Схема протокола наблюдения
Ф.И. испытуемого: Возраст: Дата проведения исследования: Время начала исследования: Время окончания исследования: Исследователь: Протокол № Метод: наблюдение Цель: Фотозапись:
В столбце «деятельность воспитателя» фиксируются действия совершаемые педагогом (вербальные и невербальные). В графе вербальные проявления фиксируются данные в виде прямой речи (Пр.: -Возьмите игрушки и подойдите ко мне), в графе невербальная деятельность фиксируются акты поведения (Пр.: повернулся к окну, почесал нос и т.д.). Столбец «деятельность ребенка» заполняется аналогично предыдущему столбцу. Обработка и интерпретация полученных данных: 1.Количественный анализ. Например: обрабатывая данные, полученные в ходе наблюдения, можно подсчитать количество актов взаимодействия педагога с ребенком, сумму положительных и отрицательных воздействий и т.д. 2. Качественный анализ. - описание наиболее показательных действий (вербальных и невербальных; воздействующих и ответных), которые совершил испытуемый в процессе взаимодействия. Например: при обращении воспитателя к испытуемому по имени улыбается, поворачивает голову в сторону педагога и т.д. - психологическая характеристика данного поведения. Например: тот факт, что ребенок при обращении к нему воспитателя улыбается и поворачивает голову может свидетельствовать о доброжелательном отношении ребенка к педагогу (и наоборот). 3. Интерпретация данных – объяснение причин особенностей, выявленных в процессе наблюдения. Например: доброжелательные отношения педагога и ребенка могут быть объяснены тем, что воспитатель является матерью данного ребенка. 4. Выводы.
Лабораторная работа № 3 Тема: особенности исследования отношений с взрослыми ребенка дошкольного возраста Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности межличностных отношений ребенка с взрослыми. Задание: 1.Изучить предложенную литературу. 2.Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам: - особенности общения дошкольников с взрослыми; - влияние типов детско-родительских отношений на развитие личности ребенка; - методы изучения межличностных отношений в семье; - проективные методы, виды, достоинства, недостатки, возможности использования в дошкольном возрасте; - особенности рисунка, свидетельствующие об особенностях отношений ребенка со взрослыми. Ход работы: 1.Произвести количественный и качественный анализ детского рисунка на тему: «Моя семья». 2.Сделать вывод об особенностях отношений в семье, имеющей ребенка дошкольного возраста. 3. Разработать рекомендации. Литература Основная: 1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009. Дополнительная: 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994. 3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.,1995.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|