Качество рабочей силы на рубеже XXI века 1 страница
Понятие «качество рабочей силы» включает квалификацию работника (общее и профессиональное специальное образование, опыт), его личностные качества (коммуникабельность, мобильность, мотивируемость поведения), физиологические и социально-психологи чес кие особенности, состояние здоровья, умственные и психические характеристики. Качественный уровень работников российских предприятий и организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. Швейцарский институт Beri регулярно изучает интегральные показатели качества рабочей силы (уровень квалификации, дисциплины, зарплаты). По уровню квалификации работников Нидерланды, США, ФРГ, Швейцария, Япония набирают по 100 баллов, Россия находится в середине списка1. Отсюда и низкая конкурентоспособность российских товаров и вытеснение рабочей силы на отечественных рынках труда зарубежной. И эта ситуация может быть оценена как угроза безопасности страны, потому что уже сейчас трудно найти квалифицированных рабочих для оборонных заводов, производящих технику, от которой зависит и обороноспособность страны, и развитие высоких технологий, и многое другое, в целом определяющее и мощь страны, и ее положение в мире. Низкую конкурентоспособность многих российских товаров на международных рынках можно объяснить низкой конкурентоспособностью системы образования. Так, на развитие образования США тратят из бюджета 6,9 % от валового внутреннего продукта (ВВП), а Россия — 0,5 %. Если учесть, что ВВП США примерно в 12 раз больше ВВП России, то абсолютные расходы США на образование примерно в 165 раз больше расходов России. На каждый доллар, вложенный в развитие средств производства, в США приходится 85 центов, вложенных в развитие рабочей силы. У нас в стране на каждый рубль, вложенный в развитие средств производства, приходится 15 коп., вложенных в развитие рабочей силы, или в 5,6 раза меньше, чем в США . На высшее образование Россия тратит в 2-3 раза меньше, чем промышленно развитые страны3. Если в 1992 г. доля расходов на образование в федеральном бюджете составляла 5,85%, то в последующие годы она неуклонно снижалась, составив в 1998 г. лишь 3,45%. Однако в последние полтора года появилась положительная тенденция роста расходов на образование — с 3,45% в 1998 г. до 3,63% в 1999-г. и до 3,75% в 2000 г. Кроме того, в бюджете 2000 впервые предусмотрены существенные средства на статью «прочие расходы», в том числе на капремонт и оплату коммунальных расходов. Тем не менее задолженность перед работниками образования по зарплате сегодня составляет 2,5 млрд. руб. По мере оживления экономики спрос со стороны предприятий на образовательные услуги будет неуклонно расти и предприятия смогут вкладывать в образование в 2010 г. уже 12-15 млрд, руб. в год.
1 Шаталова НИ. Трудовой потенциал работника: проблемы организации и развития. Екатеринбург, 1998г., —с. 93. 1 Некомпетентность — отсутствие необходимых знаний, умений, навыков, не позволяющих работник)' успешно выполнять свои должностные обязанности. ' Эксперт, 1999. № 15, 19 апреля. "См.: Методика кадровой работы американских фирм.-М.: Потенциал XXI, 1992 Экономические науки, 1999,№ 1, — е. 95. 1 Коммерсант, 2000,30 мая.
В результате доля специалистов с высшим образованием в промышленности и сельском хозяйстве составляет в среднем по России — 15,7%, США — 40,0% Японии — 50,0%. Чтобы государство было развитым и обладало эффективной экономикой необходимо, чтобы; 40-60% взрослого населения имело высшее образование; уровень образованности населения составлял — ] 1-12 лет, а число научных работников от общей численности населения — 2-5%.' Образованность населения России составляет сегодня 8,3-9,1 года, тогда как в США она достигает 1 ]-14 лет, Японии — 12-14 лет". Разложив суммарный ВВП в спектр по параметру продолжительности образования, полученного работниками. В США пришли к выводу: те, кто учился 14 и более лет, производят более 50% ВВП. В России результаты схожи: люди с высшим образованием, составляющие 25% работающих, производят 56% прибавочного продукта.3 До начала экономических реформ в стране существовала четкая система подготовки и переподготовки рабочих кадров. Базовое образование по рабочей профессии молодежь получала либо в системе ПТУ, либо в рамках внутрифирменного обучения в учеб но-курсовых комбинатах, либо в форме бригадной или индивидуальной подготовки непосредственно на рабочем месте. Система наставничества, непрерывное образование, получение вторых и смежных профессий на предприятии способствовали дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков рабочего, обеспечивали ему постоянное повышение квалификации. Госкомстат Российской Федерации, к сожалению, упразднил статотчетность по профобучению на производстве и поэтому оценить существующее положение дел весьма трудно. По данным Минтруда РФ, с 1998 г. несколько улучшилась работа по профобучению, переподготовки и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве, см. табл. Но многие все еще предпочитают челночный бизнес, охрану, мелкорозничную торговлю и другие виды занятости. Таблица
Но уже сегодня перед многими работодателями стоит проблема дефицита кадров высокой квалификации: в Российской промышленности осталось лишь 5% рабочих высшей квалификации.5 В основном это люди пенсионного и. пред- 1 Вузовские вести, 1999, № 16, — с. 4. 'Вузовские вести, 1999, № !6, — с. 4. 3 Коммерсант 2000,30 мая. 4 Экономика и жизнь, 2000, № 85, — с. 30. пенсионного возраста от 29 до 40 лет. В Москве предприятия точного машиностроения, авиационной и космической промышленности не могут найти слесарей-сборщиков 5-6-го разрядов, несмотря на предложение довольно высокой заработной платы. В других городах страны также наблюдается отсутствие высококлассных специалистов. Среди множества объективных причин, ускоривших снижение качества рабочей силы, особо выделим снижение труда; немотивированные работники используют свой потенциал на 20-30% и не стремятся его повышать. Отсюда те, кто не смог освоиться в новой обстановке, быстро утратили свое профессиональное мастерство и пополнили биржу труда. Государство в ходе реформ приоритет отдавало защите только социально уязвимых слоев населения, оставляя вне сферы государственной социальной политики трудящихся человека. Большинство предприятий фактически утратили свои социальные функции, а система оплаты труда не смогла выполнять свои социальные функции. Ситуацию с повышением квалификации осложняют особенности налогообложения и калькуляции себестоимости продукции, когда расходы по дополнительному образованию в производственные издержки и должны финансироваться из прибыли. Практика промышленно развитых стран показывает, что данная статья расходов компаний составляет там 5-10% фонда оплаты труда. Поскольку расходы на подготовку новых рабочих кадров и повышение квалификации относятся на себестоимость выпускаемой продукции, а суммы сверх установленных нормативов должны браться из прибыли, многие предприятия стремятся экономить на профессиональном обучении персонала, например, за счет сокращения его сроков. Налоговая политика приводит к отсутствию экономической заинтересованности и у отдельного работника. Затраты предприятия на повышение его квалификации засчитываются ему в облагаемый доход с вычетом из него соответствующих налогов1. Другой фактор, отбивающий желание российских фирм тратить средства на повышение квалификации персонала — высокий уровень текучести кадров и низкая доля оплаты труда структуре затрат на производство продукции (10-20% в отличие от 60-70% в развитых странах). Испытывающие финансовые затруднения работодатели не уделяют достаточного внимания и заинтересованности в повышении профессиональной квалификации своих работников. В последние 5 лет число работников промышленных предприятий, привлекавшихся к профессиональной учебе, сократилось почти на 75%, а уровень затрат предприятий на организацию внутрифирменного обучения кадров составляет в среднем 0,5-0,7% от размера выплаченной заработной платы. Практика показывает, что минимальные затраты для простого воспроизводства профессионального потенциала предприятия, должны составлять не менее 1,5- 2,0%. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы в основном на получение первичной квалификации, практически отсутствуют программы подготовкой работников высших квалификаций. Новые методы организации труда и производства ведут к отказу от узкой специализации. Границы между специальностями становятся менее жесткими, расши- Суммы оплаты за об>чение работника не включаются в его доход только в том случае, если получение работником среднего или высшего образования может рассмафиваться как выполнение профессиональных обязанностей и осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством (п.1 «д» ст. 3 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»). ряются функции работников, соответственно сокращается градация в квалификации рабочих мест. Создаются автономные рабочие группы, призванные решать конкретные производственные задачи, с делегированием им определенного круга Прав по распределению материального вознаграждения и т.д. Таким образом, происходит расширение «горизонтального набора» операций, (т.е. внесение большого разнообразия в работу в рамках функции одного рода) и «вертикального набора» обязанностей, (т.е. обеспечение большей автономности работников в выполнении порученного дела, включение в их обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством собственного труда). Все это повышает требования к качеству рабочей силы и уровню квалификации персонала. Несмотря на существенные структурные сдвиги в российской экономике в сне-теме начального профессионального образования, по-прежнему, главное внимание уделяется подготовке промышленных рабочих массовых профессий узкой специализации. Опыт ведущих индустриально развитых стран, например, Германии, ука- [ зывает, что чем шире диапазон знаний и умений у работника, тем больше у него возможностей найти работу и, что самое главное, — подобрать подходящую по подготовке, склонностям и способностям работу, удовлетворив при этом требованиям и потребностям работодателя. Профессиональная школа России пытается отреагировать на изменения экономической конъюнктуры, перестраивает спектр и формы подготовки молодежи к труду. Так, в начальном ее звене введен принципиально новый перечень из 298 профессий (вместо 1500). Активно разрабатываются новые образовательные стандарты, создавая тем самым эталон для начальной профессиональной школы. Однако эта реформа запаздывает, плохо учитывает реалии жизни. Это происходит по двум причинам. Во-первых, никто никого не агитирует на получение рабочей профессии. Во-вторых, молодой человек подчас не получает образования, той квалификации, которые потребны сегодня и будут потребны в XXI в.-, из-за того, что все еще господствуют старые представления о подготовке кадров. Дело в том, что в разные периоды времени неоднократно предпринимались попытки ликвидировать общеобразовательную подготовку в ПТУ, считая, что она будущим рабочим не нужна. С одной стороны, еще жив стереотип: рабочий должен получить* конце концов вузовский диплом. С другой — ради призрачной экономии средств будущему рабочему отказывают в школьных знаниях в объеме полной средней школы. Хотя будущему рабочему нужны знания по химии, физике, математике, его нужно развивать с помощью истории, литературы, наконец просто учить русскому языку! Подростков необходимо образовывать, давая реальный шанс для продолжения образования в будущем. Это чрезвычайно важно, потому что новое время ставит абсолютно новые задачи: современный рабочий должен быть способен получать необходимые ему экономические, компьютерные и языковые знания. Эти знания защитят его от превратностей судьбы. Усиливающаяся тенденция к выходу на пенсию пожилых работников приведет в ближайшие 4-5 лет к освобождению от 40 до 60% ключевых профессиональных групп рабочих. Таким образом, профессионально-квалификационный уровень персонала с уходом высоквалифицированных рабочих на пенсию, а молодых квалифицированных рабочих — в коммерческие структуры, где зарплата существенно выше, снизится еще больше. Сегодня масштабы и темпы перемен таковы, что к ним персонал должен быстро приспосабливаться, В условиях быстрого «морального» старения знаний и навыков рабочему необходимо периодически повышать квалификацию. Новая техника требует для своего обслуживания, с одной стороны, глубоких знаний, а с другой — меньшего числа рабочих, вынужденных осваивать новые виды труда, совершенствовать свое мастерство. Периодическое до- и переобучение рабочих становится законом производства. Профессиональное обучение, не отвечающее современным требованиям, теряет смысл, вызывая у молодежи отрицательное к ней отношение. По данным социологических обследований стать рабочими желают лишь от 2 до 5% выпускников общеобразовательных школ. Ориентация молодежи на профессии и специальности, не связанные с производством, обусловлена не только экономическими, но и социальными причинами: • труд даже высококвалифицированного рабочего оплачивается недостаточно • база обучения рабочим профессиям постепенно сокращается; • перспективы квалификационного роста рабочих на своих предприятиях не яс На предприятиях всех форм собственности недостаточное внимание уделяется мотивации работников на повышение профессионально-квалификационного уровня, практически отсутствуют специалисты-ор1анизаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку, а сами инструкторы производственного обучения не обладают достаточными знаниями (2/3 из них имеют среднее специальное образование), чтобы готовить квалифицированные кадры для работы в современных условиях, на новейшем оборудовании. Анализ действующих на предприятиях различных форм собственности систем подготовка кадров показывает, что каждое предприятие готовит кадры «для себя», разрабатывает «свои программы», «свою методику» обучения. Учебные планы по одним и тем же профессиям включают разные предметы, а одноименные рассчитаны на разное количество часов. Все эти различия не обусловлены ни сложностью осваиваемой специальности, ни уровнем образования и профессиональными навыками обучающихся. В результате, уровень профессионального обучения выпускников в целом соответствует государственному стандарту 60-70 гг. Причем часто трудно определить соответствие полученных рабочими профессионально-технических знаний стандартам квалификационных требований по профессии. Раньше соответствие выполняемых работ и полученных знаний квалификационному разряду определяли тарифно-квалификационные комиссии предприятий. Сегодня они либо упразднены на большинстве предприятий, либо их функции переданы структурным подразделениям. Нередко квалификация присваивается и вносится в трудовые книжки работникам без экзаменов, а аттестация проводится по упрощенной процедуре. В згой связи встает задача воссоздания и последовательного формирования внутрипроизводственной системы обученчя и повышения квалификации рабочих ' На макроуровне серьезные «подвижки» в бизнес-среде, а на рынках почти полная смена товарной продукции происходит с периодичностью в семь лет, а на микроуровне — уровне предприятий, происходит поч™ полное обновление -технического потенциала.
кадров, содействия предприятиям всех форм собственности в подготовке и развитии персонала. Как известно, научно-технический процесс дискретен и проявляется скачкообразно. Поэтому изменения профессионально-квалификационного состава работников приобретают неотвратимый характер. В плане организации труда жесткие профессиональные структуры прошлого уступают место большей функциональной гибкости. Компьютеризация сделала некоторые профессии ненужными. Быстрые технологические изменения означают, что опыт перестает быть наилучшим критерием для отбора кадров на производстве; большее значение часто приобретают подготовка, квалификация и профессиональная гибкость. На рынке труда происходят значительные перемены: ликвидируются целые производства и профессии, появляются новые отрасли и специальности. Так, на первом месте в «похоронном списке» США биржевые брокеры, автомобильные дилеры, риэлторы и страховые агенты. Их услуги уже сейчас с успехом заменяет выбор в Интернете. На втором месте — школьные учителя. Дистанционное преподавание, позволяющее транслировать уроки лучших педагогов страны, заменит сначала «скучных» учителей, а затем и остальных. Отойдут в прошлое водители-дальнобойщики, печатники и многие, многие другие. Какие профессии имеют шансы на повышенный спрос? Наибольшие шансы на трудоустройство будут иметь специалисты по биотехнологии — в самом широком смысле. Далее в списке числятся консультанты по домашнему обиходу. Речь идет о людях, которые по средством видеосвязи, будут определять неисправности бытовых и компьютерных приборов у вас в доме. Нужны будут профессионалы по выращиванию человеческих тканей для замены обоженной кожи, дефектных органов и т.д. Нужны будут программисты генома человека — для исправления генетических ошибок природы при формировании человеческих зародышей. Потребуются селекционеры и новые фермеры для производства генетически измененных продуктов питания с полезными свойствами, но это отдаленная перспектива. С появлением электронного бизнеса на российском рынке труда обозначились совершенно новые, необычные требования к наемным работникам: основным фактором отбора специалистов становится не какой-то конкретный опыт и специальные знания, а особенные личные качества кандидата. Самым важным для работы в электронном бизнесе (речь идет об управленцах, а не о технических специалистах) считаются следующие качества: предприимчивость, оригинальное мышление, способность быстро адаптироваться и воспринимать новое, «быстрый» ум, наличие системного подхода к работе, способность правильно поставить себя в отношениях с людьми, умение сотрудничать (даже с конкурентами!), умение рассчитывать риск и нести за него ответственность. Рейтинги наиболее уважаемых в России профессий определяемые разными исследовательскими организациями хотя и существенно отличаются друг от друга, но, тем не менее, показывают, что престиж инженерных профессий с 1996 но 1999 гг. практически не изменился и остается самым низким — 2% опрошенных. По данным ВЦИОМа, наиболее престижные профессии: банкир, преступный авторитет, эстрадная звезда, депутат, гос. чиновник, (см. рис. 1). Профессию нише-го многие считают круче работы офицера. А. По данным Центра исследования статистики и науки 1996 г.
о 20 ад 1 Экономика и жизнь, 2000, № 16, с. 30.
Рис. I. Рейтинг наиболее уважаемых профессий (в%к чиспу опрошенные) Блок инфраструктуры рынка труда связанный с профориентацией, профобу-чением, переподготовкой и повышением квалификации работников имеет большое значение для сбалансирования спроса и предложения рабочей силы по профессиям и квалификации, насыщения рынка труда новыми рыночными профессиями, переподготовки работников, высвобождаемых в связи со структурной перестройкой и невостребованных в настоящее время. А самая острая проблема в данной области — отсутствие соответствия между профессионально-квалификационным спросом на рынке труда и структурой подготовки кадров в действующих учебных заведениях. В высших учебных заведениях России в сравнении с США, Японией и ФРГ преимущественно готовят специалистов инженерно-технического профиля, см. габл. 5, тогда как в вышеназванных странах весьма существенна доля специали-зтов по экономике и праву. Рьшок труда и рынок образовательных услуг почти не связаны между собой. Сегодня никто толком не знает, сколько и каких специалистов потребно стране. Во главу угла ставятся весьма эмоциональные представления, что нынче потребно рынку. Например, несколько лет назад возник миф, что рынку более всего нужды юристы а финансисты. В результате их наобучали столько, что новоявленные дипломированные специалисты сегодня (за неимением лучшего) за счастье почитают работу в уличных палатках, торгующих всяческими товарами. Такая же ситуация с инженерами. Начиная с 1994 года в стране в среднем ежегодно «теряется» более одного миллиона выпускников различных учебных учреждений. Они не могут найти постоянную работу. Многие выпускники завершили упорные поиски работы оформлением в качестве безработных. Надо отметить, что в стране самые дипломированные безработные, и их число год от года растет. Например, в 1999 г. доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, в общей численности официальных безработных в сравнении с 1998 г. возросла с 32,4 до 35,4 процента, хотя среди выпускников профтехобразования нетрудоустроецными но тем или иным причинам оказываются всего лишь 7-8 процентов ежегодного выпуска. На биржах труда зарегистрировано всего 50 тысяч выпускников ПТУ из более чем 780-тысячного общего количества выпущенных из стен ПТУ в 1999 году. Иное дело, что в престижные ПТУ принимают по конкурсу, и это делает профобразование не всегда доступным для всех, В то же время количество заявок в органы службы занятости, представляемых предприятиями, за первое полугодие прошлого года возросло на 30,8 процента. Возникает вопрос: кто же требуется работодателям в первую очередь? По данным службы занятости в целом по России в 1999 г. 78,4% вакантных рабочих мест составляли рабочие профессии. Работодателям сегодня остро не хватает каменщиков, штукатуров-мал яр о в, электросварщиков, столяров, слесарей, официантов, уборщиков, разнорабочих, поваров, кондитеров и т.д. В табл. 6. Приведены профессии, пользующихся наибольшим спросом у молодежи и работодателей. Таблица 6 Запросы молодежи и возможности работодателей
Таблица 5 Направление подготовки специалистов1
1 Мир за нелслю, 1999, № 7, — с. 9. ' Капица СП, Курлюмов СП., Малиненкий ГГ. Синергетика н прогнозы будущего. М: Нау-
Результаты последних (1999-2000 гг.) социологических обследований, проведенных Минтрудом России и его территориальными центрами профориентации показали, что сейчас большинство выпускников общеобразовательной и профессиональной школ смутно представляют себе, как сложится их дальнейшая судьба, неадекватно оценивают возможности своего профессионального роста.
Немалая часть молодежи по-прежнему ориентирована на патерналистские парадигмы. Следствием является их более низкая социальная мобильность. Это, в частности, проявляется в неспособности (или нежелании) искать и находить свое место на рынке труда. Так, 60 процентов опрошенных заявили, что они не имеют никаких жизненных планов. И хотя у молодежи формируется новый подход к роли государства в обществе, в котором упор делается не на иждивенчество, а на более полное использование возможностей человека, делать однозначные выводы об абсолютных сдвигах в сторону самостоятельной адаптации преждевременно, так как 26% утверждают, что правительство должно гарантировать каждому не только работу, но и высокий уровень жизни . К негативным последствиям разрушения связей между профессиональной иколой и трудовой деятельностью можно отнести нежелание определенной части молодежи, других категорий населения напряженно трудиться и учиться. Чем руководствуются сейчас юноши и девушки при выборе профессии, поиске )аботы, оценке социально-экономической роли государства? Ответ на это дают юследования ИСЭ J1H РАН проведенные в 2000 г. при поддержки Российского ■уманитарного научного фонда, см. табл. 7.
Какие стороны будущей работы важныдля Вас?(%)3 ? деньги сразу
?гь со временем чара , развивать свои способное гь профессиональную квалификацию Эти же исследования показали, что этап социальной деградации молодежи, — гказ части молодых людей от образования и стремлении скорее удовлетворить ton краткосрочные потребности — в основном пройден. Сейчас положение несколько изменилось. Рациональное ведение хозяйства >ебует привлечения на рынок труда профессионалов с реальными знаниями. За о хорошо платят. Свои коррективы внес августовский кризис, побудивший мно-[X по-иному оценить свои возможности. Одна из реакций — резкое увеличение [роса на получение высшего образования. Однако по-прежнему часть молодежи в 1лу объективных причин остается «аутсайдером» в своем поведении на рынке уда. У части современной молодежи не личностный профессионализм определя-структуру трудовых притязаний, а господствующие в нашем обществе циститу -:ональные нормы, как-то: трудоустройство «по блату» благодаря нужным связям шакомствам. Многие молодые люди, имеющие хорошую образовательную под-говку, уверены, что возможность получения работы зависит не от уровня обра-заиия, а от наличия так называемого социального капитала (связей и рекоменда-й), см. табл. 8. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|