Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел I. Введение в муниципальное право



Муниципальное право Республики Казахстан

(Общая часть)

Таранов А.А. кандидат юридических наук, доцент КазГЮУ

Предисловие

Раздел I. Введение в муниципальное право

Глава I. Муниципальное право (право местного самоуправления) -

отрасль права, научная и учебная дисциплина

Глава II. Муниципальные правовые нормы и правоотношения.

Источники муниципального права

Глава III. Местное самоуправление: принципы, представительные и

исполнительные институты, территориальная основа

деятельности

Глава IV. Экономическая и финансовая основы местного

самоуправления

Глава V. Понятие и содержание службы в местном самоуправлении

самоуправления

Глава VI. Акты органов местного самоуправления

Глава VII. Гарантии местного самоуправления образований

Раздел II. Муниципальные институты за рубежом

Глава VIII. Опыт развития местного самоуправления в зарубежных

странах

Глава IX. Теоретические проблемы системы муниципального права

Заключение

Примерная программа курса

 

Муниципальное право - новая учебная и научная дисциплина. В книге в систематизированном виде изложены основные институты местного самоуправления.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических учебных заведений, муниципальных служащих и интересующихся проблемами местного самоуправления.

Предисловие

Сложившиеся представления о местной власти, местном самоуправлении в Казахстане в 70-90-е годы основывались на тесном сотрудничестве местных государственных органов и общественных формирований. По этой причине многие исследователи основное внимание обращали не столько на разграничение функций и полномочий государственных и общественных организаций, сколько если не на сближение, то на делегирование общественным организациям государственных полномочий.

Несмотря на привлекательность такого социального, правового партнерства, не следует забывать, что все было подчинено задачам выживания государственной коммунистической системы. Повсеместность государственно-партийного контроля отражалась на состоянии и функционировании всех сфер и отраслей управления, жизнедеятельности общества. Вместе с тем, поощрялись различные формы общественной самодеятельности, что в какой-то степени создавало предпосылки к появлению органов самоуправления. Но при этом не проводились необходимые теоретические обобщения о природе самоуправления, его взаимосвязи с фундаментальными и производными отраслями права.

Изучавшаяся в юридических учебных заведениях дисциплина "советское строительство" выполняла идеологические задачи, а суть учебного курса раскрывалась в определении, которое характеризовало советское строительство как систему и организационное строение Советов депутатов трудящихся, их функции, формы и методы деятельности как представительных органов государственной власти и самых массовых организаций народа, обеспечивающих постоянное решающее участие трудящихся в управлении государством (1). Советское строительство традиционно рассматривалось в контексте научного управления обществом, что затрудняло его восприятие как отрасли законодательства или права (2).

Конституция Республики Казахстан (1995) выделила местное самоуправление не только как самостоятельный институт, но и установила соответствующие сроки принятия законодательных актов, призванных регулировать статус местных органов государственного управления и местного самоуправления.

Развитие органов местной власти и самоуправления предполагает потребность в формировании специальной отрасли и учебной дисциплины муниципального права как одно из важнейших условий закрепления усиления роли регионов в решении различных местных проблем и перераспределения центра "тяжести" управленческих задач от центральных исполнительных органов к местным органам государственного управления и самоуправления.

Реформирование местных органов власти в Республике Казахстан проходит под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести:

1) модернизацию государственного управления и попытки найти рациональные формы обеспечения интересов населения на центральном и местных уровнях;

2) вовлечение государства в различные сообщества (экономическо-финансовые, политические, военные и др.), что требует такой структуризации органов власти, их взаимодействия и ясного понимания пределов их полномочий (3).

К внутренним факторам можно отнести:

1) конституционно-правовое закрепление задач местного государственного управления за местными представительными и исполнительными органами;

2) структурные преобразования в системе центральных органов государственной власти, сопровождаемые декларацией о необходимости усиления регионального уровня управления;

3) проведение перманентной реформы административно-территориального устройства (4).

Конституция Республики Казахстан провозглашая местное самоуправление как важнейший элемент гражданского общества, не содержит, по существу, ответов на многие вопросы: входит ли самоуправление в систему организации власти, как должны взаимодействовать органы местного государственного управления и самоуправления и многое другое.

В литературе сущность местного самоуправления нередко рассматривают как право населения (местного сообщества), признаваемое и закрепляемое государством, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения (5). Подобное определение, в основе которого лежат положения Европейской Хартии местного самоуправления, оставляет без внимания ряд существенных моментов, связанных с возможностью персонификации органов местного самоуправления наделенными функциями правотворчества в пределах муниципальных округов.

Раздел I. Введение в муниципальное право







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.