагать соответствующие механизмы по их совершенствованию и развитию. Относительно понимания категории «труд», то здесь все проще, так как среди ученых и практиков давно нет противоречий и серьезных дискуссий на этот счет. Напомним лишь отдельные известные фундаментальные теоретические положения. Труд — это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с по-мошью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает в себя три основных момента: • целесообразную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на кото • средства труда, с помошью которых человек воздействует на предмет труда. этой связи с определенной долен условности (в узком смысле) можно считать основой экономики труда экономику рабочей силы. Интегрируя содержательные составляющие понимания экономики и труда, можно дать следующее определение. Экономика труда — это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы — ее производство — формирование (подготовка, обучение, повыше-ние квалификации работников и т.д.). распределение, обмен и потребление — использование, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда. Процесс производства (формирования) рабочей силы (способности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в ВУЗах, колледжах, при подготовке на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социального партнерства — работодателей, наемных работников и государства, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы предполагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату. Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда, которое сопровождается производством конкретной общественно полезной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, ему надо подготовить и обеспечить соответствующие условия: • рабочее место; • организовать труд и его охрану; • стимулированиетруда; • социальную защиту и т.д. Экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту ее эффективности. 4. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше — социально-трудовая сфера (СТО. Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения — отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют е чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противо речий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражаеп все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С опре деленной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать экономику социально-трудовой сферы. Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы (рис. 1); • социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образова • рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безра ■ сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стаби лизации уровня жизни населения и т.п.).
ПРИМЕРНАЯ CTPyifTVPA СТС
В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспече ния условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда: • система социальной защиты населения; • система социального партнерства; • система социального страхования; • пенсионная система; • охрана труда и т.д. Анализ составных частей и элементов СТС позволяет сделать вывод, что боль-1 шинство из них имеют острые теоретические и практические проблемы как в по-| нимании, так и в процессе прикладного построения и функционирования, о чеь пойдет речь в следующих главах учебника. В ходе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики co циально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям большей мере. Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни населения! рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д. 5. Социальная рыночная экономика Социальная политика тесно связана с понятием «социальная рыночная экономика», которая также является исходной базой при построении логики понимания социально-трудовой сферы. Однако до сих пор и здесь много неясного и спорного. Что такое социальная рыночная экономика. Чем она отличается от рыночной экономики? Объяснения типа —- суть социальной рыночной экономики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния — слишком тривиальны, поверхностны и не точны. В еще большей степени сомнителен тезис, что якобы сама рыночная экономика автоматически без вмешательства из вне регулирует уровень жизни населения,- соотношение социальной справедливости и экономической эффективности (свободы и порядка). Ядром социальной рыночной экономики является рыночная экономика, главная цель и задача которой — рост эффективности производства и прибыли. Рыночная экономика, достигая главную цель, в какой-то мере автоматически решает и некоторые социальные вопросы — обеспечение занятости, выплата заработной платы за результаты труда и т.д. Однако рыночная экономика основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости (рис. 2). Цель — экономическая эффективность, прибыль. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Рисунок 2. Примерная схема рыночной экономики Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Т.е., государство своей волей (насильно), а не сама рыночная экономика добровольно поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики (рис. 3) . СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Государственное реагирование экономики и социально-трудовых отношений 1. Прановое регулирование социально-трудовых 2. Регулирование доходов населении. 3. Обеспечение социальной зашиты. 4. Регулирование рынка труда и занятости. 5. Охранатрудаит.п._________________________ Рыночная экономика
Рисунок 3. Примерная схема социальной рыночной э. Ьективностью В этих условиях государство часто жертвует экономической э(] ради социальной защиты населения. Например, дополнение светофоров звуковой сигнализацией, специальные подъемники на общественном транспорте для инвалидов в Японии, Швеции, других странах с социальной рыночной экономикой наглядно подтверждают этот вывод. Таким образом, важнейшим критерием социальной рыночной экономики является (при прочих равных условиях) приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе реализации государственной социальной политики. 6. Контрольные задания и задачи для самопроверки 1. Проанализируйте имеющиеся в литературе определения экономики труда. 2. Каким фазам воспроизводства рабочей и силы и почему в большей степени а) фазе подготовки рабочей силы (PC); б) фазе распределения PC; в) фазе обмена PC; г) фазе использования PC. 1 См.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1996.
■-17 3. Обоснуйте, какое понятие, с Вашей точки зрения, шире — «социально- 4. Приведите конкретные примеры из области теории и практики, подтвер 5. Аргументируйте ключевые цели, задачи, принципы и критерии: а) социального государства; б) государства, использующего принципы субсидиарное™; в) социально ориентированной рыночной экономики; г) социальной рыночной экономики; д) рыночной экономики. 6. Докажите с помощью формулы Фишера активное воздействие социальной Глава 1.2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
7. Литература 1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993. 2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов'/ — с. 735. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. — М.: Гелиос АРВ,2000. —с. 336. 3. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики (учебно- 4. Экономика,труда и социальные отношения: (Курс ключевых лекций) / Под 5. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспек 6. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых 7. Рынок труда. Учебник / Под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н.А. Волгина. — М.: «Экзамен», 2000. — с. 448. План: 1. Социальная политика: Сущность и общие положения 2. Содержание социальной политики (субъекты и цели) 3. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального 4. Содержание социальной политики (функции и основные задачи со 5. Содержание социальной политики (основные сферы осуществле 6. Контрольные задания и задачи для самопроверки 7. Литература а ■ля.
. Социальная политика: Сущность, и общие наложения Общество и его структура Общество — целостная, исторически устойчивая форма (система) совместной жизнедеятельности людей. Целостность и историческая устойчивость (воспроизводимость, возобновляемое^) общества обеспечивается наличием и функционированием его внутреннего строения, структуры. Слова с русскими корнями (общество, общественный) и слова с латинскими корнями (социальный, социум) обозначают абсолютно одно и то же. Поэтому прилагательные «общественный» и «социальный» применительно к любым явлениям, о которых будет говориться ниже, — совершенно равноценны и равно содержательны по смыслу. Структура общества(общественная структура, социальная структура) — его строение, устройство, расчлененное и качественно воспроизводимое единство взаимодействующих частей общества. Структура общества удерживает (возобновляет), во-первых, организованность общества как целостности (системы) и, во-вторых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность. Говорить и думать об обществе и его структуре можно по-разному, Можно наблюдать (созерцать), что в обществе имеется, встречается, улавливать явную связанность событий, явлений, фактов, отмечать их сходства и различия, наталкиваться на чьи-то проблемы и интересы. А можно задаться целью понятьпричины событий, вероятность их возобновления, определить вероятное время актуальности (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий. Дойти в познании общества до причин, до закономерных связей, до предвидения вероятных действий, событий и следствий — это по силам только научному знанию, нацеленному на обслуживание активных действий в обществе. Активные действия в обществе называются общественной практикой(т.е. преобразовательной деятельностью). Общественная наука есть познавательная сторона общественной практики. Стремясь выполнить своё предназначение и обслужить общественную практику, наука сосредоточивается на познании причин, сущностных связей, на всём том, что составляет основу устойчивой повторяемости, воспроизводимости общественных явлений и процессов. Именно с этих позиций наука подходит и к изучению социальной структуры. Из всего бесконечного разнообразия общественных реалий наука выделяет то, что составляет именно структуру общественной жизни. Не будет натяжкой сказать, что структура общественной жизни — это устойчивые (длящиеся) проблемы людей. Выделите самые основные современные проблемы населения -и вот вам и структура общества, его проблемная структура. А если обратить внимание, что проблемы охватывают обычно не всё население в равной мере, что одна часть населения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая — другими, третья — третьими, то молено выделить группы населения с разньшц типами устойчивых жизненных проблем. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (т.е. длящиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности называется социальной группой. Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них — классы). У каждой такой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни и в существующих порядках, а также о том, что и как надо было бы переделать в этих порядках. Т.е. у социальных групп рашые интересы. иногда в чем-то схожие, а иногда — несовместимые, непримиримые даже. Совокупность социальных групп — это социальная структура.Дело не в перечне групп, а в совокупности их жгучих жизненных проблем, в сходствах и отличиях их интересов, в спектре представлений о желательных и нежелательных переменах, в направленности общественно значимых действий и т.п. Социальная структура — это не статистическая сводка о категориях населения, а общественный вулкан, в котором беспрестанно идут свои процессы и который по большей части относительно спокоен, ко в принципе чреват и взрывами.
Политика Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений социальных групп (и классов). Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнерства, союзы, компромиссы, вражда, давление, забастовка, борьба, гражданская война, гражданское согласие, пикет, гражданское неповиновение, насилие, угроза, мирная инициатива и много еще разных других форм. Общее же им имя —- политика. Политика есть взаимоотношения социальных групп (классов). 'Уго определение— самое точное и достаточно полное. Нет обществ без политики. Нельзя жить в обществе и быть вне политики. Государственность — выстраданная и порожденная человечеством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе. Социальная политика. Социальное положение Каковы интересы социальных групп? По какому поводу они все время политически (т.е. межгрупповым образом) взаимодействуют? По разным важным поводам. По характеру повода (по предмету интереса) политика как бы делится на разделы (сферы). Если социальные группы сталкиваются (или сотрудничают) по поводу дел в хозяйстве, в экономике, — то это экономическая политика. Если по поводу природной среды, ее состояния и использования, то это экологическая политика. Есть демографическая, культурная, образовательная и другие политики (сферы взаимоотношений). И есть социальная политика. Социальная политика — это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, со-
■ЯП1 циально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.). Как видите, главная тема социальной политики — социальное положение тех или иных частей народа и народа в целом. Как определить социальное положение? Т.е. за что по существу выступают и борются социальные группы? Социальное положение — это основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. Среди общественных условий, формирующих социальное положение, наиболее важными являются: 1. Общественное устройство (общественный строй), в котором закреплено Принципиально важно, осуществляется ли прогресс на основе эксплуатации или эксплуатация не допускается. В обществах, развивающихся на основе эксплуатации, значительная (обычно большая) часть общества оказывается объективно (и субъективно) отчужденной от установившихся порядков, не воспринимает их как свои, считает их навязанными. Реальный внутренний раскол общества, основанного на эксплуатации, предопределяет главную проблему социальной политики — проблему обеспечения гражданского мира, социального компромисса, социально- i го партнерства, как минимум — социального перемирия. 2. Власть в обществе как способ поддерживания социальной устойчивости. 3. Власть в хозяйстве (собственность). Собственность — это властно- Собственность — это проекция общественного устройства и распределения власти в обществе на экономическую сферу. В обществах, где доминирует частная капиталистическая собственность, социальное положение частных собственников воспроизводится и упрочивается за счет сохранения социального неравенства и подчиненного положения социальных групп, занятых наемным трудом. Это абсолютный закон. Модели социального рыночного хозяйства и социального партнерства позволяют смягчать жесткость действия этого закона. 4. Экономические условии — комплекс условий обеспечения средств сущест 5. Экологическая безопасность (уровень экологических опасностей как в природной среде, так и в поселениях, и в сфере производства). 6. Защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность) — тот общественный порядок, в котором субъекты могут опираться на общественный строй при выдвижении требований по улучшению или отстаиванию своего положения в обществе. Параметры социального положения — конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж). Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и другие). 2. Содержание социальной политики (субъекты и цели) Понятие содержании Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению её содержания, т.е. тех важнейших общественных процессов, которые и составляют социальную политику. Но предварительно сделаем замечание, цель которого предостеречь читателя. Наряду с научно строгим определением социальной политики, подчёркивающим её сущность, распространены поверхностные определения социальной политики, ограничивающиеся ее отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие её существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлений или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер. Для содержательного раскрытия содержательной политики необходимо охарактеризовать процесс взаимодействия социальных групп в нескольких важнейших аспектах: • кто реально участвует в социальной политике, т.е. определить круг её ре • состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп); • решающие параметры их социального положения;
• их самые важные современные социальные проблемы; • место государства в социальной политике; • цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии • конкретно-историческое соотношение социальных сил; • сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития; • степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|