Порядок формирования и система постоянных депутатских комитетов и комиссий.
Согласно действующему законодательству о местном самоуправлении представительный орган муниципального образования из своего состава на весь срок полномочий образует соответствующие виды постоянных комитетов и комиссий именно в целях предварительной подготовки и рассмотрения проектов муниципально-правовых актов, организации их исполнения, а также осуществление контроля за ходом реализации вступивших в юридическую силу актов выборного органа местного самоуправления. Как правило, создание такого рода постоянных комитетов и комиссий происходит на первой организационной сессии (собрании) вновь избранного состава депутатов выборного органа местного самоуправления на добровольных началах путём их самовыдвижения в члены того или иного постоянного комитета или комиссии. В дальнейшем обычно на очередном сессионном заседании представительного органа муниципального образования происходит утверждение списочного состава созданных постоянных депутатских комитетов и комиссий. Если у присутствующих на сессионном заседании депутатов возникают какие-либо разногласия по персональному составу членов постоянных комитетов и комиссий, то такой спорный вопрос именно по отдельно предложенным кандидатурам членов постоянных комитетов и комиссий может быть поставлен председателем на поимённое голосование. В целом необходимо отметить, что в основе образования всех постоянных депутатских комитетов и комиссий используются 2 основных правовых принципа: 1. отраслевой принцип; 2. функциональный принцип. Чисто по отраслевому принципу формируются такие виды постоянных депутатских комитетов и комиссий, которые ведают отдельными вопросами местного значения в той или иной отрасли или сфере муниципального управления. Например, Комитет городского хозяйства; Комитет по градостроительству, землепользованию и архитектуре; Комитет по социальным вопросам и Комитет по делам молодежи Думы г. Томска. В свою очередь по функциональному принципу могут создаваться постоянные депутатские комитеты и комиссии, которые призваны осуществлять специальные функции, охватывающие сразу несколько основных направлений работы представительного органа муниципального образования. Например, Комитет по бюджету, экономике и собственности; Постоянная комиссия по регламенту и правовых вопросам Думы г. Томска. Независимо от своего профиля деятельности и специализации все постоянные депутатские комитеты и комиссии выборного органа местного самоуправления призваны осуществлять 3 основных функции: 1. подготовительно-совещательная; 2. организаторская исполнительная; 3. контрольная функция. Содержание подготовительно-совещательной функции предполагает выполнение постоянными депутатскими комитетами и комиссиями таких своих общих полномочий: 1. подготовка проектов муниципально-правовых актов местного бюджета, целевых программ и планов развития муниципального хозяйства и дача по ним своих официальных заключений; 2. право комитетов и комиссий в необходимых случаях ставить вопрос перед представительным органом муниципального образования о необходимости разработки проектов законов субъекта РФ по регулированию отдельных вопросов местного значения; 3. право комитетов и комиссий давать официальное разъяснение смысла и содержания принятых решений выборного органа местного самоуправления именно на основании специальных поручений, даваемых его председателем; 4. возможность в случаях и порядке, установленных Уставом муниципального образования и муниципально-правовыми актами, вносить предложения перед представительным органом муниципального образования о необходимости назначения и проведения местного референдума, публичных слушаний по наиболее важным вопросам местного значения. Организаторская исполнительная функция, осуществляемая постоянными депутатскими комитетами и комиссиями, предусматривает реализацию постоянными депутатскими комитетами и комиссиями таких своих основных полномочий: 1) право комитетов и комиссий организовывать исполнение принятых актов представительного органа муниципального образования во взаимодействии с Главой муниципального образования и местной Администрации, в том числе в форме проведения совместных заседаний; 2) право комитетов и комиссий назначать и проводить публичные слушания по наиболее важным вопросам местного значения, которые входят в компетенцию представительного органа муниципального образования; 3) возможность комитетов и комиссий привлекать к своей работе органы территориального общественного самоуправления, иные массовые общественные объединения граждан именно в целях организации исполнения принятых актов представительного органа местного самоуправления. Контрольная функция, выполняемая постоянными депутатскими комитетами и комиссиями, обычно включает в себя такие принадлежащие им основные контрольные полномочия: 1) право комитетов и комиссий рассматривать на своих заседаниях отчёты и сообщения о деятельности подконтрольных и подотчётных органов местного самоуправления и их должностных лиц; 2) возможность комитетов и комиссий проводить депутатские проверки и расследования именно на предмет исполнения принятых решений выборного органа местного самоуправления; 3) возможность давать поручения и иные задания о проведении специальных контрольных мероприятий соответствующему специализированному контрольному органу муниципального образования; 4) право комитетов и комиссий в случаях и порядке, установленных законом, вносить предложения в представительный орган муниципального образования о привлечении к юридической ответственности виновных должностных лиц местного самоуправления за нарушение действующего законодательства, и в том числе они могут инициировать юридическую процедуру об удалении в отставку Главы муниципального образования. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|