Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и основные признаки правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.



В результате проведения муниципальных выборов депутат представительного органа муниципального образования получает официальное право представлять и выражать интересы своих избирателей в выборном органе местного самоуправления, а также может выполнять иные возложенные на него полномочия в соответствии с актами действующего законодательства о местном самоуправлении.

В настоящее время нормативно-правовую базу осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования составляют следующие акты действующего законодательства в сфере местного самоуправления:

1. Конституция РФ;

2. Закон № 131-ФЗ;

3. Уставы муниципальных образований;

4. локальные муниципально-правовые акты, издаваемые самими представительными органами местного самоуправления.

До настоящего момента отсутствует специальный ФЗ “Об основах правого статуса депутата представительного органа муниципального образования и выборного должностного лица местного самоуправления” и фактически всё нормативное регулирование деятельности депутата на муниципальном уровне осуществляется путём принятия различных муниципально-правовых актов.

Тем не менее, как показывает сравнительный анализ большинства имеющихся муниципально-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность депутата выборного органа местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что во взаимоотношениях между избирателями округа и депутатом представительного органа местного самоуправления действует так называемый “императивный депутатский мандат”.

В теории конституционного права обычно к общим особенностям характеристики императивного депутатского мандата относят такие важнейшие признаки или черты, как:

1. юридическая зависимость и связанность депутата при осуществлении своих полномочий от мнения и выраженной воли своих избирателей;

2. обязательность исполнения им полученных от избирателей наказов и поручений;

3. установление в действующем законодательстве определенных юридических оснований и процедуры досрочного прекращения полномочий депутата по инициативе избирателей округа именно в форме его отзыва.

К другим частным факультативным признакам природы императивного депутатского мандата на муниципальном уровне можно отнести такие особенности:

1. обязанность депутата выявлять мнение своих избирателей по наиболее важным вопросам местного значения, входящие в компетенцию представительного органа муниципального образования;

2. стремление и необходимость депутата доводить мнение своих избирателей до сведения представительного органа местного самоуправления и затем юридически облекать волю и мнение своих избирателей по наиболее важным вопросам местного значения путём принятия соответствующих муниципально-правовых актов;

3. обязанность каждого депутата лично участвовать в организации исполнения принятых решений представительного органа муниципального образования;

4. необходимость депутата осуществлять систематический контроль за надлежащим исполнением утвержденных муниципально-правовых актов в деятельности других подконтрольных и подотчётных органов местного самоуправления.

Как отмечается в научной литературе, важнейшей составной частью характеристики императивного депутатского мандата является установление в действующем законодательстве чётких юридических оснований и процедуры отзыва депутата по инициативе избирателей округа.

Согласно Закону № 131-ФЗ в настоящее время единственным правовым основанием отзыва депутата на муниципальном уровне по инициативе избирателей округа служат совершение им конкретных противоправных действий либо бездействия, установленные решением суда.

К сожалению, федеральный законодатель не расшифровывает содержание данного юридического основание, которое может служить поводом для постановки вопроса об отзыве депутата со стороны избирателей округа. Тем не менее, в муниципально-правовых актах такого рода случаев, которые являются основаниями для отзыва депутата не муниципальном уровне относятся следующие противоправные действия депутатов:

1. систематическое неучастие депутата в работе выборного органа местного самоуправления без уважительных причин;

2. уклонение депутата от встреч со своими избирателями или отказ его вести личный приём избирателей, рассматривать обращения граждан;

3. грубое однократное нарушение депутатом Конституции РФ, актов федерального и регионального законодательства и Устава муниципального образования;

4. совершение депутатом проступка, порочащего высокое звание и честь депутата.

В таких вышеперечисленных случаях, получивших своё подтверждение в судебном порядке, инициатива по отзыву депутата представительного органа местного самоуправления может исходить от инициативной группы граждан в количестве не менее 100 человек. Затем зарегистрированная в установленном законом порядке инициативная группа граждан получает право на сбор подписей в поддержку выдвинутой инициативы по отзыв депутата среди избирателей округа. И обычно общее количество собранных подписей не должно быть менее 5% от числа зарегистрированных избирателей, обладающих активным избирательным правом. Сроки сбора подписей не должны быть ранее 6 месяцев и не позднее 9 месяцев до окончания срока полномочий депутата представительного органа муниципального образования.

По завершению процедуры сбора подписей избирателей и подачи всех необходимых материалов, документов, инициативной группой граждан муниципальная избирательная комиссия проверяет их на соответствие требованиям действующего законодательства. И если не будет выявлено каких-либо нарушений, то данный вопрос затем передаётся на рассмотрение представительного орган местного самоуправления.

На открытом заседании представительного органа муниципального образования, где рассматривается вопрос о возможности назначения даты проведения голосования по отзыву депутата, приглашается тот депутат, в отношении которого была инициирована процедура по отзыву избирательного округа. И он вправе давать свои объяснения по поводу причин, ставших основаниями для постановки указанного вопроса со стороны избирателей округа.

В том случае, если всё-таки представительный орган местного самоуправления принимает решение о назначении даты проведения голосования депутата на муниципальном уровне, то осуществление указанной юридической процедуры на практике возлагается на муниципальную избирательную комиссию.

По итогам проведения голосования по отзыву депутата представительного органа местного самоуправления, он считается отозванным, если за это решение проголосовало не менее половины избирателей, проживающих на территории данного округа.

Другой важнейшей характеристикой императивного мандата депутата представительного органа местного самоуправления является регулирование принадлежащих ему гарантий депутатской деятельности.

В научной литературе обычно все гарантии депутатской деятельности принято классифицировать на 3 вида:

1. организационные гарантии;

2. юридические гарантии;

3. социальные гарантии.

Организационные гарантии депутатской деятельности. К их содержанию можно отнести такие, как:

1) право депутата вносить любые предложения в повестку дня сессионного заседания;

2) право осуществления нормотворческой инициативы;

3) право безотлагательного приёма депутата должностными лицами местного самоуправления;

4) право внесения депутатских запросов и обращений в органы местного самоуправления;

5) право получения и распространения любой информации о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, в том числе и служебной информации;

6) право на предоставление помещения для деятельности депутата и встреч с избирателями округа;

7) право депутата иметь своих помощников, в том числе для работы среди избирателей округа.

Юридические гарантии депутатской деятельности на муниципальном уровне предусматривают регулирование таких видов гарантий, как право депутатского иммунитета и депутатского инденемента.

Понятие депутатского иммунитета предполагает установление особой юридической процедуры, связанной с привлечением депутата к уголовной и административной ответственности, налагаемых в судебном порядке. И по общему правилу, согласно ныне действующему уголовно-процессуальному законодательству, представление о привлечении депутата на муниципальном уровне к уголовной ответственности вносится в представительный орган муниципального образования руководителем соответствующего следственного подразделения Следственного комитета РФ. За исключением тех случаев, когда депутат был задержан на месте совершения преступления с поличным.

Понятие депутатского инденемента означает освобождение депутата от юридической ответственности за высказанные им критические оценки деятельности должностных лиц местного самоуправления именно при осуществлении им своих полномочий, если они не касаются фактов распространения клеветы, порочащих честь и достоинство указанных должностных лиц местного самоуправления.

Ещё одной гарантией депутатской деятельности на муниципальном уровне является право депутата представительного органа муниципального образования получать квалифицированную юридическую помощь по вопросам, связанным с осуществлением им своих полномочий.

К числу социальных гарантий деятельности депутата выборного органа местного самоуправления можно отнести следующие:

1. право депутата на сохранение среднего заработка по основному месту работы на период его участия в проведении сессионного заседания;

2. получение депутатом компенсации расходов и средств местного бюджета на приобретение канцелярских принадлежностей, расходных материалов и возмещение транспортных расходов;

3. предоставление депутату отсрочек по призыву на действительную военную или альтернативную гражданскую службу, военные сборы именно в период выполнения им своих депутатских обязанностей;

4. запрет на увольнение или перевод депутата на другое место работы без согласия представительного органа муниципального образования;

Для депутатов представительного органа местного самоуправления, работающих на постоянной профессиональной основе сохраняются такие дополнительные социальные гарантии их деятельности:

1. право на получение заработной платы и надбавок к должностному окладу в зависимости от замещаемой депутатом должности муниципального служащего;

2. право на ежегодную индексацию заработной платы;

3. предоставление ему основного и рабочего дополнительных отпусков общей продолжительностью до 45 дней;

4. право на получение заработной платы в течение 1 года после прекращения им своих полномочий, если депутат не был переизбран на новый срок и не устроился на новое место работы.

Вывод. Понятие правового статуса депутата представительного органа муниципального образования представляет собой совокупность принадлежащих ему прав и юридических обязанностей, а также гарантий и его юридической ответственности перед населением муниципального образования и органами государственной власти, установленные действующим законодательством о местном самоуправлении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.