Понятие, сущность и значение сессии (собрания) как основной организационно-правовой формы работы представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 34 Закона № 131-ФЗ в структуре органов местного самоуправления в качестве обязательного условия должен избираться и действовать выборный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, членов или иных представителей, избираемых на свою должность двумя способами: 1. назначение и проведение прямых муниципальных выборов и на основе требований мажоритарной избирательной системы относительного большинства голосов либо смешанной избирательной системы; 2. путем подготовки и проведения косвенных муниципальных выборов из числа депутатов городских и сельских поселений либо глав таких поселений, входящих в состав муниципального района. Поскольку по действующему законодательству о местном самоуправлении представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия только на коллегиальных началах, то поэтому закрепляется сессионный порядок деятельности указанного выборного органа местного самоуправления. Легального определения в законодательстве отсутствует, однако в научной литературе дается понятие сессии (собрания). Проводимого представительным органом местного муниципального образования. Сессия (собрание) – это совокупность периодически возобновляемых и проводимых заседаний выборного органа власти в пленарном составе или на раздельных заседаниях постоянных депутатских комитетов и комиссий, депутатских групп и объединений, которые связаны между собой общей повесткой дня решаемых вопросов местного значения, отнесённые к ведению представительного органа муниципального образования. Из этого теоретического определения понятия “сессия (собрание)” можно выделить ряд признаков, раскрывающих особенности сессионной деятельности выборного органа местного самоуправления: 1. сессия охватывает весь состав депутатского корпуса, избранного на муниципальных выборах именно в состав представительного органа муниципального образования; 2. разрешение только на сессиях (собраниях) наиболее значимых вопросов местного значения, которые относятся к ведению представительного органа местного самоуправления, в том числе такие вопросы, как утверждение Устава муниципального образования, принятие местного бюджета и отчёта об его исполнении, утверждение программ и планов развития территории муниципального образования, установление порядка распоряжения и управления муниципальным имуществом; 3. на сессиях (собраниях) могут рассматриваться наиболее существенные вопросы внутриорганизационной деятельности самого представительного органа муниципального образования, включая такие, как формирование постоянных депутатских комитетов и комиссий, депутатских групп и объединений и утверждения ряда выборных должностных лиц местного самоуправления; 4. принятие по итогам проведения сессии (собрания) муниципально-правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой. Самым главным актом является Устав муниципального образования. В целом вся сессионная деятельность представительного органа муниципального образования базируется на определенных правовых принципах (их по существу 3): 1. принцип регулярности; 2. принцип плановости; 3. принцип преемственности. Принцип регулярности означает то, что обычно сессионные заседания должны созываться и проводиться периодически, но не реже 1 раза в 3 месяца. Кроме того, по инициативе председателя представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования или постоянных депутатских комитетов и комиссий по инициативе не менее чем 1/3 депутатов может быть поставлен вопрос о созыве внеочередного сессионного заседания. Кроме того, в законодательстве выделяются следующие виды сессионных заседаний представительного органа муниципального образования, как закрытые и открытые; чрезвычайные и выездные. Принцип плановости подразумевает то, что основные вопросы местного значения, выносимые на сессионные заседания, должны предварительно отражаться в перспективных и текущих планах работы выборного органа местного самоуправления. Планы составляют на год, 6 месяцев и месяц. Принцип преемственности заключается в том, что представительный орган муниципального образования имеет право неоднократно возвращаться к рассмотрению одних и тех же вопросов местного значения, которые ранее могли быть предметом обсуждения на предыдущих сессионных заседаниях. Напр., вопросы корректировки показателей, доходной и расходной частей местного бюджета или регулирования бюджетного устройства и процесса муниципальном образовании. В любом случае, в ходе осуществления сессионных заседаний представительный орган муниципального образования призван выполнять 4 основных функции: 1. представительная; 2. нормотворческая; 3. организационная; 4. контрольная. Представительная функция состоит в том, что депутаты, участвующие в проведении сессионных заседаний обязаны учитывать мнение населения муниципального образования при разрешении вопросов местного значения, входящих в компетенцию представительного органа местного самоуправления, а также по возможности с учётом мнения граждан, в дальнейшем принимать соответствующие муниципально-правовые акты. Нормотворческая функция предполагает прямое участие депутатов, присутствующих на сессионном заседании в рассмотрении, обсуждении и принятии муниципально-правовых актов, имеющие общеобязательное юридическое значение на всей территории муниципального образования. Организационная функция состоит в том, что депутаты, участвуя в работе сессионных заседаний должны способствовать совершенствованию и упорядочиванию организационной структуры и порядка работы самого представительного органа местного самоуправления, в том числе это возможно путём принятия регламента работы указанного органа и локальных внутренних муниципально-правовых актов. Контрольная функция предусматривает, прежде всего, проведение представительным органом муниципального образования проверок по исполнению принятых решений представительного органа власти в деятельность главы муниципального образования и местной администрации, особенно, по вопросам регулирования бюджетно-финансовой сферы и по вопросам порядка распоряжения и управления муниципальным имуществом. Ежегодно глава муниципального образования – мэр г. Томска обязан отчитываться о своей деятельности перед депутатами думы г. Томска. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|