Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная политика как общественная теория и практика



Прежде чем изучать конкретную дисциплину, обсуждать и анализировать ка­кую-либо научную проблему, необходимо разобраться в ее сущности и содержа­нии, теоретико-методологических аспектах сопряженных с ней категорий, явлений и процессов. Изучение дисциплины, в том числе социальной политики, будет ма­лоэффективным, а дискуссии по ее отдельным структурообразующим элементам беспредметными, неконкретными, безрезультатными, если студенты, слушатели, оппоненты не имеют четкого представления и более менее близких точек зрения по основополагающим понятиям обсуждаемой темы. Например, вряд ли может по­лучиться результативной дискуссия о путях развития рынка труда или системы со­циальной защиты, если участвующие в научном споре вкладывают совершенно разный смысл в данном случае в понятия «рынок труда» или «социальная защита».

В теоретическом и практическом плане важно сначала разобраться в категори­альном аппарате, определениях и дефинициях социальной политики и других ис­ходных понятиях, раскрывающих и обогащающих ее содержание.

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо ра­зобраться с её понятийным аппаратом.

[Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, на­правленных на жизнеобеспечение населения. 13 зависимости от того, от кого исхо­дят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нель­зя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного пони­мания этого социального явления. При таком узком толковании социальной поли­тики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Дру­гое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, де­формированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимо­действий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность насе­ления в целом]

Т.е., социальная политика — многогранный процесс и структурно сложное яв­ление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. Объект и предмет Этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входя-


щими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС> — систе­му взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых:

• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт,
туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

• рынок труда, занятость, безработица;

• социальное партнерство;

• социальная защита;

• оплата и охрана труда;

• социальное страхование;

• пенсионная система и др.

Поэтому проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения итл.

Конечно, нельзя исключать систему приоритетов социальной политики, разли­чающихся по своему набору в зависимости от конкретных этапов и условий разви­тия, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Однако широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полно­ты учета ее многоликих объектов и предмета — гарант результативности и дейст­венности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.

(Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, норматив­но-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осущест­вляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на районном, муни­ципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончатель­ное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.

На уровне органов управления городами и районами субъектов Федерации на­коплен колоссальный банк идей, предложений и рекомендаций по стратегии и так­тике проведения социальных реформ, эффективной реализации социальной поли­тики. Об этом свидетельствуют семинары и конференции по проблемам социального развития, проведенные в последнее время Российской академией го­сударственной службы при Президенте Российской Федерации в Псковской, Тю­менской, Владимирской, Курской, Волгоградской областях, Республике Саха (Якутия), других регионах России. К сожалению, многие уникальные предложения и обоснования руководителей и специалистов городского, районного и муници­пального уровня власти не доходят до федерального центра, хотя могли бы быть полезными при формировании и проведении современной государственной соци­альной политики. Поэтому целесообразно систематическое проведение семинаров, совещаний, конференций по проблемам социальных реформ и социальной полити­ке с руководителями глав администраций районов, мэрами городов Российской Федерации, чтобы аккумулировать и распространять передовой опыт социального развития, доводи гь его идеи до руководителей федерального уровня.


1 2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики

Эффективность реализации социальной политики любого уровня — федераль­ного, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетно­го обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муници­палитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жи­лищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занято­сти, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.

Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы. в том числе в ее скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего на территориях российского Се­вера, другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономиче­скими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когдг на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ог­раниченные средства.

При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудова! сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономически рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тези

са следующая.

Выход России и ее регионов из кризиса связан с решением проблем развитие производства. Именно в. этот вопрос упирается и проблема формирования доход ной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе дл: реализации социальной политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выраже нии) товаров и услуг:

где М — объем денежной массы в стране;

V — скорость оборота денежной массы;

Q — объем товаров и услуг (ВВП);

Р — средняя цена товаров и услуг.

Социальная политика и социально-трудовая сфера не носят пассивный харак тер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они в т же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, тр< екторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организаци системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культур! и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг (Q других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующе г отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны гос; дарства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпр! нимателей и собственников.

Т.е. социальная политика и социально-трудовая сфера имеют обратное влиян1< на общество, экономику, формирование доходной части бюджетов всех уровне1


10 '


Эффект этого влияния намного превышает вложенные в их развитие и реализацию первоначальные затраты. Примеры можно привести практически по всем направ­лениям социальной политики и элементам социально-трудовой сферы. Допустим, государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реали­зацию пенсионной системы. Казалось бы, на самом деле — это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т,д. Та­кой пассивный алгоритм подхода к пенсионной системе лежит лишь на поверхно­сти. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и разви­тия производства. Аналогичная положительная взаимосвязь существует между экономической эффективностью — с одной стороны, и решением проблем занято­сти, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здраво­охранения, науки, образования — с другой.

Таким образом, экономика и социальная политика органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3. Экономика труда

Глубоко и всесторонне анализировать социальную политику, особенно приме­нительно к сфере производства и услуг, невозможно без уяснения сущности и со­держания экономики труда.

Экономика труда достаточно распространенный термин и предмет научного исследования, образовательных дисциплин, практической деятельности специа­листов и ученых государственных и общественных структур (министерств и ко­митетов труда, занятости, профсоюзов и т.д.). Анализ специальной литературы свидетельствует, что среди ученых и практиков нет не только единых представ­лений и позиций о сущности и содержании термина «экономики труда», но и не определены общие подходы к решению этой теорети ко-методологи чес кой про­блемы. Даже многие учебники и методические пособия по курсу «Экономика труда» обходят вопрос сущностного понимания этой ключевой по данной учеб­ной дисциплине категории. Учитывая базисное, основополагающее, исходное значение определения и уточнения сущности и содержания «экономики труда» для изучения дисциплины «социальная политика», остановимся на этом вопросе подробнее.

Итак, что такое «экономика труда»? Чтобы ответить или начать отвечать на данный вопрос, надо в понятийном плане разобраться с двумя терминами, кото­рым «обязано» это словосочетание, т.е. предмет нашего исследования — экономи­ка и труд.

Прежде всего, поговорим о понятии «экономика». Оказывается, это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Если посмотреть ело вари-справочники (в том числе, последних лет выпуска), то обнаружим широкий раз-


брос представлений о самой сути «экономики». В некоторых словарях рыночной экономики это слово почему-то пропускают, в других — определяют как «сово купность отраслей страны...», «совокупность производственных отношений...» «система экономических наук, изучающих экономические отношения в обществе» ((наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми i процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйст венных процессов»1 и т.д. Иногда экономику (страны, республики, региона) пони мают слишком узко, сводят к каким-либо отдельным сферам или секторам хозяй ствования, изолированным процессам и явлениям (например, совокупное™ предприятий, финансов, налоговой политики, ценообразования и т.д.). Такой тео ретический подход к экономике нельзя исключать. Однако и для преувеличены! его методологической верности нет оснований, ибо он может вести к проблемам е практической плоскости. Мероприятия по совершенствованию и развитию эконо мики будут направлены на самом деле не на экономику, а лишь на отдельные со ставляюшие ее части. Кстати, отсюда исходит стратегия и тактика ограниченно! деятельности экономических властных структур на федеральном и региональны) уровнях (министерств экономики прежде всего), субъективизм в выборе приорите тов в их работе и т.д.

В этой связи и с учетом отмеченного, под экономикой страны или региона е широком воспроизводственном плане целесообразно понимать динамичную обще ственно организованную систему хозяйствования, обеспечивающую процесс про изводства. распределения, обмена и потребления общественно полезных матери альных благ и услуг .

Такой подход к определению сути экономики позволяет четко и обоснование формировать экономические концепции, программы, прогнозы и т.д., а тавоке гра мотно и профессионально планировать организацию работы экономических орга нов, определять их функции, задачи, приоритеты. Программы и планы развита: экономики страны (регионов, областей, районов и т.д.) должны содержать разделы связанные прежде всего с производством товаров и услуг (работники, работодате ли, предприятия, отрасли, районы, соответствующие министерства, администрациз районов, проблемы приватизации, регулирования экономики и т.д.) — это важ нейшая часть экономических документов и сверхпервоочередная задача экономи ческих органов.

Следующие разделы охватывают процессы распределения и обмена (это цено образование и соответствующие органы и службы, сбытовые организации, опто вые базы и т.п.). Наконец — потребление (вновь работники, предприятия, органи зации, социальная сфера, госслужба и т.д.).

Таким образом, заниматься по-настоящему экономикой (в том числе разраба тывать экономические программы, регулировать ее на практике) — это значи-

См.: Рыночная экономика. Словарь/Под общ. ред. Г.Я Кипермана — 2-е иэд, доп — М Республика, 1995; Политическая экономия: Словарь / Под ред О.И. Ожерельева и др -— М : Но литиздат, 1990; Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономически! словарь. — М.: ИНФРА — М., 1997; Рыночная экономика. Слонарь-справочник. — М. Луч, 199^ » Другие.

" См.: Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник. Под общей ред Куш лнна В.И., Волгина НА. — М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. — С. 713.



анализировать все перечисленные процессы (производства, распределения, обмена и потребления) и предлагать соответствующие механизмы по их совершенствова­нию и развитию.

Относительно понимания категории «труд», то здесь все проще, так как среди ученых и практиков давно нет противоречий и серьезных дискуссий на этот счет. Напомним лишь отдельные известные фундаментальные теоретические положе­ния.

Труд — это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с по-мошью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает в себя три основных момента:

• целесообразную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на кото­
рый направлен груд;

• средства труда, с помошью которых человек воздействует на предмет труда.
Главным условием трудовой деятельности является наличие рабочей силы. В

этой связи с определенной долен условности (в узком смысле) можно считать ос­новой экономики труда экономику рабочей силы.

Интегрируя содержательные составляющие понимания экономики и труда, можно дать следующее определение. Экономика труда — это динамичная общест­венно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства ра­бочей силы — ее производство — формирование (подготовка, обучение, повыше-ние квалификации работников и т.д.). распределение, обмен и потребление — использование, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работ­ника, средств и предметов труда.

Процесс производства (формирования) рабочей силы (способности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в ВУЗах, кол­леджах, при подготовке на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социального партнерства — работодателей, наемных работников и государства, а также непо­средственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы предполагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработ­ную плату. Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосред­ственно на рабочем месте, в процессе труда, которое сопровождается производст­вом конкретной общественно полезной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые ре­зультаты, ему надо подготовить и обеспечить соответствующие условия:

• рабочее место;

• организовать труд и его охрану;

• стимулированиетруда;

• социальную защиту и т.д.

Экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту ее эффективности.


4. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики

В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше — социально-трудовая сфера (СТО. Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального разви­тия, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения — отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют е чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противо речий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражаеп все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С опре деленной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно по­нимать экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фа­зы процесса воспроизводства рабочей силы (рис. 1);

• социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образова
ние, здравоохранение, кулыура и т.д.);

• рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безра
ботных);

■ сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стаби лизации уровня жизни населения и т.п.).

  СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
    ->-
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ Л
РЫНОК ТТУДА, ЗАНЯТОСТЬ, БЕЗРАБОТИЦА

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПОДГОТОВКА. ПЕРЕПОДГОТОВИЛ * ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

СОЦИАЛЬНАЯ

МОТИВАЦИЯ П РОИЗ ВОДИТЕЛЪНОГО ТРУДА

+ t t т t t t t t t
  1 J 1 1   1 РЫНОЧНАЯ СРЕДА 1       1 1 1
Рис. I. Примерная структура СТС

ПРИМЕРНАЯ CTPyifTVPA СТС

 

СТАБИЛИЗАЦИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ  
  соцнально-культугпын комплекс
     


В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспече ния условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:

• система социальной защиты населения;

• система социального партнерства;

• система социального страхования;

• пенсионная система;

• охрана труда и т.д.

Анализ составных частей и элементов СТС позволяет сделать вывод, что боль-1 шинство из них имеют острые теоретические и практические проблемы как в по-| нимании, так и в процессе прикладного построения и функционирования, о чеь пойдет речь в следующих главах учебника.

В ходе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики co циально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям большей мере. Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни населения! рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.

5. Социальная рыночная экономика

Социальная политика тесно связана с понятием «социальная рыночная эконо­мика», которая также является исходной базой при построении логики понимания социально-трудовой сферы. Однако до сих пор и здесь много неясного и спорного. Что такое социальная рыночная экономика. Чем она отличается от рыночной эко­номики? Объяснения типа —- суть социальной рыночной экономики в направлен­ности на человека, его развитие, рост благосостояния — слишком тривиальны, по­верхностны и не точны. В еще большей степени сомнителен тезис, что якобы сама рыночная экономика автоматически без вмешательства из вне регулирует уровень жизни населения,- соотношение социальной справедливости и экономической эф­фективности (свободы и порядка).

Ядром социальной рыночной экономики является рыночная экономика, глав­ная цель и задача которой — рост эффективности производства и прибыли. Ры­ночная экономика, достигая главную цель, в какой-то мере автоматически решает и некоторые социальные вопросы — обеспечение занятости, выплата заработной платы за результаты труда и т.д. Однако рыночная экономика основана на конку­ренции, и ей нет дела до социальной справедливости (рис. 2).

Цель — экономическая эффективность, прибыль.
________
Основа развития —■ конкуренция

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Рисунок 2. Примерная схема рыночной экономики

Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых


благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Т.е., государство своей во­лей (насильно), а не сама рыночная экономика добровольно поворачивает ее к ин­тересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики (рис. 3) .

СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Перераспределение (налоги, соц. страхование и т.п.)

Государственное реагирование экономики и социально-трудовых отношений

1. Прановое регулирование социально-трудовых
отношений.

2. Регулирование доходов населении.

3. Обеспечение социальной зашиты.

4. Регулирование рынка труда и занятости.

5. Охранатрудаит.п._________________________

Рыночная экономика

экономики

Рисунок 3. Примерная схема социальной рыночной э.

Ьективностью

В этих условиях государство часто жертвует экономической э(] ради социальной защиты населения.

Например, дополнение светофоров звуковой сигнализацией, специальные подъемники на общественном транспорте для инвалидов в Японии, Швеции, дру­гих странах с социальной рыночной экономикой наглядно подтверждают этот вы­вод.

Таким образом, важнейшим критерием социальной рыночной экономики явля­ется (при прочих равных условиях) приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради соци­ального спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе реализации государ­ственной социальной политики.

6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Проанализируйте имеющиеся в литературе определения экономики труда.
Какой вариант в большей мере соответствует Вашей точке зрения? В чем особен­
ности и смысл воспроизводственного подхода к пониманию экономики труда?

2. Каким фазам воспроизводства рабочей и силы и почему в большей степени
соответствует функциональная роль отраслей социально-культурно го комплекса
(образования, здравоохранения, культуры и т.д.) как составной части СТС:

а) фазе подготовки рабочей силы (PC);

б) фазе распределения PC;

в) фазе обмена PC;

г) фазе использования PC.

1 См.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1996.


 



■-17


3. Обоснуйте, какое понятие, с Вашей точки зрения, шире — «социально-
трудовая сфера» или «социальная сфера». Предложите критерии их содержатель­
ной близости и сущностные отличия.

4. Приведите конкретные примеры из области теории и практики, подтвер­
ждающие — единство социальной и трудовой составляющей в социально-
трудовых отношениях.

5. Аргументируйте ключевые цели, задачи, принципы и критерии:

а) социального государства;

б) государства, использующего принципы субсидиарное™;

в) социально ориентированной рыночной экономики;

г) социальной рыночной экономики;

д) рыночной экономики.

6. Докажите с помощью формулы Фишера активное воздействие социальной
политики и СТС на развитие экономики и общества в целом.


Глава 1.2.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


 


7. Литература

1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов'/
Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. — М: ОАО НПО «Экономика», 2000.

— с. 735.

Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. — М.: Гелиос АРВ,2000. —с. 336.

3. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики (учебно-
методические разработки); научн. ред. и состав. Волгин Н.А., Щербаков А.И. —
М.: Изд-во РАГС, 1996.-е. 180.

4. Экономика,труда и социальные отношения: (Курс ключевых лекций) / Под
ред. Волгина П.А., Ракитского Б.В. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — с. 210.

5. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспек­
тивы / Волгин Н.А., Катульский Е.Д., Костин Л.А., РакитскиЙ Б.В. и др. — М.:
Молодая гвардия, 1996. — с. 835.

6. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых
проблем. — М: Экономика, 1998. — с. 260.

7. Рынок труда. Учебник / Под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н.А. Волгина.

— М.: «Экзамен», 2000. — с. 448.


План:

1. Социальная политика: Сущность и общие положения

2. Содержание социальной политики (субъекты и цели)

3. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального
развития)

4. Содержание социальной политики (функции и основные задачи со­
циальной политики)

5. Содержание социальной политики (основные сферы осуществле­
ния социальной политики) _

6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

7. Литература а

■ля.


 




. Социальная политика: Сущность, и общие наложения

Общество и его структура

Общество — целостная, исторически устойчивая форма (система) совмест­ной жизнедеятельности людей. Целостность и историческая устойчивость (вос­производимость, возобновляемое^) общества обеспечивается наличием и функ­ционированием его внутреннего строения, структуры.

Слова с русскими корнями (общество, общественный) и слова с латинскими корнями (социальный, социум) обозначают абсолютно одно и то же. Поэтому при­лагательные «общественный» и «социальный» применительно к любым явлениям, о которых будет говориться ниже, — совершенно равноценны и равно содержа­тельны по смыслу.

Структура общества(общественная структура, социальная структура) — его строение, устройство, расчлененное и качественно воспроизводимое единство взаи­модействующих частей общества. Структура общества удерживает (возобновляет), во-первых, организованность общества как целостности (системы) и, во-вторых, по­рядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Говорить и думать об обществе и его структуре можно по-разному, Можно на­блюдать (созерцать), что в обществе имеется, встречается, улавливать явную свя­занность событий, явлений, фактов, отмечать их сходства и различия, наталкивать­ся на чьи-то проблемы и интересы. А можно задаться целью понятьпричины событий, вероятность их возобновления, определить вероятное время актуально­сти (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий.

Дойти в познании общества до причин, до закономерных связей, до предвиде­ния вероятных действий, событий и следствий — это по силам только научному знанию, нацеленному на обслуживание активных действий в обществе.

Активные действия в обществе называются общественной практикой(т.е. преобразовательной деятельностью). Общественная наука есть познавательная сторона общественной практики.

Стремясь выполнить своё предназначение и обслужить общественную практи­ку, наука сосредоточивается на познании причин, сущностных связей, на всём том, что составляет основу устойчивой повторяемости, воспроизводимости обществен­ных явлений и процессов. Именно с этих позиций наука подходит и к изучению социальной структуры.

Из всего бесконечного разнообразия общественных реалий наука выделяет то, что составляет именно структуру общественной жизни. Не будет натяжкой ска­зать, что структура общественной жизни — это устойчивые (длящиеся) проблемы людей. Выделите самые основные современные проблемы населения -и вот вам и структура общества, его проблемная структура. А если обратить внимание, что проблемы охватывают обычно не всё население в равной мере, что одна часть на­селения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая — другими, тре­тья — третьими, то молено выделить группы населения с разньшц типами ус­тойчивых жизненных проблем.


Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (т.е. длящиеся и зако­номерно возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедея­тельности называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них — классы). У каждой такой группы своя правда, свои представления о том, что хоро­шо и что плохо в жизни и в существующих порядках, а также о том, что и как надо было бы переделать в этих порядках. Т.е. у социальных групп рашые интересы. иногда в чем-то схожие, а иногда — несовместимые, непримиримые даже. Сово­купность социальных групп — это социальная структура.Дело не в перечне групп, а в совокупности их жгучих жизненных проблем, в сходствах и отличиях их интересов, в спектре представлений о желательных и нежелательных переменах, в направленности общественно значимых действий и т.п. Социальная структура — это не статистическая сводка о категориях населения, а общественный вулкан, в котором беспрестанно идут свои процессы и который по большей части относи­тельно спокоен, ко в принципе чреват и взрывами.

I

Политика

Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обще­стве. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений социальных групп (и классов). Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнерства, союзы, компромиссы, вражда, давление, забастовка, борьба, гражданская война, гражданское согласие, пикет, гражданское неповино­вение, насилие, угроза, мирная инициатива и много еще разных других форм. Об­щее же им имя —- политика.

Политика есть взаимоотношения социальных групп (классов). 'Уго опреде­ление— самое точное и достаточно полное. Нет обществ без политики. Нельзя жить в обществе и быть вне политики. Государственность — выстраданная и по­рожденная человечеством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.

Социальная политика. Социальное положение

Каковы интересы социальных групп? По какому поводу они все время полити­чески (т.е. межгрупповым образом) взаимодействуют? По разным важным пово­дам. По характеру повода (по предмету интереса) политика как бы делится на раз­делы (сферы). Если социальные группы сталкиваются (или сотрудничают) по поводу дел в хозяйстве, в экономике, — то это экономическая политика. Если по поводу природной среды, ее состояния и использования, то это экологическая по­литика. Есть демографическая, культурная, образовательная и другие политики (сферы взаимоотношений). И есть социальная политика.

Социальная политика это взаимоотношения социальных групп по пово­ду сохранения и изменения социального положения населения в целом и со­ставляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, со-


 




■ЯП1


циально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, на­селение города, поселка, региона и т.п.).

Как видите, главная тема социальной политики — социальное положение тех или иных частей народа и народа в целом. Как определить социальное положение? Т.е. за что по существу выступают и борются социальные группы?

Социальное положение — это основная комплексная характеристика жизне­деятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества.

Среди общественных условий, формирующих социальное положение, наиболее важными являются:

1. Общественное устройство (общественный строй), в котором закреплено
генеральное распределение ролей в обществе, в первую очередь разделение на
эксплуататоров и эксплуатируемых, господ и подчиненных.

Принципиально важно, осуществляется ли прогресс на основе эксплуатации или эксплуатация не допускается. В обществах, развивающихся на основе эксплуа­тации, значительная (обычно большая) часть общества оказывается объективно (и субъективно) отчужденной от установившихся порядков, не воспринимает их как свои, считает их навязанными. Реальный внутренний раскол общества, основанно­го на эксплуатации, предопределяет главную проблему социальной политики — проблему обеспечения гражданского мира, социального компромисса, социально- i го партнерства, как минимум — социального перемирия.

2. Власть в обществе как способ поддерживания социальной устойчивости.
Существенно важен тип (модель) доминирования господствующих классов во вла­
сти, варьирующий от прямой диктатуры до социального партнерства.

3. Власть в хозяйстве (собственность). Собственность — это властно-
хозяйственные отношения, т.е. разделение на тех, кто принимает в хозяйстве са­
мые важные, а то и все решения и тех, кто обязан их только исполнять. В распре­
делении имущества это разделение на господ и подчиненных отражается и закреп­
ляется. По основными, определяющими в собственности являются не
имущественные, а именно властно-хозяйственные отношения.

Собственность — это проекция общественного устройства и распределения власти в обществе на экономическую сферу. В обществах, где доминирует частная капиталистическая собственность, социальное положение частных собственников воспроизводится и упрочивается за счет сохранения социального неравенства и подчиненного положения социальных групп, занятых наемным трудом. Это абсо­лютный закон. Модели социального рыночного хозяйства и социального партнер­ства позволяют смягчать жесткость действия этого закона.

4. Экономические условии — комплекс условий обеспечения средств сущест­
вования и развития, необходимых и достаточных для воспроизведения и общест­
венно нормальной эволюции социального положения социальных групп и общно­
стей. Сюда относятся не только доходы, но и условия просвещения, образования,
здравоохранения, обеспечение жилищами, коммунально-бытовыми услугами, уро­
вень благоустройства населенных мест и т.п.


5. Экологическая безопасность (уровень экологических опасностей как в

природной среде, так и в поселениях, и в сфере производства).

6. Защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность)

— тот общественный порядок, в котором субъекты могут опираться на обществен­ный строй при выдвижении требований по улучшению или отстаиванию своего положения в обществе.

Параметры социального положения — конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оцен­ки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной опре­деленностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социаль­ном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж).

Параметры социального положения применяются также при определении каче­ственных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и другие).

2. Содержание социальной политики (субъекты и цели)

Понятие содержании

Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению её содержа­ния, т.е. тех важнейших общественных процессов, которые и составляют соци­альную политику.

Но предварительно сделаем замечание, цель которого предостеречь читателя. Наряду с научно строгим определением социальной политики, подчёркивающим её сущность, распространены поверхностные определения социальной политики, ограничивающиеся ее отдельными содержательными характеристиками, а зачас­тую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представле­ния о социальной политике затрудняют восприятие её существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлений или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.

Для содержательного раскрытия содержательной политики необходимо оха­рактеризовать процесс взаимодействия социальных групп в нескольких важней­ших аспектах:

кто реально участвует в социальной политике, т.е. определить круг её ре­
ально действующих и социально пассивных субъектов;

состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп);

• решающие параметры их социального положения;


 




их самые важные современные социальные проблемы;

место государства в социальной политике;

цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии
и программные приоритеты;

конкретно-историческое соотношение социальных сил;

сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития;

степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его
стабильности и нестабильности
(это проблемы социальной безопасности,
устойчивости, стабильности).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.