Здавалка
Главная | Обратная связь

Специальные принципы организации деятельности органов местного самоуправления.



Их обычно принято классифицировать на 3 вида:

1. организационно-структурные принципы;

2. функциональные принципы;

3. принципы проведения организационно-массовой работы среди населения муниципального образования.

К числу организационно-структурных принципов, которые определяют организационную структуру органов местного самоуправлении и порядок их работы можно отнести такие принципы:

1) построение системы органов местного самоуправления как единого управляющего комплекса, включающего в себя профессиональный аппарат управления, состоящий из муниципальных служащих, а также службы и структурных подразделений вспомогательного аппарата, отвечающих за организационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности всей системы органов местного самоуправления. В частности, в структуре представительного органа местного самоуправления могут образовываться такие вспомогательные структурные подразделения, как постоянные депутатские комитеты и комиссии, рабочие группы, а также депутатские объединения, фракции, создаваемые для предварительного рассмотрения и обсуждения вопросов местного значения, входящих в компетенцию представительного органа местного самоуправления;

2) принцип единства и дифференциации организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления в зависимости от местных условий и особенностей развития территории муниципального образования.

В частности, в теории муниципального права выделяются такие основные организационные модели осуществления местного самоуправления:

· “сильный мэр” – “слабый муниципальный совет”. В рамках такой модели обычно “сильный мэр” или глава муниципального образования избирается на свою должность непосредственно всеми жителями муниципального образования путём проведения прямых муниципальных выборов и, следовательно, он несет юридическую ответственность ха результаты своей деятельности не только перед депутатами представительного органа местного самоуправления, но и перед всем населением муниципального образования, а также в некоторых случаях – перед высшим должностным лицом субъекта РФ. Кроме того, сильный мэр обычно одновременно возглавляет местную администрацию и наделяется дополнительными полномочиями по руководству деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, в том числе может самостоятельно назначать и освобождать должностных лиц местной Администрации, определять структуру и штаты местной Администрации и решать самостоятельно вопросы распоряжения и управления объектами муниципального имущества и расходования средств местного бюджета. Наконец, сильный мэр в рамках такой модели организации местного самоуправления имеет права созывать и вести заседания представительного органа местного самоуправления, подписывать и обнародовать решения представительного органа власти и в необходимых случаях – применять право отлагательного вето в отношении актов представительного органа местного самоуправления.

· “слабый мэр” – “сильный муниципальный совет”. Для такой модели организации местного самоуправления является характерным то обстоятельство, что обычно слабый мэр или глава муниципального образования избирается на свой пост из числа депутатов на заседании представительного органа местного самоуправления и поэтому он несёт в полном объёме юридическую ответственность за результаты своей деятельности перед депутатами выборного органа местного самоуправления. Кроме того, слабый мэр, как правило, осуществляет только представительную и контрольную функцию, а исполнительно-распорядительные полномочия по руководству деятельности местной администрации и управлению муниципальным хозяйством может осуществлять иное уполномоченное должностное лицо местного самоуправления, замещающее свою должность по конкурсу и на контрактной основе – управляющий или сити-менеджер. Наконец, слабый мэр по всем вопросам своей компетенции вынужден согласовывать их с депутатами представительного органа местного самоуправления, которые вправе выразить ему недоверие по итогам его работы и тем самым досрочно прекратить полномочия главы муниципального образования.

Функциональные принципы местного самоуправления раскрывают отдельный полномочия органов местного самоуправления по управлению подведомственными отраслями и сферами муниципального хозяйства. Выделяется 2 таких принципа:

1) принцип комплексного и пропорционального экономического и социально-культурного развития территории муниципального образования, состоящий в том, что в своей хозяйственной деятельности органы местного самоуправления должны стремиться к равномерному развитию муниципального хозяйства, включая как экономическую, так и социально-культурную инфраструктуру развития территорий муниципального образования;

2) принцип компетентности, а выражающийся в том, что при осуществлении своих полномочий органы местного самоуправления в соответствии с актами действующего законодательства вправе разрешать только те вопросы местного значения, которые отнесены к их исключительной компетенции и не могут решать другие вопросы деятельности, которые входят в компетенцию иных органов местного самоуправления или органов государственной власти.

Принципы организационно-массовой работы регулируют формы взаимодействия между органами местного самоуправления и населением муниципального образования:

1) принцип массовости проведения общественных мероприятий по вовлечению населения муниципального образования в решении вопросов местного значения;

2) принцип сочетания организационно-правовых и организационно-массовых форм работы органов местного самоуправления, предполагающие то, что именно в ходе осуществления тех или иных организационно-правовых форм деятельности органов местного самоуправления в обязательном порядке должны использоваться сопутствующие организационно-массовые формы привлечения граждан к работе органов местного самоуправления.

В частности, в ходе подготовки, созыва и проведения сессионных заседаний выборного органа местного самоуправления могут использоваться такие формы организационно-массовой работы среди населения муниципального образования, как встреча депутатов со своими избирателями округа, проведение публичных слушаний и опросов среди населения по наиболее важным вопросам местного значения, а также могут приглашаться представители общественности на сессионные заседания с правом совещательного голоса.

3) принцип универсальности проведения организационно-массовой работы именно среди жителей муниципального образования на всех стадиях управленческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе на стадиях подготовки и принятия муниципально-правовых актов, организации их исполнения и осуществления контроля за реализацию в жизнь принятых решений именно со стороны населения муниципального образования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.