Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 2. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ



 

Курсовая и квалификационная работа сдается в сброшюрованном виде. Сшивать работы нитками или скреплять канцелярскими скрепками не допускается. Текст набирается на компьютере. Объем курсовой работы составляет 25-30 страниц, квалификационной работы — 40-50 страниц и более. Полностью оформленная курсовая (квалификационная) работа должна иметь:

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ — первая страница, которая должна содержать основные сведения о работе и ее авторе. Титульный лист представлен на сайте факультета в разделе «Титульный лист ВКР» и в приложении 7.

СОДЕРЖАНИЕ.В содержании последовательно излагаются названия глав и параграфов работы, указываются страницы, с которых начинаются каждая глава и параграф. Все рубрики в содержании и словесно, и по графической форме должны быть точной копией рубрик в тексте. Например, если в тексте курсовой или квалификационной работы написано «ГЛАВА 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ», то и в содержании должно быть написано точно также, а не «Глава IV…».

Текст содержания следует выравнивать по левому краю, регулируя величиной отступов и соподчиненность рубрик.

Образец оформления содержания приведен в приложении 8.

В тексте самой курсовой или квалификационной работы слово «СОДЕРЖАНИЕ»печатается кеглем шрифта 14, прописными буквами, на отдельной строке, жирным шрифтом. Подчеркивать заголовок не следует. Точка в конце заголовка не ставится. Размещать заголовок рекомендуется по центру строки, без абзацного отступа.

ВВЕДЕНИЕ Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей дипломной работы. В нем должны отсутствовать лишние подробности связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя. Введение отражает актуальность исследования (фундаментальную проблему, которой посвящена работа), цель исследования, задачи исследования, рабочую гипотезу, а также объект и предмет исследования.

Введение представляет собой вступительную ненумерованную главу. Во введении дается краткая оценка современного состояния исследуемой задачи или проблемы. При этом показывается степень разработки вопроса другими авторами, правильность ранее сделанных выводов и их соответствие современным условиям. Из этого должно быть видно, какие вопросы не решены на сегодняшний день, что и определяет актуальность исследования. Далее излагаются цель работы и задачи исследования, формулировки задач должны быть четкими и ясными, так как из их анализа должно быть понятно, какими путями выпускник шел к поставленной цели.

Заголовок«ВВЕДЕНИЕ»печатается кеглем шрифта 14, прописными буквами, на отдельной строке, жирным шрифтом. Подчеркивать заголовок не следует. Точка в конце заголовка не ставится. Размещать заголовок рекомендуется по центру строки, без абзацного отступа.

Актуальность исследованияхарактеризуется с практической и научной точек зрения. Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная актуальность – необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определённых знаний, методики исследования.

Цель исследования- желаемый конечный результат исследования. Цели работы могут быть разнообразными (изучить…, выявить…, исследовать…, проанализировать…, сопоставить…, дать характеристику…). В любом случае цель должна отражать определённую новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или применение существующих знаний и методов исследования к новым условиям). Наиболее типичны следующие цели:

· изучение явления;

· изучение структуры явления (или факторов, на него влияющих);

· выявление различий у испытуемых, относящихся к разным группам;

· выявление взаимосвязи явлений у одних и тех же испытуемых;

· исследование изменений явления в определённых условиях, например, в результате коррекционной работы;

· разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования;

· разработка или адаптация к новым условиям коррекционной или адаптированной работы.

 

Гипотеза исследования должна соответствовать цели исследования, но не полностью совпадать с ней. Гипотеза (в пер. с греч. – основание, предположение) — это положительное или отрицательное утверждение (суждение), разрешаемое на предмет его соответствия действительности. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определённых методов научного исследования. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно чёткими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов. Кроме общей могут формулироваться частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты.

Задачи исследования. Задачи работы конкретизируют цель исследования и подразделяют её достижение на определённые этапы (например, 1. выявить особенности…2. провести сравнительный анализ…3. выявить взаимосвязь между изучаемыми характеристиками). Задачей научного исследования не может быть анализ литературы, подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками, оборудованием и прочие учебные задачи, являющиеся лишь вспомогательным средством в научном исследовании. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Критерий постановки задач: от общего к частному.

Объект исследования – это фрагмент изучаемой реальности: индивид, группа людей, общность людей.При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие медико-социально-психологические характеристики важные для понимания изучаемого явления. В работе необходимо представить клиническую характеристику исследуемой выборки (то есть описать наличие клинического диагноза, если исследование проводилось в стационаре или в условиях амбулаторного приема) указать источник информации о диагнозе (консультация специалиста, история болезни и т. д.).

Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Характеристики предмета измеряются, определяются, классифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

Далее следует ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ работы, которая состоит из нескольких глав, чаще всего из 2-3. Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой для последующей. Основная часть обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение, выводы и рекомендации. К основному тексту относится, также, и список литературы, которая была прочитана и проанализирована в процессе работы. Названия типа «Основная часть» или «Литературный обзор» обычно не рекомендуются. Если возможно охватить одной фразой все аспекты рассматриваемой проблемы, то главе даётся название, например, «Глава 1. Остеохондроз: этиология, патогенез и основные клинические проявления остеохондроза позвоночника»; в противном случае допускается использование такого заглавия, как «Глава 1. Обзор литературы», а именуются лишь разделы и подразделы (1.1. Этиология, патогенез, и основные клинические проявления остеохондроза позвоночника; 1.2. Лечебно-восстановительные мероприятия при остеохондрозе позвоночника и обоснование их применения; и т.п.).

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. Первая глава работы - состояние проблемы исследования или литературный обзор (общий объем не более 1/3 всего объема работы, т.е. порядка 10-15 стр.). В задачу данного раздела входит ознакомление читателя с наличным положением дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные (не только в России, но и во всем мире) точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное (за последние 5 лет) состояние исследований в этой области. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь этот раздел) исходя из логики раскрытия проблемы исследования. Предпочтительно описание по «феноменологическому» принципу, позволяющему углубить понимание изучаемого явления исследуемой проблемы и систематизировать накопленные сведения. Аналитический обзор предполагает указание на противоречия в понимании природы изучаемого явления. Дается собственная оценка автором работы, своего видения проблемы, ее отдельных сторон. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и необходимости именно такой постановки проблемы исследования, как это будет делать далее автор. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы. Кроме того, аналитический обзор может заканчиваться обоснованием собственного подхода к изучению выбранной проблемы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Глава - «Материалы и методы исследования» — содержит изложение организации собственных исследований, дается краткая характеристика методов исследования. Дается характеристика учреждения – организации, по материалам которого выполняется выпускная квалификационная работа. Обосновывается выбор используемых методик. Указывается их назначение. Вторая глава содержит указание на использованные методы статистической обработки эмпирического материала. Обосновывается выбор статистических процедур. Используемые статистические процедуры должны способствовать решению поставленных задач.

В подглаве 2.1. Материалы исследования по возможности даётся более полная характеристика испытуемых (респонденты – пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры), с указанием их количества, принципов отбора и прочее (для случая исследования на животных указываются вид, порода, генетическая линия и т.п. подопытных животных, их возраст, состояние, условия содержания, кормления и проч.; условия содержания и форма экспериментов над животными должны соответствовать международным нормам и правилам). Особое внимание необходимо уделить вопросам этики научного исследования — если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде, сохраняя анонимность респондентов, сохраняя медицинскую тайну диагнозов и фактов из истории болезни и личной жизни, (не должны, также, приводится сведения, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность). В целом эксперименты с человеком должны проводиться и оформляться в соответствии с нормами и требованиями статьи 16 («Защита лиц, выступающих в качестве испытуемых») «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины».

В подглаве 2.2. Методы исследования следует описать методы, используемые для доказательства или опровержения гипотезы исследования (формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, метод тестирования, метод наблюдения, метод анкетирования и т. д.). Оборудование - перечень и существенные технические показатели использованных приборов и экспериментальных установок, их название согласно техническому паспорту. Материалы, с которыми работают испытуемые - их существенные технические и/или психологические характеристики. Используемые тесты или методики - ссылки на используемые методики и их краткое описание, достаточное для понимания читателем сути используемых методик, основного материала и результатов обработки; в случае разработки (или перевода и адаптации) автором новой методики необходимо доказательство правомерности ее применения включать в задачу исследования, а материал, выборку испытуемых и прочие данные отражать в соответствующих местах методики. Необходимо также специально доказывать ее валидность, надежность полученных с ее помощью результатов, что должно являться самостоятельной научной задачей (возможно даже единственной) исследования. Необходимо указать и обосновать применение методов математико-статистической обработки эмпирических даны,х используемых в дипломной работе (корреляционный анализ Т-критерий Стьюдента, критерий Пирсона и т. д.) - по возможности приводятся точные формулы со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы. Необходимо проверить полученное эмпирическое распределение на совпадение с нормальным распределением и расчеты привести в приложении. Особое внимание необходимо уделить этике научного исследования и сохранению авторских прав разработчиков соответствующих программных продуктов, для чего при ссылке на программный пакет рекомендуется указывать факт наличия соответствующей лицензии и ее номер (за нелегальное использование компьютерных программных средств студент и/или руководитель данной учебной, организации несут ответственность по действующему законодательству: статья 272 действующего УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации»; закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; закон РФ от 9.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19.06.1995)). В целом данный раздел очень важен, поскольку он должен дать читателю по возможности более полную информацию, необходимую как для проверки достоверности и надежности полученных результатов, так и для их интерпретации, которая может отличаться от авторской, но иметь большое значение для развития научных представлений и перспектив использования полученных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В третьей главе излагаются результаты собственных исследований. Глава может иметь несколько подразделов. Каждому подразделу присваивается свой рубрикационный номер и дается собственное название. Логика описания результатов должна соответствовать логике поставленных задач исследования и должна подводить к достижению поставленной цели.

Подразделы должны заканчиваться выводами. Промежуточные выводы подготавливают автора к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию. В данном разделе подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности. Структурироваться данный раздел должен на основе логики исследуемого предмета, обсуждать нужно все главные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые выносятся в заключение в качестве выводов. Приводимые данные (целесообразно обобщать их в виде схем, графиков и таблиц) должны доказывать или опровергать выдвинутые ранее гипотезы. На схемах и графиках (или в подписях к ним) необходимо подробно разъяснять все условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т.п.

Кроме того, раздел содержит критический анализ полученных результатов в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее известными фактами. В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях, а также о степени надежности сделанных в итоге выводов, согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, их научной новизне и перспективах применения (использования). Необходимо помнить, что главной целью любой научной работы является поиск истины и новых знаний, а не доказательство «любой ценой» выдвинутых гипотез. Отрицательный результат - тоже результат. Именно он чаще всего свидетельствует о непредвзятости и профессиональной научной компетентности автора. Каждый подраздел должен заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно главного тезиса, выносимого на защиту.

ВЫВОДЫ - это сжатая краткая и обобщенная формулировка исследования Выводы должны соответствовать цели и задачам исследования, подкрепляться статистическими доказательствами. В качестве выводов кратко (желательно в одном предложении) характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы, главному тезису, выносимому на защиту, подкрепляться статистическими доказательствами. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования с точки зрения подтверждения гипотезы Заключение включает перечень результатов исследования, которые обобщенный вид и раскрываютих смысл. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известным ранее, противоречат или дополняют их. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования и возможность применения полученных результатов на практике.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации предполагают, конкретные указания на способы использования полученных результатов Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны пациентам, врачам, родителям, Министерству здравоохранения, главным врачам и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами и содержать от 25 – 40 наименований литературных источников. В список литературы должны включаться только те источники, которые использовались при подготовке работы и на которые имеются ссылки в основной части выпускной квалификационной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Дипломная работа может иметь и приложение. Приложение включает вспомогательный материал, таблицы первичных цифровых данных (берутсяиз протоколов обследований), образцы протоколов обследований, описание аппаратуры и приборов, иллюстрации вспомогательного типа, комплексы упражнений и т. п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, то их рекомендуется объединять по темам и по видам. Например: таблицы, графики, расчетный материал и т. д.

 

Для изложениятекста курсовой и квалификационной работырекомендуется гарнитура Times New Roman как наиболее информативная. Текст печатается на одной стороне стандартного листа формата А4 через полтора интервала кеглем шрифта 14. Число строк на странице должно быть не более 30. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами.

Текст в пункте меню «Параметры страницы» должен иметь поля следующих размеров: верхнее – не менее 2,0 см, нижнее – не менее 2,5 см, левое – не менее 3,0 см, правое – не менее 1,0 см. Отступ от края верхнего и нижнего колонтитулов устанавливается равным 1,25 см. Абзацный отступ по всему тексту устанавливается равным 1,25 см.

Поскольку текст работы печатается через полуторный интервал, заголовки разделов отделяются от текста двумя интервалами.

Нумерация страниц курсовых и квалификационных работ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правомнижнем углу без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики и пр., расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.