Здавалка
Главная | Обратная связь

Муниципальные правовые отношения



Под муниципальными правовыми отношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права и направленные на обеспечение права на местное самоуправление.

Особенность муниципальных правоотношений состоит в том, что:

- местное сообщество инициирует решение местных вопросов в пределах, установленных законом;

- побудительные мотивы в деятельности местного сообщества и учредительных органов местного самоуправления продиктованы потребностью развития сообщества и обустройства муниципального округа;

- обязанность поведения участников вытекает из признания общественного характера власти местного самоуправления;

- они возникают, изменяются и прекращают свое действие в сфере местного самоуправления, которое принципиально отличается от административно-государственного управления, основанного на власти-подчинении.

Если для административно-правовых отношений как властеотношений доминирующее положение одной из сторон - субъекта административной власти - очевидно, то муниципальные правоотношения имеют иную природу взаимодействия субъектов отношений. Самоуправление исходит из территориальных принципов самостоятельности и автономности органов и организаций самоуправления от государственной власти, самостоятельности принятия решений под свою ответственность. То есть, муниципальные правоотношения основаны на принципах равных возможностей участников данных правоотношений.

В административных правоотношениях положение субъекта власти определяется как его возможностями, так и административным усмотрением, в муниципальных правоотношениях взаимодействие осуществляется, как правило, по усмотрению сторон. Местное самоуправление основано на факторах человеческого развития, но в отличие от государственно-публичных институтов, здесь проблемы решаются путем саморегуляции.

Безусловно, сохраняется ряд общих принципов между административно-правовыми отношениями и муниципальными. В частности, и те и другие являются организационными. Но если в одном случае правомерно утверждение о реализации функций исполнительной власти государственных органов, то во втором - муниципальных органов. В условиях только формирующейся муниципальной власти нет достаточной "чистоты" используемых средств правового регулирования. Эти тенденции можно легко проследить на примере формирования муниципалитетов г. Москвы. В 1991 г. в экспериментальном порядке создавались муниципальные округа для отработки отдельных элементов нового хозяйственного механизма и структуры управления в г. Москве, повышения уровня обслуживания и социальной защищенности населения микрорайонов города, создания условий для эффективного функционирования коммунальных и социальных служб. В соответствии с Положением о муниципальном округе управление осуществлялось на административных и договорных началах. Это проявлялось в следующем: округ наделялся правом управления (объектами, ресурсами, и т.д.), что ранее было свойственно только государственным исполнительным органам (право на самостоятельное использование выделенной доли местных налогов с организаций; предоставление по согласованию с Мосгорисполкомом льгот по налогам и платежам; право на бюджетные средства и субвенции, выделяемые на основании хозяйственного договора, средства, получаемые в ходе приватизации муниципального жилья и др.), а также часть вопросов решалась самостоятельно, без поддержки государства, на договорной основе. Но в отличие от административно-правовых отношений муниципальные являются разновидностью организационных, преследуют цель организации местного сообщества. Если в административно-правовых отношениях основной акцент делается на вне- и внутриаппаратные отношения, в муниципальных связи координационные в рамках муниципального округа.

Основанием возникновения, изменения и прекращения муниципальных отношений являются юридические факты. Юридические факты подразделяются на действия и события.

Действия характеризуют акты волеизъявления муниципальных субъектов. Если действия соответствуют требованиям норм права и интересам сторон, то они называются правомерными. В тех же случаях, когда происходят нарушения требований норм, то именуются неправомерными действиями.

События в отличие от действий не зависят от воли субъектов, но они в равной мере могут влиять на возникновение, изменение, прекращение соответствующих правоотношений. Например, последствия природных явлений, которые муниципальные органы и службы обязаны ликвидировать и т.д.

Характер и полноценность муниципальных правоотношений зависят от правоспособности и дееспособности участников. Под правоспособностью понимается признаваемая государством и определяемая законом, а также муниципальными органами и муниципальными решениями фактическая способность быть субъектом муниципального права. За гражданами и муниципальными органами признается способность своими личными действиями приобретать, осуществлять права и обязанности, предусмотренные муниципальным правом. По отношению к гражданину принято различать частичную дееспособность, что связано с возрастом (до 18 лет) и состоянием здоровья, что должно подтверждаться компетентными органами. Юридическое лицо дееспособность приобретает в установленном порядке, согласно которому оно правомочно выполнять действия и приобретать новые права и обязанности. Эти моменты необходимо учитывать, когда определенные виды деятельности требуют специального разрешения.

Субъектом (участником) правоотношения является лицо, наделенное в соответствии с нормами правами и обязанностями. В отличие от субъектов права, которые могут быть определены в нормах общими или родовыми признаками, субъект муниципального правоотношения всегда конкретен.

Контрольные вопросы

Определите характерные признаки муниципальных правовых норм.

Раскройте основания классификации муниципальных правовых норм и назовите виды норм.

Какова сущность материальных и процессуальных норм?

Какова сущность запрещающих и уполномочивающих норм?

Что принято понимать под правоотношениями и в чем особенность муниципальных правоотношений?

Раскройте содержание муниципальных правоотношений, в чем их отличие от административных правоотношений?

Литература

Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.

Алексеев А.А. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 2. М., 1984.

Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: "ТЕИС",1994.

Административное право Республики Казахстан. Алматы, Жетi жаргы,1997.

Таранов А.А. Местное самоуправление (Проблемы организации) Алматы. Жетi жаргы, 1997.

Таранов А.А. Местное самоуправление - проблемы законодательного обеспечения // Право и государство, 1997, N 6.

Таранов А.А., Таранова Ю.А. Местное самоуправление и индивидуальное предпринимательство. // Деловой мир Казахстана, 1997, N 3.

Таранов А.А. Концепция взаимодействия местных органов государственного управления и самоуправления // Фемида, 1997, N 9.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.