Распределенность терминовСтр 1 из 7Следующая ⇒
Д.А.ЗУБКОВ
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»
учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы обучения
Чайковский, 2012
Автор – к.п.н. Зубков Д.А. Рецензент – к.п.н., доцент Мухамитянов Ф.Д.
Курс лекций по дисциплине «Логика»: учебно-методическое пособие - утверждено
Учебно-методическим советом № ______ от ________________ 2012 г
Цель курса лекций – помочь студенту в освоении дисциплины «Логика». Курс включает: предисловие, где обосновывается значимость дисциплины; планы и содержание лекций; перечень основной и дополнительной литературы по каждой лекции. Курс лекций предназначен для студентов ФГБОУ ВПО – Чайковский государственный институт физической культуры дневной и заочной форм обучения, в том числе обучающимся на индивидуальном графике. ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина «Логика» является одной из основополагающих дисциплин, формирующих культуру мышления будущих специалистов. Фундаментальной основой любой учебной дисциплины является понятийный аппарат и работа с ним. Дисциплина «Логика» закладывает основу для понимания и осознания основных форм и законов мышления, тем самым создает предпосылки для успешного усвоения учебного материала. Настоящая разработка способствует закреплению теоретических знаний, обеспечивает возможность студентам, обучающимся на индивидуальном графике, организовать процесс самостоятельного изучения дисциплины. ЛЕКЦИЯ 1 ЯЗЫК И ЛОГИКА План лекции: 1 Объект, предмет и значение логики. 2 Сущность процесса познания. 3 Основные логические формы. 4 Язык логики: дескриптивные и логические термины. 5 Законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Литература: a основная литература: 1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 9 – 24; 85 – 95). 2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119). 3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119). 4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 77 – 101). b дополнительная литература: 1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 7 – 47; 161 – 175). 2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 5 – 27). 3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 5 – 11). Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». 3 значения: - как закономерность и взаимосвязь между событиями или поступками людей в объективном мире; - как строгость, последовательность, закономерность процесса мышления; - как наука, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления. Логика – наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Объектлогики – мышление человека. Предметлогики – логические формы, операции с ними и законы мышления. Логическая форма – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
3 логические формы: 1 Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов. 2 Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. 3 Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
ЯЗЫК ЛОГИКИ
Язык логики составляют две большие группы: 1 дескриптивные термины; 2 логические термины.
К дескриптивным терминам относятся: 1 Имена предметов – слова или словосочетания, обозначающие единичные предметы («Аристотель», «первый космонавт», «Чайковский государственный институт физической культуры» «7») или классы однородных предметов (например, «пароход», «книга», «спортсмены», «виды спорта», и др.). В зависимости от наличия частей, имеющих самостоятельный смысл: a простые («удар», «шаг», «дисциплина»); b сложные («самый большой водопад в мире», «обитаемая планета Солнечной системы»). В зависимости от обозначаемого предмета: a. собственные – имена отдельных людей, предметов, событий («П.Ф.Лесгафт», «Кама»); b. общие – название класса однородных предметов, («спортсмены», «институт»). 2 Функции – выражения, содержащие одну или несколько переменных. В зависимости от того, чем станет выражение после подстановки конкретных значений: a именная функция – это выражение, которое при замене переменных на постоянные превращается в обозначение предмета («тренер спортсмена «y» – подставив вместо «у» конкретное имя, получим сложное имя конкретного тренера); b пропозициональная функция – выражение, превращающееся в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области («z» – тренер спортсменов «х» и «y» – подставив вместо «z», «x» и «у» конкретные имена, получим либо истинное высказывание (если он действительно их тренирует), либо ложное (в том случае, если он не является их тренером)); В зависимости от числа переменных: a одноместные – содержащие одну переменную («x – лыжник»); b многоместные – содержащие две и более переменных («х > у»; «х + z»).
3 Предикаторы – слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами. В зависимости от того, что обозначает предикатор: a одноместный – обозначают свойства ( «сильный», «смелый», «большой»); b двухместный – обозначают отношения между двумя сравниваемыми предметами: («больше», «сильнее», «старше»); c трехместный – обозначает отношения между тремя сравниваемыми предметами («между» («Город Москва расположен между городами Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону»). 4 Функциональные знаки – выражения, обозначающие математические функции, операции («сtg a», «+», «Ö» и др.).
К логическим терминам относятся: 1 Конъюнкция – соответствует союзу «и» – обозначается: a ^ b, или а • b, или а & b («Закончились лекции, и студенты пошли домой»). 2 Дизъюнкция – соответствует союзу «или» (нестрогая дизъюнкция – истинными могут быть одновременно оба суждения); «либо» (строгая дизъюнкция – сложное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба) – обозначается: a v b («Он или спортсмен или музыкант») 3 Импликация – соответствует союзу «если... то» – обозначается: а → b. («Если будет хорошая погода, то мы пойдем в поход»). 4 Эквиваленция – соответствует словам «тогда и только тогда, когда», «эквивалентно» – обозначается: а ≡ b, или а ↔ b, или а→← b («Квадрат тогда и только тогда квадрат, когда это равносторонний прямоугольник»). 5 Отрицание – соответствует словам «неверно, что» – обозначается: ā, ~а («Тренировка сложная» (а); «Неверно, что тренировка сложная ( ā )). 6 Кванторы – указывают, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. В зависимости от этого: a кванторы общности – соответствуют словам «все», «каждый», «ни один», «никто» и т.д. – обозначаются: («Все студенты должны учить логику»); b кванторы существования – соответствуют словам «некоторые», «часть», «большинство» и т.д. – обозначаются: («Некоторые спортсмены - биатлонисты»).
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ Логический закон– необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. 1 Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. р есть р; р → р или р ≡ р, Мысль должна иметь определенное устойчивое содержание и не подменяться другими мыслями. Нарушение закона – «подмена понятий» («Один - про Фому, другой - про Ерему»). («Студенты прослушали разъяснения учителя». Здесь неясно, слушали ли они внимательно или, наоборот, пропустили его разъяснения).
2 Закон непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно. «неверно, что «р» и «не р»»,
т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую («Этот студент сдал сессию» и «Этот студент не сдал сессию»). 3 Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно – истинно, а другое – ложно, третьего не дано. «либо «р», либо «не р»
Если суждение «Все студенты должны учить логику» истинно, то отрицание этого суждения «Некоторые студенты не должны учить логику» - ложно.
4 Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых, доказана. «если есть q, то есть и его основание р».
Если истинность какой-либо мысли принята только на веру, то она не может считаться обоснованной.
ЛЕКЦИЯ 2 УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
План лекции: 1 Понятие как форма отражения действительности. 2 Содержание и объем понятия. 3 Отношения между понятиями. 4 Виды понятий.
Литература: a основная литература: 1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 25 – 34). 2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 28 – 34). 3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 28 – 34). 4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 13 – 27). b дополнительная литература: 1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 48 – 80; 102 – 107). 2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 183 – 198). 3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 12 – 24).
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов. Содержание понятия – это общие, существенные признаки, отраженные в понятии. Объем понятия – это те предметы, к которым относится данное понятие. Содержание и объем тесно связаны друг с другом. Если к содержанию какого-то понятия (к содержанию понятия «студент») добавить новый признак («физкультурного вуза»), то получится понятие с более широким содержанием, но меньшим объемом («студент физкультурного вуза») – закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Если объемы понятий имеют, хотя бы некоторую общую часть, такие понятия в логике называются совместимыми.
Различают три вида отношений между совместимыми понятиями:
1 Тождество– когда объемы двух понятий полностью совпадают во всех элементах («квадрат» и «равносторонний прямоугольник»; «самое глубокое озеро мира» и «самое глубокое озеро Азии»).
2 Подчинение – когда объем одного понятия полностью включается в объем другого понятия («учащийся» и «студент», «дерево» и «хвойное дерево», «единоборец» и «каратист», «дисциплина» и «логика» и т. д.)
Понятие с большим объемом (А) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (В) – подчиненным.
3 Пересечение – когда объемы исходных понятий имеют как общую часть, так и различные части («студент» и «спортсмен», «женщина» и «космонавт»).
Если объемы понятий не имеют ни одного общего элемента, то такие понятия называются несовместимыми («лев» и «травоядное»)
Частные случаи несовместимости: 1 Соподчинение – исходные понятия являются видами одного рода («студент» и «школьник» по отношению к понятию «учащийся»; «рубли», «доллары», «евро» по отношению к понятию «деньги»).
2 Противоположность– когда родовое понятие 3 не исчерпывается только видами 1 и 2, а включает, кроме них, и другие подмножества («богатый» и «бедный», «утро» и «вечер»)
3 Противоречие – когда виды 1 и 2 полностью исчерпывают объем родового понятия 3 («умный человек» и «не умный человек», «верующий» и «не верующий», «спортсмен» и «не спортсмен»).
В зависимости от объема понятия делят на: 1 общие– понятия, в объем которых входит больше, чем один предмет («институт», «студент», «мебель», «животные»); 2 единичные – это понятия, в объем которых входит только один предмет («самая высокая гора в мире», «глубочайшее озеро мира»); 3 нулевые – это понятия, в объем которых не входит ни одного предмета: a логически нулевые– в их объем не входит ни одного предмета и не может входить в принципе, поскольку в них соединены несоединимые признаки, («круглый квадрат», «сын бездетной матери»); b фактически нулевые– в их объем не входит ни одного предмета, но в другое время, при других условиях могли бы входить («студент ЧГИФК, побывавший на Луне»).
Виды понятий, с точки зрения ихсодержания:
I В зависимости от факта существования предмета: 1 конкретные – понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят самостоятельно существующие объекты, предметы («человек», «институт», «дом»); 2 абстрактные – понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения между ними («зеленый», «сильный», «дружба» и «любовь»).
II В зависимости от степени самодостаточности 1 относительные – понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга – это понятия, существующие только в паре («правое– левое», «верх– низ», «ученик– учитель» и т. п.); 2 безотносительные – понятия которые существуют сами по себе («карандаш», «лыжи», «велосипед»).
III В зависимости от факта наличия у предмета свойств 1 положительные – понятия отображают свойства, присущие предметам («высокий», «алчный», «медленный»); 2 отрицательные – понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета («неграмотный», «бескорыстный»).
IV В зависимости от степени экстраполяции свойств предмета 1 собирательные– понятия, в которых некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, а свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам (В РФ средняя продолжительность жизни людей – 60 лет); 2 разделительные – понятия, в которых свойство относится к каждому предмету класса (Все люди– смертны). V В зависимости от возможности учета 1 регистрирующие– понятия, в которых число мыслимых в них предметов поддается реальному учету, регистрации («города России», «произведения Л. Н. Толстого», «преподаватели ЧГИФК»); 2 нерегистрирующие– понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов («человек», «существительные», «студенты»).
ЛЕКЦИЯ 3 ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
План лекции: 1 Определение (дефиниция) понятия. 2 Деление понятий. 3 Обобщение и ограничение понятий.
Литература: a основная литература: 1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 35 – 49). 2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 35 – 59). 3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 35 – 59). 4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 27 – 44). b дополнительная литература: 5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 108 – 128). 6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 199 – 225). 7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 25 – 31).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Определение – это логическая операция, с помощью которой уточняется содержание понятия.
Определение состоит из двух частей: - определяемое понятие (dfd)– исходное понятие, содержание которого уточняется; - определяющее понятие (dfn) – перечень признаков, входящих в содержание понятия. Студент (dfd) – учащийся, получающий профессиональное образование (dfn). Виды определений: - явные; - неявные. Явное определение имеет вид некоторого равенства: А = В; А есть (это, является) В: 1 имеющие родовидовую форму (определяющее понятие в них состоит из родового понятия и видовых отличий – признаков, по которым можно выделить некоторое особое подмножество, составляющее объем определяемого понятия). В зависимости от того, какой признак лежит в основе видовых отличий: a квалифицирующие определения – в качестве видового отличия выделяются внутренние или внешние существенные признаки предметов («Квадрат – прямоугольник с равными сторонами»); b генетические определения – указывают на способ построения, получения или происхождения объекта («Окружность есть замкнутая линия, образованная вращением радиуса определенной длины вокруг неподвижной точки в некоторой плоскости»); c операционные определения– это определения, в которых указывается на процедуру, с помощью которой можно узнать, входит ли какой-либо предмет в объем данного понятия или нет («Кислота есть жидкость, которая окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет»); d целевые определения– видовой признак включает указание на функции, цели предметов («Транспорт есть средство для пространственного перемещения людей и грузов»). 2 не имеющие родовидовой формы: a перечислительные определения – определения, в определяющей части которых перечисляются все предметы, входящие в объем определяемого понятия («Дни недели– это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье»).
Неявные определения– не имеют вида равенства А = В: a контекстуальные определения– в них смысл термина становится понятным не с помощью специальной формулировки типа равенства, а с помощью окружающего этот термин текста (контекста) («ключ», «ручка»); b рекурсивное – определение, в котором задаются операции вычисления («определение операции возведения в первую степень: а1 = а»); c аксиоматическое– это определение, в котором содержание понятия задается системой правил, которым оно должно соответствовать («Зачет «автоматом»– это когда ходил на все занятия, сделал все практикумы, выполнил контрольную и все тесты на положительные оценки»).
В зависимости от того что уточняется в определении: 1 реальное определение– если уточняются признаки предметов, входящих в объем понятия («Квадрат – равносторонний прямоугольник»); 2 номинальное определения– уточняется или вновь производится процедура именования («будем называть», «раньше называли», «назовем»– «Золотым правилом» принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними»).
Требования к определению: 1 Правило соразмерности:определяемое понятие и определяющее понятие должны быть в точности равны по объему. Проверка – 2 вопроса: «Всякое ли А суть В?» и «Всякое ли В суть А?». («Студент– это учащийся…(неверно)»). 2 Правило отсутствия круга:определяющее понятие должно быть определено и понятно без ссылки на определяемое понятие («Возможность – это то, что только возможно»). 3 Правило отчетливости: определение должно быть четким, ясным, отчетливым и лишенным двусмысленности («Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму???»). 4 Правило целостности: признаки, зафиксированные в определяющем понятии должны быть связаны между собой так, чтобы создать целостный образ, некоторое смысловое единство. 5 Правило простоты: определение должно быть компактным, легко обозримым («Система как объект человеческого познания и практического освоения есть реальная многоуровневая совокупность (иерархическая организация) компонентов (состав и структура), представляющая собой противоречивое единство и способность к самостоятельному динамическому функционированию (самодвижению) и целесообразному поведению в рамках некоторой метасистемы (среды)»).
Приемы, заменяющие определение: 1 описание – содержит отличительные признаки объекта, не обязательно существенные, но достаточные, чтобы в данной ситуации узнать его, выделить среди других объектов («Кислый, желтый, цитрусовый»…); 2 указание– приведение примера, иллюстрации, буквальное указание на представителя класса предметов («Существительное – это «стол», «стул», а глагол – это «бежать», «строить»); 3 сравнение – прием, когда неизвестный объект сравнивается с похожим на него известным объектом («Рояль – это пианино, только больших размеров»); 4 характеристика – такой прием, когда приводятся признаки объекта, но, в отличие от определения и описания, среди этих признаков обязательно присутствуют оценочные слова («высокого роста, симпатичный такой, видный, очень вежливый, воспитанный, одним словом, приятный такой молодой человек»); 5 различение– установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов («Быть педагогом– это не только профессия. Это страсть, призвание, это клятва в верности»).
ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Деление– это логическая операция, уточняющая объем понятия путем перечисления его видов («Психологи выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное»). Элементы деления: - делимое понятие– исходное понятие, объем которого уточняется («внимание»); - основание деления– признак, по которому выделяются виды (степень волевой активности субъекта); - члены деления– видовые понятия, которые получаются в результате деления («непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание»). Правила деления: 1 Деление должно производиться по одному основанию («Студенты делятся на умных и спортсменов»). 2 Деление понятия должно быть соразмерным, то есть объем 3 Члены деления должны исключать друг друга по объему((«По успеваемости студенты делятся на отличников, ударников и тех кто понимает логику»). 4 Деление должно производиться последовательно и не содержать скачков. Скачок в делении – при не законченном делении на одном уровне, «перескакивают» на другой или вообще не различают разные уровни («Понятия делятся на общие, единичные, логически нулевые и фактически нулевые»). ОБОБЩЕНИЕИ ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Обобщение понятия – логическая операция, представляющая собой последовательный переход от понятия с меньшим объемом к понятиям с большим объемом при сохранении родовидового отношения («студент» – «учащийся»). Ограничение понятия – логическая операция, представляющая собой последовательный переход от понятия с большим объемом к понятиям с меньшим объемом («студент» – «студент физкультурного вуза») Ошибки при осуществлении обобщения и ограничения понятий: 1 «Переход от части к целому» («рука» – «тело»). 2 «Переход в другой род» («студент» – «группа»). 3 «Переход от целого к части» («институт»– «группа»). 4 «Мнимое ограничение» («шар» – «круглый шар» – «самый круглый шар»).
ЛЕКЦИЯ 4 СУЖДЕНИЕ
План лекции: 1 Общая характеристика суждения. 2 Виды суждений. 3 Распределенность терминов в суждениях. 4 Сложное суждение и его виды. 5 Отношения между суждениями по истинности.
Литература: a основная литература: 1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 49 – 61). 2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 60 – 92). 3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 60 – 92). 4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 45 – 76). b дополнительная литература: 5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 129 – 160). 6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 28 – 54). 7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 32 – 54).
Суждение– форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.
В зависимости от соответствия того что высказывается действительности: 1 истинные; 2 ложные; 3 неопределенные («На Марсе есть жизнь» в настоящее время не является ни истинным, ни ложным, а неопределенным).
Структура суждения: 1 Субъект суждения– это понятие о предмете суждения. Субъект суждения обозначается буквой S. 2 Предикат – понятие о признаке предмета, о котором говорится в суждении. Предикат обозначается буквой Р. 3 Связка – часть суждения, которая выражает связь между субъектом и предикатом в виде знака «тире», словами («есть» и «не есть», «является» и «не является») согласованием слов. 4 Кванторное слово указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. В суждении «Некоторые студенты являются спортсменами»: - субъект – понятие «студенты»; - предикат– понятие «спортсмены»; - кванторное слово – «некоторые» (квантор существования); - связка – слово «являются».
Виды суждений I В зависимости от структуры: 1 простые– суждения, в которых один субъект и один предикат. 2 сложные – состоят из нескольких простых.
II В зависимости от характера признака, выражаемого предикатом суждения: 1 суждения – свойства (атрибутивные) – суждения в которых утверждается или отрицается принадлежность предмету известных свойств, состояний, видов деятельности («мед сладкий»), схема: «s есть р» или «s не есть р»; 2 суждения – отношения (реляционные) – суждения, в которых признак связан с наличием или отсутствием отношения между предметами («единоборцы сильнее лыжников»), схема: a r b или r(a,b); 3 суждения– существования (экзистенциальные) – суждения, в которых выражено существование или несуществование объектов («не существует безвредного допинга»), схема: «s существует» или «s не существует» .
III В зависимости от состава субъекта и предиката: 1 суждение со сложным субъектом – в субъекте суждения указывается на ряд связанных понятий («Павел и Сергей– спортсмены), схема: s1 s2 и s3 есть/не есть р; 2 суждение со сложным предикатом – в предикате суждения указывается на ряд присущих предмету конъюнктивно связанных признаков («Она – спортсменка, комсомолка и просто красивая девушка), схема: s есть/не есть р1 и р2; 3 суждения со сложным субъектом и сложным предикатом («Сократ и Аристотель являются греческими философами и создателями логики»). IV В зависимости от качества связки: 1 утвердительные; 2 отрицательные. Важно понимать, что частица «не» в отрицательных суждениях относится к связке. Если же она входит в состав предиката (или субъекта), то это означает, что предикат (субъект) выражен отрицательным (а не положительным) понятием, но в целом суждение будет утвердительным («Некоторые студенты являются некурящими». V В зависимости от объема предметов суждения: 1 общие – «Все S есть / не есть P»; 2 частные– «Некоторые S есть / не есть P»; 3 единичные – субъектом является единичное понятие – «Это S есть (не есть) Р».
VIОбъединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству: 1 А – общеутвердительное суждение – это суждение общее по количеству (характеру субъекта) и утвердительное по качеству (характеру связи), т.е. суждение по логической форме: «Все Sсуть Р»(«Все студенты должны изучать логику»). 2 I – частноутвердительное суждение– частное по количеству и утвердительное по качеству суждение выраженное в форме: «Некоторые S есть P»(«Некоторые студенты должны изучать логику»). 3 Е – общеотрицательное суждение– общее по количеству и отрицательное по качеству, т.е. суждение по форме: «Ни одно S не есть Р»(«Ни один студент не является спортсменом»). 4 О – частноотрицательное суждение– частное по количеству, отрицательное по качеству, т.е. по форме: «Некоторые S не есть Р»(«Некоторые студенты не являются спортсменами»). Распределенность терминов Термин считается распределенным,если его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается из него. Термин считается нераспределенным, если его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него.
1 А – общеутвердительное суждение: a «Все караси – рыбы». Субъект распределен, предикат не распределен. b «Все квадраты – равносторонние прямоугольники». Субъект распределен, предикат распределен, ибо их объемы полностью совпадают . 2 I – частноутвердительное суждение: a «Некоторые студенты - спортсмены». Субъект не распределен, предикат не распределен. b «Некоторые спортсмены – мастера спорта». Субъект не распределен, предикат распределен. 3 Е – общеотрицательное суждение: a «Ни один лев не является травоядным». Субъект распределен, предикат распределен. 4 О – частноотрицательное: a «Некоторые студенты не являются спортсменами». Субъект не распределен, предикат распределен.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|