Здавалка
Главная | Обратная связь

Распределенность терминов



Д.А.ЗУБКОВ

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА»

 

учебно-методическое пособие

для студентов дневной и заочной формы обучения

 

 

Чайковский, 2012

 


Автор – к.п.н. Зубков Д.А.

Рецензент – к.п.н., доцент Мухамитянов Ф.Д.

 

Курс лекций по дисциплине «Логика»: учебно-методическое пособие - утверждено

 

Учебно-методическим советом № ______ от ________________ 2012 г

 

 

Цель курса лекций – помочь студенту в освоении дисциплины «Логика». Курс включает: предисловие, где обосновывается значимость дисциплины; планы и содержание лекций; перечень основной и дополнительной литературы по каждой лекции.

Курс лекций предназначен для студентов ФГБОУ ВПО – Чайковский государственный институт физической культуры дневной и заочной форм обучения, в том числе обучающимся на индивидуальном графике.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Логика» является одной из основополагающих дисциплин, формирующих культуру мышления будущих специалистов.

Фундаментальной основой любой учебной дисциплины является понятийный аппарат и работа с ним. Дисциплина «Логика» закладывает основу для понимания и осознания основных форм и законов мышления, тем самым создает предпосылки для успешного усвоения учебного материала.

Настоящая разработка способствует закреплению теоретических знаний, обеспечивает возможность студентам, обучающимся на индивидуальном графике, организовать процесс самостоятельного изучения дисциплины.


ЛЕКЦИЯ 1

ЯЗЫК И ЛОГИКА

План лекции:

1 Объект, предмет и значение логики.

2 Сущность процесса познания.

3 Основные логические формы.

4 Язык логики: дескриптивные и логические термины.

5 Законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Литература:

a основная литература:

1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 9 – 24; 85 – 95).

2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119).

3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119).

4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 77 – 101).

b дополнительная литература:

1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 7 – 47; 161 – 175).

2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 5 – 27).

3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 5 – 11).

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность».

3 значения:

- как закономерность и взаимосвязь между событиями или поступками людей в объективном мире;

- как строгость, последовательность, закономерность процесса мышления;

- как наука, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Логика – наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир.

Объектлогики – мышление человека.

Предметлогики – логические формы, операции с ними и законы мышления.

Логическая форма – это способ связи эле­ментов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

 


3 логические формы:

1 Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предме­тов.

2 Суждение – форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о существовании предметов, связях между пред­метом и его свойствами или об отношениях между предметами.

3 Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

 

ЯЗЫК ЛОГИКИ

 

Язык логики составляют две большие группы:

1 дескриптивные термины;

2 логические термины.

 

К дескриптивным терминам относятся:

1 Имена предметов слова или словосочетания, обозначаю­щие единичные предметы («Ари­стотель», «первый космонавт», «Чайковский государственный институт физической культуры» «7») или классы однородных пред­метов (например, «пароход», «книга», «спортсмены», «виды спорта», и др.).

В зависимости от наличия частей, имеющих самостоятельный смысл:

a простые («удар», «шаг», «дисциплина»);

b сложные («самый большой водопад в мире», «обитаемая планета Солнечной системы»).

В зависимости от обозначаемого предмета:

a. собственные – имена отдельных людей, предметов, со­бытий («П.Ф.Лесгафт», «Кама»);

b. общие – название класса однородных предметов, («спортсмены», «институт»).

2 Функции – выражения, содержащие одну или несколько переменных.

В зависимости от того, чем станет выражение после подстановки конкретных значений:

a именная функция – это выражение, которое при замене пе­ременных на постоянные превращается в обозначение предме­та («тренер спортсмена «y» – подставив вместо «у» конкретное имя, получим сложное имя конкретного тренера);

b пропозициональная функция – выражение, превращающееся в истинное или ло­жное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области («z» – тренер спортсменов «х» и «y» – подставив вместо «z», «x» и «у» конкретные имена, получим либо истинное высказывание (если он действительно их тренирует), либо ложное (в том случае, если он не является их тренером));

В зависимости от числа переменных:

a одноместные – содер­жащие одну переменную («x – лыжник»);

b многоместные – содер­жащие две и более переменных («х > у»; «х + z»).

 

3 Предикаторы – слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами.

В зависимости от того, что обозначает предикатор:

a одноместный – обозначают свойства ( «сильный», «смелый», «большой»);

b двухместный – обозначают отношения между двумя сравниваемыми предметами: («больше», «сильнее», «старше»);

c трехмест­ный – обозначает отношения между тремя сравниваемыми предметами («между» («Город Москва распо­ложен между городами Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону»).

4 Функциональные знаки – выра­жения, обозначающие математические функции, операции («сtg a», «+», «Ö» и др.).

 

К логическим терминам относятся:

1 Конъюнкция – соответствует союзу «и» – обозначается: a ^ b, или а • b, или а & b («Закончились лекции, и студенты пошли домой»).

2 Дизъюнкция – соответствует союзу «или» (нестрогая дизъюнкция – истинными могут быть одновременно оба суждения); «либо» (строгая дизъюнкция – слож­ное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба) – обозначается: a v b («Он или спортсмен или музыкант»)

3 Импликация – соответствует союзу «если... то» – обозначается: а → b. («Если будет хорошая погода, то мы пойдем в поход»).

4 Эквиваленция – соответствует словам «тогда и только тогда, когда», «эквивалентно» – обозначается: а ≡ b, или а ↔ b, или а→← b («Квадрат тогда и только тогда квадрат, когда это равносторонний прямоугольник»).

5 Отрицание – соответствует словам «неверно, что» – обозначается: ā, ~а («Тренировка сложная» (а); «Неверно, что тренировка сложная ( ā )).

6 Кванторы – указывают, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.

В зависимости от этого:

a кванторы общности – соответствуют словам «все», «каждый», «ни один», «никто» и т.д. – обозначаются: («Все студенты должны учить логику»);

b кванторы существования – соответствуют сло­вам «некоторые», «часть», «большинство» и т.д. – обозначаются: («Некоторые спортсмены - биатлонисты»).

 

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Логический закон– необходимая, существенная, устойчи­вая связь между мыслями.

1 Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе.

р есть р; р → р или р ≡ р,

Мысль должна иметь определенное устойчивое содержание и не подменяться другими мыслями.

Нарушение закона – «подмена понятий» («Один - про Фому, другой - про Ерему»).

(«Студенты прослушали разъяснения учителя». Здесь неясно, слушали ли они внимательно или, наоборот, пропустили его разъяс­нения).

 

2 Закон непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно.

«неверно, что «р» и «не р»»,

 

т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую («Этот студент сдал сессию» и «Этот студент не сдал сессию»).

3 Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.

«либо «р», либо «не р»

 

Если суждение «Все студенты должны учить логику» истинно, то отрицание этого суждения «Некоторые студенты не должны учить логику» - ложно.

 

4 Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых, доказана.

«если есть q, то есть и его основание р».

 

Если истинность какой-либо мысли при­нята только на веру, то она не может считаться обоснованной.

 


ЛЕКЦИЯ 2

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

 

План лекции:

1 Понятие как форма отражения действительности.

2 Содержание и объем понятия.

3 Отношения между понятиями.

4 Виды понятий.

 

Литература:

a основная литература:

1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 25 – 34).

2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 28 – 34).

3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 28 – 34).

4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 13 – 27).

b дополнительная литература:

1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 48 – 80; 102 – 107).

2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 183 – 198).

3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 12 – 24).

 

Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предме­тов.

Со­держание понятия – это общие, существен­ные признаки, отраженные в понятии.

Объем понятия – это те предметы, к которым относится данное понятие.

Содержание и объем тесно связаны друг с другом.

Если к содержанию какого-то понятия (к содержанию понятия «студент») добавить новый признак («физкультурного вуза»), то получится понятие с более широким содержанием, но меньшим объемом («студент физкультурного вуза») – закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

 


Если объемы понятий имеют, хотя бы некоторую общую часть, такие понятия в логике называются совместимыми.

 

Различают три вида отношений между совместимы­ми понятиями:

 

1 Тождество– когда объемы двух понятий полностью совпадают во всех элементах («квадрат» и «равносторонний прямоугольник»; «самое глубокое озеро мира» и «самое глубокое озеро Азии»).

 

2 Подчинение – когда объем одного понятия пол­ностью включается в объем другого понятия («учащийся» и «сту­дент», «дерево» и «хвойное дерево», «единоборец» и «каратист», «дисциплина» и «логика» и т. д.)

 

Понятие с большим объемом (А) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (В) – подчиненным.

 

3 Пересечение – когда объемы исходных понятий име­ют как общую часть, так и различные части («студент» и «спортсмен», «женщина» и «космонавт»).

 

Если объемы понятий не имеют ни одного общего элемента, то такие понятия называются несовместимыми («лев» и «травоядное»)

 

Частные случаи несовместимости:

1 Соподчинение – исходные понятия являются видами одного рода («студент» и «школьник» по отношению к понятию «учащийся»; «рубли», «доллары», «евро» по отношению к понятию «деньги»).

 

2 Противоположность– когда родовое понятие 3 не исчерпывается только видами 1 и 2, а включает, кроме них, и другие подмножества («богатый» и «бедный», «утро» и «вечер»)

 

3 Противоречие – когда виды 1 и 2 полностью исчерпывают объем родового поня­тия 3 («умный человек» и «не умный человек», «верующий» и «не верующий», «спортсмен» и «не спортсмен»).

 

 

В зависимости от объема понятия делят на:

1 общие– понятия, в объем которых входит боль­ше, чем один предмет («институт», «студент», «мебель», «животные»);

2 единичные – это понятия, в объем которых входит только один предмет («самая высокая гора в мире», «глубочайшее озеро мира»);

3 нулевые – это понятия, в объем которых не входит ни одного предмета:

a логи­чески нулевые– в их объем не входит ни одного предмета и не может входить в принципе, поскольку в них соединены несое­динимые признаки, («круглый квадрат», «сын бездетной матери»);

b фактически нулевые– в их объем не входит ни одного предмета, но в другое время, при других условиях мог­ли бы входить («студент ЧГИФК, побывавший на Луне»).

 

 


Виды понятий, с точки зрения ихсодержания:

 

I В зависимости от факта существования предмета:

1 конкретные – понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят самостоятельно существующие объекты, предметы («человек», «институт», «дом»);

2 абстрактные – понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения меж­ду ними («зеленый», «сильный», «дружба» и «любовь»).

 

II В зависимости от степени самодостаточности

1 относительные – понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга – это понятия, существующие только в паре («правое– левое», «верх– низ», «ученик– учитель» и т. п.);

2 безотносительные – понятия которые существуют сами по себе («карандаш», «лыжи», «велосипед»).

 

III В зависимости от факта наличия у предмета свойств

1 положительные – понятия отображают свойства, присущие предметам («высокий», «алчный», «медленный»);

2 отрицательные – понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета («неграмотный», «бескорыстный»).

 

IV В зависимости от степени экстраполяции свойств предмета

1 собирательные– понятия, в которых некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, а свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам (В РФ средняя продолжительность жизни людей – 60 лет);

2 разделительные – понятия, в которых свойство относится к каждому предмету класса (Все люди– смертны).

V В зависимости от возможности учета

1 регистрирующие– понятия, в которых число мыслимых в них предметов поддается реальному учету, регистрации («города России», «произведения Л. Н. Толстого», «преподаватели ЧГИФК»);

2 нерегистрирующие– понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов («человек», «существительные», «студенты»).

 


ЛЕКЦИЯ 3

ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

 

План лекции:

1 Определение (дефиниция) понятия.

2 Деление понятий.

3 Обобщение и ограничение понятий.

 

Литература:

a основная литература:

1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 35 – 49).

2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 35 – 59).

3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 35 – 59).

4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 27 – 44).

b дополнительная литература:

5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 108 – 128).

6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 199 – 225).

7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 25 – 31).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

 

Определение – это логическая операция, с помощью которой уточняется содержание понятия.

 

Определение состоит из двух частей:

- определяемое понятие (dfd)– исходное понятие, со­держание которого уточняется;

- определяющее понятие (dfn) – перечень признаков, вхо­дящих в содержание понятия.

Студент (dfd) – учащийся, получающий профессиональное образование (dfn).

Виды определений:

- явные;

- неявные.

Явное определение имеет вид некоторого равенства: А = В; А есть (это, является) В:

1 имеющие родовидовую форму (определяющее понятие в них состоит из родового понятия и видовых отличий – признаков, по которым можно выделить некоторое особое подмножество, составляющее объем определяемого понятия).

В зависимости от того, какой признак лежит в основе видовых отличий:

a квалифицирующие определения – в ка­честве видового отличия выделяются внутренние или внешние существенные признаки предметов («Квадрат – прямоугольник с равными сторонами»);

b генетические определения – указывают на способ построения, получения или происхождения объекта («Ок­ружность есть замкнутая линия, образованная вращением радиуса определенной длины вокруг неподвижной точки в некоторой плос­кости»);

c операционные определения– это определения, в которых указывается на процедуру, с помощью которой можно узнать, вхо­дит ли какой-либо предмет в объем данного понятия или нет («Кислота есть жидкость, которая окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет»);

d целевые определения– видовой признак включает указа­ние на функции, цели предметов («Транспорт есть сред­ство для пространственного перемещения людей и грузов»).

2 не имеющие родовидовой фор­мы:

a перечисли­тельные определения – определения, в определяющей части которых перечисляются все предметы, входящие в объем определяемого понятия («Дни недели– это понедельник, вторник, среда, четверг, пятни­ца, суббота, воскресенье»).

 

Неявные определения– не имеют вида равенства А = В:

a контекстуальные определения– в них смысл термина становит­ся понятным не с помощью специальной формулировки типа ра­венства, а с помощью окружающего этот термин текста (контек­ста) («ключ», «ручка»);

b рекурсивное – определение, в котором задаются операции вычисления («определение операции возведения в первую степень: а1 = а»);

c аксиоматическое– это определение, в котором содержание понятия задается системой правил, которым оно должно соответствовать («Зачет «автоматом»– это когда ходил на все занятия, сделал все практикумы, выполнил контрольную и все тесты на положительные оценки»).

 

В зависимости от того что уточняется в определении:

1 реальное определение– если уточняются признаки пред­метов, входящих в объем понятия («Квадрат – равносторонний прямоугольник»);

2 номинальное определения– уточняется или вновь производится процедура имено­вания («будем называть», «раньше называли», «назовем»– «Золотым правилом» принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, что­бы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними»).

 

Требования к определению:

1 Правило соразмерности:определяемое понятие и опре­деляющее понятие должны быть в точности равны по объему.

Проверка – 2 вопроса: «Всякое ли А суть В?» и «Всякое ли В суть А?».

(«Студент– это учащийся…(неверно)»).

2 Правило отсутствия круга:определяющее понятие должно быть определено и понятно без ссылки на определяемое понятие («Возможность – это то, что только возможно»).

3 Правило отчетливости: определение должно быть четким, ясным, отчетливым и лишенным двусмысленности («Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму???»).

4 Правило целостности: признаки, зафиксированные в определяющем понятии должны быть связаны между собой так, чтобы создать целостный образ, неко­торое смысловое единство.

5 Правило простоты: определение должно быть компактным, легко обозримым («Система как объект человеческого познания и практического ос­воения есть реальная многоуровневая совокупность (иерархическая организация) компонентов (состав и структура), представляющая собой противоречивое единство и способность к самостоятельно­му динамическому функционированию (самодвижению) и целесо­образному поведению в рамках некоторой метасистемы (среды)»).

 

Приемы, заменяющие определение:

1 описание – содержит отличительные признаки объекта, не обязательно существенные, но достаточные, чтобы в данной ситу­ации узнать его, выделить среди других объектов («Кислый, желтый, цитрусовый»…);

2 указание– приведение примера, иллюстрации, буквальное указание на представителя класса предметов («Существительное – это «стол», «стул», а глагол – это «бежать», «строить»);

3 сравнение – прием, когда неизвестный объект сравнивается с похожим на него известным объектом («Рояль – это пианино, толь­ко больших размеров»);

4 характеристика – такой прием, когда приводятся признаки объекта, но, в отличие от определения и описания, среди этих при­знаков обязательно присутствуют оценочные слова («высокого ро­ста, симпатичный такой, видный, очень вежливый, воспитанный, одним словом, приятный такой молодой человек»);

5 различение– установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов («Быть педагогом– это не только про­фессия. Это страсть, призвание, это клятва в верности»).

 

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Деление– это логическая операция, уточняющая объем поня­тия путем перечисления его видов («Психологи выделяют три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное и постпроизвольное»).

Элементы деления:

- делимое понятие– исходное понятие, объем которого уточ­няется («внимание»);

- основание деления– признак, по которому выделяются виды (степень волевой активности субъекта);

- члены деления– видовые понятия, которые получаются в результате деления («непроизвольное, произвольное и постпроизволь­ное внимание»).

Правила деления:

1 Деление должно производиться по одному основанию («Студенты делятся на умных и спортсменов»).

2 Деление понятия должно быть соразмерным, то есть объем
делимого понятия должен быть в точности равен сумме объемов
членов деления («По успеваемости студенты делятся на отличников и ударников»).

3 Члены деления должны исключать друг друга по объему((«По успеваемости студенты делятся на отличников, ударников и тех кто понимает логику»).

4 Деление должно производиться последовательно и не содержать скачков.

Скачок в делении – при не законченном делении на одном уровне, «перескакивают» на другой или вообще не различают разные уровни («Понятия делятся на общие, единичные, логически ну­левые и фактически нулевые»).

ОБОБЩЕНИЕИ ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Обобщение понятия – логическая операция, представляющая собой последовательный переход от понятия с меньшим объемом к по­нятиям с большим объемом при сохранении родовидового отно­шения («студент» – «учащийся»).

Ограничение понятия – логическая операция, представ­ляющая собой последовательный переход от понятия с большим объемом к понятиям с меньшим объемом («студент» – «студент физкультурного вуза»)

Ошибки при осуществлении обобщения и ограничения понятий:

1 «Переход от части к целому» («рука» – «тело»).

2 «Переход в другой род» («студент» – «группа»).

3 «Переход от целого к части» («институт»– «группа»).

4 «Мнимое ограничение» («шар» – «круглый шар» – «самый круглый шар»).

 


ЛЕКЦИЯ 4

СУЖДЕНИЕ

 

План лекции:

1 Общая характеристика суждения.

2 Виды суждений.

3 Распределен­ность терминов в суждениях.

4 Сложное суждение и его виды.

5 Отношения между суждениями по истинности.

 

Литература:

a основная литература:

1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 49 – 61).

2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 60 – 92).

3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 60 – 92).

4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 45 – 76).

b дополнительная литература:

5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 129 – 160).

6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 28 – 54).

7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 32 – 54).

 

Суждение– форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о существовании предметов, связях между пред­метом и его свойствами или об отношениях между предметами.

 

В зависимости от соответствия того что высказывается действительности:

1 истинные;

2 ложные;

3 неопределенные («На Мар­се есть жизнь» в настоящее время не является ни истинным, ни ложным, а неопределенным).

 

Структура суждения:

1 Субъект суждения– это понятие о пред­мете суждения. Субъект суждения обозначается буквой S.

2 Предикат – понятие о признаке предмета, о котором говорится в суждении. Предикат обозначается буквой Р.

3 Связка – часть суждения, которая выражает связь между субъектом и предикатом в виде знака «тире», словами («есть» и «не есть», «является» и «не является») согласованием слов.

4 Квантор­ное слово указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.

В суждении «Некоторые студенты являются спортсменами»:

- субъект – понятие «студенты»;

- предика­т– понятие «спортсмены»;

- кванторное слово – «некоторые» (квантор существования);

- связка – слово «являются».

 

Виды суждений

I В зависимости от структуры:

1 простые– суждения, в которых один субъект и один предикат.

2 сложные – состоят из нескольких простых.

 

II В зависимости от характера признака, выражаемого предикатом суждения:

1 суждения – свойства (атрибутивные) – суждения в которых утверждается или отрицается принадлежность пред­мету известных свойств, состояний, видов деятельности («мед сладкий»), схе­ма: «s есть р» или «s не есть р»;

2 суждения – отношения (реляционные) – суждения, в которых признак связан с наличием или отсутствием отношения между предметами («единоборцы сильнее лыжников»), схема: a r b или r(a,b);

3 суждения– существования (экзистенциальные) – суждения, в которых выражено существование или несуществование объектов («не существует безвредного допинга»), схема: «s существует» или «s не существует» .

 

III В зависимости от состава субъекта и предиката:

1 суждение со сложным субъектом – в субъекте суждения указывается на ряд связанных понятий («Павел и Сергей– спортсмены), схема: s1 s2 и s3 есть/не есть р;

2 суждение со сложным предикатом – в предикате суждения указывается на ряд присущих предмету конъюнктивно связанных признаков («Она – спортсменка, комсомолка и просто красивая девушка), схема: s есть/не есть р1 и р2;

3 суждения со сложным субъектом и сложным предикатом («Сократ и Аристотель являются греческими философами и создателями логики»).

IV В зависимости от качества связки:

1 утвердительные;

2 отрицательные.

Важно понимать, что частица «не» в отрицательных суждениях относится к связке. Если же она входит в состав предиката (или субъекта), то это означает, что предикат (субъект) выражен отрицательным (а не положительным) понятием, но в целом суждение будет утвердительным («Некоторые студенты являются некурящими».


V В зависимости от объема предметов суждения:

1 общие – «Все S есть / не есть P»;

2 частные– «Некоторые S есть / не есть P»;

3 единичные – субъектом является единичное поня­тие – «Это S есть (не есть) Р».

 

VIОбъединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству:

1 Аобщеутвердительное суждение – это суждение общее по количеству (характеру субъекта) и утвердительное по качеству (характеру связи), т.е. суждение по логической форме: «Все Sсуть Р»(«Все студенты должны изучать логику»).

2 Iчастноутвердительное суждение– частное по количеству и утвердительное по качеству суждение выраженное в форме: «Неко­торые S есть P»(«Некоторые студенты должны изучать логику»).

3 Еобщеотрицательное суждение– общее по количеству и отрицательное по качеству, т.е. суждение по форме: «Ни одно S не есть Р»(«Ни один студент не является спортсменом»).

4 Очастноотрицательное суждение– частное по количеству, отрицательное по качеству, т.е. по форме: «Неко­торые S не есть Р»(«Некоторые студенты не явля­ются спортсменами»).

Распределенность терминов

Термин считается распределенным,если его объ­ем полностью включается в объем другого термина или полно­стью исключается из него.

Термин считается нераспределенным, если его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него.

 

1 А – общеутвердительное суждение:

a «Все караси – рыбы». Субъект распределен, пре­дикат не распределен.

b «Все квадраты – равносторонние прямоуголь­ники». Субъект распределен, пре­дикат распределен, ибо их объемы полностью совпадают .

2 I – частноутвердительное суждение:

a «Некоторые студенты - спортсмены». Субъект не распределен, предикат не распределен.

b «Некоторые спортсмены – мастера спорта». Субъект не распределен, пре­дикат распределен.

3 Е – общеотрицательное суждение:

a «Ни один лев не является травоядным». Субъект распределен, предикат распределен.

4 О – частноотрицательное:

a «Некоторые студенты не являют­ся спортсменами». Субъект не распределен, пре­дикат распределен.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.